Информация для педагогов "Основные направления работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ"
консультация по обж на тему
Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества и требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inf_dlya_ped_osn_napr_rab_po_formir_obzh.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веневский центр образования №1»
структурное подразделение «Детский сад №5»
Информация для педагогов:
«Основные направления работы
по формированию у дошкольников
основ безопасности жизнедеятельности»
Подготовлена Решетниковой Л.А., педагогом дополнительного образования
2018- 2019 учебный год
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны. Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и осознанных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми. Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия и требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольного образования. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Необходимо дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, ведь безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Основные направления работы
по формированию основ безопасности жизнедеятельности
Работа с педагогическим коллективом | Работа с родителями | Работа с воспитанниками | |
Цель | повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников | объяснение актуальности, важности проблемы безопасности детей, повышение образовательного уровня родителей по данной проблеме | формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе |
Задачи | - создание системы мониторинга по формированию основ безопасности жизнедеятельности для всех участников педагогического процесса ( воспитатели, родители, воспитанники); - создание предметно - развивающей среды по теме во всех возрастных группах | – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей; - обозначение круга правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье; - знакомство родителей с работой ДОУ по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности; - повышение уровня знаний родителей по основам безопасности жизнедеятельности; - воспитание у родителей ответственности за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие; - создание особой формы общения между родителями и воспитателями: « Доверительно деловой контакт» | - усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе; - формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки; - развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения; - формирование у детей сознательного и ответственного отношение к личной безопасности и безопасности окружающих; -расширение и систематизация знаний детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми; -закрепление у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте; - развитие основ экологической культуры ребенка и становление у него бережного отношения к природе; - способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка – дошкольника - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит от них самих, от соблюдения определенных правил ( дорожного движения, от гигиенических правил и др.), от умения предвидеть и избежать возможную опасность. |
Формы, методы и средства работы | 1.Оформление перспективного плана работы для всех возрастных групп с определением цели и задач для каждого возраста. 2. Подборка и систематизация печатных и дидактических материалов и пособий для дошкольников. 3.Проведение диагностики знаний педагогов по теме. 4.Подборка методической литературы для педагогов, рекомендаций по созданию предметно - развивающей среды по теме. 5.Проведение консультаций, бесед, педсоветов, диспутов, деловых игр, семинаров - практикумов, где педагоги получают рекомендации, материал для работы с родителями, детьми. 6.Обсуждение планирования работы по формированию у детей безопасного поведения, изучение передового опыта организации работы с детьми по привитию им навыков безопасной жизнедеятельности. 7. Использование разнообразных форм пропаганды безопасности с воспитанниками, родительской общественностью, средствами массовой информации. 8. Выступления с демонстрацией образовательной деятельности на районных методических объединениях, семинарах, участие в конкурсах. 9. Изучение нормативно - правовых документов. 10. Анализ и прогнозирование результатов работы | 1.Разработка плана сотрудничества с семьей по данной проблеме. 2.Анкетирование, опросы: « Мой взгляд на безопасность », « Причины дорожно - транспортных происшествий » и др. 3.Организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней; 4.Ознакомление родителей с работой детского сада по формированию безопасного поведения в быту, социуме, природе (открытые просмотры образовательной деятельности, акции, тематические видеофильмы); 5.Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д.) 6.Проведение собраний, консультаций, семинаров, открытых просмотров, вечеров развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых. 7.Вовлечение родителей в различные акции, конкурсы, соревнования. 8.Участие в проектной деятельности. (Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели). | 1. Использование современных информационно-коммуникативных технологий; 2. Разработка проектов, таких как: «Дорожная грамота», «Мое здоровье», «Безопасность и природа», «Общение с незнакомыми людьми» и т.д. 3.НОД с интеграцией по образовательным областям (проводится в форме игры и живой беседы с использованием видеофильмов и аудио записей). 4. Беседы индивидуальные, подгрупповые (Например, «Осторожно Дорога», «Встречи на улице», «Внимание – Огонь не игрушка», «Игры во дворе», «Откуда может прийти беда», т. д.). 5. Целевые прогулки, экскурсии, походы. 6. Встречи с интересными людьми. 7. Игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые. 8. Праздники, досуги, развлечения, КВН, викторины, акции, конкурсы. 9. Просмотр презентаций, фильмов; прослушивание аудио записей. 10.Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами. 11.Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи). 12.Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации. 13.Применение видеоматериалов; 14.Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки. |
Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
№№ этапа | Виды деятельности педагога |
1 | Диагностика, уточнение представлений детей о правилах поведения в быту, социуме, природе. Выяснить: есть ли у них личный опыт, на который в дальнейшем может опереться педагог |
2 | Расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний |
3 | Закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе |
4 | Формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки |
5 | Развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, при обучении правилам безопасности в быту, социуме, природе. (Эти качества во многом помогают ребенку правильно ориентироваться в создавшейся ситуации) |
Вывод: проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом, семьей и поддерживать тесную связь с инспекторами ГИБДД и МЧС. Воспитание безопасности - проблема всего общества. Человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по формированию культуры безопасной жизнедеятельности воспитанников детского дома»
формирование у подростков сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение ими знаний и умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных...
Доклад "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста "
Доклад на тему: « Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста через решения проблемных ситуаций, художественное слово и игру»...
Перспективное планирование по формированию основ безопасной жизнедеятельности
Перспективное планирование по формированию основ безопасной жизнедеятельности...
План работы педагога - организатора Основ безопасности жизнедеятельности
Подготовка к проведению учебных занятий.Планирование учебного процесса...
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников»
Задачи:- показать пример воспитателям, как в игровой форме можно проводить обучение детей по ОБЖ- систематизировать знания воспитателей по ОБЖ- выявить проблемные воспросы по обучению детей в облати О...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье освещаются творческая деятельность, как один из методов по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного и школьного возрастов и создание сборника ...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей с ОВЗ
Цель всей работы - осуществление здоровьесберегающей деятельности, пропаганда здорового образа жизни, воспитание в детях умения противостоять вредным привычкам, формирование культуры здоровья воспитан...