Педагогический сценарий "Автономное существование в природной среде"
проект по обж (10 класс)
Предварительный просмотр:
Педагогический сценарий
«Автономное пребывание человека в природной среде»
для учащихся 10 классов общеобразовательных организаций
Цель кейса:
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности при автономном пребывании человека в природной среде.
Учебное оборудование:
Ноутбук, полиэтиленовый пакет, мотки веревки (разной толщины), небольшие камни 8-9 шт., туристическая лопатка, нож, емкость для воды, полиэтиленовая пленка 2-3 метра, марля, песок, древесный уголь, дрова (разной толщины), бумага, тряпка, жерди разной длины. Канцелярские принадлежности.
В результате проведения урока предполагается достигнуть:
Личностные результаты:
-понимание учащимися необходимости подготовки к автономному пребыванию в природной среде;
-понимание учащимися необходимости ответственного и бережного отношения к сохранению окружающей природной среды.
Метапредметные результаты:
-формирование у учащихся умения выявлять причинно-следственные связи возникновения ситуаций автономного пребывания в природной среде и их возможное влияние на здоровье, и безопасность человека;
-овладение навыками самостоятельного определения целей и задач по безопасному поведению в случаи автономного пребывания в природной среде;
-формирование у учащихся умения самостоятельного поиска, анализа, отбора и восприятия информации с использованием различных источников и новых информационных технологий;
-формирование у учащихся умений взаимодействия с окружающими;
-развитие у учащихся умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать и признавать его точку зрения;
-развитие у учащихся умения принимать обоснованные решения в каждом конкретном случаи с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
Предметные результаты:
-изучение и освоение учащимися приемов добычи, очистки и обеззараживания воды, устройства укрытий из подручных материалов, правила разведения костров и типов костров.
Содержание урока разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и носит рекомендательный характер.
Используя данный материал, учитель, сможет реализовать принципы системно-деятельностного подхода при проведении занятия, смоделировать воспитательную и обучающую деятельность в соответствии с необходимыми целями, руководствуясь интересами, возрастными особенностями и возможностями учащихся, создать условия для самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников. Организовать обстановку для вовлечения учащихся в мотивированную, самостоятельную, групповую и индивидуальную работу, основанную на собственных интересах и целях, подкрепленных их индивидуальными опытом и способностями.
Кейс состоит из 3-х частей:
Первая (подготовительная, начальная) часть представляет обобщение учителем с использованием презентации знаний об автономном пребывании человека в природной среде в сочетании с методом мозгового штурма:
Слайд №1 Учитель знакомит учащихся с видеороликом по теме урока;
Слайд №2 Учитель знакомит учащихся с темой урока;
Слайд №3 Учитель знакомит учащихся с целью урока;
Слайд №4 Учитель знакомит учащихся понятием «автономное существование»;
Слайд №5 Учитель знакомит учащихся с основными причинами автономного нахождения человека в природной среде.
В ходе первой часть все учащиеся слушают объяснение учителя и работают над единой задачей обобщения знаний об автономном пребывании человека в природной среде и выявлению причинно-следственных связей возникновения данных ситуаций, анализируют их возможное влияние на здоровье, и безопасность человека.
Данная форма организации первой части урока является фронтальной и переназначена для актуализации темы. Результатом первой части кейса является работа над составлением кластеров, ключевых слов и словосочетаний и вопросов к ним, работы с текстом учебника методом синквейна(Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк) и скетчинга.
Вторая (основная) часть предназначена для организации практической деятельности учащихся с целью изучения и освоения учащимися приемов добычи, очистки и обеззараживания воды, устройства укрытий из подручных материалов (если нет возможности изготовить укрытие в натуральную величину, как вариант возможно изготовление уменьшенной копии), правил разведения костров и типов костров (место для костров и костры подготавливаются, но не поджигаются).
Во второй части урока учащиеся работают в 3х группах. Каждая группа получает задание, а каждый ученик в группе образец памятки для заполнения.
I. группа (выбор места для костра, его разведение и типы конструкций):
Учащиеся в составе группы просматривают видеоролик (http://www.youtube.com/watch?v=iAoY5CGKwkw&feature=youtu.be). Используя видеоролик, ресурсы интернета и пр., в памятке указывают правила выбора места для костра, его разведение и типы конструкций.
Используя подручные средства и место (учебно-материальную базу), отрабатывают подготовку места для кострища, порядок разведения костра и складывания костров различных конструкций (практически, без поджигания).
II. группа (способы добычи воды, фильтрации и обеззараживания):
Учащиеся в составе группы просматривают видеоролик (http://www.youtube.com/watch?v=_XbfHqs_Y_o&feature=youtu.be). Используя видеоролик, ресурсы интернета и пр., в памятке указывают способы добычи воды, фильтрации и обеззараживания.
Используя подручные средства и место (учебно-материальную базу), отрабатывают способы добычи воды, фильтрации и обеззараживания (практически).
III. группа (правила подготовки места для возведения укрытия, возведение простейшего укрытия):
Учащиеся в составе группы просматривают видеоролик (http://www.youtube.com/watch?v=p6eD_J8kMHU&feature=youtu.be). Используя видеоролик, ресурсы интернета и пр., в памятке указывают правила подготовки места для возведения укрытия, собирают простейшее укрытие.
Используя подручные средства и место (учебно-материальную базу), подготавливают место для возведения укрытия и собирают простейшее укрытие или его модель (практически).
В ходе второй части урока каждая группа учащихся самостоятельно находит, анализирует, отбирает и использует информацию, содержащуюся в различных источниках (ресурсы интернета, текстовые задания, учебники и т.п.) для составления памятки (каждая группа заполняет свою часть памятки) и отработки на практике полученной информации.
Учащиеся учатся взаимодействовать в коллективе, выражать свои мысли и слушать собеседника, понимать и признавать его точку зрения;
В третьей (заключительной) части, по окончанию работы учащихся в группах представитель каждой группы озвучивает полученную информацию под запись в памятку для учащихся остальных групп.
Учитель предлагает каждой группе одну или несколько ситуаций и просит их продемонстрировать свои действия (другие группы наблюдают за практическими действиями). Заканчивается мероприятие обсуждением практической части.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Природные лекарственные средства" к проекту "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"
Презентация - один из продуктов проекта "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"...
Презентация "Несъедобные и ядовитые грибы" к проекту "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"
В презентации представлены наиболее известные виды несъедобных и ядовитых грибов, а также описаны признаки отравления грибами и оказание первой помощи при отравлении....
6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 21 «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)».
Данная публикация иллюстрирует двадцать первый урок ОБЖ в 6 классе «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)» по программ...
Ситуационные задачи по теме Автономное существование в природной среде
Ситуационные задачи по теме Автономное существование в природной среде можно использовать на уроках ОБЖ в 6 классе для прверки знаний учащихся после изучения темы...
Конспект урока "Безопасные действия при автономном существовании в природной среде" 8 класс
Конспект урока по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс...
Конспект урока ОБЗР для 9 класса по ФРП ООО "2. Безопасные действия при автономном существовании в природной среде"
Конспект урока ОБЗР для 9 класса по ФРП ООО "2. Безопасные действия при автономном существовании в природной среде"...