Рабочая программа по предмету ОБЖ (9 класс)
рабочая программа по обж (9 класс)
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl_rabochaya_programma_po_predmetu_obzh.docx | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Класс: 9
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в год: 35 часов
Разработчик программы: Малюкова Т.И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273. Примерной программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, на основании Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов (Автор: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Издательство: Просвещение, 2014 г.).
Содержание программы выстроено по двум линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи.
Цели:
- повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы- совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
- снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
- формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Задачи:
- формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
В ходе изучения предмета, обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Особенностью курса «ОБЖ» по отношению к ФГОС ООО является то, что в нем содержится описание видов деятельности учащихся в процессе освоения соответствующего содержания, направленных на достижение целей обучения. Это ориентирует на усиление системно - деятельностного подхода к обучению, на организацию разнообразной учебной деятельности, отвечающей современным психолого-педагогическим воззрениям, на использование современных технологий.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности». Ведь только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области БЖ и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Практическая направленность предмета обусловлена тем, что изучение ОБЖ должно способствовать развитию личностных качеств школьников, обеспечивающих их защищенность от внешних и внутренних угроз, формирование потребности соблюдать нормы ЗОЖ, воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Таким образом, назначение курса ОБЖ видится не только в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, а, главным образом, в укреплении их здоровья, его духовной, физической и психической составляющих.
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности каждого ученика и своевременно подкорректировать её; информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности учащихся
Программой предусмотрено проведение двух контрольных срезов по соответствующим модулям.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Авторы составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. | Учебник для образовательных организаций. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | 2018 | Москва «Просвещение» |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования на изучение предмета «ОБЖ» в 9 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю. Базисный учебный план и региональный учебный план рассчитаны на 35 часов. Рабочая программа рассчитана на 35 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов изучения курса «ОБЖ»:
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия учащихся:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия учащихся:
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-навыки смыслового чтения.
Коммуникативные универсальные учебные действия учащихся:
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
Предметные результаты:
-формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
-формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
-понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
-понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
-формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
-формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
-понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
-знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
-знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
-умение оказать первую помощь пострадавшим;
-умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
-умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
-овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Система оценки и контроля образовательных результатов
Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть, за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, умениями и навыками.
При оценивании знаний по предмету «Основ безопасности жизнедеятельности» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям ОБЖ.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные работы, тестирование, контрольные работы:
Оценка 5 - за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности.
Оценка 4 - за тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценка 3 - за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.
Оценка 2 - за непонимание и незнание материала программы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
В рабочей программе реализуются требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанностью
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОБЖ В 9 КЛАССЕ
Номер урока | Тема урока | Содержание. | Д/З. |
Основы комплексной безопасности | |||
1 | Современный мир и Россия | Место России в мировом сообществе, внешняя политика России, развитие сотрудничества с государствами | Уч. 9 кл. § 1.1 |
2 | Национальные интересы России в современном мире | Национальные интересы России: -во внутриполитической сфере; -в экономической сфере; -в духовной сфере; -в международной сфере; -в военной сфере | Уч. 9 кл § 1.2 |
3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России | Стратегия национальной безопасности, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера | Уч. 9 кл § 1.3 |
4 | Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность | Анализ чрезвычайных ситуаций на территории России, обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | Уч. 9 кл § 1.4 |
5 | Чрезвычайные ситуации и их классификация | Концепция национальной безопасности. Федеральные законы: «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» | Уч. 9 кл § 2.1 |
6 | Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия | Опасные природные явления на территории России | Уч. 9 кл § 2.2 |
7 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины | Опасность развития техносферы для населения и окружающей среды, причины и последствия аварий в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека | Уч. 9 кл § 2.3 |
8 | Угроза военной безопасности России | Организация обороны государства, нормативная база обороны государства, внешние и внутренние военные опасности, основные военные угрозы, возможность применения военной силы для обеспечения безопасности | Уч. 9 кл § 2.4 |
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | |||
9 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | Создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), основные задачи РСЧС, координационные органы РСЧС, органы управления РСЧС, силы и средства РСЧС | Уч. 9 кл § 3.1 |
10 | Система гражданской обороны | Создание системы гражданской обороны (ГО), основные задачи в области ГО, мероприятия по ГО, руководство ГО, основные права и обязанности граждан в области ГО | Уч. 9 кл § 3.2 |
11 | МЧС России | История создания МЧС, система МЧС России, основные задачи МЧС, основные полномочия МЧС, приоритетные направления деятельности МЧС | Уч. 9 кл § 3.3 |
12 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций | Основная цель мониторинга чрезвычайных ситуаций, методы, способы и методики прогнозирования возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций и опасных природных явлений | Уч. 9 кл § 4.1 |
13 | Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | Мероприятия по уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций, защитные сооружения гражданской обороны, меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций | Уч. 9 кл § 4.2 |
14 | Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций | Система централизованного оповещения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба, «Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения, сущность эвакуации, виды эвакуации, рассредоточение | Уч. 9 кл § 4.3 |
15 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | Аварийно-спасательные работы в очагах поражения, неотложные работы в очагах поражения, обеспечение аварийно-спасательных и других неотложных работ | Уч. 9 кл § 4.4 |
Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации | |||
16 | Международный терроризм – угроза национальной безопасности | Концепция противодействия терроризму, Стратегия национальной безопасности РФ, источники угроз национальной безопасности, особенности террористической деятельности в России | Уч. 9 кл § 5.1 |
17 | Виды террористической деятельности и террористических актов | Виды террористических актов, средства, используемые при осуществлении террористических актов, виды современной террористической деятельности, особенности современного терроризма | Уч. 9 кл § 5.2 |
18 | Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму | Отдельные статьи Конституции РФ по противодействию терроризму, резолюция Совета Безопасности ООН «О принятии декларации по вопросу о борьбе с терроризмом», Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года | Уч. 9 кл § 6.1 |
19 | Общегосударственное противодействие терроризму | Координация деятельности по противодействию терроризму, основные задачи противодействия терроризму, направления противодействия терроризму в РФ, силовые ведомства, привлекаемые для борьбы с терроризмом | Уч. 9 кл § 6.2 |
20 | Нормативно-правовая база противодействия наркотизму | Наркоугрозы России, Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в РФ, Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г., отдельные статьи Уголовного кодекса РФ | Уч. 9 кл § 6.3 |
21 | Организационные основы противодействия терроризму | Национальный антитеррористический комитет, его задачи, Федеральный оперативный штаб, состав по должностям Федерального оперативного штаба и его права | Уч. 9 кл § 7.1 |
22 | Организационные основы противодействия наркотизму | Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Государственный антинаркотический комитет | Уч. 9 кл § 7.2 |
23 | Правила поведения при угрозе террористического акта | Правила поведения: -при возможной опасности взрыва; -если произошел взрыв; -если вас завалило обломками; -в случае захвата в заложники | Уч. 9 кл § 8.1 |
24 | Правила поведения при угрозе террористического акта | Правила поведения: -в случае похищения; -при захвате самолета; -при перестрелке; -при угрозе террористического характера по телефону | Уч. 9 кл § 8.1 |
25 | Профилактика наркозависимости | Метод формирования отрицательного отношения к наркотикам | Уч. 9 кл § 8.2 |
Основы здорового образа жизни | |||
26 | Здоровье человека – как индивидуальная, так и общественная ценность | Основные определения здоровья человека, факторы, оказывающие влияние на здоровье человека | Уч. 9 кл § 9.1 |
27 | Здоровый образ жизни и его составляющие | Индивидуальная система здорового образа жизни, основные составляющие здорового образа жизни | Уч. 9 кл § 9.2 |
28 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | Условия, влияющие на уровень репродуктивного здоровья личности и общества, семейный кодекс РФ, концепция демографической политики | Уч. 9 кл § 9.3 |
29 | Брак и семья. | Понятия: семья и брак, факторы, характеризующие взаимоотношения супругов, функции семьи | Уч. 9 кл § 10.1 |
30 | Семья и здоровый образ жизни | Понятия: семья и брак, факторы, характеризующие взаимоотношения супругов, функции семьи | Уч. 9 кл § 10.2 |
31 | Основы семейного права в Российской Федерации | Семейный кодекс Российской Федерации, условия и порядок заключения брака | Уч. 9 кл §10.3 |
Основы медицинских знаний и оказания первой помощи | |||
32 | Первая помощь при массовых поражениях | Мероприятия по оказанию первой помощи в местах массового поражения людей | Уч. 9 кл § 11.1 |
33 | Первая помощь при массовых поражениях (практика) | Мероприятия по оказанию первой помощи в местах массового поражения людей | Уч. 9 кл § 11.1 |
34 | Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ | Признаки передозировки при приеме психоактивных веществ, правила оказания первой помощи при передозировке | Уч. 9 кл § 11.2 |
35 | Консультация по теме «Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ» | Признаки передозировки при приеме психоактивных веществ, правила оказания первой помощи при передозировке |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение:
Для ученика:
Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2018.
Дополнительная литература:
Для учителя:
1.Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / Составители А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин; под общей редакцией А.Т.Смирнова. -2-е издание - М.: Просвещение, 2004.
2.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов; под редакцией А.Т.Смирнова; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» – М.: Просвещение, 2007.
3.Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебно-методическое пособие для занятий с населением / Под общей редакцией Г.Н.Кириллова – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2005.
Материально-техническое обеспечение:
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
- колонки.
Тренажеры
- кукла – тренажер «Максим»;
- макет автомата Калашникова АК-74.
Средства индивидуальной защиты
- ватно-марлевые повязки;
- респираторы;
- противогазы (типа ГП-7).
Стенды, плакаты
-Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(РСЧС);
- безопасность на улицах и дорогах;
- пожары, взрывы;
- наводнения и затопления;
- правила оказания медицинской помощи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Обществознание 6 класс на основе авторской программы А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российс...
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку. и развернутое календарное планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 7 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (мальчики), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (мальчики), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 8 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
При разработке программы использовались нормативные документы, обеспечивающие ее реализацию.Программа составлена для общеобразовательного класса, который сформирован из учащихся с различной трудовой п...