Применение дневника наблюдения и способа оценивания с помощью жетонов на уроках ОБЖ
статья по обж (5 класс)
Согласно требованиям Стандарта к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, приоритетным направлением работы учителя в 5 классах становиться - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни и формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах (ООО); Для оценивания учебных и личностных достижении учащихся я разработала и использую дневник наблюдения и оценивание с помощью жетонов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sbornik_-_vzglyad.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение дневника наблюдения и способа оценивания с помощью жетонов на уроках ОБЖ
М.И. Жужкова,
Преподаватель-организатор ОБЖ
Переходя из начальной школы на следующий - второй уровень обучения (5-9 классы), ученик 5 класса впервые знакомиться с предметом ОБЖ, т.к. первый уровень, в соответствии со ФГОС НОО, не предусматривает изучение ОБЖ. Согласно НОО в начальной школе вопросы безопасности включены в предмет «Окружающий мир», однако анализ распространенных программ (напр., программа Н.Ф. Виноградовой) показывает, что темы, связанные с безопасностью человека изучаются поверхностно, а времени на их изучение выделяется мало [1].
Согласно требованиям Стандарта к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, приоритетным направлением работы учителя в 5 классах становиться - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни и формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах (ООО); Для оценивания учебных и личностных достижении учащихся я разработала и использую дневник наблюдения и оценивание с помощью жетонов.
Дневник наблюдения на уроках ОБЖ:
Учащиеся еженедельно заполняют дневник наблюдения в конце тетради, который состоит из следующих граф:
№ | Дата | Чрезвычайная или опасная ситуация | Описание | Место | Примечание |
1 | 22.01.2016 | ЧС техногенного характера - | Предварительной причиной пожара называют нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования. | Г. Кемерово | Пострадала одна женщина. |
2 | 26.01.2016 | ЧС техногенного характера - | Столкнулись маршрутка и ToyotaCamry. | Г. Кемерово, пересечение проспекта Ленина и 50 лет Октября | В маршрутке пострадали несколько человек. |
3 | 10.02.2016 | ЧС социального характера - Телефонный мошенник | Злоумышленник находил в интернете объявления о потере вещей и документов, связывался с их авторами и представлялся работником ломбарда или просто человеком, нашедшим паспорт, и т.п. Вещи он предлагал вернуть по предоплате – сперва ему на телефон должны были прислать вознаграждение. | Исправительное учреждение Таштагольского района | Мошенник обманул 17 жителей разных городов России – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Общая сумма причинённого ущерба составила более 60.000 рублей. |
Записи в дневнике зачитываются учениками на 2-ом этапе урока –«Актуализация и контроль знаний». После входного контроля и выполнения детьми поставленной задачи по проверке полученных знаний на прошлом уроке, ученики открывают тетрадь и по желанию зачитывают чрезвычайные или опасные ситуации произошедшие за неделю в г. Кемерово или Кемеровской области. По анализу чрезвычайных и опасных ситуации, еженедельно обновляющихся на сайте МЧС Кемеровской области выявлены многочисленные ежедневные происшествия, опасные ситуации, которые включены для изучения в общеобразовательную программу по предмету ОБЖ. Исходя из этого можно сделать вывод, что практически любая тема изучаемая в курсе 5 класса на уроках ОБЖ, может быть актуализирована самими детьми или с участием учителя при работе с дневником наблюдения.
При заполнении «дневника наблюдения» ребенок осуществляет индивидуальную учебную деятельность - самостоятельно работает с использованием дополнительных информационных источников (средства массовой информации, газеты, интернет, телевидение и т.д.), отбирает материал, системно записывает происшествия и классифицирует ЧС. Не малую роль играет факт, что ребенок анализирует чрезвычайные и опасные ситуации произошедшие в его родном городе, в том числе в районе проживания, что формирует мотивацию к изучению правил безопасного поведения в тои или иной ситуации, а самое главное закладывается фундамент по формированию безопасного образа жизни и современной культуры безопасности жизнедеятельности. У ученика формируется понимание, что опасная ситуация может произойти с ним или с его родными, что многие чрезвычайные или опасные ситуации происходят внезапно и как правило люди не готовы к ним. Анализируя, обобщая записи в дневнике, ребенок осознает важность изучения предмета и применения знаний и умений на практике.
Дневник наблюдения заполняется еженедельно и включен в систему домашнего задания ученика. За заполнение дневника наблюдения ученик получает жетон.
Оценивание с помощью жетонов
Одним из способов оценивания, для повышения учебной мотивации, который я использую в своей работе – являются жетоны.
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их на практике.
Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (устный опрос, тесты, экспресс - опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи).
Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания, критерии которых описаны в примерной программе основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 кл. и авторской программе (авторы программы –А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов), / под общ. ред. А. Т. Смирнова. –М.: Просвещение, 2011);
В 5 классе при устном ответе ребенок не всегда может дать точную формулировку и истолкование основных понятий, строить ответ по собственному плану, сопровождать рассказ примерами, уметь применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий. Не всегда может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Все эти критерии соответствуют отметке «5». Что бы не ставить ребенку низкую отметку, за устный ответ не соответствующий критерию «5» или «4» я использую метод оценивания с помощью жетонов, тем самым исключаю возможность боязни получить плохую отметку, мотивирую детей не бояться отвечать устно. Что бы заработать отметку «5» ученику необходимо получить 3 жетона. Такая система оценки знаний позволяет учащимся усваивать необходимые знания, умения и навыки с учетом индивидуальных личностных особенностей (свойств ЦНС, уровня развития познавательных психических процессов каждого ребенка), способствует личностному росту учащихся, формированию позитивной самооценки для принятия ответственной позиции, а также соответствует системе оценивания при системно-деятельностном подходе.
Также оценивание с помощью жетонов я использую при групповой работе, выдавая жетоны тем командам, которые не набрали необходимое количество балов для отметки «5» и «4», но выполнили базовые требования. За еженедельное заполнение дневника наблюдения, описанного выше, выдается один жетон, что дает возможность ребенку заработать дополнительные отметки по предмету. Таким образом каждый ученик приходя на урок с заполненным дневником наблюдения, прочитавший материал для подготовки к уроку и проявляющий активность на уроке может заработать дополнительную положительную оценку, или копить жетоны и обменять их на следующем уроке.
Применение дневника наблюдения и способа оценивания с помощью жетонов, в системе уроков, способствуют достижению основных целей и задач курса «Основы безопасности жизнедеятельности» - понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности, формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Литература
1. Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения ,Гафнер В.В., к.п.н., доцент кафедры БЖ, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, России, Вестник НЦ БЖД No 4 (18), 2013.
2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.
3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.,1997, с.18.
4. Гусарова Р.М. Реализация требовании ФГОС начального и основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – 103 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационных технологий как способ повышения мотивации у учащихся к урокам физической культуры и спорту.
Роль уроков физической культуры возрастает в связи с проблемой сохранения здоровья и развития физического потенциала школьников. Результативность воспитания и обучения во многом зависит от лично...
Дневник наблюдений за музыкальным развитием учащихся 5 - 6 класса. Автор - Вашурина А.Г.
Дневник наблюдений за музыкальным развитием 5 "В" класса в течение года и одной четверти следующего года...
Практическая работа Excel "Создание дневника наблюдений"
Правила создания и работы с Максосами...
Дневник наблюдений за здоровьем учащегося 1-го класса
методическая разработка "Дневник наблюдений за здоровьем учащегося 1-го класса" предназначена для учителей начальных классов, владеющих здоровьесберегающими технологиями...
Дневник наблюдений за учащимися
Дневник оформлен в виде книжки, заполняется быстро и легко. Основные пункты этого дневника легко использовать для написания характеристики на учащегося....
Дневники наблюдения за поведением и успеваемостью учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида
Вашему вниманию предложены 2 дневника педагогических наблюден. Первый дневник педагогических наблюдений за поведением и учебной деятельностью ученика, второй расчитан на весь класс. К ним ...
Памятка по ведению дневника наблюдения за погодой
В памятке прописано оборудование и действия при наблюдении за погодой, а также таблица для фиксации полученных данных....