Методическая разработка практического занятия по строевой подготовке на учебных сборах с учащимися 10-х классов
методическая разработка по обж (10 класс)

Писарев Виктор Владимирович

Методические указания по организации занятия по строевой подготовке, включающие, подготовку, порядок проведения, ход занятия, а так же особенности одиночной строевой подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzhmet.razrab._str.p-ka.docx104.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по строевой подготовке на учебных сборах с учащимися 10-х классов.

Тема. Строевые приемы и движения без оружия.

Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы снять (одеть)».

Повороты на месте. Движение строевым шагом.

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности.

Раздел: Основы военной службы

Выполнил:

преподаватель-организатор ОБЖ

МАОУ СОШ №9

Писарев Виктор Владимирович

Тамбов

2019


Содержание

        

  1. Введение                                                                                3 стр.
  2. Методические указания по организации

и проведению занятия по строевой подготовке                                4 стр.

  1. Планирование занятия по строевой подготовке                                5 стр.
  2. Подготовка к проведению занятия                                                5 стр.
  3. Особенности одиночной строевой подготовки                                6 стр.
  4. Ход занятия                                                                        6 стр.
  5. Используемая литература                                                        13 стр.

Введение

Строевая подготовка, является составной частью учебно-тематического плана учебных сборов. Она способствует соблюдению порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает внимательность, наблюдательность, коллективизм и исполнительность. Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий учащихся на других предметах учебных сборов.

Основой подготовки к совместным действиям военнослужащих был, есть и остается строй. Строевая подготовка основана на глубоком понимании учащимися необходимости четких и быстрых действий при выполнении приемов в составе строя.

Строевая выучка дисциплинирует, вырабатывает быстроту и четкость действий, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, физической подготовке и по другим предметам обучения.

Строевая подготовка включает: одиночное строевое обучение без оружия; строевое слаживание подразделений при действиях в пешем порядке. Строевое обучение проводится на плановых занятиях и совершенствуется при всех построениях и передвижениях, на всех других занятиях.

В практике работы руководителей обучение и воспитание составляют единый процесс и всегда между собой взаимосвязаны. Следовательно, в процессе строевого обучения руководитель занятия должен постоянно вести воспитательную работу, направленную на привитие высокой дисциплины, исполнительности и патриотизма.

Излагая в данной работе правила и методы строевого обучения, автор стремился показать их применительно к учебным занятиям. Вместе с тем надо иметь в виду, что данное работа не ставит, да и не может ставить своей целью дать советы или рецепты на все случаи жизни. Это сделать и невозможно, так как нельзя предусмотреть всех тех случаев, с которыми встречается каждый руководитель в работе по строевому обучению и воспитанию подчиненных.

В овладении методическим мастерством решающее значение имеют умение анализировать свои успехи и неудачи, результаты каждого занятия, систематическая работа над повышением своих знаний. Думается, что данная разработка будет способствовать руководителям в совершенстве своего мастерства по обучению учащихся строевой подготовке.


Методические указания по организации и проведению занятия по строевой подготовке

В строевом обучении в основном применяются следующие методы:

— устное изложение учебного материала (рассказ, объяснение);

— показ;

— тренировка;

— самостоятельное изучение приема или действия.

В процессе занятия необходимо добиваться, чтобы в повторении материала активно участвовали все обучаемые. Объяснение приема или действия должно быть кратким, четким и ясным, как и сам прием. Каждая часть объяснения должна сопровождаться практическим показом.

Место руководителя при проведении занятия должно обеспечивать наблюдение за действиями обучаемых, чтобы своевременно добиваться устранения допущенных ими ошибок. Наиболее целесообразным удалением от строя — пять-шесть шагов. При таком удалении обучаемые находятся под постоянным контролем и всегда готовы к выполнению команд.

Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности:

— ознакомление с приемом;

— разучивание приема;

— тренировка.

Для ознакомления с приемом:

— назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется;

— подать команду, по которой выполняется прием;

— показать строго по Строевому уставу, как выполняется прием в целом, а затем в медленном темпе — по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения.

На ознакомление с приемом должно затрачиваться минимальное время.

В зависимости от сложности строевого приема разучивание его может проводиться:

— в целом, если прием несложный;

— по разделениям, если прием сложный;

— с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются.

Для ознакомления с приемом руководитель занятия образцово показывает обучаемым порядок его выполнения в целом, а затем по элементам (по разделениям), попутно объясняя свои действия.

После ознакомления со строевым приемом процесс формирования навыка как целостного действия включает три связанных между собой основных этапа.

Первый этап заключается в расчленении приема (сложного) на элементы и в выполнении приема по элементам.

Второй этап последовательно объединяет элементы в группы, а затем — в единое целое.

Третий этап сводится к выработке навыков в выполнении приема или действия путем многократного повторения (тренировки). При этом добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, красиво и четко.

Планирование занятия по строевой подготовке

Занятие по строевой подготовке, как и любое другое занятие, достигает цели в том случае, если оно тщательно подготовлено и материально обеспечено.

Каждое занятие должно состоять из трех частей:

— вводной части, в которую входят осмотр внешнего вида и вывод подразделений к месту занятий на строевой плац, объявление темы, цели занятия, учебных вопросов и повторение ранее изученных приемов;

— основной части, включающей изучение и отработку новых приемов по разделениям и в целом; тренировка приемов проводится по командам руководителя, попарно и в составе подразделения;

— заключительной части, в которой рекомендуется провести разбор и объявить оценки обучаемым, организовать состязания, выделить лучших и дать задание на самоподготовку.

Подготовка к проведению занятия

Важнейшим элементом обеспечивающим высококачественное решение задачи строевого обучения и воспитания, является подготовка к проведению занятий. Она включает:

— определение структуры занятия, его основных вопросов, определение времени, необходимого для его изучения, а также подбор соответствующего материала по обеспечению занятия;

— выбор приемов обучения по отдельным частям занятия (при отработке вопросов занятия по элементам);

— подготовку материального обеспечения занятия;

— разработку плана-конспекта занятия;

Особенности одиночной строевой подготовки

Строевая подготовка — дело сугубо практическое. Здесь каждой прием нужно отрабатывать многократными тренировками, которые не прекращаются и в последующем, иначе в его выполнении будут потеряны приобретенные ранее навыки, четкость и красота исполнения.

Занятия по изучению строевых приемов на месте необходимо проводить в разомкнутом строю, а в движении — на увеличенных дистанциях, с тем, чтобы отчетливо были видны ошибки и неточности в действиях каждого обучаемого. Одиночная строевая подготовка должна проводиться на специально оборудованной площадке или на строевом плацу.

Перед подачей команды или отдачей приказания необходимо принять положение «смирно». Это воспитывает у обучаемых дисциплинированность и уважение к строю.

Команды разделяются на предварительную и исполнительную, но могут быть и только исполнительные.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требуют.

По всякой предварительной команде находящиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а в движении ногу ставят тверже.

Исполнительная команда подается после паузы громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.

Для отмены приема (действия) или для прекращения его подается команда «Отставить»; по этой команде принимается положение, в котором обучаемые находились до выполнения приема.

Ход занятия

п/п

Содержание

Время

Действия руководителя

Действия обучаемых

1. Вводная часть

Построение на занятия и выход к месту занятий.

Объявление темы, цели занятия, учебных вопросов.

Выход к месту занятий.

2. Основная часть

1

Строевая стойка при выполнении команд «Становись», «Смирно».

Строит обучаемых в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, рассказывает и показывает, как и в каких случаях нужно принимать строевую стойку.

Должны видеть руководителя при показе спереди и сбоку.

1.1

Разучивание строевой стойки по элементам.

Размыкает шеренгу обучаемых, показывает первое подготовительное упражнение.

«Развертывание носков по линии фронта на ширину ступни».

2-3 мин

Следит за положением носков.

Выполняют подготовительное упражнение.

Команда: «Носки свести, делай — РАЗ, носки развести, делай — ДВА, носки свести, делай — РАЗ» и т. д.

Приступает к тренировке. Подавая команды, следит за шириной разведения носков и указывает на допускаемые обучаемыми ошибки.

Несколько раз выполняют под общую команду.

Приподнимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посредине бедер.

Показывает второе подготовительное упражнение. Разъясняет, что, начиная это упражнение, необходимо.

image1

Сделать глубокий вдох, задержать грудную клетку, сделать выдох и продолжать дыхание с приподнятой грудью. Корпус тела следует немного подать вперед и подобрать живот, а плечи развернуть. Руки при этом опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедер. Чтобы проверить правильность подачи корпуса несколько вперед, необходимо приподняться на носки, а затем, не изменяя наклона корпуса, опуститься на всю ступню.

Разучивание по команде: «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть, корпус тела подать вперед, делай — РАЗ, принять первоначальное положение, делай — ДВА».

Показывает, как держать голову при строевой стойке. Чтобы проверить правильность положения головы, необходимо принять строевую стойку и, не опуская головы, посмотреть вниз перед собой. При правильном положении головы можно увидеть на плацу самую близкую точку в двух-трех шагах от себя, любое другое положение головы обучаемого будет неправильным. При правильной строевой стойке грудь всегда находится несколько впереди подбородка.

Упражнение выполняется до тех пор, пока каждый обучаемый не почувствует отличия положения корпуса при правильной строевой стойке от положения в свободном состоянии.

1.2

Выполнение приема в целом.

Приступает к тренировке всех элементов строевой стойки в целом, подает команды «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО» следит за их действиями и добивается устранения допущенных ими ошибок.

Для проверки правильного выполнения строевой стойки подняться на носки. Если строевая стойка была принята правильно, то все обучаемые легко, без наклона вперед выполнят команду.

2

Команда «РАВНЯЙСЬ».

Для обучения повороту головы необходимо, не изменяя положения ног и туловища, повернуть голову в сторону равнения так, чтобы при выравнивании в правую сторону правое ухо было выше левого.

По команде «Равняйсь» все, кроме правофлангового, поворачивают голову направо и выравниваются так, чтобы каждый видел грудь 4-го человека, считая себя первым.

3

Команды «Вольно» и «Заправиться».

Перед командой «Заправиться» подавать команду «Вольно».

По команде «Вольно» следует стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать. По команде «Заправиться» разрешается, не оставляя своего места в строю и стоя свободно, поправить обмундирование и снаряжение, негромко разговаривать.

Закончив показ и объяснение, как выполняются эти команды, приступает к обучению. Проверяет ее выполнение.

По команде «Становись» занимают свое место в строю, принимают строевую стойку.

4

Команда «Головные уборы — снять», «головные уборы — надеть».

Для обучения выполнению приема по разделениям подает команду «Головные уборы снять, по разделениям: делай — РАЗ, делай — ДВА, делай — ТРИ».

image3

По счету «делай — РАЗ» правой рукой взять головной убор (фуражку за козырек, пилотку и шапку-ушанку за верхнюю часть) по счету «делай — ДВА» снять головной убор, опустить его на уровень поясного ремня немного влево и предать в левую руку кокардой вперёд, по счету «делай — ТРИ» левую руку с головным убором и правую руку одновременно опустить.

4.1

Надевание головного по разделениям.

Подает команду «Головные уборы надеть, по разделениям: делай — РАЗ, делай — ДВА, делай — ТРИ».

По счету «делай — РАЗ» левую руку с головным убором подать вперед к поясу и одновременно передать его в правую руку. По счету «делай — ДВА» опустить левую руку и надеть головной убор на голову. По счету «делай — ТРИ» резко опустить правую руку вниз.

4.2

Выполнение приемов в целом.

Подает команды «Головные уборы — СНЯТЬ», «Головные уборы — НАДЕТЬ».

Приступают к тренировке в выполнении приемов в целом.

5

Повороты на месте.

Показывает поворот в целом в уставном темпе.

Показывая прием по разделениям, поясняет, что поворот кругом и налево производится в сторону левой руки на левом каблуке и правом носке, а поворот направо — в сторону правой руки на правом каблуке и левом носке. Все повороты выполняются на два счета.

image4

5.1

Поворот направо.

Показав прием по разделениям, командует: «Направо, по разделениям, делай — РАЗ, делай — ДВА».

При неправильном или нечетком выполнении элемента по счету «раз» подается команда «ОТСТАВИТЬ».

Обращает внимание на то, чтобы поворот выполнялся не только с помощью ног, но и с помощью резкого движения корпусом в сторону поворота с соблюдением всех правил строевой стойки.

По первому счету, резко повернувшись в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке, сохраняли положение корпуса, как при строевой стойке, и не сгибали ног в коленях, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу. Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги должны быть развернуты так, чтобы после окончания поворота носки оказались развернутыми на ширину ступни. Положение рук должно быть, как при строевой стойке.

По счету «делай — ДВА» кратчайшим путем приставить левую ногу, не сгибая ее в колене.

5.2

Поворот налево.

Показывает в целом, а затем по разделениям поворот налево. Поворот налево также выполняется на два счета.

После показа и пояснения поворота налево в такой же последовательности проводится тренировка в выполнении этого поворота.

По команде «Налево, по разделениям, делай— РАЗ» обучаемые должны повернуться на левом каблуке и на правом носке, перенести тяжесть тела на левую ногу, сохраняя правильное положение корпуса, не сгибая ног в коленях и не размахивая во время поворота руками. По счету «делай — ДВА» правую ногу надо кратчайшим путем приставить к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развернуты на ширину ступни.

5.3

Поворот кругом.

Показывает прием в целом, затем по разделениям на два счета. Далее поясняет, что поворот кругом выполняется по команде «Кру-ГОМ» так же, как поворот налево, с той лишь разницей, что разворот корпуса делается на 180°

image5

По команде «Кругом, по разделениям, делай — РАЗ».

Резко повернуться на левом каблуке и на правом носке, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на каблук левой ноги, подавая корпус немного вперед. При повороте кругом также не допускается размахивание руками вокруг корпуса.

По счету «делай — ДВА».

Кратчайшим путем приставить правую ногу к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развернуты на ширину ступни.

Добившись правильного выполнения приема по разделениям, следует перейти к тренировке обучаемых в выполнении поворота кругом в целом.

Подает команду «ОТСТАВИТЬ», указывает на ошибку и подает команду на повторение.

Характерны следующие ошибки: преждевременный поворот корпуса по предварительной команде, сгибание ног в коленях, размахивание руками при повороте, наклонение головы вниз, опускание груди или выпячивание живота, отклонение корпуса назад, поворот не на каблуке, а на всей ступне, при повороте кругом неполный разворот, приставление ноги не кратчайшим путем и при этом качание корпуса.

6

Движение строевым шагом.

Рассказав о применении строевого шага, приступает к его разучиванию с образцового показа и пояснения.

6.1

движение руками.image7

Показывает по разделениям первое подготовительное упражнение.

Подает команду «Движение руками, делай — РАЗ, делай   — ДВА».

После каждого счета задерживает положение рук обучаемых и исправляет допущенные ими ошибки. При неправильном выполнении приема большинством обучаемых подает команду «ОТСТАВИТЬ»

По счету «делай — РАЗ» согнуть правую руку в локте, производя движение ею от плеча около тела так, чтобы кисть руки поднялась на ширину ладони выше пряжки пояса и находилась на расстоянии ладони от тела; одновременно левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук должны быть полусогнуты, а локоть правой руки слегка приподнят. По счету «делай — ДВА» обучаемые должны произвести движение левой рукой вперед, а правой, начиная от плеча, назад до отказа.

6.2

Обозначение шага на месте по команде «На месте, шагом — МАРШ».

Подает команду «Движение руками с шагом на месте, делай — РАЗ, делай — ДВА». В период тренировки особое внимание обращается на правильное движение и положение рук.

Поднимают ногу на 15 — 20 см от земли и ставят ее на землю на всю ступню.

6.3

Движения строевым шагом по разделениям на четыре счета.

Показав подготовительное упражнение по разделениям на четыре счета, размыкает отделение на четыре шага и, повернув его направо, командует: «Строевым шагом, по разделениям на четыре счета, шагом — МАРШ». После команды «Марш» считает: «РАЗ, два, три, четыре; РАЗ, два, три, четыре» и т. д. Счет «раз» произносится громко.

По предварительной команде «Шагом» подают корпус несколько вперед, перенося тяжесть тела больше на правую ногу и сохраняя устойчивость. По исполнительной команде «Марш» и по счету «раз» начинают движение с левой ноги, полным шагом, вынося ногу вперед с оттянутым носком (при этом ступня параллельна земле) на высоту 15—20 см от земли, и ставят ее твердо на всю ступню, отрывая в то же время от земли правую ногу с подтягиванием ее на полшага вперед к пятке левой ноги. Одновременно с шагом делают движение правой рукой вперед, а левой назад до отказа и стоят на левой ноге с опущенными руками, правая нога прямая, носком почти у самой земли. По счету «два, три, четыре» делают выдержку, устраняя в это время допущенные ошибки.

По следующему счету «раз» повторяется движение с правой ноги, а по счету «два, три, четыре» снова выдержка и т. д.image8

6.4

Движение на два счета.

Подает команду «Строевым шагом, по разделениям на два счета, шагом — МАРШ» и считает: «раз, два; раз, два» и т.д.

Под счет «раз» выполняется шаг вперед, под счет «два» — выдержка.

6.5

Движения строевым шагом с темпом 50—60 шагов в минуту с последующим наращиванием темпа движения до 110—120 шагов в минуту.

Подает необходимые команды. Если замечает общую ошибку, то останавливает отделение, поворачивает его налево и, показав, как надо делать, продолжает тренировку.

При движении не раскачиваться из стороны в сторону. Причина раскачивания — неправильная постановка ног при движении: вместо того, чтобы ставить ноги  внутренней частью стопы по оси движения, ставят их  в стороны, при этом центр  тяжести тела с каждым  шагом смещается то вправо, то влево.

Если при движении строевым шагом как бы подпрыгивает. Ошибка. Необходимо переносить тяжесть тела с ноги на ногу равномерно а не рывками. Не допускать при движении, заноса одной ноги за другую.

7

Зачет.

По окончании обучения принимает зачет от каждого обучаемого.

3. Заключительная часть

Разбор занятия

Объявляет оценки обучаемым, выделяет лучших, указывает на ошибки, даёт задание на самоподготовку

Используемая литература

  1. Учебное пособие. «СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА».

В. Апакидзе, Р. Дуков. - М.: Воениздат, 1991.

  1. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Введён в действие приказом Министерства обороны РФ 11 марта 2006 г. № 111. - М.: Воениздат, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по строевой подготовке на учебных сборах - Движение

Тема: «Движение».Учебные и воспитательные цели:научить учащихся совершать движение;добиться слаженности действий;воспитание чувства коллектива.Учебные вопросы:Походный шаг.Строевой шаг.Дви...

Методическая разработка по строевой подготовке на учебных сборах - Выполнение воинского приветствия без оружия

Тема: «Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении».Учебные и воспитательные цели:научить учащихся выполнять воинское приветствие;добиться слаженности действий;воспит...

Методическая разработка по строевой подготовке на учебных сборах - Строи отделения

Тема: «Строи отделения».Учебные и воспитательные цели:научить учащихся построению отделения в развернутый и походный строй, размыканию и смыканию отделения, и перестроению отделения;добить...

Методическая разработка практического занятия по тактической подготовке на учебных сборах с учащимися 10-х классов

Методические указания по организации занятия по тактической подготовке, включающие, подготовку, порядок проведения, ход занятия, а так же порядок, особенности и условия отработки норматива....

Методическая разработка практического занятия по военно-медицинской подготовке на учебных сборах с учащимися 10-х классов

Методические указания по организации занятия по военно-медицинской подготовке, включающие, подготовку, порядок проведения, ход занятия, а так же учебные материалы по теме....

Методическая разработка практического занятия по информатике по теме: "Встраивание изображений при создании web-страницы" для учащихся 9 класса.

Презентация предназначена для учащихся, изучающих тему "WEB-дизайн". В данной презентации затронуто важное и сложное для понимания учащимися понятие адресации ресурсов в Интернете. Решая кон...