Классный час
классный час по обж (11 класс)

Васин Алексей Иванович

Тяжело в учении ,легко в бою .

Где меньше войско, там больше храбрых.

Солдат и в мирное время на войне.

Опасности лучше идти на встречу, чем  ожидать на месте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.ch_._geroyami_ne_rozhdayutsya_geroyami_stanovyatsya.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИССКУСТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»

«Героями не рождаются - героями становятся»

                            Выполнил: Преподаватель ОБЖ А.И. Васин

                                                                                 

             

                                               

                                                                                                              с. Иволгинск

                                                                                                                 2019 год

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                Зам.  директора по УВР

____________А.Д. Гулгенова

«____» ___________ 20 __  г.

Технологическая карта

классного часа

Тема: Героями не рождаются, героями становятся

Группа    0221                                                                                                              Классный руководитель  А.И. Васин

Цель, задачи

Форма проведения

МТО

Методическая организация

Содержание

Литература

воспитывать  чувство

патриотизма, гражданственности у студентов;

расширять кругозор;

развивать любознательность, внимание, память, речь.

Беседа с элементами экскурса в историю.

Мультимедийная система. Электронная презентация.

Поиск и изучение литературы по теме.

Распределение участников классного часа.

Создание презентаций.

  1. Организационный момент.
  2.  Сообщение темы, цели классного часа.
  3. Информационный материал.
  4. Работа в группах.
  5. Информационный материал.
  6. Работа в группах.
  7. Итог.
  8. Рефлексия .

 - Сгибнева Е.П. Классные часы в выпускных классах. Росто-на-Дону: Изд-во «Феникс». 2012.

 Солдатова Т.Б.,  

- Сгибнева Е.П. Классные часы в 10-11 классах. Росто-на-Дону: Изд-во «Феникс». 2014.

http://ruheroes.ru/

 

 Классный   час:

« Героями не рождаются,

         героями становятся»

Цель: воспитание чувства патриотизма, а также чувство гордости и уважения к  своему народу, чувство милосердия и сострадания к ближнему.

 

1.Орг. момент.

  1. Сообщение темы, цели занятия.

          - Прочитайте крылатые выражения, которые использовал в своей

речи один очень известный русский полководец. ( слайд )

Тяжело в учении ,легко в бою .

Где меньше войско, там больше храбрых.

Солдат и в мирное время на войне.

Опасности лучше идти на встречу, чем  ожидать на месте.

-Кто знает этого полководца? ( ответы студентов)

Слайд(А. В. Суворов )

  1. Информационный материал.

           Родился 13(24) ноября 1729 г в семье военного. Назван в честь Александра Невского. Детство провел в отцовском имении в деревне. Суворов рос слабым, часто болел. Отец готовил его на гражданскую службу, так как знал тяготы военной службы. Однако с детских лет Суворов проявил тягу к военному делу, пользуясь богатейшей отцовской библиотекой, он изучал артиллерию, фортификацию, военную историю, много читал, знал языки.

Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями.

Большое  влияние на судьбу А. В. Суворова оказал генерал Ганнибал - друг семьи Суворовых, который, заметив тягу мальчика к военному делу и образованность, повлиял на его отца, чтобы тот избрал для сына военную карьеру. В 13 лет Суворов был зачислен мушкетёром в лейб-гвардии Семёновский полк. В 19 лет начал действительную военную службу, постепенно повышаясь в звании. В 23 года произведён в офицеры.

Свою личную чрезвычайную храбрость он без нужды не показывал, но там где считал нужным, бросался в самое пекло, платясь за это ранениями. При своём сильнейшем честолюбии, Суворов никогда не поступался законами совести. Бескорыстный, религиозный и добродушный, он избегал изнеженности, спал по 2-3 часа в сутки, на сене. Даже в холод носил лёгкую одежду. Солдаты доверяли ему бесконечно, шли за ним в огонь и воду. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. С именем Суворова связаны многие победы  русской армии. В 70 лет Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. (слайд )

А свою первую победу он одержал при захвате крепости Туртукай, которую взял без согласования с начальством, но виртуозно и с минимальными потерями. За самовольные действия был предан суду, который приговорил его к смертной казни. Но императрица Екатерина II приговор не утвердила, написав: «Победителей не судят», с тех пор он навсегда стал её любимцем.

(слайды)

          Суворов прожил 70 лет не прославляя себя, а защищая и прославляя Россию. Он кавалер всех российских и многих иностранных орденов. За всю карьеру не знал ни одного поражения: дал более 60 сражений и все выиграл! Он один из великих людей, и память о нём застыла на камнях, на холстах художников и устах поэтов и писателей.(слайды)

Сегодня мы познакомимся с рассказом С.П. Алексеева «Медаль».

 

Медаль.

Молодой солдат Кузьма Шапкин во время боя струсил и весь день просидел в кустах. Суворов его приметил, но Шапкин об этом не знал.

В честь победы над турками в суворовскую армию прислали ордена и медали. Награды раздавал сам Суворов.

Стоял Шапкин в строю и ждал, чтобы скорее всё это кончилось. Совестно было солдату. И вдруг назвали его фамилию.

Встал Шапкин перед строем, потупил глаза, покраснел. А Суворов прикрепил ему медаль на рубаху.

Носит Шапкин медаль, да покоя себе не находит. Целыми днями молчит.

Прошла неделя. Не выдержал Шапкин, пошёл к Суворову. Входит в палату и возвращает медаль. Опустил Шапкин голову, во всём признался Суворову. Суворов обнял солдата, похвалил его. Сказал, что героями не рождаются , героями становятся .

Не ошибся Суворов.

В следующем бою Шапкин первым ворвался в турецкую крепость , заслужил и медаль и великую славу.

         ( По С. А. Алексееву)

Медаль-это знак в виде круглой металлической пластинки с различными изображениями, присуждаемый в награду за что-нибудь или отливаемый в память о каком – нибудь  событии.

Орден – особый знак отличия в награду за выдающиеся заслуги перед государством (по С. И.Ожегову).

           4.   Беседа по прочитанному.

-О ком рассказ? Как вёл себя во время боя Кузьма Шапкин?

-Знал ли об этом Суворов?

-Что раздавал Суворов в честь победы?

-Почему Шапкин хотел, чтобы награждение скорее закончилось?

-Получил Шапкин награду или нет?

-Зачем Шапкин пришёл к Суворову спустя неделю?

-За что похвалил его Суворов?

-Как вёл себя Шапкин в следующем бою?

-В каких строчках заключается главная мысль рассказа?(слайд:

Героями не рождаются, героями становятся.)

-Относятся ли эти строчки и к  самому Суворову? Почему?

-Выберите из афоризмов те, которые подходят к рассказу «Медаль» (слайд)

-Расскажите, каким вы увидели в рассказе  Шапкина, а каким   Суворова?  

           

            5.    Итог. 

О Суворове – великом русском полководце можно говорить очень много, и если вас заинтересовала информация о нём, то вы можете продолжить своё знакомство с ним, используя книги из библиотеки.    

Презентация «Герои наших дней»

Преподаватель :Кто они? Герои Нашего Времени. Они живут среди нас и мы порой даже не подозреваем о том, что это за люди. Они скромные, они не рассказывают о своих подвигах.

Делимся на 4 группы (обучающимся предлагаются карточки с названиями «Ёлочки», «Палочки», «Шишечки», «Грибочки», после выбора каждого участника карточки, образуется 4 группы.

Групповая работа

Перед вами находятся словари – задание: Найдите определение  слова подвиг?

Ответ 1 группы: можно сказать, что подвиг – это героический поступок человека. совершая подвиг, человек проявляет смелость, самоотверженность. иногда любовь. подвиг – это в какой-то мере готовность пожертвовать собой ради близкого человека, родины и так далее.

Ответ 2 группы: подвиг - это, когда человек, жертвуя своей жизнью, спасает других

 Ответ 3 и 4 групп совпал: подвиг - это когда чувство любви к родине, семье и просто дорогим людям, заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелые поступки, при этом не задумываясь о последствиях, которые могут случиться с тобой!

Преподаватель :Подвиг может совершить человек, который понимает, что такое совесть, честь и долг. Самый большой подвиг состоит в том, чтобы всегда оставаться верным своим убеждениям, своей мечте, уметь отстаивать свои убеждения, бороться за эту мечту. Есть подвиг, как вспышка , как яркий факел, но есть и другой подвиг, внешне не броский, повседневный. И длится он не секунды, минуты, а недели, месяцы, годы. И проявляется в самоотверженном труде, требующем от человека высочайшего напряжения духовных и физических сил, нередко сопряжённого с опасностью, риском. Подвиг – это мера добра, любви, внутренней честности перед собой и людьми.

В разные времена понятие о подвиге были различными:

 В рабовладельческом строе героями считали полководцев, которые покоряли другие страны, завоёвывали рабов обогащали господствующий класс. В эпоху феодализма – это смелый рыцарь, в совершенстве владеющий оружием, жестокий и доблестный в бою, до конца верный своим союзникам и друзьям.

Буржуазия создаёт своих героев – это решительные купцы-мореходы, пересекающие океаны и хорошо владеющие оружием, наёмные капитаны, полу пираты - полу разбойники, добывающие своим хозяевам новые земли, новые богатства.

Фашистская мораль преподносит нам куда более страшный облик: человек-зверь, убивающий «по праву сильного» всех, кто слабее: женщин, детей, стариков. В этом «герое» нет ничего человеческого. Сильным он оказывается лишь со слабыми, а в трудных условиях становится жалок и отвратителен.

Трудно переоценить героизм советских людей, идущих в авангарде человечества. Героизм этот лишён блеска и проявляется в буднях жизни. Подвиги совершали наши юноши и девушки, строя в далёких сибирских необжитых районах новые горда, и подвиги эти заключались в будничном труде по вырубке леса, постройке бараков… Холод, перебои с продуктами, скупой отдых в неуютных бараках, где с потолка капала вода – всё это буднично и неприглядно. А тем не менее, в этих буднях совершался трудовой героизм – люди работали не по принуждению, а по зову своих сердец.

Многих героев Великой Отечественной войны мы не знаем, а ещё больше осталось неизвестных в тылу врага! Эти люди совершили подвиг на войне во имя спасения жизни других людей.

 Гражданский подвиг может быть даже труднее, чем подвиг на войне.

 А поступить честно – это просто всегда? А уличить человека во лжи – это просто, если это ваш друг? А если кто-то ворует, а ты стоишь и молчишь, не желая выдать одногруппника ? А знаете ли вы что человек, который был рядом, когда совершали преступление и смолчавший – является участником преступления? А обстановка трусливого молчания развязывает руки клеветнику и хулигану.
 А смелость и критика создаёт невыносимую обстановку для подлости. А трусливое молчание – соучастие подлости. Но надо быть мужественными, чтобы признать свою ошибку или остановить негодяя! А подвиги возможны и в быту и в семье и во всех будничных делах!

Работа в группах : Задание: Запишите как можно больше пословиц о дружбе, друзьях, товарищах

Проверка выполнения задания: Каждая группа по очереди называет пословицу, а у других если она повторяется, вычёркивают и называют другую.

 - Посмотрите на людей, которые в наши дни становятся героями.

   Примеры:(слайды)

Какие же качества характера необходимо воспитать в себе,

чтобы быть готовым к подвигу? Восточная мудрость гласит «Для того, кто не знает, куда ему плыть – никогда нет попутного ветра».
Когда у человека есть цель – он знает к чему стремиться и это помогает ему воспитать в себе стойкий характер и непреклонную волю.
 Место подвигу можно нейти и в обыденной жизни. Уметь жить и тогда, когда жизнь становиться невыносимой.
 Подвиг – это всегда преодоление трудностей, а преодолеть трудности можно лишь тогда, когда знаешь во имя чего ты это делаешь.
 Мужество – тоже не врождённое качество. Нет людей, совершенно чуждых чувству страха, и смел не тот, кто от «природы» не знает страха, а тот, кто научился подавлять в себе чувство страха, и подчинять его своей воле и долгу.
Воля – проявляется в выдержке, умении владеть собой. Не опускать руки в трудных условиях, умении подавить свои трудные мысли – эти качества сопутствуют подвигу. Быть решительным – не значит всё торопиться решить быстро, торопливо. Когда нет необходимости, не следует спешить, торопиться. Но если обстоятельства так складывается, что сдать нельзя – надо уметь принять решения немедленно. В данном случае необходимо такое качество, как – настойчивость. Человек безвольный очень горячо берётся за дело, но быстро «выдыхается». Он способен лишь на короткий рывок и не может преодолеть ряд трудностей. У волевых людей силы не только не ослабевают, а возрастают с возникновением препятствий.


Сколько раз вы давали себе слово, например, не опаздывать на уроки, учиться на «хорошо» и «отлично», не врать, выполнять домашнюю работу (помогать маме), не грубить… Кто из вас может сказать, что у него это получалось?! Иногда считают, что волевые люди обладают каким-то особым характером, что не каждому дано быть мужественным. Это неверно. Люди, совершавшие подвиги, имели самые разные характеры.

Некоторые думают, что стать храбрым очень легко. Груби старшим, говори дерзости, имей самоуверенный вид, ввязывайся в драки и о тебе пойдёт молва как о храбром парне. Но это мнимая, ложная храбрость. Это не храбрость, а завоевание дешёвого авторитета перед одноклассниками. От неё очень далеко до настоящей смелости и мужества.

Вокруг нас сколько угодно возможностей для воспитания смелости, решительности, настойчивости на нужных и полезных делах. Видите, обижают человека – защитите его. Это и будет воспитанием вашей смелости. Учиться выполнять все, даже скучные и неприятные обязанности, подчинять общим интересам своё «хочу» и «не хочу» - вот первые ступеньки воспитания воли без которой почти невозможен путь к подвигу. Попробуйте отучить себя от вредных привычек – это требует колоссальных усилий воли, но если получится, то это шаг к воспитаию в себе сильного характера.

 Высказывания студентов :

— Подвиг можно совершить и в мирной жизни. Есть много героев в истории науки. Это, например, полярники, подолгу находящиеся во льдах. Известны и герои-врачи, нарочно заражавшие себя опасными болезнями, чтобы научиться лечить их. А герои космоса или подводного мира? Кто знает, не подстерегает ли их непредвиденное и на этот раз? И всё же они уходят на задание, чтобы открыть человечеству новые тайны...

– Я считаю подвигом, что ветераны войны, несмотря на свой преклонный возраст, превозмогая немощь и болезни, выходят на парад в честь Дня Победы. Это требует от них огромных сил. Сколько подвигов они совершили в годы войны! И сейчас, в мирное время, снова показывают нам, молодым, настоящую стойкость.

— Увы, сейчас молодежь больше ориентируется на кумиров, на звезд эстрады и кино, а про настоящих героев знает мало. Может, потому что о них почти не говорят по телевизору и радио, мало пишут в газетах? Многие мужественные поступки обычных людей остаются неизвестными. Нас, молодых, лишили возможности знать, кто сегодня настоящий герой. И всё же, если говорить об обычной жизни, есть люди героических профессий, для которых ежедневные подвиги — это работа. Это военные, спасатели, пожарные, врачи… И если вы, современные юноши и девушки, выбираете эти профессии, значит, в наших сердцах тоже есть место подвигу…

— Неравнодушие сегодня — редкость. Мне героями кажутся люди, которые откликаются на чужую беду, жертвуют деньги для помощи больным людям, особенно детям. Я знаю, что многие из них и сами вовсе не богаты, а порой отдают последнее. Зачастую их имена неизвестны, но они — настоящие герои. Благодаря их пожертвованиям кто-то, быть может, уже отчаявшийся, получает шанс на жизнь

— И сегодня людей, которые живут по законам чести и совести, можно назвать героями. Такие люди, порой жертвуя своими интересами, всегда готовы прийти на помощь другим. И пусть об их скромном героизме никогда не напишут в газетах, но сотни людей, которым в течение жизни довелось с ними общаться, сохранят о них добрую память.

Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.

Работа по группам:  Запишите черты характера, которыми должен обладать герой.

Обмен мнениями.

Заключение:

 Заставьте себя добросовестно учиться и работать, приобретите трудовые навыки - это тоже путь
к подвигу! Не огорчайтесь, если вам сразу не представится случая совершить что-то необычное.
Сумейте сделать так, чтобы будничное, повседневное дело горело в ваших руках – и рано или поздно вы совершите подвиг!

                   

Рефлексия - Ну что ж, время нашего классного часа подходит к концу. - Скажите, когда-нибудь, до нашего разговора, вы задавали себе вопрос:

«Есть ли герои у нашего времени?» (студенты отвечают)

- Если задавали, то как на него отвечали? (студенты  отвечают)

 - Как ответите теперь? (студенты отвечают)

- Ребята! В настоящее время существует специальный интернет-проект «Герои России», который рассказывает о подвигах простых людей. (слайд - До свидания! Спасибо за внимание!)

Самоанализ воспитательного мероприятия

Тема классного часа: Героями не рождаются – героями становятся

Дата проведения: 07.05.2019г.

Форма мероприятия: Беседа  

Материально-техническое обеспечение: Ноутбук, медиапроектор, экран, слайды презентации, портреты героев  

Участие актива группы: помощь в подготовке классного часа

Роль классного руководителя: организация и проведение мероприятия

Характеристика хода проведения: данное мероприятие было проведено согласно  методической организации, т.е. поэтапно,

  • Организационный момент
  • Актуализация знаний
  • Выступление ветерана ВОВ
  • Выступление студентов
  • Практическая работа в группах
  • Тестирование

Подведение итогов

Реализация принципов воспитания в организации: в ходе проведения мероприятия были реализованы такие принципы воспитания, как: формирование сплоченности и навыков коллективной деятельности; развитие профессионального творчества студентов, развитие гуманизма; личностно-ориентированного воспитания; ориентации на самостоятельность, ответственность и заинтересованность в получении знаний; построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности; признания индивидуальности каждого члена коллектива.

Оценка содержания, методов, приемов, средств: данное мероприятия прошло согласно плану, использовались такие методы и приемы как, объяснительно-иллюстративный метод, беседа, метод сотрудничества, игровые формы (викторина, познавательная игра), проектные методы.

Психологическая атмосфера в группе: дружелюбная, гармоничная, открытая.

Достигнута ли намеченная цель: итоги тестирования  выявили, что студенты закрепили знания о Великой Отечественной войне, соответственно намеченная цель была достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...