Рабочая программа по предмету ОБЖ (10 класс)
рабочая программа по обж (10 класс)
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl_rabochaya_programma_po_predmetu_obzh.docx | 40.48 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Класс: 10
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в год: 35 часов
Разработчик программы: Малюкова Т.И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования», на основании Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 10класс / Под ред. А.Т.Смирнова. - М: Просвещение, 2014.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества
В рабочей программе реализуются требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.
Цели:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
- развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
- овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
- развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
Задачи:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать
- решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Авторы составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. | Учебник для образовательных организаций. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень), 3-е издание | 2016 | Москва «Просвещение» |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет основы безопасности жизнедеятельности обеспечивает формирование у учащихся правила поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. В учебной программе для 10 класса структурные компоненты курса ОБЖ представлены в трёх разделах, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в классе с учетом межпредметных и внутренних связей, логику учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, для качественной организации образовательного процесса, перспектив его развития. Содержание программы выстроено по трем линиям: основы безопасности личности, общества и государства, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, обеспечение военной безопасности государства.
В ходе изучения предмета учащиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Сегодня особую важность и актуальность имеет задача формирования у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование у учащихся чувства патриотизма.
Практическая направленность предмета обусловлена тем, что изучение ОБЖ должно способствовать развитию личностных качеств школьников, обеспечивающих их защищенность от внешних и внутренних угроз, формирование потребности соблюдать нормы ЗОЖ, воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Таким образом, назначение курса ОБЖ видится не только в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, в укреплении их здоровья, его духовной, физической и психической составляющих, а, главным образом, развитие у них чувства личной ответственности за будущее страны.
Новизна данной программы определяется тем, что в основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования, и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности каждого ученика и своевременно подкорректировать её; информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности учащихся
Программой предусмотрено проведение трех контрольных срезов по соответствующим модулям.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования на изучение предмета ОБЖ в 10 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю. Базисный учебный план и региональный учебный план рассчитаны на 35 часов. Рабочая программа рассчитана на 35 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся 10 класса должны:
знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях;
- классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Кроме того, учащийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
Система оценки и контроля образовательных результатов
Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за полугодие, за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, умениями и навыками.
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).
Знания и умения, учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Оценка 5 - за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности.
Оценка 4 - за тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценка 3 - за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.
Оценка 2 - за непонимание и незнание материала программы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность. В рабочей программе реализуются требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
1.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования.
1.2. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.
1.3. Обеспечение личной безопасности на дорогах.
1.4.Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Правила самозащиты от насильников и хулиганов. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью; на рынке, стадионе, вокзале и др.
Раздел 2. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций
2.1. Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности. Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы РФ, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.
2.2.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи. РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму
3.1. Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства
3.2. Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности
3.3. Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения
3.4. Уголовная ответственность за террористическую и экстремистскую деятельность. Правила безопасного поведения при угрозе теракта
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
4.1.Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности. Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.
4.2. Здоровый образ жизни и его составляющие. Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
4.3. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.
Модуль 3. Обеспечение военной обязанности государства
Раздел 6. Основы обороны государства
6.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. 6.2. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие.
6.3. Современные средства поражения, их поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
6.4.Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
6.5.Средства индивидуальной защиты населения. Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Практические занятия. Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.
6.6.Организация проведения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
6.7.История создания Вооруженных Сил России. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии. Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
6.8. Памяти поколений - дни воинской славы России. Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
6.9. Виды и рода войск, история их создания. Предназначение различных родов войск. Сухопутные, ВВС, ВМФ, РВСН, ВДВ, космические войска.
6.10.Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопутные войска.
6.11.Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации.
6.12. Ракетные войска стратегического назначения (PBСH), их состав и предназначение.
Вооружение и военная техника.
6.13. Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника.
6.14. Космические войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника.
6.15. Пограничные органы ФСБ, внутренние войска МВД, войска гражданской обороны МЧС России.
6.16. Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества. Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма. Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.
6.17. Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской Армии и флота.
6.18. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни.
6.19. Порядок неполной разборки/сборки АК
6.20 Приемы и правила стрельбы из автомата
6.21. Современный бой
6.22. Обязанности солдат в бою.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОБЖ В 10 КЛАССЕ
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение:
Для ученика:
Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2016.
Дополнительная литература:
Для учителя:
- Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль 10-11 кл. / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников, М.В. Маслов; под общ.ред. А.Т. Смирнова, Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд. – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 159с.
- Методические материалы и документы по курсу «основы безопасности жизнедеятельности». Книга для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б. И. Мишин; под общ.ред. А.Т. Смирнова. – М: Просвещение 2001. – 160с.
Материально-техническое обеспечение:
- мультимедиапроектор
- экран настенный;
- колонки.
Тренажеры
- кукла – тренажер «Гоша»;
- макет автомата Калашникова АК-47.
Средства индивидуальной защиты
- ватно-марлевые повязки;
- респираторы;
- противогазы (типа ГП-7).
Стенды, плакаты
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(РСЧС);
- безопасность на улицах и дорогах;
- криминогенные ситуации;
- правила оказания медицинской помощи;
- плакаты ОВС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Обществознание 6 класс на основе авторской программы А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российс...
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку. и развернутое календарное планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 7 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (мальчики), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (мальчики), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 8 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
При разработке программы использовались нормативные документы, обеспечивающие ее реализацию.Программа составлена для общеобразовательного класса, который сформирован из учащихся с различной трудовой п...