Знания ценою в жизнь
материал (7 класс)

Микалин Валерий Сергеевич

Аннотация к уроку

 

«Знания ценою в жизнь»

 

 

Данный урок  разработан преподавателем – организатором ОБЖ  Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Правдинский центр образования», учителем высшей категории   Микалиным В. С. для учащихся 7  класса основной школы.

Содержание учебного материала помогает освоить навыки первой помощи  при кровотечениях. Материал соответствует возрастным особенностям школьников,  цели урока, требованиям учебной программы, стандарту образования.

На уроке имеют место элементы проблемного обучения и самостоятельная поисковая деятельность, которые способствуют усвоению  учащимися  нового  материала. Использован деятельностный подход.  Методы обучения обеспечивают познавательную самостоятельность и интерес учащихся, сотрудничество учителя и учащихся.

В процессе урока используются  различные формы организации познавательной деятельности учеников: фронтальные, групповые, индивидуальные.

На уроке  применяется  необходимое техническое оборудование: доска, компьютеры с выходом в Интернет, мультимедиа проектор, экран.  Всю необходимую информацию  (презентацию,  приложения)  для проведения урока можно найти по ссылке

https://yadi.sk/d/3hiTBLic1ywXcA

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Мой лучший урок по ФГОС – 2019»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Правдинский центр образования»

Урок ОБЖ  «Знания ценою в жизнь»

Микалин

Валерий Сергеевич

Преподаватель – организатор ОБЖ.

УМК  Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под  ред.  А. Т. Смирнова.- 7-е изд., перераб.-М.: Просвещение,2017.- ISBN 978-5-09-052538-1

Урок ОБЖ  «Знания ценою в жизнь»

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Класс: 7

Тема: «Первая помощь при наружном кровотечении»

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель урока: Сформированные практические умения учащихся по оказанию  первой помощи при наружном кровотечении 

Задачи:

- сформулировать понятие о кровотечении;

- ознакомить учащихся с видами кровотечений;

- изучить способы остановки кровотечений.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Предметные УУД:

- Знает виды кровотечений. Умеет оказывать первую помощь при различных видах кровотечениях.

- Умеет оказывать первую помощь при незначительных ранах и наружном кровотечении.

- Умеет принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

- Имеет представление о методе и точках пальцевого прижатия артерии, наложения жгута.

Личностные УУД:

- Самостоятельно определяет  последовательность выполнения действий.

- Умеет проводить рефлексивный анализ своей деятельности.

- Отстаивает свою точку зрения в  процессе общения.

Метапредметные УУД:

-  Понимает учебную задачу урока и стремится её выполнить.

- Извлекает необходимую информацию при изучении  учебника.

- Осваивает  приёмы оказания первой помощи пострадавшим при незначительных ранах и наружном кровотечении.

- Отвечает на итоговые вопросы и оценивает свои достижения на уроке.

Источники информации: презентация на большом экране, учебник  А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности 7класс»,  учебник биологии, словарь русского языка С. И. Ожегова.

Оборудование: интерактивная доска Smart Board, видеопроектор, компьютер учителя, презентация в Microsoft PowerPoint, раздаточный материал, аптечка первой помощи автомобильная, шарики с жидкостью и губка для проведения опыта  учебник.

  1. Этап мотивации к учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие (сл. 1)

Ролик об оказании  первой помощи случайным прохожим (сл. 2)

- Чем должен был обладать данный человек, чтобы его помощь в такой ситуации оказалась эффективной?

- А  нам необходимы   такие  знания?

Приветствие.

Смотрят ролик.

Выдвигают предположения.

Выдвигают предположения.

Методический комментарий. На этапе мотивации к деятельности учащимся интересно узнавать, где именно они смогут применить свои знания.

  1. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений

в индивидуальной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обратимся к запасу ваших знаний по изучаемой нами  теме.

 - Человек получил травму (сл. 3 картинка с  кровотечением) и у пострадавшего  наружное кровотечение. Ваши действия?

- А после вызова?

- Каким образом?

Учитель комментирует ответы и приводит либо к затруднению, либо к ошибке.

-  Вызываем скорую помощь.

- Оказываем первую помощь.

Озвучивают приемы первой помощи.

Методические комментарии. На этапе актуализации знаний и фиксации затруднений учитель организует деятельность так, чтобы учащиеся сами поняли, что имеют затруднения при оказании помощи пострадавшему.

  1. Этап постановки проблемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Почему вы затрудняетесь? Почему  наши добрые намерения могли нанести  еще больший вред пострадавшему?

- Исходя из этого, сформулируйте тему урока. (сл. 4)

- Какую цель мы должны достигнуть на  уроке? (сл.  5)

Выдвигают предположения.

Формулируют тему урока.

Формулируют цель урока.

Методический комментарий. После того, как учащийся четко увидел и понял, на каком этапе он «спотыкается», ему проще понять – с чего начать, чтобы пробелы в своих знаниях устранить.

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- А что же нам нужно сделать, чтобы  цель урока была достигнута?

- Тогда давайте составим план решения проблемы, ответив на следующие вопросы:

- Что такое кровотечение? Вариантов много, какой правильный? Значит первое, что необходимо сделать…

(п.1 плана)

- Различаются ли кровотечения?

(п.2 плана)

- Зависит ли первая помощь от вида кровотечения?

- Изучить теорию, познакомиться с практикой

Составляют план действий.

  1. Сформулировать понятие о кровотечении.

  1. Познакомиться  с видами кровотечений.

  1. Изучить способы остановки кровотечений.

 ( сл. 6 по щелчку появляются намеченные пункты плана)

Выдвигают предположения

Методический комментарий. Составление примерного плана действий – обязательный этап любого урока. Каждый ребенок должен четко понимать, что он будет делать и зачем, в какой последовательности. А наводящие вопросы помогают сформулировать  план работы в соответствии с целью урока.

  1. Этап реализации построенного проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Итак, цели поставлены, план работы намечен.

1. Тест (Сл. 7,  по щелчку остается только правильное определение Сл. 8)  для определения понятия кровотечения (комментарий про ошибочные ответы).

2. Для  изучения видов наружных кровотечений проведем эксперимент. Перед вами 2 шарика, наполненных жидкостью.

1 эксперимент.  - Возьмем губку, пропитанную жидкостью, и произведем легкое воздействие надавливанием.  Жидкость выделяется равномерно из всей губки (как из раны).

2 эксперимент. - Сделаем отверстие в первом шарике и создадим небольшое и постоянное давление, воздействуя на шарик руками. Наблюдается слабое равномерное вытекание жидкости.
3 эксперимент. - Сделаем отверстие в первом шарике и создадим давление с периодическим  нажатием на него (имитация работы сердца). Можем  наблюдать, что жидкость вытекает, пульсируя, бьёт струёй, фонтаном.

Предлагает изучить материал в учебнике (стр. 187) и определить, к какому виду кровотечения можно отнести результаты каждого эксперимента.

(Сл. 9) Виды кровотечений (по щелчку появляются названия кровотечений после того, как ученик его озвучил)

(Сл. 10) Напоминание о пунктах плана  работы на уроке

3. Существует алгоритм (определенный порядок действий) оказания первой помощи при наружных кровотечениях. Для того, чтобы  изучить этот порядок, проведем игру «Лови ошибку».

Вам предлагается материал с правилами оказания первой помощи при кровотечениях и алгоритм выполнения этих действий, в котором допущена ошибка. Вам необходимо изучить материал и исправить ошибку в алгоритме (Приложение 1), расположив действия в нужном порядке.

 

Изучают материал из различных источников (учебник биологии, учебник ОБЖ, словарь), выбирают ответ из теста, комментируют определение и записывают в тетрадь.

Записывают результаты эксперимента, полученные при наблюдении.

Изучают материал учебника о видах кровотечений и дописывают в тетради  их названия в соответствие с ранее записанными характеристиками.

Расставляют названия кровотечений (в виде табличек) к соответствующему опыту.

Называют кровотечения (капиллярное, венозное, артериальное, смешанное).

Изучают предложенный материал по оказанию первой помощи и составляют верный алгоритм.

Методические комментарии. Использование  различной литературы для нахождения  определения кровотечения расширяет кругозор учащихся и позволяет  сравнивать и анализировать материал. Постановка экспериментов  обеспечивает наглядность и дает возможность учащимся  сделать выводы самостоятельно. Игра «Лови ошибку» помогает заинтересовать учащихся в изучении материала и развивает  умение систематизировать учебный материал.

VI.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает посмотреть, что получилось.

Выводит алгоритм на экран (сл. 11).

Алгоритм выполнения задачи:

1.Расположить тело пострадавшего таким образом, чтобы поврежденная или пораненная его часть оказалась в приподнятом положении.

2.Прижать поврежденный сосуд по всей доступной протяжённости.

3.Резко согнуть раненую конечность.

4.Наложить на рану давящую повязку.

5.Наложить кровоостанавливающий жгут над поврежденным местом. Накладывать жгут рекомендуется на уровне 10-15 сантиметров выше поврежденного участка или раны. Использовать для его изготовления можно любую плотную ткань, которая оказалась у вас под руками. В повязку обязательно вкладывается записка, в которой указано точное время наложения жгута.

Учитель показывает приемы оказания первой  помощи при кровотечении, выполняя действия алгоритма, озвученные детьми.

Формулируют алгоритм действий при оказании первой помощи при наружном кровотечении.

Сверяют с алгоритмом.

Озвучивают пункты алгоритма.

Методический комментарий. Составление правильного алгоритма позволит избежать лишних или неправильных действий при оказании первой помощи при кровотечении. Приёмы первой помощи, показанные учителем, с комментированием их учениками, помогают закрепить  полученные  теоретические знания и подготовить их к практической деятельности.

VII. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Делит детей на две группы по желанию.

Дает задания (Приложение 2).

Предлагает посмотреть ролик для проверки своих действий (Сл. 12).

Дети делятся на группы самостоятельно.

Выполняют задания по группам.

Проверяют порядок своих действий по ролику. Обсуждают.

Методический комментарий. Работа в группах на данном этапе позволяет ребенку не бояться ошибиться в своих высказываниях, проговорить во внешней речи своё мнение, а значит,  лучше осмыслить причины неправильных действий.

VIII. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Давайте, ребята, вспомним ту цель, которую вы ставили перед собой в начале занятия.

- Чтобы убедиться, достигнута она или нет, проведем игру «Верю - не верю»

(Приложение 3).

Предлагает правильные ответы (сл. 13).

Предлагает вывести результаты игры на  лестницу успеха

Умею остановить кровотечение

Знаю виды кровотечений

Знаю понятие  «кровотечение»

Учитель оценивает учеников

Вспоминают цель урока.

Отвечают на вопросы с помощью знаков

 «+» и «-».

Сверяют.

Ставят человечков на ступени лестницы, в зависимости от правильных ответов, тем самым фиксируя результаты обучения по каждой задаче и выявляя пробелы

(у каждого ученика три бумажных человечка).

Методический комментарий. Использование лестницы успеха позволяет ученику  понять, что он узнал на уроке, а какой материал остался неусвоенным. Ступени лестницы связаны с задачами урока, что позволяет без труда определить их  достижение.

VIII. Этап домашнего задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Если ученик поставил человечков на все три ступени, то дополнительного домашнего задания не получает.

Отсутствие человечка на нижней ступени предусматривает дополнительное домашнее задание по изучению понятия «кровотечение» (§ 8.2, стр. 187).

Отсутствие человечка на средней ступени предусматривает дополнительное домашнее задание по изучению видов кровотечений (§ 8.2, стр. 188).

Отсутствие человечка на высшей ступени предусматривает дополнительное домашнее задание по изучению остановки кровотечения (§ 8.2, стр. 189 - 191).

Домашнее задание для всех: выучить порядок вызова скорой помощи.

 - Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание, задают вопросы по нему.

Методические комментарии. Дифференцированность домашнего задания позволит учащимся наиболее эффективно усвоить тему, устранив пробелы в знаниях,  образовавшиеся в процессе изучения новой темы.

Комментарии учителя по домашнему заданию – залог успешного выполнения ее учащимися.

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Тем ученикам, которые считают, что урок получился интересным и полезным, предлагается поднять смайлик.

Поднимают смайлики или нет.  

Литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под  ред.  А. Т. Смирнова.- 7-е изд., перераб.-М.: Просвещение,2017.- ISBN 978-5-09-052538-1
  2. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 7 кл./В. Н. Латчук, С. К. Миронов.-9-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2016.-45,[3] с.:ил. ISBN 978-5-358-09406-2.
  3. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для учащихся 7 – 8 классов общеобразовательных  школ / Под. ред. вице-президента, действительного члена Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности В. Я. Сюнькова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ГОМЦ «Школьная книга», 2002. – 224 с., ил. ISBN  5-7936-0006-Х
  4. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под. ред. Н. Ю. Шведовой.- 21-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 1989. – 924 с. ISBN  5-200-00048-3.

                                                          Микалин Валерий СергеевичСтраница


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ролик случ. Прох.

Слайд 4

«Первая помощь при наружном кровотечении»

Слайд 5

Формирование практических умений по оказанию первой помощи при наружном кровотечении

Слайд 6

1. Сформулировать понятие о кровотечении. 2. Познакомиться с видами кровотечений. 3. Изучить способы остановки кровотечений.

Слайд 7

а. потеря человеком более 0,5 л крови; б. отсутствие крови в кровеносных сосудах; в. истечение крови из поврежденного кровеносного сосуда; г. истечение плазмы из повреждённого кровеносного сосуда.

Слайд 8

Кровотечение - это истечение крови из поврежденного кровеносного сосуда.

Слайд 9

1. Сформулировать понятие о кровотечении. 2. Познакомиться с видами кровотечений. 3. Изучить способы остановки кровотечений.

Слайд 10

Капиллярное Венозное Артериальное Смешанное

Слайд 11

Расположить тело пострадавшего таким образом, чтобы поврежденная или пораненная его часть оказалась в приподнятом положении. Прижать поврежденный сосуд по всей доступной протяжённости. Резко согнуть раненую конечность. Наложить на рану давящую повязку. Наложить кровоостанавливающий жгут над поврежденным местом.

Слайд 13

1. Кровотечение это - повышенное артериальное давление (неверно) 2. Если кровь изливается на поверхность тела, то такое кровотечение называется внутренним (неверно). 3. Артериальное кровотечение возникает при повреждении артерии (верно). 4. Чтобы остановить венозное кровотечение необходимо наложить давящую повязку (верно).

Слайд 14

5. Алая кровь выделяется пульсирующей струей при кровотечении из капилляров (неверно). 6. Максимальное наложение жгута летом не более 60 мин. (верно). 7. В записке, прикреплённой к жгуту указывается место, где наложен жгут (неверно). 8. В прохладную погоду жгут накладывают не более, чем на 30 мин. (верно).

Слайд 15

Я знаю определение кровотечения Я знаю виды кровотечений Я умею оказывать помощь при кровотечениях Лестница успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЛУЧАЙНОСТЬ ЦЕНОЮ В ЖИЗНЬ

СЛУЧАЙНОСТЬ ЦЕНОЮ В ЖИЗНЬ...

Конспект урока "Самое ценное - это жизнь", 11 класс, обществознание

Урок был дан в рамках сингапурских курсов.В данном уроке сделана попытка применить сингапурские технологии....

ЦЕННЕЕ, ЧЕМ ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ, НИЧЕГО НЕТ!

ЦЕННЕЕ, ЧЕМ ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ, НИЧЕГО НЕТ!...

Сценарий классного часа "Любопытство ценою в жизнь"

Сценарий классного часа "Любопытство ценою в жизнь"....

«Привычка ценою в жизнь»

Данный сценарий предлагается организаторам внеклассной работы в школе, социальным педагогам, классным руководителям 8-11 классов, воспитателям. Материал рассчитан на старшеклассников. Разработку можно...

Цени свою жизнь

Заметка о проведенной неделе естественных наук...

Классный час на тему: "Цени свою жизнь"

Цели классного часа:Профилактика подросткового суицидаФормирование жизнеустойчивых позиций у подростковПобуждение к размышлениям о ценности человеческой жизни и неповторимости своей собственной.Вырабо...