Рабочая программа по ОБЖ в 9 классе адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по обж (9 класс)
Адаптированная программа составлена на основании авторской образовательной программы под редакцией А.Т.Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, - М.: Просвещение, 2016).
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала, испытывающими трудности в обучении учащимися, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по ОБЖ в 9классе адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического здоровья - далее с ЗПР).
Пояснительная записка
Адаптированная программа составлена на основании авторской образовательной программы под редакцией А.Т.Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, - М.: Просвещение, 2016).
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала, испытывающими трудности в обучении учащимися, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.
Данная рабочая программа реализуется на основе следующих нормативно - правовых документов:
- Закон «Об образовании в РФ» (в ред. Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от29.06.2011г.№85);
- Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).
- Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. ОБЖ 8 класс.
- Авторская программа А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа. 5-11 классы авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников / под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011
- Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Баграмовская СОШ»;
- Приказ Министерства образования Рязанской области №. ____ от _____.2019 г.
- Учебный план МБОУ «Баграмовская СШ» (приказ № ____ от 0 .09.2019 г.
- Учебный годовой график МБОУ «Баграмовская СШ» (приказ № ___ от 0 .09.2019 г.
Особенности обучающихся с задержкой психического развития.
У обучающихся с задержкой психического развития отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного материала: они не удерживают в памяти задание, продиктованное предложение, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; оказываются неспособными оценить результаты своих действий; их представления об окружающем мире недостаточно широки.
Дети с ЗПР не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. У многих из них преобладают игровые мотивы. Таким образом, для таких детей характерна пониженная активность мыслительной деятельности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ослабленность памяти и внимания.
В периоды нормальной работоспособности у детей с ЗПР обнаруживается целый ряд положительных сторон их деятельности, характеризующих сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти сильные стороны проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке. В таком состоянии при индивидуальной работе с ними дети оказываются способными самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи почти на уровне нормально развивающихся сверстников (производить группировку предметов, устанавливать причинно-следственные связи в рассказах со скрытым смыслом, понимать переносный смысл пословиц).
Рабочее состояние детей с ЗПР, во время которого они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи, кратковременно. Нередко дети способны работать на уроке всего 15–20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается. В состоянии утомления у них резко снижается внимание, возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется множество ошибок и исправлений. У некоторых детей собственное бессилие вызывает раздражение, другие категорически отказываются работать, особенно если требуется усвоить новый учебный материал.
Этот небольшой объем знаний, который детям удается приобрести в период нормальной работоспособности, как бы повисает в воздухе, не связывается с последующим материалом, недостаточно закрепляется. Знания во многих случаях остаются неполными, отрывистыми, не систематизируются. Вслед за этим у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью. В самостоятельной работе дети теряются, начинают нервничать и тогда не могут выполнить даже элементарных заданий. Резко выраженное утомление возникает после занятий, требующих интенсивного умственного выражения.
В целом дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий: заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок, составление задач по образцу с изменением лишь предметных и числовых данных. Они тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой. Однообразные действия, не механические, а связанные с умственным напряжением, также быстро утомляют обучающихся.
Значение предмета для обучения обучающихся с ЗПР
В ходе изучения ОБЖ у обучающихся с ЗПР происходит формирование, либо коррекция уже имеющихся представлений о правилах безопасного поведения в жизни. Большое значение для полноценного формирования мировоззрения и экологического образования обучающихся с ЗПР приобретает опора на межпредметные связи вопросов, изучаемых в курсе ОБЖ с такими учебными предметами, как география, физика, биология, физическая культура. Позволяя рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения, межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений. Изучение курса ОБЖ предусматривает формирование у обучающихся с ЗПР умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал, планировать предстоящую работу, осуществлять самоконтроль. Проведение практических занятий, побуждающих обучающихся к активному учебному труду, включение учебного материала в ассоциативные связи (для развития напоминания), способствует коррекции высших психических функций (внимание, память, мышление, речь - при этом необходимо постоянно следить за правильностью речевого оформления высказываний обучающихся).
Основные виды деятельности обучающихся:
участие во фронтальной беседе;
участие в эвристической беседе;
выполнение практической работы по отдельным инструктивным картам и образцу;
самостоятельная работа с помощью консультанта;
работа с текстом учебника или иного учебного пособия по вопросам;
воспроизведение учебного материала по памяти с планом;
работа с рисунками, имеющими комментарии;
работа с различными источниками информации;
конспектирование по вопросам;
анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок с помощью плана;
выдвижение гипотез и их обоснование;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
составление плана и последовательности действий;
исследовательская и творческая работа (подготовка докладов, рефератов, презентаций) с консультацией учителя;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
работа с раздаточным материалом;
работа в парах, группах.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система. Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ЗПР: Имея одинаковое содержание и задачи обучения, рабочая программа по ОБЖ для детей с ЗПР, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в методических приёмах, используемых на уроках:
-оказывается индивидуальная помощь обучающимся;
- при решении задач подбираются разнообразные сюжеты, которые используются для формирования и уточнения представлений об окружающей действительности, расширения кругозора обучающихся. коррекционной направленности каждого урока;
Таким образом, полностью сохраняя структуру документа, поставленные цели и задачи, а также содержание программа составлена в расчете на обучение детей с ЗПР в 9-м классе.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным. Обозначенные в Стандарте критерии также распространяются на требования к результатам освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР и содержательно дополняются с учетом специфики обучения данной категории детей.
Требования к личностным результатам освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к прошлому и настоящему Отечества; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
- формирование ответственного отношения и мотивации к учению: интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений, любознательности, готовности и способности обучающихся к саморазвитию (целенаправленной познавательной деятельности, умению планировать желаемый результат, осуществлять самоконтроль в процессе познания, сопоставлять полученный результат с запланированным), определения собственных профессиональных предпочтений, основываясь на уважительном отношении к труду и опыте участия в социально значимом труде;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, религии, традициям, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем: овладение умениями понимать вербальное и невербальное поведение партнеров по общению, умениями строить межличностные взаимодействия на основе эмпатии,
- формирование коммуникативной компетентности в общении: желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать своих партнеров по общению, нацеленность на результативность общения;
- формирование у обучающихся с ЗПР осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение ими правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-формирование ориентированной деятельности в практических ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношение к членам своей семьи;
Требования к метапредметным результатам АООП ООО обучающихся с ЗПР
Метапредметные результаты освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР
предполагают овладение обучающимися с ЗПР межпредметными понятиями и
универсальными учебными действиями:
- регулятивными: действиями планирования (осознавать учебную задачу; ставить цель освоения раздела учебной дисциплины; определять возможные и выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебных действий, строить алгоритмы реализации
учебных действий); действиями по организации учебной деятельности (организовывать свое рабочее место; планировать и соблюдать режим работы; выполнять и контролировать подготовку домашних заданий);
- познавательными: конспектировать заданный учебный материал; подбирать необходимый справочный материал из доступных источников; проводить наблюдение, на основе задания педагога; использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной
информации; выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале; проводить классификацию учебного материала по заданным педагогом параметрам; устанавливать аналогии на изученном материале; адекватно использовать усвоенные
понятия для описания и формулирования значимых характеристик различных явлений);
- коммуникативными: аргументировать свою межличностное взаимодействие с целью реализации учебно-воспитательных задач;
понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и понятия);
- практическими: способностью к использованию приобретенных знаний и навыков в познавательной и социальной практике, осуществлении учебной деятельности педагогами и сверстниками), владение навыками проектной деятельности (самостоятельно
выполнять задания педагога с целью более глубокого освоения учебного материала с использованием учебной и дополнительной литературы; выполнять практические задания по составленному совместно с педагогом плану действий).
Требования к предметным результатам АООП ООО обучающихся с ЗПР
Обучающийся научится:
- классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
- использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
- использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при
использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
- безопасно использовать бытовые приборы, средства бытовой химии;
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации.
- адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
- безопасно применять первичные средства пожаротушения;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном);
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
- использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
- предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
Обучающийся получит возможность научиться:
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;
- готовиться к туристическим поездкам;
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления
людей;
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
- анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
- анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании
современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
- оказывать первую помощь
-использовать для решения коммуникативных жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и
другие базы данных;
- усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации,
Содержание учебной программы для 9 класса
Модуль 1 Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире.
Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России.
Чрезвычайные ситуации их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия. Угроза военной безопасности.
Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС
Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороны страны. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ
Тема 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия.
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
Тема 6. Нормативно- правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ
Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму. Общегосударственное противодействие терроризму. Нормативно- правовая база противодействия наркотизму.
Тема 7. Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в РФ.
Организационные основы противодействия наркотизму в РФ. Организационные основы противодействия терроризму в РФ
Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости.
Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
Тема 9. Здоровье-условие благополучия человека.
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путём. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в РФ.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказания первой помощи
Тема 12. Оказание первой помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях (практическое занятие). Первая медицинская помощь при передозировке при приёме психоактивных веществ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс
№ модуля, раздела, темы | Наименование разделов и тем | 9 класс |
Модуль 1. | Основы безопасности личности, общества и государства | 24 |
Раздел 1. | Основы комплексной безопасности | 12 |
Тема 1. | Национальная безопасность России в современном мире | 4 |
Тема 2. | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России | 3 |
Тема 3. | Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России | 3 |
Тема 4. | Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта | 2 |
Раздел 2. | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 12 |
Тема 5 | Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 3 |
Тема 6. | Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 5 |
Тема 7. | Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации | 4 |
Модуль 2. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 |
Раздел 4. | Основы здорового образа жизни | 8 |
Тема 8. | Основы здорового образа жизни | 3 |
Тема 9. | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | 3 |
Тема 10 | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | 2 |
Раздел 5. | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 2 |
Тема 11 | Оказание первой медицинской помощи | 2 |
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально-развлекательной программы "Корабли бумажные, моряки отважные!" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (4-5 классы).
В материале представлен сценарий музыкально-развлекательной программы "Корабли бумажные, моряки отважные!" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (4-5 классы)....
Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В программе психолого – педагогическое и социальное сопровождение, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА «Я В МИРЕ СПОРТА И ИГРЫ» (4 класс) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Программа обучения направлена на ознакомление с подвижными играми на материале из легкой атлетики, баскетбола, волейбола, лыжной подготовки; на укрепление здоровья и закаливание организма ...
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающихся 7 - 9 классов (образовательная программа основного общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по физике 7-9 кклассы ФГОС ( ЗПР)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 8 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ-Вариант 7.1
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 8 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ-Вариант 7.1...
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи (обучение на дому, образовательная программа основного общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на 2023/2024 учебный
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе ...
Программа наставничества КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30413833","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Лидия Егоровна, заместитель директора по УВРРожина Елена Юрьевна, методистБелова Т...