Рабочая программа по ОБЖ в 9 классе адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по обж (9 класс)

Карпова Надежда Владимировна

Адаптированная программа составлена на основании авторской образовательной программы под редакцией А.Т.Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, - М.: Просвещение, 2016).

Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала, испытывающими трудности в обучении учащимися, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа по ОБЖ  в 9классе     адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического здоровья - далее с ЗПР).

Пояснительная записка

Адаптированная программа составлена на основании авторской образовательной программы под редакцией А.Т.Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, - М.: Просвещение, 2016).

Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала, испытывающими трудности в обучении учащимися, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.

Данная рабочая программа реализуется на основе следующих нормативно - правовых документов:

  • Закон «Об образовании в РФ» (в ред. Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от29.06.2011г.№85);
  • Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897  об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования  (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).
  • Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам.  ОБЖ 8 класс.
  • Авторская программа А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова.  Основы безопасности      жизнедеятельности комплексная программа. 5-11 классы авторы   А.Т. Смирнов,    Б.О.Хренников / под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011
  • Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Баграмовская СОШ»;
  • Приказ Министерства образования Рязанской области №. ____ от _____.2019 г.
  • Учебный план МБОУ «Баграмовская СШ» (приказ № ____ от 0 .09.2019 г.                              
  •  Учебный годовой график  МБОУ «Баграмовская СШ» (приказ №   ___ от 0  .09.2019 г.                                                        

Особенности обучающихся с задержкой психического развития.

У обучающихся с задержкой психического развития отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного материала: они не удерживают в памяти задание, продиктованное предложение, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; оказываются неспособными оценить результаты своих действий; их представления об окружающем мире недостаточно широки.

Дети с ЗПР не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. У многих из них преобладают игровые мотивы. Таким образом, для таких детей характерна пониженная активность мыслительной деятельности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ослабленность памяти и внимания.

В периоды нормальной работоспособности у детей с ЗПР обнаруживается целый ряд положительных сторон их деятельности, характеризующих сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти сильные стороны проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке. В таком состоянии при индивидуальной работе с ними дети оказываются способными самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи почти на уровне нормально развивающихся сверстников (производить группировку предметов, устанавливать причинно-следственные связи в рассказах со скрытым смыслом, понимать переносный смысл пословиц).

Рабочее состояние детей с ЗПР, во время которого они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи, кратковременно. Нередко дети способны работать на уроке всего 15–20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается. В состоянии утомления у них резко снижается внимание, возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется множество ошибок и исправлений. У некоторых детей собственное бессилие вызывает раздражение, другие категорически отказываются работать, особенно если требуется усвоить новый учебный материал.

Этот небольшой объем знаний, который детям удается приобрести в период нормальной работоспособности, как бы повисает в воздухе, не связывается с последующим материалом, недостаточно закрепляется. Знания во многих случаях остаются неполными, отрывистыми, не систематизируются. Вслед за этим у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью. В самостоятельной работе дети теряются, начинают нервничать и тогда не могут выполнить даже элементарных заданий. Резко выраженное утомление возникает после занятий, требующих интенсивного умственного выражения.

В целом дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий: заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок, составление задач по образцу с изменением лишь предметных и числовых данных. Они тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой. Однообразные действия, не механические, а связанные с умственным напряжением, также быстро утомляют обучающихся.

Значение предмета для обучения обучающихся с ЗПР  

 

В ходе изучения ОБЖ у обучающихся  с ЗПР  происходит формирование, либо коррекция уже имеющихся представлений о правилах безопасного поведения в жизни. Большое значение для полноценного формирования мировоззрения и экологического образования обучающихся с ЗПР  приобретает опора на межпредметные связи вопросов,  изучаемых в курсе ОБЖ с такими учебными предметами, как география, физика, биология, физическая культура. Позволяя рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения, межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений. Изучение курса ОБЖ предусматривает формирование у обучающихся с ЗПР   умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал, планировать предстоящую работу, осуществлять самоконтроль. Проведение практических занятий,  побуждающих обучающихся к активному учебному труду, включение учебного материала в ассоциативные связи (для развития напоминания), способствует коррекции высших психических функций (внимание, память, мышление, речь - при этом необходимо постоянно следить за правильностью речевого оформления высказываний обучающихся).

Основные виды деятельности обучающихся:  

участие во фронтальной беседе;

участие в эвристической беседе;  

выполнение практической работы по отдельным инструктивным картам и образцу;

самостоятельная работа с помощью консультанта;

работа с текстом учебника или иного учебного пособия по вопросам;

воспроизведение учебного материала по памяти с планом; 

работа с рисунками, имеющими комментарии;  

работа с различными источниками информации;

конспектирование по вопросам;

анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок с помощью плана;

выдвижение гипотез и их обоснование;  

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

составление плана и последовательности действий;

исследовательская и творческая работа (подготовка докладов, рефератов, презентаций) с консультацией учителя; 

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

работа с раздаточным материалом;

работа в парах, группах.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система. Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.

Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ЗПР: Имея одинаковое содержание и задачи обучения, рабочая программа по ОБЖ для детей с ЗПР, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в методических приёмах, используемых на уроках:

-оказывается индивидуальная помощь обучающимся;

- при решении задач подбираются разнообразные сюжеты, которые используются для формирования и уточнения представлений об окружающей действительности, расширения кругозора обучающихся.  коррекционной направленности каждого урока;

 

Таким образом, полностью сохраняя структуру документа, поставленные цели и задачи, а также содержание программа составлена в расчете на обучение детей с ЗПР в 9-м классе.

 

     

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным. Обозначенные в Стандарте критерии также распространяются на требования к результатам освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР и содержательно дополняются с учетом специфики обучения данной категории детей.

Требования к личностным результатам освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР

 - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к прошлому и настоящему Отечества; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

- формирование ответственного отношения и мотивации к учению: интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений, любознательности, готовности и способности обучающихся к саморазвитию (целенаправленной познавательной деятельности, умению планировать желаемый результат, осуществлять самоконтроль в процессе познания, сопоставлять полученный результат с запланированным), определения собственных профессиональных предпочтений, основываясь на уважительном отношении к труду и опыте участия в социально значимом труде;

 - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, религии, традициям, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем: овладение умениями понимать вербальное и невербальное поведение партнеров по общению, умениями строить межличностные взаимодействия на основе эмпатии,

- формирование коммуникативной компетентности в общении: желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать своих партнеров по общению, нацеленность на результативность общения;

- формирование у обучающихся с ЗПР осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение ими правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;

-формирование ориентированной деятельности в практических ситуациях;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношение к членам своей семьи;

Требования к метапредметным результатам АООП ООО обучающихся с ЗПР

Метапредметные результаты освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР

предполагают овладение обучающимися с ЗПР межпредметными понятиями и

универсальными учебными действиями:

- регулятивными: действиями планирования (осознавать учебную задачу; ставить цель освоения раздела учебной дисциплины; определять возможные и выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебных действий, строить алгоритмы реализации

учебных действий); действиями по организации учебной деятельности (организовывать свое рабочее место; планировать и соблюдать режим работы; выполнять и контролировать подготовку домашних заданий);

- познавательными: конспектировать заданный учебный материал; подбирать необходимый справочный материал из доступных источников; проводить наблюдение, на основе задания педагога; использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной

информации; выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале; проводить классификацию учебного материала по заданным педагогом параметрам; устанавливать аналогии на изученном материале; адекватно использовать усвоенные

понятия для описания и формулирования значимых характеристик различных явлений);

- коммуникативными: аргументировать свою межличностное взаимодействие с целью реализации учебно-воспитательных задач;

понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и понятия);

- практическими: способностью к использованию приобретенных знаний и навыков в познавательной и социальной практике, осуществлении учебной деятельности педагогами и сверстниками), владение навыками проектной деятельности (самостоятельно

выполнять задания педагога с целью более глубокого освоения учебного материала с использованием учебной и дополнительной литературы; выполнять практические задания по составленному совместно с педагогом плану действий).

Требования к предметным результатам АООП ООО обучающихся с ЗПР 

Обучающийся научится:

- классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;

- использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;

- использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;

- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при

использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

- безопасно использовать бытовые приборы, средства бытовой химии;

- классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;

- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации.

- адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;

- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;

- безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;

- безопасно применять первичные средства пожаротушения;

- соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;

- соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;

- соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном);

- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;

- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;

- использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;

- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;

- предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;

- безопасно использовать средства индивидуальной защиты;

Обучающийся получит возможность научиться:

- безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;

- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в

туристических поездках;

- готовиться к туристическим поездкам;

- анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления

людей;

- анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

- анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;

- анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;

- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании

современной культуры безопасности жизнедеятельности;

- классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;

- оказывать первую помощь

-использовать для решения коммуникативных жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и

другие базы данных;

- усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации,

Содержание учебной программы для 9 класса

Модуль 1 Основы безопасности личности, общества и государства  

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире.

Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.  

Влияние  культуры   безопасности жизнедеятельности населения на  национальную безопасность России.

Тема  2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени  и национальная безопасность России.

  Чрезвычайные ситуации их  классификация.    Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия. Угроза военной безопасности.

Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС  

Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороны страны. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение  и эвакуация населения в  условиях  чрезвычайных ситуаций.  Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ  

Тема 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия.

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

Тема 6. Нормативно- правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ

Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму. Общегосударственное противодействие терроризму. Нормативно- правовая база противодействия наркотизму.

Тема 7. Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в РФ.

Организационные основы противодействия наркотизму в РФ. Организационные основы противодействия терроризму  в РФ

Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости.

Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни  

Раздел 3. Основы здорового образа жизни  

Тема 9. Здоровье-условие благополучия человека.

Здоровье  человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путём. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.

Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в РФ.

Раздел 4.  Основы медицинских знаний и оказания первой  помощи  

Тема 12. Оказание первой помощи

Первая медицинская помощь при массовых поражениях (практическое занятие). Первая медицинская помощь при передозировке при приёме психоактивных веществ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс

№ модуля, раздела, темы

Наименование разделов и тем

9  класс

Модуль 1.

Основы безопасности личности, общества и государства

24

Раздел 1.

Основы комплексной безопасности

12

Тема 1.

Национальная безопасность России в современном мире

4

Тема 2.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России

3

Тема 3.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России

3

Тема  4.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

2

Раздел 2.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

12

Тема 5

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3

Тема  6.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

5

 Тема 7.

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

4

Модуль 2.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

Раздел 4.

Основы здорового образа жизни

8

 Тема 8.

Основы здорового образа жизни

3

Тема 9.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

3

Тема 10

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

2

Раздел 5.

 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

2

Тема 11

Оказание первой медицинской помощи

2

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-развлекательной программы "Корабли бумажные, моряки отважные!" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (4-5 классы).

В материале представлен сценарий музыкально-развлекательной программы "Корабли бумажные, моряки отважные!" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (4-5 классы)....

Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В программе психолого – педагогическое и социальное сопровождение, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА «Я В МИРЕ СПОРТА И ИГРЫ» (4 класс) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Программа   обучения направлена на ознакомление с подвижными играми на материале из легкой атлетики, баскетбола, волейбола, лыжной подготовки; на укрепление здоровья и закаливание организма ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 8 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ-Вариант 7.1

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 8  классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ-Вариант 7.1...

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи (обучение на дому, образовательная программа основного общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на 2023/2024 учебный

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе ...

Программа наставничества КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30413833","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Лидия Егоровна, заместитель директора по УВРРожина Елена Юрьевна, методистБелова Т...