Формы работы с учащимися МБОУ «Средняя школа №18» по военно-патриотическому воспитанию.
статья по обж

Фирсов Эдуард Борисович

В статье рассматриваются формы работы с учащимися МБОУ «Средняя школа №18»

 по военно-патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_uchashchimisya_mbou.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с учащимися МБОУ «Средняя школа №18»

 по военно-патриотическому воспитанию

          Среди наиболее распространенных и действенных средств подготовки учащихся МБОУ «Средняя школа №18» к служению Отечеству, воспитания их в духе любви к Родине, российскому народу важное место занимают уроки мужества.

          В ходе подготовки и проведения уроков мужества учащиеся воспитываются на героических традициях российского народа. Школьники знакомятся с историей подвига российского народа в Великой Отечественной войне, встречаются с участниками и свидетелями исторических событий – фронтовиками, тружениками тыла. Гости рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов, проявленных на фронтах Великой Отечественной войны, современных локальных вооруженных конфликтов, свидетельствуют о проявлении новых духовных качеств у российских людей. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений учащихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине. Уроки мужества проводятся таким образом, чтобы каждый юный гражданин проникался любовью к Вооруженным Силам, понимал, что защита Родины от врагов – наивысшей гражданский долг, священная обязанность. Следует помнить слова замечательного педагога-патриота В. А. Сухомлинского, который говорил, что каждому мужчине надо твердо помнить – у меня две специальности: первая – учитель, агроном, инженер, рабочий; вторая у всех одна и та же – защитник Родины.

          Целью уроков мужества является ощутить тесную связь нашего героического прошлого с современностью. На уроках мужества воскрешаются слава, доблесть и высокий патриотизм старших поколений, оживают героические страницы истории нашей Родины, наших Вооруженных Сил. Они проводятся так, как говорил В. А. Сухомлинский: «чтобы юные граждане прикасались своими сердцами к горячему биению сердец Ивана Сусанина…, Николая Гастелло, Дмитрия Карбышева, Александра Матросова, чтобы горячие страницы истории зажигали юные души пробуждали стремление к героическому подвигу, учили жить».

          Немаловажное значение имеет военно-патриотическое воспитание учащихся на конкретных примерах подвигов, совершенных земляками-нижегородцами. На наших уроках мужества рассказывается о великом летчике, одном из первых героев Советского Союза В. П. Чкалове, о дважды Герое Советского Союза летчике-истребителе А. В. Ворожейкине, о военнослужащих, совершающих героические подвиги в наши дни, в частности, о бойце знаменитой 6-ой роты, 104-го полка Псковской воздушно-десантной дивизии Романе Пискунове.

          В процессе поисковой работы, предшествующей урокам мужества, у учащихся вырабатывается стремление к овладению рациональными приемами и способами самостоятельного познания. Учитель побуждает учащихся к сбору дополнительного материала, который после тщательного отбора используется на уроках мужества. Учащиеся записывают беседы с участниками исторических событий, просматривают соответствующую дополнительную литературу, сборники документов и воспоминаний, собирают вырезки из газет, фотодокументы, письма. По мере накопления такой материал тщательно систематизируется, оформляется в виде альбомов, папок, стендов, экспозиций.

          В результате поисковой работы обогащается опыт сбора воспоминаний, документов; развиваются навыки работы с научной литературой, архивными источниками; появляется умение наблюдать и анализировать свои наблюдения.

          На уроках мужества дополнительный материал используется как учителем, так и учащимися, которые делают доклады и сообщения о героях борьбы с фашизмом, героях локальных вооруженных конфликтов, о ратной и трудовой славе российского народа.

          Проводимая поисковая работа способствует росту сознания учащихся – школьникам становятся более близкими и понятными патриотические подвиги российских людей, освободительная миссия Российской армии, интернациональная помощь народам других стран.

          При подготовке уроков мужества учитель обеспечивает общественно ценные мотивы познания и поведения учащихся как в плане их предметной направленности, так и с точки зрения социально-поведенческого аспекта. Содержание поисковой работы способствуют формированию у школьников гуманистических мотивов гражданского патриотического долга и ответственности. У учащихся формируется опыт служения Отечеству, готовность к защите Родины – к выполнению одной из основных социальных

функций российского человека. Учитель воспитывает у учащихся активное патриотическое отношение к Родине, стремление к активности в патриотической деятельности.

          Таким образом, возникнув как конкретное средство патриотического воспитания, содержание уроков мужества и сопутствующей им поисковой работы постепенно обогащается путем расширения воспитательных задач, которые ставят перед собой ее участники, усиливается направленность на формирование целостности личности.

          В общей системе патриотического воспитания учащихся МБОУ «Средняя школа №18» особое место занимают тематические вечера. Они обладают значительными возможностями идейно-эмоционального воздействия на духовную сферу будущих защитников Родины и сочетают в себе элемент героико-патриотического воспитания с организацией отдыха учащихся. Проводить их довольно сложно в организационно-методическом отношении, требуется выразить определенное содержание в его тематическом и логико-организационном единстве. Необходима разработка развернутого сценария, в котором должна быть определена последовательность использования средств героико-патриотического воспитания для раскрытия проблемы подготовки молодежи к защите Родины, входящей в систему духовных ценностей молодежи. Действенность вечера определяется прежде всего комбинированным характером применяемых средств героико-патриотического воспитания, возможностями их воздействия на все сферы личности учащихся.

          Основными специфическими чертами тематического вечера по героико-патриотической тематике являются публицистичность, документально-художественная образность, наличие четко выраженного  

сюжета, использование «звучащей армейской среды» (военные песни, марши, сигналы, произведения строевого репертуара военных оркестров и т. д.), воинских ритуалов, композиционная стройность сценического действия и лирико-эпическая повествовательность, опора на жизненный опыт молодежи, их отношение к проблемам войны и мира, защите Отчизны.

          Тематические вечера посвящаются знаменательным датам и героическим событиям из истории нашей Родины, Вооруженных Сил России, боевым и трудовым традициям российского народа, жизни замечательных людей, вопросам подготовки молодежи к защите Родины и мира.

          Тематика вечеров должна носить обобщающий характер, отличаться яркой выразительностью: «Подвиг российского народа в Великой

Отечественной войне», «Мирному труду российского народа – надежную

защиту», «Каковы особенности воинского долга в современных условиях?».

          Большой эффективностью воздействия на развитие духовной готовности учащихся к защите Родины обладают циклы тематических вечеров: «Гуманизм российской внешней политики», «Борьба за сохранение жизни на земле – общечеловеческая проблема», «Современный терроризм», «Служение Отечеству – твой долг». Проведение циклов тематических вечеров планируется обычно на учебный год. Количество тематических вечеров в каждом цикле определяется в зависимости от объема и характера рассматриваемых проблем, уровня подготовки учащихся.

          Вечер готовит и проводит инициативная группа. Из ее членов выбирается ведущий. Им должен быть человек, обладающий культурой, эрудицией, владеющий обширными знаниями по истории и теории о войне и мире, о защите Отечества, умением остро и увлеченно ставить вопросы, основами ораторского искусства, искусством импровизации, определенным полемическим даром.

          Важно заранее наметить выступающих, рассказать им об идейно-теоретическом замысле вечера, ознакомиться с примерным содержанием их выступлений, подобрать наглядные и художественные средства отражения темы. Декоративно-художественное оформление зала, красочное объявление, эмблема вечера, плакаты, наглядные пособия, разнообразные выставки способствуют передаче идей вечера, дополняют и усиливают живое слово, создают эмоциональный настрой присутствующих.

          Важным условием повышения эффективности вечера является участие в нем аудитории. Существует немало приемов активизации присутствующих, например, создание проблемных ситуаций, диалог с участниками Великой

Отечественной войны, локальных военных конфликтов, ветеранами Вооруженных Сил. Создание ситуации эмоционального подъема аудитории способствует использование воинских ритуалов, минут молчания, скандирование приветствий и лозунгов, использование «звучащей армейской среды».

          Эффективной формой патриотического воспитания учащихся МБОУ «Средняя школа №18» является лекция. Это особый вид устного выступления, проверенный опытом способ общения с молодежью, представляющий собой одну из форм обучения и воспитания учащихся.

            В отличие от других форм и методов, лекция дает возможность, полно и разносторонне, на богатом фактическом материале, выразить свое

отношение, осветить любой аспект патриотической деятельности российского человека и, в частности, школьника. Лектор эмоционально заражает своей приверженностью к делу служения Родине своих слушателей, возбуждая стремление следовать поступкам   героев-защитников   Отечества.*

          Как показывает практика чтения лекций на патриотическую тематику, большой популярностью пользуются темы: «Романтика армейской службы. В чем она?», «Готов ли ты совершить подвиг?», «Творцы отечественного оружия» и др. В каждой из этих тем есть проблема, то есть вопрос который предстоит решить учащимся.

          Наиболее широко используются лекции и их циклы, которые имеют междисциплинарный характер, например: «Военная наука о роли человека и техники в современной войне», «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность России на современном этапе», «Угрозы международного терроризма». Такие циклы позволяют, используя знания различных дисциплин, полнее осветить определенные проблемы, способствуют формированию у учащихся целостной картины предстоящей деятельности по созиданию и защите Отечества.

          Имеют большой познавательный и воспитательный эффект у наших учащихся интеллектуальные викторины, форму проведения и содержания которых выбирают в зависимости от возраста участников. Ребята любят турниры «Что? Где? Когда?», брейн-ринги. Они хороши тем, что предлагаемые вопросы могут относиться к разным областям знаний, отражающим общую тему «Мое Отечество». Для проверки и закрепления знаний учащихся по истории Вооруженных Сил проводится викторина «Боевые награды Родины». Боевые награды Родины говорят о тех суровых испытаниях, которые за свою историю вынес наш героический народ. Во время подготовки к викторине учащиеся знакомятся с орденами и медалями, путем изучения соответствующей литературы, а также во время встреч с участниками боевых действий, отмеченных наградами. Каждый участник викторины получает карточку-задание, где изображены орден или медаль, и поставлены вопросы, относящиеся к данной награде. Результаты викторины определяются по сумме баллов, полученных каждым участником.

          Большое эмоциональное воздействие на учащихся нашей школы оказывают литературные или литературно-музыкальные композиции. Главное, чтобы их проведение было качественным. Хорошее исполнение ребятами композиции, выдержанная тематика музыкальных произведений, художественное оформление сцены, неизбитый, доходчивый, и в то же время

высоконравственный и патриотический текст композиции – все важно для достижения максимального воспитательного эффекта таких мероприятий.

          Нельзя забывать о такой важной форме военно-патриотической работы нашей школы, как походы, экскурсии, туристические слеты, игры на местности с использованием компонентов военизированной эстафеты или военной интриги.

          Наша  школа активно принимает участие в  военно-спортивной  игре

«Школа безопасности – Дзержинская Зарница». Содержанием игры являются систематические специальные занятия, соревнования, смотры строя и песни, концерты военно-патриотической песни. Вместе взятые эти игровые элементы закладывают основу морально-волевой и психологической готовности, всестороннего развития молодого поколения.

          Большое значение имеет ознакомление учащихся с воинскими частями и подразделениями, с жизнью и бытом воинов. Для этого рекомендуется посещение воинских частей, военных учебных заведений, встречи с воинами и курсантами военных училищ, совместные тематические вечера. Учащиеся МБОУ «Средняя школа №18» активно посещают воинскую часть – танковую бригаду, где на вооружении имеется современная боевая техника. В ходе посещения части учащиеся проявляют огромный интерес к военной технике. Понятна радость ребят, побывавших на танкодроме или в учебном классе, оснащенном современной литературой, электроникой. Такие встречи оказывают большую помощь учащимся в выборе будущей профессии, ненавязчиво, умело и эффективно служат целям военной профориентации подрастающего поколения.

          Военнослужащие в целях пропаганды физической подготовки учащихся, будущих воинов Вооруженных Сил, могут на собственных примерах из армейской жизни убедить ребят в том, как важно регулярно заниматься физкультурой и спортом, готовить себя к военной службе. В беседах с военнослужащими ребята с интересом воспринимают рассказы офицеров о том, что помогло им стать военнослужащими, о военных училищах, которые они окончили, о нелегкой, но очень нужной профессии российского офицера, ребятам предлагают последовать их примеру. В результате   увеличивается    количество    учащихся,    поступающих    в

военно-учебные заведения Вооруженных Сил Российской Федерации.  Военнослужащие постоянно напоминают учащимся, что служба в Вооруженных Силах сопряжена с нелегким трудом, требует хорошей технической подготовки, крепкой моральной и физической закалки. Поэтому ребята начинают более серьезно относиться к своим обязанностям в школе. Происходит становление молодого человека в широком смысле этого слова. Посещение воинской части пробуждает у учащихся осознанную гражданственность, чувство гордости за свой народ и его Вооруженные Силы.

          Для более прочного и глубокого усвоения учащимися 10-11 классов тем по основам воинской службы в нашей школе проводится олимпиада. В

 процессе олимпиады проверяются и закрепляются знания учащихся как  по

 истории российских Вооруженных Сил, так и их сегодняшнего состояния.

 Олимпиада проводится в несколько этапов, каждый из которых посвящен

 отдельному виду Вооруженных Сил. Каждый этап оценивается по пятибалльной системе. Победители определяются по общей сумме баллов. В заключении подводятся итоги олимпиады, отличившимся участникам вручаются призы.

          В МБОУ «Средняя школа №18» используются различные формы работы по военно-патриотическому воспитанию. И каждая играет определенную роль, занимает свою нишу в воспитательном пространстве школы. Главное, чтобы все эти формы работы, выстроились в четкую систему, их выбор был целесообразен, то есть содержание и форма соответствовали задачам проводимого мероприятия, были подготовлены и проведены качественно, с использованием современного содержательного материала и технологий – это немаловажный фактор в достижении поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о разработке и внедрении в МБОУ СОШ № 66 авторской программы военно-патриотического клуба «Поиск»

Одним из важнейших направлений в работе преподавателя ОБЖ является внеурочная деятельность. Для её организации можно использовать уже существующие программы, а можно создать авторские....

План работы творческой группы «Пятиклассник» по адаптации обучающихся в 5 классах 2011-2012 учебный год МБОУ «Средняя школа №5» г.Когалым ХМАО-Югры

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Сократить перех...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...