Педагогический сценарий "Автономное существование в природной среде"
проект по обж (10 класс)

Горшков Александр Владимирович

Кейс на 3 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_stsenariy.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический сценарий

«Автономное пребывание человека в природной среде»

для учащихся 10 классов общеобразовательных организаций

Цель кейса:

Формирование культуры безопасной жизнедеятельности при автономном пребывании человека в природной среде.

Учебное оборудование:

Ноутбук, полиэтиленовый пакет, мотки веревки (разной толщины), небольшие камни 8-9 шт., туристическая лопатка, нож, емкость для воды, полиэтиленовая пленка 2-3 метра, марля, песок, древесный уголь, дрова (разной толщины), бумага, тряпка, жерди разной длины. Канцелярские принадлежности.  

В результате проведения урока предполагается достигнуть:

Личностные результаты:

-понимание учащимися необходимости подготовки к автономному пребыванию в природной среде; 

 -понимание учащимися необходимости ответственного и бережного отношения к  сохранению окружающей природной среды. 

Метапредметные результаты:

-формирование у учащихся умения выявлять причинно-следственные связи возникновения ситуаций автономного пребывания в природной среде и их возможное влияние на здоровье, и безопасность человека;

-овладение навыками самостоятельного определения целей и задач по безопасному поведению в случаи автономного пребывания в природной среде;

-формирование у учащихся умения самостоятельного поиска, анализа, отбора и восприятия информации с использованием различных источников и новых информационных технологий;

-формирование у учащихся умений взаимодействия с окружающими;

-развитие у учащихся умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать и признавать его точку зрения;

-развитие у учащихся умения принимать обоснованные решения в каждом конкретном случаи с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

Предметные результаты:

-изучение и освоение учащимися приемов добычи, очистки и обеззараживания воды, устройства укрытий из подручных материалов, правила разведения костров и типов костров.

Содержание урока разработано  в соответствии с Федеральным  государственным  образовательным  стандартом среднего общего образования и носит рекомендательный характер.

Используя данный материал, учитель, сможет реализовать принципы системно-деятельностного подхода при проведении занятия, смоделировать воспитательную и обучающую деятельность в соответствии с необходимыми целями, руководствуясь интересами, возрастными особенностями и возможностями учащихся, создать условия для самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников. Организовать обстановку для вовлечения учащихся в мотивированную, самостоятельную, групповую и индивидуальную работу, основанную на собственных интересах и целях, подкрепленных их индивидуальными опытом и способностями.

Кейс состоит из  3-х частей:

Первая (подготовительная, начальная) часть представляет обобщение учителем с использованием презентации знаний об автономном пребывании человека в природной среде в сочетании с  методом мозгового штурма:

Слайд №1 Учитель знакомит учащихся с видеороликом по теме урока;

Слайд №2 Учитель знакомит учащихся с темой урока;

Слайд №3 Учитель знакомит учащихся с целью   урока;

Слайд №4 Учитель знакомит учащихся понятием «автономное существование»;  

Слайд №5 Учитель знакомит учащихся с основными причинами автономного нахождения человека в природной среде. 

 В ходе первой часть все учащиеся слушают объяснение учителя и работают над единой задачей обобщения знаний об  автономном  пребывании человека в природной среде и выявлению причинно-следственных связей возникновения данных ситуаций, анализируют их возможное влияние на здоровье, и безопасность человека.

 Данная форма организации первой части урока является фронтальной и переназначена для актуализации темы. Результатом первой части кейса является работа над составлением кластеров, ключевых слов и словосочетаний и вопросов к ним, работы с текстом учебника методом синквейна(Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк) и скетчинга.

Вторая (основная) часть предназначена для организации практической деятельности учащихся с целью изучения и освоения учащимися приемов добычи, очистки и обеззараживания воды, устройства укрытий из подручных материалов (если нет возможности изготовить укрытие в натуральную величину, как вариант возможно изготовление уменьшенной копии), правил разведения костров и типов костров (место для костров и костры подготавливаются, но не поджигаются).

Во второй части урока учащиеся работают в 3х группах. Каждая группа получает задание, а каждый ученик в группе образец памятки для заполнения.

I. группа (выбор места для костра, его разведение и типы конструкций):

 Учащиеся в составе группы просматривают видеоролик (http://www.youtube.com/watch?v=iAoY5CGKwkw&feature=youtu.be). Используя видеоролик, ресурсы интернета и пр., в памятке указывают правила выбора места для костра, его разведение и типы конструкций.

Используя подручные средства и место (учебно-материальную базу), отрабатывают подготовку места для кострища, порядок разведения костра и складывания костров различных конструкций (практически, без поджигания).

II. группа (способы добычи воды, фильтрации и обеззараживания):

Учащиеся в составе группы просматривают видеоролик (http://www.youtube.com/watch?v=_XbfHqs_Y_o&feature=youtu.be). Используя видеоролик, ресурсы интернета и пр., в памятке указывают способы добычи воды, фильтрации и обеззараживания.

Используя подручные средства и место (учебно-материальную базу), отрабатывают способы добычи воды, фильтрации и обеззараживания (практически).

III. группа (правила подготовки места для возведения укрытия, возведение простейшего укрытия):

Учащиеся в составе группы просматривают видеоролик (http://www.youtube.com/watch?v=p6eD_J8kMHU&feature=youtu.be). Используя видеоролик, ресурсы интернета и пр., в памятке указывают правила подготовки места для возведения укрытия, собирают простейшее укрытие.

Используя подручные средства и место (учебно-материальную базу), подготавливают место для возведения укрытия и собирают простейшее укрытие или его модель (практически).

В ходе второй части урока каждая группа учащихся самостоятельно находит, анализирует, отбирает и использует информацию, содержащуюся в различных источниках (ресурсы интернета, текстовые задания, учебники и т.п.) для составления памятки (каждая группа заполняет свою часть памятки) и отработки на  практике полученной информации.

Учащиеся учатся взаимодействовать в коллективе, выражать свои мысли и слушать собеседника, понимать и признавать его точку зрения;

 В третьей (заключительной) части, по окончанию работы учащихся в группах представитель каждой группы озвучивает полученную информацию под запись в памятку для учащихся остальных групп.

Учитель предлагает каждой группе одну или несколько ситуаций и просит их продемонстрировать свои действия (другие группы наблюдают за практическими действиями). Заканчивается мероприятие обсуждением практической части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Природные лекарственные средства" к проекту "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"

Презентация - один из продуктов проекта "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"...

Презентация "Несъедобные и ядовитые грибы" к проекту "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"

В презентации представлены наиболее известные виды несъедобных и ядовитых грибов, а также описаны признаки отравления грибами и оказание первой помощи при отравлении....

6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 21 «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)».

Данная публикация иллюстрирует двадцать первый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)» по программ...

Ситуационные задачи по теме Автономное существование в природной среде

Ситуационные задачи по теме Автономное существование в природной среде можно использовать на уроках ОБЖ в 6 классе для прверки знаний учащихся после изучения темы...

Конспект урока "Безопасные действия при автономном существовании в природной среде" 8 класс

Конспект урока по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс...

Конспект урока ОБЗР для 9 класса по ФРП ООО "2. Безопасные действия при автономном существовании в природной среде"

Конспект урока ОБЗР для 9 класса по ФРП ООО "2. Безопасные действия при автономном существовании в природной среде"...