Информация для педагогов "Основные направления работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ"
консультация по обж на тему

Решетникова Людмила Алексеевна

Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества и требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inf_dlya_ped_osn_napr_rab_po_formir_obzh.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веневский центр образования №1»

структурное подразделение «Детский сад №5»

Информация для педагогов:

«Основные направления работы

по формированию у дошкольников

основ безопасности жизнедеятельности»

Подготовлена Решетниковой Л.А., педагогом дополнительного образования

2018- 2019 учебный год

 Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных  исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны. Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и осознанных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми. Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия и требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольного образования. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Необходимо дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, ведь безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Основные направления работы

по формированию основ безопасности жизнедеятельности

Работа с педагогическим коллективом

Работа с родителями

Работа с воспитанниками

Цель

повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации деятельности  по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников

объяснение актуальности, важности проблемы безопасности детей, повышение образовательного уровня родителей по данной проблеме

формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Задачи

-  создание системы мониторинга по формированию основ безопасности жизнедеятельности для всех участников педагогического процесса

( воспитатели, родители, воспитанники);

-  создание предметно - развивающей среды по теме во всех возрастных группах

– выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей;

- обозначение круга правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье;

-  знакомство родителей с работой ДОУ по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности;

- повышение уровня знаний родителей по основам безопасности жизнедеятельности;

- воспитание у родителей ответственности за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;

- создание особой формы общения между родителями и воспитателями:

« Доверительно деловой контакт»

- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе;

- формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;

- развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;

- формирование у детей сознательного и ответственного отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

-расширение и систематизация знаний детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

-закрепление у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;

- развитие основ экологической культуры ребенка и становление у него бережного отношения к природе;

- способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка – дошкольника

- расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит от них самих, от соблюдения определенных правил

( дорожного движения, от гигиенических правил и др.), от умения предвидеть и избежать возможную опасность.

Формы,

методы и

средства

работы

1.Оформление перспективного плана работы для всех возрастных групп с определением цели и задач для каждого возраста.

2. Подборка и систематизация печатных и дидактических материалов и пособий для дошкольников.

3.Проведение диагностики знаний педагогов по теме. 4.Подборка методической литературы для педагогов, рекомендаций по созданию предметно - развивающей среды по теме.

5.Проведение консультаций, бесед, педсоветов, диспутов, деловых игр, семинаров - практикумов, где педагоги получают рекомендации, материал для работы с родителями,  детьми. 6.Обсуждение планирования работы по формированию у детей безопасного поведения, изучение передового опыта организации работы с детьми по привитию им навыков безопасной жизнедеятельности.

7. Использование разнообразных форм пропаганды безопасности с воспитанниками, родительской общественностью, средствами массовой информации.

8. Выступления с демонстрацией образовательной деятельности на районных методических объединениях, семинарах, участие в конкурсах.

9. Изучение нормативно - правовых документов.

10. Анализ и прогнозирование результатов работы

1.Разработка плана сотрудничества с семьей по данной проблеме. 2.Анкетирование, опросы:

« Мой взгляд на безопасность », « Причины дорожно - транспортных происшествий » и др.

3.Организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней; 4.Ознакомление родителей с работой детского сада по формированию безопасного поведения в быту, социуме, природе (открытые просмотры образовательной деятельности, акции, тематические видеофильмы);

5.Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д.)  6.Проведение собраний, консультаций, семинаров, открытых просмотров, вечеров развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых. 7.Вовлечение родителей в различные акции, конкурсы, соревнования.

8.Участие в проектной деятельности.  (Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели).

1. Использование современных информационно-коммуникативных технологий;

2. Разработка проектов, таких как: «Дорожная грамота», «Мое здоровье», «Безопасность и природа», «Общение с незнакомыми людьми» и т.д.

3.НОД с интеграцией по образовательным областям (проводится в форме игры и живой беседы с использованием видеофильмов и аудио записей).

4. Беседы индивидуальные, подгрупповые (Например, «Осторожно Дорога», «Встречи на улице», «Внимание – Огонь не игрушка», «Игры во дворе», «Откуда может прийти беда», т. д.).

5. Целевые прогулки, экскурсии, походы.

6. Встречи с интересными людьми.

7. Игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые.

8. Праздники, досуги, развлечения, КВН, викторины, акции, конкурсы.

9. Просмотр презентаций, фильмов; прослушивание аудио записей.

10.Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами.

11.Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи).

12.Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации.

13.Применение видеоматериалов;

14.Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

№№ этапа

Виды деятельности педагога

1

 Диагностика, уточнение представлений детей о правилах поведения в быту, социуме, природе. Выяснить: есть ли у них личный опыт, на который в дальнейшем может опереться педагог

         

          2

Расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний

         

          3

Закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе

         

         4

Формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки

5

Развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, при обучении правилам безопасности в быту, социуме, природе. (Эти качества во многом помогают ребенку правильно ориентироваться в создавшейся ситуации)

Вывод:   проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом, семьей и поддерживать тесную связь с инспекторами ГИБДД и МЧС. Воспитание безопасности - проблема всего общества. Человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по формированию культуры безопасной жизнедеятельности воспитанников детского дома»

формирование у подростков сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение ими знаний и умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных...

Доклад "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста "

Доклад на тему: « Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста через решения проблемных ситуаций, художественное слово и игру»...

Перспективное планирование по формированию основ безопасной жизнедеятельности

Перспективное планирование по формированию основ  безопасной жизнедеятельности...

План работы педагога - организатора Основ безопасности жизнедеятельности

Подготовка к проведению учебных занятий.Планирование учебного процесса...

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников»

Задачи:- показать пример воспитателям, как в игровой форме можно проводить обучение детей по ОБЖ- систематизировать знания воспитателей по ОБЖ- выявить проблемные воспросы по обучению детей в облати О...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье освещаются творческая деятельность, как один из методов  по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного и школьного возрастов и создание  сборника ...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей с ОВЗ

Цель всей работы - осуществление здоровьесберегающей деятельности, пропаганда здорового образа жизни, воспитание в детях умения противостоять вредным привычкам, формирование культуры здоровья воспитан...