Разработка урока ОБЖ для 8 класса
план-конспект урока по обж (8 класс)

Костратов Николай Алекснадрович

Разработка урока ОБЖ для 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс 8

Тема урока: « Обеспечение радиационной безопасности населения»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с понятием «радиационная безопасность», основными источниками радиации, с нормами радиационной безопасности.
  • Обучить правилам, которые необходимо соблюдать при проживании в зоне возможного радиоактивного заражения.
  • Выработать алгоритм действий при получении сигнала оповещения о радиационной аварии.
  • Воспитывать культуру в области защиты от последствий радиоактивного заражения.
  • Развивать познавательный интерес к изучаемой теме.

Оборудование:

  • учебник А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.»;
  • компьютер;
  • экран;
  • презентация;
  • листы с текстом.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, начинаем наш урок.

II. Актуализация опорных знаний

- Чтобы вспомнить тему «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия», предлагаю выполнить следующие задания.

Слайд 2.

Задание 1.

Установите соответствие.

1.

Покрытие территории водой.

а.

Зона катастрофического затопления

2.

Часть зоны затопления, в пределах которой распространяется волна прорыва.

б.

Гидродинамически опасный объект

3.

Чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения (плотины, дамбы, шлюзов) или его части.

в.

Поражающие факторы гидродинамической аварии

4.

Сооружение с разницей уровня воды.

г.

Гидродинамическая авария 

5.

Образование волн прорыва.

д.

Затопление 

На выполнение задания учитель дает несколько минут, после чего проверяет тетради  у нескольких учащихся и ставит оценки.

Остальные учащиеся по слайду 3 проверяют правильность выполнения задания.

Слайд 4.

Задание 2.

Оцените верность утверждений

1. Плотина  - это искусственное водосбросовое сооружение.

2. Аварии на химически опасных объектах, в результате которых может произойти заражение воды, относятся к гидродинамическим.

3. Гидродинамические аварии могут возникнуть вследствие действия сил природы.

4. Бьеф – это часть водоема выше и ниже гидротехнического сооружения.

5. Водозаборные гидротехнические сооружения предназначены для забора воды из источника питания (реки, озера) с целью использования её для нужд гидроэнергетики, водоснабжения или орошения полей.

После выполнения задания учитель  проверяет тетради  у нескольких учащихся и ставит оценки.

Остальные учащиеся сверяют свои ответы со слайдом 5.

Ш. Введение в тему

- Ребята, подумайте, какое общее слово может объединить все эти ситуации:

многочасовой перелет на самолете, прохождение флюорографии в поликлинике, длительная работа за компьютером? Ответы учащихся.

- Воздействие радиации на организм мы называем облучением.

Давайте вспомним, что же такое радиация или ионизирующее излучение? Ответы учащихся.

ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ (РАДИАЦИЯ) – это виды радиоактивных излучений, которые, попадая в определенные среды или проникая через них, производят в них ионизацию, т.е. приводят к образованию заряженных частиц (ионов).

- Сегодня на уроке мы поговорим о радиационной безопасности, установленных основных гигиенических нормативах облучения, а также о правилах поведения населения, проживающих в непосредственной близости от радиационно опасных объектов.

- Тема нашего урока: «Обеспечение радиационной безопасности населения». Слайд 1. Чтобы вернуться на слайд 1, необходимо навести курсор на стрелку в правом нижнем углу на слайде 5.

IV. Изложение нового материала

Что же такое радиационная безопасность? Чтобы попасть на слайд 6, необходимо навести курсор на стрелку в правом нижнем углу на слайде 1.

Слайд 6.

Радиационная безопасность населения - это состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего облучения.

В целях обеспечения радиационной защиты населения нашей страны в 1996 г. был принят Федеральный закон «О радиационной безопасности населения», в котором определилась политика государства в области радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Слайд 7.

В нашей стране разработаны нормы радиационной безопасности (HPB-96/99), которые введены на территории России с 1 января 2000 г.

Прежде чем вы узнаете о них, поговорим сначала об источниках облучения.

Мы живём в радиоактивном мире, так как живём на радиоактивной Земле. Все естественные источники излучений создают естественный радиационный фон, в котором мы рождаемся и живём на протяжении всей нашей жизни.

Слайд 8.

К естественным источникам излучений относятся космическое излучение и радиоактивные вещества, находящиеся на поверхности, в недрах Земли, в атмосфере, воде, растениях и организмах всех живых существ, населяющих нашу планету.

Источниками космического излучения являются звёздные взрывы в галактике и солнечные вспышки. Солнечное космическое излучение не приводит к заметному увеличению дозы излучения на поверхности Земли.

К искусственным источникам ионизирующих излучений относятся: производства, связанные с использованием радиоактивных изотопов, атомные электростанции, транспортные и научно-исследовательские ядерно-энергетические установки, специальные военные объекты, рентгеновская техника и медицинская аппаратура лучевой терапии, а также бытовые излучатели.

Слайд 9.

Радон – самый главный из всех естественных источников радиации. Этот газ без цвета, вкуса и запаха – один из продуктов распада урана-238. Он достаточно тяжёлый (в 7,5 раза тяжелее воздуха). Главный источник поступления радона – грунт. Радон выделяется в основном из геологических разломов и шахт, но может содержаться в материале стен и даже питьевой воде.

При длительном поступлении радона в организм человека возрастает риск возникновения рака легких. Лучшая защита от него – хорошая вентиляция подвальных помещений и жилых комнат.

Слайд 10.

На слайде вы видите воздействие на человека разных источников радиации в процентном соотношении.

- облучение населения продуктами распада радона и торона в помещениях - 42% (торон – изотоп радона);

- использование ионизирующих излучений в медицине - 34%;

- естественный фон - 23%;

- глобальные выпадения продуктов ядерных испытаний -1%;

- пользование авиатранспортом - 0,10%;

- употребление радиолюминесцентных товаров - 0,10%;

- атомная энергетика - 0,03%.

Каковы же нормы радиационной безопасности?

Слайд 11.

Годовая доза облучения 30-100 миллибэр.

Допустимая доза облучения  за год 500 миллибэр.

Для обеспечения радиационной безопасности населения специалистами МЧС России разработаны рекомендации по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов.

Слайд 12.

 

При проживании в непосредственной близости от радиационно опасных объектов необходимо:

– уточнить наличие в районе вашего проживания радиационно опасных объектов и получить возможно более подробную и достоверную информацию о них;

– выяснить в ближайшем территориальном управлении ГО ЧС способы и средства оповещения населения при аварии на радиационно опасном объекте;

– изучить инструкцию о порядке действий населения в случае возникновения радиационной аварии;

– создать и иметь определённые запасы необходимых герметизирующих материалов, йодных препаратов, продовольствия и воды.

V. Самостоятельная работа с учебником

- А сейчас выработаем алгоритм действий при получении сигнала оповещения о радиационной аварии. В помощь учебник на с.131-132.

Слайд 13.

Задание 1.

Вставьте в полученный текст пропущенные слова и словосочетания.

Учащиеся получают листы с текстом. Приложение 1.

Учитель проверяет работы нескольких учащихся, выставляет оценки. Один ученик зачитывает свою работу всему классу.

VI. Продолжение темы

Каковы действия населения при подготовке к возможной эвакуации?

Слайд 14.

- Соберите  самые необходимые вещи (документы, деньги, личные вещи, продукты, средства индивидуальной защиты).

- Необходимо сложить в чемодан и рюкзак одежду и обувь по сезону, однодневный запас продуктов, нижнее бельё и другие необходимые вещи. Оберните чемодан (рюкзак) полиэтиленовой пленкой.

-  Покидая при эвакуации квартиру, отключите все электро- и газовые приборы, вынесите мусор, на дверь прикрепите объявление «В квартире №_ никого нет».

- Зарегистрируйтесь у председателя эвакокомиссии.  Прибыв в безопасный район, примите душ и смените бельё и обувь.  

Слайд 15.

Каковы правила поведения при проживании на радиационно загрязненной местности?

Прочитайте учебник с.132-134.  Работа с учебником.

Слайд 16.

В заключение отметим, что для обеспечения радиационной безопасности населения в условиях развития ядерной энергетики необходимо повышение уровня знаний всего населения в вопросах понимания сущности физических и биологических процессов, связанных с ионизирующим излучением, а также знание нормативно-правовых актов и соблюдение норм поведения в области радиационной безопасности.

VII. Итог урока

Вопросы для самоконтроля:

-  Когда и какие нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения установлены в Российской федерации?

- Какие меры предусмотрены в нашей стране для защиты населения в случае возникновения радиационной аварии?

VIII. Домашнее задание  Слайд 17.

  • Параграф 6.1.
  • Задание из рубрики  «После уроков» с. 134.

 

Приложение 1.

Действия при получении сигнала оповещения  о радиационной аварии

1. Защитить органы дыхания _________________________________.

2. Укрыться в ближайшем здании, лучше ________________________________________
____________________________________.

3. Войдя в помещение, снять _______________________________, закрыть _____________
_____________________________________________________________, включить _______
______________________________________________________________________.

4. Провести герметизацию _________________________________ и защиту ____________
_______________________________________________,

5. Открытые продукты питания __________________________________________________

___________________________________________________________.

6. Продукты и воду поместить в ______________________________________ или _______
_________________________________________________.

7. В течение 7 дней принимать по __________________ таблетке _____________________.

При отсутствии специальных таблеток использовать _______ капель ____ % - ного раствора________ на ____________ воды.

8. При приготовлении пищи все продукты, выдерживающие воздействие ____________,

________________________________________.

9. Строго соблюдать правила _______________________________________, значительно снижающие внутреннее облучение организма.

10. Оставлять __________________________ только при крайней необходимости и на короткое ______________________________. При выходе защищать ___________________
_________________________________,надевать ____________________________________
____________________________________________________________________________.

После возвращения ______________________________.

Ответы:

1. Защитить органы дыхания платком, шарфом__.

2. Укрыться в ближайшем здании, лучше __в собственной квартире.

3. Войдя в помещение, снять _верхнюю одежду и обувь, закрыть окна, двери, вентиляционные люки, включить радиоприемник или телевизор.

4. Провести герметизацию __помещения и защиту продуктов питания.

5. Открытые продукты питания _поместить в полиэтиленовые мешки, пакеты или пленку.

6. Продукты и воду поместить в холодильник или в закрываемые шкафы.

7. В течение 7 дней принимать по _одной таблетке _йодистого калия.

При отсутствии специальных таблеток использовать 3-5 капель_5 % - ного раствора йода

на стакан  воды.

8. При приготовлении пищи все продукты, выдерживающие воздействие воды, промывать.

9. Строго соблюдать правила _личной гигиены, значительно снижающие внутреннее облучение организма.

10. Оставлять _помещение только при крайней необходимости и на короткое время. При выходе защищать органы дыхания, надевать плащ, накидку или табельные средства защиты кожи.

После возвращения переодеваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока  в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...