Конспект урока ОБЗР для 9 класса по ФРП ООО "2. Безопасные действия при автономном существовании в природной среде"
план-конспект урока (9 класс)

Конспект урока ОБЗР для 9 класса по ФРП ООО "2. Безопасные действия при автономном существовании в природной среде"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: безопасные действия при автономном существовании в природной среде.

Предмет: ОБЗР
Класс: 9 Дата:
Тип урока: урок изучения нового материла и первичного закрепления знаний.
Форма урока: урок с применением ИКТ.
Методы: иллюстративно-репродуктивный.
Технологии обучения:
- технология проблемно-диалогического обучения;
- здоровье сберегающая технология;
- технология оценки образовательных достижений.
Цель урока:
Познакомить с правилами безопасными действиями при автономном существовании в природной среде.

УУД:
Образовательные
Предметные результаты:

-Характеризуют автономные условия, раскрывают их опасности и порядок подготовки к ним.

-Вырабатывают навыки безопасных действий при автономном пребывании в природной среде: ориентирование на местности, в том числе работа с компасом и картой, обеспечение ночлега и питания, разведение костра, подача сигналов бедствия.

Познавательные:
- определение темы урока;

- формирование проблемы урока, создание алгоритма деятельности для решения этой проблемы;
- извлечение информации, представленной в разных формах (текст, видеоряд, иллюстрация).
Коммуникативные:
- применение информации из собственного опыта;
- умение классифицировать информацию с учетом полученных знаний;
- проявление активности в решении поставленных задач.
Регулятивные:
- оценивают и сравнивают разные точки зрения и свою собственную;
- применяют правила сотрудничества.

Оборудование: доска, учебник, компьютер, презентация, рабочий лист.

Нажмите для перехода по ссылке: Рабочий лист, презентация.

Моя группа в ВК.

План-конспект

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Подготовка к уроку оборудования, приветствие учащихся

Подготовка к уроку

Проверка домашнего задания

Учитель опрашивает учеников. Оценивает.

Отвечают.

Мотивационный этап

#1059;читель раздает ученикам рабочие листы.

Давайте посмотрим на задание 1 в рабочем листе.

Задание 1. Прочитай информацию ниже. Вставь пропущенное слово. Как ты думаешь, о чем мы будем говорить на уроке?

(учитель оказывает помощь в зависимости от навыков класса).

Понимание принципов автономного существования позволяет человеку подготовиться к потенциальным опасностям, связанным с пребыванием в дикой природе. Знание о том, как правильно обращать внимание на условия окружающей среды, избегать опасных ситуаций и реагировать на непредвиденные обстоятельства, может спасти жизнь.

Никто не застрахован от непредвиденных обстоятельств, и знание основ автономного существования может пригодиться в чрезвычайных ситуациях. Например, случаи аварий или стихийных бедствий. Умение действовать в условиях неопределенности может спасти не только собственную жизнь, но и жизни других людей.

#1057;лушают учителя.

Читают определение.

Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях. Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.

Формулируют и записывают тему урока: «Безопасные действия при автономном существовании в природной среде».

Слушают учителя.

Изучение новой темы

Учитель

Ученики

1. Соблюдение правил безопасного поведения в природной среде является неотъемлемой частью ответственного и приятного времяпрепровождения на свежем воздухе.

Природа может быть непредсказуемой, и соблюдение правил безопасности помогает минимизировать риски травм и опасных ситуаций. Знание о том, как действовать в критических обстоятельствах, может спасти жизнь.

2. Посмотрите на задание 2 и вставьте пропущенные слова.

Учитель объясняет важность компаса и карты.

В экстренных ситуациях важно поддерживать ясность ума. Компьютеры и мобильные телефоны могут не всегда работать, особенно в отдаленных местностях, где нет сети. Компас и карта не зависят от электричества и имеют постоянную доступность. Они позволяют сохранять ориентированность и принимать обоснованные решения во время стресса. Используя карту и компас, вы можете заранее выявлять потенциальные опасности на вашем пути. Например, на карте могут быть указаны участки с крутыми склонами, опасными для спуска или подъема, или места, где может быть затоплено в период дождей. Это знание помогает избегать ситуации, которые могут привести к травмам или другим несчастным случаям.

#1055;осмотрите на задние 3. Как организовать ночлег? Прочитай текст и составь 5 вопросов.

Ответы подчеркни в тексте.

Учитель вызывает к доске учеников, которые задают вопросы классу.

4. После организации ночлега необходимо добыть воду. Прочитай способы добычи воды. Соедини способы и описания линией.

Выполняют задание 4.

5. Учитель рассказывает про способы добычи огня. Ученики выполняют задание 5 в рабочем листе.

Всё, что потребуется для получения огня — это линза, необходимая для концентрации солнечного света на определенном месте. Лупа, очки или бинокулярные линзы прекрасно подойдут. Если добавить на поверхность линзы немного воды, можно усилить луч. Поверни линзу под углом к солнцу, чтобы сфокусировать луч на как можно меньшей площади. Расположи «гнездо» из трута к этому пятну, и вскоре разгорится огонь. Единственный недостаток этого метода — то, что он работает только тогда, когда есть солнце. Поэтому если дело происходит вечером или в пасмурный день, линза будет бесполезна.

Кремень и сталь — старый метод получения огня. Иметь при себе хороший кремень и огниво – это всегда хорошая мысль. Спички могут промокнуть — и тогда от них никакого толку, однако в таком случае ты все еще можешь рассчитывать на свои кремень и огниво. Если этих вещей не оказалось под рукой, никто не запрещает тебе импровизировать, используя кварцит и стальное лезвие карманного ножа. Тебе также потребуется материал для розжига – это обычно ткань или мох. Они хорошо ловят искру и долго тлеют, не разгораясь. Если у тебя нет специального материала для розжига, то кусок гриба или бересты вполне подойдет.

Применение лука для добывания огня, наверное, самый эффективный из методов трения, потому что с его помощью легче поддерживать высокое давление и скорость вращения стержня. Возникает сильное трение, необходимое для добывания огня. Помимо стержня и дощечки для этого способа понадобится утяжелитель, чтобы придерживать стержень, и лук.

1. Рассуждают вместе с учителем.

2. Вставляют пропущенные слова. Определяют, что речь идет про компас.

Слушают учителя.

#1063;итают текст и составляют 5 вопросов.

Организация ночевки – дело трудоемкое. Сначала необходимо подыскать подходящий участок. В первую очередь оно должно быть сухим. Во-вторых, расположиться лучше всего поблизости от ручья, на открытом месте, чтобы всегда иметь под рукой запас воды.

Простейшее убежище от ветра и дождя изготовляют, связав отдельные элементы основы (рамы) тонкими корнями ели, ветвями ивы, тундровой березы. Естественные полости в обрывистом береге реки позволяют удобно расположиться на них так, чтобы место сна находилось между костром и вертикальной поверхностью (обрыв, скала), служащей отражателем тепла.

При подготовке места для сна вырывают две ямки – под бедро и под плечо. Можно заночевать на подстилке из елового лапника глубокой яме, вырытой или оттаянной до земли большим костром. Здесь же, в яме, следует всю ночь поддерживать огонь в костре во избежание серьезной простуды.

В зимней тайге, где толщина снежного покрова значительна, легче устроить убежище в яме у дерева. В сильный мороз можно построить простейшую снежную хижину в рыхлом снегу. Для этого снег сгребают в кучу, поверхность его уплотняют, поливают водой и дают замерзнуть. Затем снег из кучи выгребают, а в оставшемся куполе проделывают маленькое отверстие для дымохода. Разведенный внутри костер оплавляет стены и делает прочной всю конструкцию. Такая хижина сохраняет тепло.

4. Выполняют задание.

В природе доступным источником воды являются:

1. Сбор влаги с помощью полиэтиленового пакета . Чтобы собрать капли влаги необходимо, надеть полиэтиленовый мешок на ветку лиственного дерева. Положить предварительно на дно камешек, и туго завязать пакет. Узел должен быть сверху.

2. Сбор утренней росы. Мелкие камни с вечера уложить на натянутый брезент. Утром соберётся под камнями вода.

3. Выкапывание небольшой ямки. На берегу реки, озёра или другого водоёма выкопать небольшую яму. Когда она наполнится, аккуратно вычерпать воду. Эту процедуру повторить несколько раз.

4. Из нагретого солнцем земли и песка. Вырыть яму. Установить посуду для сбора воды. Яму закрыть полиэтиленовым пакетом. Закрепить его камнями или песком, чтобы пакет не сорвало ветром.

5. Слушают учителя и описывают способы добыча огня.

Закрепление изученного

Задание 6 в рабочем листе.

Учитель задает вопрос ученикам: «Какой должна быть подготовка к автономным условиям?»

Читают текст и вставляют пропущенные слова.

Обычно в специальной литературе рекомендуют подавать сигналы бедствия с помощью сигнальных флагов и всякой пиротехники: дымовых шашек и сигнальных ракет. Однако очевидно, что их с собой в обычной жизни никогда и не оказывается. Но световыми сигналами все равно можно воспользоваться. Самый очевидный вариант — огонь. Если вы потерялись или потерпели бедствие и не уверены, что вас ищут, то обычного костра не достаточно. Лучше всего выложить огненные буквы SOS. Для этого надо выбрать открытое пространство, которое хорошо просматривается с разных сторон. Подойдет холм или большая поляна.

Рефлексия

  • На полях выполняют задание.
  • ТАБЛИЦА ДЕ БОНО
  • «+» — все, что понравилось на уроке
  • «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным
  • «!» — что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы
  • Учащиеся проводят рефлексию с помощью таблицы Де Боно (отмечают на полях рабочего листа).

Домашнее задание

Составь кроссворд на тему: «Безопасные действия при автономном существовании в природной среде».

Записывают домашнюю работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Природные лекарственные средства" к проекту "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"

Презентация - один из продуктов проекта "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"...

Презентация "Несъедобные и ядовитые грибы" к проекту "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"

В презентации представлены наиболее известные виды несъедобных и ядовитых грибов, а также описаны признаки отравления грибами и оказание первой помощи при отравлении....

Ситуационные задачи по теме Автономное существование в природной среде

Ситуационные задачи по теме Автономное существование в природной среде можно использовать на уроках ОБЖ в 6 классе для прверки знаний учащихся после изучения темы...

Конспект урока "Безопасные действия при автономном существовании в природной среде" 8 класс

Конспект урока по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс...

Конспект урока ОБЗР 11 класс" "Природные чрезвычайные ситуации. Природные пожары".

Конспект урока ОБЗР 11 класс" "Природные чрезвычайные ситуации. Природные пожары"....