Конспект урока "Опасные вещества и продукты питания"
план-конспект урока по обж (5 класс)
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_opasnye_veshchestva_i_produkty_pitaniya.doc | 902 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА «Опасные вещества и продукты питания»
Дата:
Цели:
- Ознакомить учащихся, в чем заключается опасность средств бытовой химии, лекарств, продуктов питания, ядовитых растений, газа и как они действуют на организм человека.
- Рассказать об отрицательном воздействии на организм ядовитых паров ртути, недоброкачественных продуктов питания, и как избежать пищевого отравления.
- Учить правильно обращаться с опасными веществами.
- Ознакомить с оказанием помощи при отравлении.
- Воспитывать умение грамотно действовать в случае появления запаха газа.
Учебные вопросы:
- Опасные вещества и степень их неблагоприятного воздействия на людей.
- Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними.
- Материальное обеспечение: раздаточные карточки-схемы “Действия при появлении запаха газа в квартире”.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний
Рассказ учителя
В нашей повседневной жизни мы используем самые различные средства бытовой химии, лекарствами, бытовым газом на кухне. Трудно представить себе дом, в котором не было бы красок или лаков, средств для чистки посуды, растворителей, жидкостей в аэрозольной упаковке.
Химия, которую вы будете изучать позднее, поможет вам узнать о свойствах разных химических веществ. Пока же мы должны знать, что некоторые предметы бытовой химии опасны для вас. Многие эти жидкости ядовиты, поэтому на этикетках банок, бутылок с такими жидкостями обычно пишут: “Держать вне досягаемости от детей”. Каждый из предметов бытовой химии имеет пояснительные надписи, объясняющие степень его опасности. (показать упаковки из-под средств бытовой химии)
По степени и характеру опасности для человека бытовые химикаты можно разделить на четыре группы:
- безопасные (не имеют предупредительных надписей);
- относительно безопасные (наносят вред только при попадании на определенные участки, например, в глаза);
- огнеопасные (имеют предупредительные надписи или условные обозначения, запрещающие их использование вблизи открытого огня);
- ядовитые (с надписями “яд” или специальной маркировкой ).
Все они снабжены инструкцией с описанием порядка и способов применения, а также меры безопасности при хранении и использовании. Эти инструкции необходимо строго выполнять.
Ядовитые вещества могут попасть в организм человека разными путями. Назови их?
1. органы дыхания;
2. кожные покровы;
3. желудочно-кишечный тракт;
4. слизистые оболочки;
5. раневая поверхность.
А что же такое отравление?...
Отравление – это нарушение работы различных органов человеческого тела в результате попадания в организм различных ядовитых веществ, попросту яда.
Чем можно отравиться? ...
Отравление бытовой химией
В каждом доме есть разнообразные химические средства – стиральные порошки, моющие, пятновыводители, отбеливатели, средства для дезинфекции и т.д. Это очень вредные вещества.
Выделяют несколько видов бытовой химии:
- Косметика,
- Средства для мытья и чистки,
- Препараты для уничтожения насекомых,
- Лаки и краски,
- Средства для избавления от пятен.
Большинство химических средств, используемых в домашнем хозяйстве, являются токсичными. Отравления можно избежать, если использовать их, руководствуясь рекомендациями, указанными на упаковке.
Так, многими чистящими средствами можно пользоваться только в проветриваемых помещениях и при работе с ними использовать резиновые перчатки.
Инструкция к применению содержит также и важную информацию касательно дозировки вещества и длительности его использования. Превышение дозы либо времени воздействия препарата может вызвать отравление либо повреждение поверхности, на которую нанесено средство.
Неправильное использование либо халатность легко могут вызвать отравление препаратами бытовой химии. Если своевременно распознать признаки отравления и принять меры, можно спасти жизнь пострадавшему и уменьшить вредное воздействие химических веществ.
Какие средства бытовой химии применяются у вас в доме, как они хранятся?
Для того чтобы избежать отравления, достаточно знать несколько правил:
- Хранить средства нужно в недоступных для детей местах,
- Не стоит пить из бутылок без этикеток, там может оказаться не вода,
- Соблюдать правила применения средства. При необходимости работать в перчатках и респираторе.
- Не хранить такие препараты рядом с пищей и водой.
- Предупредить отравление намного проще, чем лечить его последствия.
Отравление лекарствами.
Лекарства помогают нам восстановить наше здоровье, избавиться от болезни. Но бывает, что человек перепутал лекарства или принял их больше, чем следует. Иногда малыши глотают разноцветные таблетки, не понимая последствий своего поступка. Некоторые принимают лекарства по принципу «чем больше, тем лучше». Лекарства надо принимать строго по предписанию врача. Иначе можно просто отравиться.
Симптомы отравлений очень разнообразны и зависят от вида лекарственного препарата. Признаки отравления могут проявиться не сразу, а только когда лекарство попадёт в кровь. Первые действия — это вызвать «скорую помощь».
Нужно как можно скорее промыть желудок водой. При нарушении дыхания делают искусственное дыхание. В любом случае при малейшем подозрении, что ты или кто-то, приняв лекарство, почувствовал себя плохо, немедленно сообщи об этом взрослым, так как в этой ситуации потребуется срочная помощь врача. Постарайся найти упаковку от принятого лекарства. Увидев её, врач быстрее примет нужные меры для оказания помощи.
(Работа с раздаточными инструкциями к лекарственным препаратам)
К таким же результатам может привести и обычный градусник, применяемый для измерения температуры тела. Он содержит, как правило, ядовитое вещество - ртуть. Если термометр разбился и своевременно не приняты необходимые меры, то пары ртути могут вызвать отравление людей. Ртуть способна проникать в полы, мебель, домашние предметы, а обнаружить ее могут только специалисты санэпиднадзора или гражданской обороны.
Отравление ртутью.
Известно, что ртуть, а особенно её пары, ядовита, что брать или собирать ртуть руками нельзя (её пары легко проникают через кожу). Запомни: если ты случайно разбил медицинский термометр или где-то в подвале или на улице обнаружил ртуть, уйди от этого места и сообщи взрослым.
Знай : собирать лучше резиновой грушей или кисточкой, мелкие капли можно собрать пластилином или мокрой ватой. Поверхность, где были собраны капли разлитой ртути следует оставить на несколько часов под слоем влажной соли. При этом ртуть образует малорастворимые соединения, которые можно удалить механически, многократно промывая загрязнённое место. Помещение надо хорошо проветрить.
Отравление продуктами.
Летом, в жару, очень быстро портятся почти все продукты, особенно мясные и молочные. Жара и тёплый воздух способствуют размножению опасных для человека микроорганизмов. Наибольшую опасность представляют вареные сосиски, колбасы, сардельки и другие колбасные изделия Существует колбасный яд, который накапливается не только в колбасе, но и в ветчине, копчёном мясе, мясных консервах. Непригодные для употребления продукты часто не имеют подозрительного запаха и сохраняют «аппетитный» вид. Поэтому продукты следует употреблять, только если уверен в их свежести или после горячей обработки: кипячения или обжаривания. Хранить скоропортящиеся продукты лучше всего в холодильнике или достаточно холодном месте. Это же относится и к питьевой воде.
Летом питьевая вода должна храниться в холоде, или подсаливаться, или кипятиться. Вода дольше будет пригодной для питья, если бросить в нее ягоды клюквы, брусники, дольку лимона.
Пищу и напитки лучше употреблять сразу после их приготовления. Перед следующим употреблением их желательно либо сильно охладить, либо прокипятить (прожарить, промыть кипятком в зависимости от вида продукта).
Посуда для приготовления пищи и её использования должна быть чистой. Желательно, чтобы для разных продуктов были отдельные разделочные доски (для мяса, рыбы, овощей и хлеба).
Посуда для приготовления пищи не должна стать источником заболеваний, а значит, не должна выглядеть так, как описано в произведении К. Чуковского «Федорино горе»:
...Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты,
Загляни-ка ты в кадушку —
И увидишь там лягушку,
Загляни-ка ты в ушат —
Тараканы там кишат
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
И к неряхе-замарахе
Не воротимся!"
На заметку
Для приготовления и хранения продуктов следует использовать только посуду, специально предназначенную для пищевых целей. Нельзя хранить маринованные, солёные, кислые овощи и фрукты в металлической посуде.
Отгадайте загадку:
«Кто над нами вверх ногами ходит — не страшится, упасть не боится, целый день летает, всем надоедает?» Это хорошо нам знакомая обыкновенная муха.
Это безобидное на первый взгляд насекомое приносит много зла.
Если лето жаркое, мух может расплодиться очень много. Мух привлекают помойки, мусоросборники, открытые туалеты, кухни. Обычно этих насекомых всегда много там, где люди недостаточно аккуратны и чистоплотны. Где не принимаются меры, препятствующие проникновению этих насекомых в жилище человека. И везде, где побывало это прожорливое насекомое, остаются его опасные спутники — микробы. Мухи — разносчики кишечных инфекций.
Некоторые факты
Побывав на помойках и замусоренных местах, домовая муха на своих лапках и брюшке переносит до б миллионов, а в своём желудке до 28 миллионов опасных микроорганизмов — возбудителей инфекционных заболеваний: дизентерии, туберкулёза, брюшного тифа, вирусного гепатита А, дифтерии, а также яйца паразитических червей — глистов.
На лапках и в кишечнике мух микробы могут сохраняться живыми несколько дней. Поэтому, где бы ни села такая муха, везде возникает опасность заражения.
Вот почему борьба с назойливыми мухами в домах, квартирах — дело неотложное и необходимое.
Отравления ядовитыми растениями
Обычно вызываются употреблением в пищу их плодов, зелени или корней. При этом чаще страдают дети, не знающие или не осознающие опасности.
Прием внутрь ягод или других частей ядовитых растений (бузина вонючая, волчье лыко, вороний глаз, гелиотроп, жостер, красавка, лютик голубой, паслен сладко-горький, паслен черный, плющ обыкновенный, ракитник бобовниковый, спорынья, чистотел и т. д.) приводит к возникновению острого гастроэнтерита (тошнота, рвота, боль в животе, понос). При тяжелых отравлениях развиваются слабость, расстройства сердечно-сосудистой деятельности и дыхания, судороги, нередки потеря сознания и даже смерть
Первая медицинская помощь при отравлении ядовитыми растениями состоит в промывании желудка. После этого внутрь дают активированный уголь. Госпитализация проводится в случаях тяжелого отравления.
Профилактика отравлений ядовитыми растениями и грибами состоит в выполнении ряда правил:
- не использовать в пищу незнакомые растения и грибы;
- не позволять детям, особенно младшего возраста, самостоятельно, без контроля взрослых собирать ягоды и грибы;
- не принимать внутрь лекарств, приготовленных в домашних условиях, без согласования с врачом;
- не увеличивать самопроизвольно дозу лекарств, приготовленных на основе растений.
Отравление бытовым газом
Состояния, при котором человек по каким-либо причинам получает острое отравление от вдыхания бытового газа. Природный газ является бесцветным и не имеющим запаха, поэтому с целью повышения безопасности эксплуотации в природный газ добавляется небольшое количество прочих газов, характеризующихся неприятным и резким запахом.
СИМПТОМЫ ОТРАВЛЕНИЯ БЫТОВЫМ ГАЗОМ:
головная боль, носящая тупой характер;
нарушение координации движений;
головокружение;
спутанность сознания;
выраженная тошнота или рвота;
болезненность за грудиной;
потеря сознания;
ярко красный либо выражено синюшный цвет кожных покровов у пострадавшего.
Как правильно действовать при появлении запаха газа в квартире?
Работа со схемой
При появлении запаха газа ни в коем случае нельзя включать свет, зажигать спички и свечи, пользоваться зажигалкой. Очень опасно проверять зажженной спичкой, нет ли утечки газа.
А теперь отгадайте загадки. (Учитель подходит к каждому ученику и загадывает ему загадку)
Вкусные загадки
Хлеба мягкого кусок,
Сверху колбаса, чеснок.
Сам он просится к нам в рот,
Аппетитный... бутерброд
Пчелки летом потрудились,
Чтоб зимой мы угостились.
Открывай пошире рот,
Ешь душистый, сладкий... ..мёд
Из крупы ее сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так вкусна на завтрак..... каша
Лук, капуста и картошка,
Разных овощей немножко.
Ты в кастрюле их ищи.
Это суп с названьем..... щи
Подготовим место,
Раскатаем тесто.
Вот повидло, вот творог.
Мы хотим испечь..... пирог
Сахаристая рубашка,
Сверху — яркая бумажка.
Сладкоежки любят это.
Что за лакомство? Конфета
Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это.... сыр
Не окрошка и не супчик.
Свекла в нем, морковь, огурчик.
Подают нам на обед
С постным маслом.... винегрет
Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко — и в срок
Получили мы.... творог
Догадайтесь, кто такая?
Белоснежная, густая.
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас..... сметана
Сварит бабушка из ягод
Что-то вкусненькое на год.
Ах, какое объеденье —
Ароматное... …..варенье
Что за белая водица
С фермы к нам в бидонах мчится?
Мы ответ нашли легко —
Это просто........ молоко
Завернули эту плитку
В серебристую простынку.
Скушать плитку каждый рад.
Что же это? .(Шоколад)
Спрыгнул он со сковородки,
Подрумяненный в середке.
Знать, готов еще один
С пылу с жару тонкий... ...блин
Не вкусные загадки
Гладкий, скользкий и овальный,
Обитает часто в ванной.
В руки к каждому идёт,
И от этого – умрёт. (МЫЛО)
Он не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
Его на щетку положи
И зубки тщательно потри. (ЗУБНОЙ ПОРОШОК)
Глаза я крепко закрываю,
В голову его втираю,
А потом водой смываю.
Это средство для волос,
Может быть даже без слез. ( ШАМПУНЬ)
Белая река
В пещеру затекла,
Чистит добела …. ЗУБНАЯ ПАСТА
Для царапинок Алёнки
Полный есть флакон ... ЗЕЛЁНКИ
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или уложу в кровать,
Или разрешу гулять…. ГРАДУСНИК
А на даче иногда
Может встретиться беда.
Разобьёшь коленку если,
Не найдёшь его полезней!
Хоть немного и пожжёт,
Но зато поможет........ ЙОД
Спала чтоб температура
Вот вам жидкая ......МИКСТУРА
Не везёт сегодня Светке-
Врач дал горькие …..ТАБЛЕТКИ
Повезло сегодня Юле
Врач дал сладкие …..ПИЛЮЛИ
ВЫВОД: Чтобы избежать отравления, нужно соблюдать следующие правила:
- не собирайте и не ешьте растения, грибы и ягоды, которые вам неизвестны;
- не употребляйте продукты (особенно мясные и молочные), если срок их годности истек или от них идет неприятный запах и они, как вам кажется, подозрительны;
- лекарства надо принимать строго по предписанию врача;
- при использовании бытовой химии внимательно читай инструкцию;
- при появлении запаха газа ни в коем случае нельзя включать свет, зажигать спички и свечи, пользоваться зажигалкой;
- не пользуйтесь грязной посудой;
- мойте руки перед едой всегда, где бы вы ни были.
Самое главное условие безопасности в отношении ядовитых химических веществ - не брать их и не пользоваться ими без разрешения взрослых.
Домашнее задание
Проведите дома со взрослыми ревизию опасных веществ, подготовьте их список, отметив, в чем состоит опасность каждого вещества.
Нарисуй в тетради для этикетки пиктограмму, предупреждающую об опасности применения химических веществ. (Пиктограмма — изображение предмета, явления с помощью условных знаков)
Примеры этикетки: «Беречь от попадания в глаза», «Не использовать около огня», «Ядовито!», «Не употреблять в пищу», «Беречь от детей».
Прочитать текст на с. 38-45 учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего комплексного занятия с использованием ИКТ для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Продукты питания. Морепродукты»
сформировать представления о морепродуктах и способах их приготовления...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ. ЗВУК И БУКВА С»
Интегрированное занятие по теме "Посуда. Продукты питания" в котором прослеживается интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, музыка, художественно-эстетическое восп...
Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье.
Раздел "Домашняя экономика"Цель: научить обучающихся правильно и рационально расходовать средства на питание....
Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Продукты питания. Значение питания»
Задачи:- расширять знания детей о продуктах питания, значении питания для здоровья человека;- прививать навыки здорового образа жизни, внимательного отношения к своему организму; дать представление о ...
Конспект урока по СБО на тему "Значение питания. Разнообразие продуктов питания"
Тема: Значение питания. Разнообразие продуктов питания. Цель: расширить представление о разнообразии продуктов питания.Задачи: – познакомить учащихся со значением правильного питания, позн...
Органические вещества в продуктах питания.
Органические вещества в продуктах питания....
План-конспект урока по теме «Продукты питания».
План-конспект урока по теме «Продукты питания»....