Применение дневника наблюдения и способа оценивания с помощью жетонов на уроках ОБЖ
статья по обж (5 класс)

Жужкова Мария Игоревна

Согласно  требованиям Стандарта к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, приоритетным направлением работы учителя в 5 классах становиться -  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни и формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах (ООО); Для оценивания учебных и личностных достижении учащихся  я разработала и использую дневник наблюдения и оценивание с помощью жетонов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sbornik_-_vzglyad.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Применение дневника наблюдения и способа оценивания с помощью жетонов на уроках ОБЖ

М.И. Жужкова,

Преподаватель-организатор ОБЖ

Переходя из начальной школы на следующий - второй уровень обучения (5-9 классы), ученик 5 класса впервые знакомиться с предметом ОБЖ, т.к. первый уровень, в соответствии со ФГОС НОО, не предусматривает изучение ОБЖ. Согласно  НОО в начальной школе вопросы безопасности включены в предмет «Окружающий мир», однако анализ распространенных программ (напр., программа Н.Ф. Виноградовой) показывает, что темы, связанные с безопасностью человека изучаются поверхностно, а времени на их изучение выделяется мало [1].

Согласно  требованиям Стандарта к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, приоритетным направлением работы учителя в 5 классах становиться -  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни и формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах (ООО); Для оценивания учебных и личностных достижении учащихся  я разработала и использую дневник наблюдения и оценивание с помощью жетонов.

Дневник наблюдения на уроках ОБЖ:

Учащиеся еженедельно заполняют дневник наблюдения в конце тетради, который состоит из следующих граф:

Дата

Чрезвычайная или опасная ситуация

Описание

Место

Примечание

1

22.01.2016

ЧС техногенного характера -
Пожар

Предварительной причиной пожара называют нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования.

Г. Кемерово
ул. Весенняя д.21А

Пострадала одна женщина.
Подъезд дома был сильно задымлен, пожарные эвакуировали 10 человек, еще 15 вышли самостоятельно.

2

26.01.2016

ЧС техногенного характера -
ДТП

Столкнулись маршрутка и ToyotaCamry.

Г. Кемерово,

пересечение проспекта Ленина и 50 лет Октября

В маршрутке пострадали несколько человек.
Жертв нет.

3

10.02.2016

ЧС социального характера -

Телефонный мошенник

Злоумышленник находил в интернете объявления о потере вещей и документов, связывался с их авторами и представлялся работником ломбарда или просто человеком, нашедшим паспорт, и т.п. Вещи он предлагал вернуть по предоплате – сперва ему на телефон должны были прислать вознаграждение.

Исправительное учреждение Таштагольского района

Мошенник обманул 17 жителей разных городов России – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Общая сумма причинённого ущерба составила более 60.000 рублей.

Записи в дневнике зачитываются учениками на 2-ом этапе урока –«Актуализация и контроль знаний». После входного контроля и выполнения детьми поставленной задачи по проверке полученных знаний на прошлом уроке, ученики открывают тетрадь и по желанию зачитывают чрезвычайные или опасные ситуации произошедшие за неделю в г. Кемерово или Кемеровской области. По анализу чрезвычайных и опасных ситуации, еженедельно обновляющихся на сайте МЧС Кемеровской области выявлены многочисленные ежедневные происшествия, опасные ситуации, которые включены для изучения в общеобразовательную программу по предмету ОБЖ. Исходя из этого можно сделать вывод, что практически любая тема изучаемая в курсе 5 класса на уроках ОБЖ, может быть актуализирована самими детьми или с участием учителя при работе с дневником наблюдения.

При заполнении «дневника наблюдения» ребенок осуществляет индивидуальную учебную деятельность -  самостоятельно работает с использованием дополнительных информационных источников (средства массовой информации, газеты, интернет, телевидение и т.д.), отбирает материал, системно записывает происшествия и классифицирует ЧС.  Не малую роль играет факт, что ребенок анализирует чрезвычайные и опасные ситуации произошедшие в его родном городе, в том числе в районе проживания, что формирует мотивацию к изучению правил безопасного поведения в тои или иной ситуации, а самое главное закладывается фундамент по формированию безопасного образа жизни и современной культуры безопасности жизнедеятельности. У ученика формируется понимание, что опасная ситуация может произойти с ним или с его родными, что многие чрезвычайные или опасные ситуации происходят внезапно и как правило люди не готовы к ним. Анализируя, обобщая записи в дневнике, ребенок осознает важность изучения предмета и применения знаний и умений на практике.

Дневник наблюдения заполняется еженедельно и включен в систему домашнего задания ученика. За заполнение дневника наблюдения ученик получает жетон.

Оценивание с помощью жетонов

Одним из способов оценивания, для повышения учебной мотивации, который я использую в своей работе – являются жетоны.

Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их на практике.

Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (устный опрос, тесты, экспресс - опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи).

Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания, критерии которых описаны в примерной программе основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 кл. и авторской программе (авторы программы –А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов), / под общ. ред. А. Т. Смирнова. –М.: Просвещение, 2011);

В 5 классе при устном ответе ребенок не всегда может дать точную формулировку и истолкование основных понятий, строить ответ по собственному плану, сопровождать рассказ примерами, уметь применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий. Не всегда может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Все эти критерии соответствуют отметке «5».  Что бы не ставить ребенку низкую отметку, за устный ответ не соответствующий критерию «5» или «4» я использую метод оценивания с помощью жетонов, тем самым исключаю возможность боязни получить плохую отметку, мотивирую детей не бояться отвечать устно. Что бы заработать отметку «5» ученику необходимо получить 3 жетона. Такая  система оценки знаний позволяет учащимся усваивать необходимые знания, умения и навыки с учетом индивидуальных личностных особенностей (свойств ЦНС, уровня развития познавательных психических процессов каждого ребенка), способствует личностному росту учащихся, формированию позитивной самооценки для принятия ответственной позиции, а также соответствует системе оценивания при системно-деятельностном подходе.

Также оценивание с помощью жетонов я использую при групповой работе, выдавая жетоны тем командам, которые не набрали необходимое количество балов для отметки «5» и «4», но выполнили базовые требования. За еженедельное заполнение дневника наблюдения, описанного выше, выдается один жетон, что дает возможность ребенку заработать дополнительные отметки по предмету. Таким образом каждый ученик приходя на урок с заполненным дневником наблюдения, прочитавший материал для подготовки к уроку и проявляющий активность на уроке может заработать дополнительную положительную оценку, или копить жетоны и обменять их на следующем уроке.

Применение дневника наблюдения и способа оценивания с помощью жетонов, в системе уроков, способствуют достижению основных целей и задач курса «Основы безопасности жизнедеятельности» - понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности, формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Литература

1. Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения ,Гафнер В.В., к.п.н., доцент кафедры БЖ, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, России, Вестник НЦ БЖД No 4 (18), 2013.

2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.,1997, с.18.

4. Гусарова Р.М. Реализация требовании ФГОС начального и основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – 103 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий как способ повышения мотивации у учащихся к урокам физической культуры и спорту.

Роль уроков физической культуры возрастает в связи с проблемой сохранения здоровья и развития физического потенциала школьников. Результативность воспитания и обучения во многом зависит от лично...

Дневник наблюдений за музыкальным развитием учащихся 5 - 6 класса. Автор - Вашурина А.Г.

Дневник наблюдений за музыкальным развитием 5 "В" класса в течение года и одной четверти следующего года...

Практическая работа Excel "Создание дневника наблюдений"

Правила создания и работы с Максосами...

Дневник наблюдений за здоровьем учащегося 1-го класса

методическая разработка "Дневник наблюдений за здоровьем учащегося 1-го класса" предназначена для учителей начальных классов, владеющих здоровьесберегающими технологиями...

Дневник наблюдений за учащимися

Дневник оформлен в виде книжки, заполняется быстро и легко. Основные пункты этого дневника легко использовать для написания характеристики на учащегося....

Дневники наблюдения за поведением и успеваемостью учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида

Вашему вниманию  предложены 2 дневника педагогических наблюден.  Первый дневник педагогических наблюдений за поведением и учебной деятельностью ученика, второй расчитан на весь класс. К ним ...

Памятка по ведению дневника наблюдения за погодой

В памятке прописано оборудование и действия при наблюдении за погодой, а также таблица для фиксации полученных данных....