Авторская рабочая программа по ОБЖ 10 класс
рабочая программа по обж (10 класс)
Предварительный просмотр:
Авторская программа
Рабочая учебная программа
по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Класс - 10
2018-2019 учебный год
Составлено учителем ОБЖ – Нехай А.М.
а. Пчегатлукай
2018 год.
Рабочая программа по ОБЖ
Рабочая программа по ОБЖ для 10 класса составлена на основе:
- Государственного стандарта основного общего образования по ОБЖ;
- Программы для общеобразовательных учреждений: ОБЖ 5-9 кл.;
- Программы по ОБЖ авторского коллектива под редакцией А.Т. Смирнова
Преподавание ведётся по учебнику:
Основы Безопасности Жизнедеятельности 10 класс. Под редакцией А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. –М.: Просвещение.- 2002г.
Количество часов в году – 34.
Количество плановых контрольных работ – 3
зачётов – 3
тестирование – 6
Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Настоящая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает последовательность изучения тем и разделов предмета ОБЖ с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации учебного процесса.
Актуальность преподавания ОБЖ по предлагаемой программе отличается тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частого проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствия навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;
организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
В настоящей программе реализованы требования федеральных законов: «Об образовании», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной (полной) общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления; использовать средства индивидуальной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
2.Результаты изучения учебного предмета
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются: - овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1. В познавательной сфере: - знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере: - умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере: - умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере: - умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере: - знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры: - формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
3.Основные содержательные линии
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. | 12 |
2 | Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | 7 |
3 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 10 |
4 | Основы здорового образа жизни. | 7 |
5 | Основы военной службы. | 12 |
6 | Боевые традиции Вооруженных Сил России. | 3 |
7 | Символы воинской чести. | 3 |
Итого: | 35 |
4. Место предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ «СОШ №1 им. Ю.К. Намитокова» в 2015-2016 учебном году на изучение ОБЖ в 10 классе предусмотрено 35 часов, 1 час в неделю. Контроль знаний осуществляется в форме тестирования, проведения самостоятельных и проверочных работ.
5.Содержание основного общего образования по учебной программе
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
(12 ч)
Тема 1.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях (4 ч)
Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Совершенствование правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием, оборудование временного жилища, добыча огня.
Тема 1.2. Средства индивидуальной защиты (2 ч)
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.
Тема 1.3. Уголовная ответственность несовершеннолетних (2 ч)
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказания, назначаемые несовершеннолетним. Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Хулиганство и вандализм, общие понятия, уголовная ответственность за совершение.
Тема 1.4. Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности (2 ч)
Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы РФ, положения, которые направлены на обеспечение безопасности граждан (ФЗ «О защите населения и территории от ЧС техногенного и природного характера», ФЗ «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», и др.
Тема 1.5. Организация безопасности образовательного учреждения (2 ч)
Организация гражданской обороны в образовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны, обязанности учащихся. Оповещение об опасностях.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (15 ч)
Тема 2.1. Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юношей допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности (2 ч)
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное, духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья – социальная потребность общества.
Тема 2.2. Основные инфекционные болезни (2 ч)
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекции. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
Тема 2.3. Здоровый образ жизни и его составляющие (3 ч)
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высоко уровня работоспособности человека. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.) Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
Тема 2.4. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека (4 ч)
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Выработка привычки систематического занятия физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия. Особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Использование факторов окружающей среды для закаливания.
Тема 2.5. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек (4 ч)
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и социальные последствия вредных привычек. Влияние вредных привычек на здоровье. Профилактика вредных привычек, чистота и культура в быту.
Раздел III. Основы обороны государства (8 ч)
Тема 3.1. Функции и основные задачи современных вооруженных сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны (2 ч)
Вооруженные силы страны – государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными силами. Реформа ВС РФ, ее этапы и основное содержание.
Тема 3.2. Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной политики РФ по военному строительству (2 ч)
Пограничная службы ФСБ РФ, Внутренние войска МВД РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Гражданской обороны, Федеральная служба охраны, их состав и предназначение.
Тема 3.3. ПВО – оплот безопасности страны в регионе (2 ч)
История создания и боевой путь Приволжского военного округа. Задачи ПВО на современном этапе.
Тема 3.4. Боевые традиции Вооруженных сил России (2 ч)
Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества: Дни воинской славы России. Дружба и войсковое товарищество – основа воинской боевой готовности части и подразделения.
Тема 3.5. Символы воинской чести (2 ч)
Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы; ордена, почетные награды за воинские отличия, за заслуги в бою и военной службе; ритуалы ВС РФ.
6. Материально – техническая оснащённость
- Учебно-методическая и справочная литература
Учебно-методический комплект по ОБЖ
- Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система знаний. 5-9 , 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – (Работаем по новым стандартам)
- Методика обучения ОБЖ. Пособие для учителя. Л.В.БайбородоваЮ.В.Индюков
Москва «Владос» 2004.
- Методика проведения соревнований по программе спартакиады допризывной молодёжи
Профилактика Детского дорожно-транспортного травматизма/ В.В.ШумиловаЕ.Ф.Таркова Волгоград Издательство «Учитель» 2007
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под редакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад. наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение» 2013 г.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под редакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад. наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение» 2013 г.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под редакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад. наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение» 2010 г.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под редакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад. наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение» 2013 г.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под редакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад. наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение» 2011 г.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под редакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад. наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение» 2012 г.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под редакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад. наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение» 2012 г.
Нормативно – правовые документы:
- Конституция Российской Федерации
- Правила дорожного движения Российской Федерации
- Уголовный кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон «О гражданской обороне»
- Федеральный закон «О пожарной безопасности»
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
- Федеральный закон «О противодействию Терроризму»
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
- Федеральный закон «Об обороне»
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
- Федеральный закон «О статусе военнослужащих»
Периодические издания
- Азбука безопасности
- Безопасность вашего ребёнка
- Добрые советы от МЧС Конституция РФ
- Подшивка журнала ОБЖ. Основы безопасности жизни.
- Научно-методический и информационный журнал
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Информационно-методическое издание для преподавателей
- Защитник Отечества безопасность каждого гражданина
- На службе Отечеству
- Уставы Вооруженных Сил РФ
- Это должен знать каждый
- Учебная литература
№ п/п | Название | Автор | Издательство, год издания |
1 | Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ 10 класс | В.А.Шкенев | Учитель 2006 |
2 | Преподавание ОБЖ в школе | Л.А.Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М.Зуев | Оренбург Издательство ОГПУ 2010 |
3 | Методика проведения соревнований по программе спартакиады допризывной молодёжи | ||
4 | Методика обучения ОБЖ | Л.В.БайбородоваЮ.В.Индюков | Москва «Владос» 2004 |
5 | Пожарная безопасность | М.А.Ермакова | Оренбург Издательство ОГПУ 2009 |
6 | Противодействие терроризму «Школа против террора» | В.И.СимакинЕ.А.Печёрская | Издательство «Кирилица» 2006 |
7 | Безопасность жизнедеятельности | А.М.Суздалева, О.Н.Федоренко, Е.Е.Лутовина | Оренбург Издательство ОГПУ 2010 |
8 | Основы безопасности жизнедеятельности. Секреты преподавания | Л.А.Тётушкина | Издательство «Учитель» Волгоград 2009 |
9 | Основы военной службы | А.Т.Смирнов, В.А.Васнев | Дрофа Москва 2007 |
10 | Обеспечение безопасности образовательного учреждения | С.В.Петров | Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2006 |
11 | Учебно-познавательные игры с элементами топографии | А.Л.Новиков | Москва 2002 |
- Аудиовизуальные пособия
№ п/п | Класс | Раздел, тема | Название |
1 | 10 | Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе | Презентация |
Правила поведения в условиях ЧС природного и технического характера | Презентация | ||
Гражданская оборона, основные понятия определения и задачи | Презентация | ||
Современные средства поражения и их порождающие факторы, мероприятия по защите населения | Презентация | ||
Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени | Презентация | ||
Средства индивидуальной защиты | Презентация | ||
Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения | Презентация | ||
Эвакуация - основное мероприятие по защите людей. Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях | Презентация | ||
Основные инфекционные заболевания | Презентация | ||
Вредные привычки, их влияние на здоровье | Презентация | ||
История создания и развития вооружённых сил России | Презентация | ||
Состав Вооружённых Сил Российской Федерации | Презентация | ||
Военно-воздушные Силы. Военно-морской флот. Воздушно-десантные войска | Презентация | ||
Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества русского воина. Основа героизма Принятие присяги | Презентация | ||
Память поколений - дни воинской славы России | Презентация | ||
Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы | Презентация | ||
Ордена - почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою военной службе | Презентация | ||
Ритуалы Вооружённых сил Российской Федерации | Презентация |
3. Оборудование для лабораторно – практических работ
№ п/п | Класс | Название | Тема, раздел | Кол-во экз. |
1. | 8 | Противогазы | Аварии с выбросом опасных химических веществ | 30 |
2 | Респираторы | 10 | ||
10 | Противогазы | Средства индивидуальной защиты населения (СИЗ), привила их использования | 30 | |
Респираторы | 10 | |||
3 | 10 | ОЗК | 2 | |
4 | 10 | Макет автомата Калашникова (АК 74) | 1 | |
5 | Пневматические винтовки. | 2 |
- Стенды, плакаты
Стенды:
- Уголок «Символы России и Вооружённых сил»
- Уголок «Служу России»
- Уголок «Вооружённые силы защитники Отечества»
- Уголок «Огневая подготовка»
- Уголок «Составы и воинские звания ВСРФ», «Строевая подготовка»
- Уголок «Первая медицинская помощь"
- Уголок «Действия населения при авариях и катастрофах»
- Уголок «Аварийно-спасательные и другие неотложные работы»
Плакаты:
- Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
- Правила поведения при землетрясении
- Правила поведения при наводнении
- Пожарная безопасность
- Правила оказания первой помощи
- Противодействие терроризму и экстремизму в российской Федерации
- Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – стандарты второго поколения)
2. Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: проект. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – стандарты второго поколения)
3.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова. 5-9 классы : пособие для учителей образоват. Учреждений / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – 2-е изд. – М.; Просвещение, 2012.
4.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова. 10-11 классы : пособие для учителей образоват. Учреждений / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – 2-е изд. – М.; Просвещение, 2012.
Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ | http://www.mvd.ru |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения и соц.развития РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ | http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ | http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральная пограничная служба | http://www.fps.gov.ru |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области | |
Белгородский региональный институт ПКППС | |
Академия повышения квалификации работников образования | |
Федеральный российский общеобразовательный портал | |
Федеральный портал «Российское образование» | |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | |
Образовательный портал «Учеба» | |
Журнал «Курьер образования» | |
Журнал «Вестник образования» | |
Издательский дом «Профкнига» | |
Издательский дом «1 сентября» | |
Издательский дом «Армпресс» | |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России | |
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране труда, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) | http://www.econavt-catalog.ru |
Портал Всероссийской олимпиады школьников | http://rusolymp.ru/ |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности | |
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности | http://www.bezopasnost.edu66.ru |
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях | http:// www.hardtime.ru |
7. Календарно тематическое планирование по ОБЖ в 10 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Ожидаемые, планируемые результаты | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | Наглядно-методическое оснащение | ||
План. | Факт. | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 | 10 | 11 | ||
Раздел 1 Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях (13 ч) Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения (6 ч) | |||||||||||
1 | Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования | 1 | УНМ | Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования. Меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Правила ориентиро-вания на местности, движения по азимуту. Правила обеспечения водой, питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня | Знает об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них. Умеет назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бед- ствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях | Практическая работа «Ориенти-рование на местности» (20 мин) | §1.1 | Плакаты | |||
2 | Правила поведения в ситуациях криминогенного характера | 1 | Комбинированный | Возможные ситуации при встрече с незнакомцами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале и т. д. | Знает правила поведения в криминогенных ситуациях. Умеет объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера. Использует приобретен-ные навыки безопасного поведения и приемы самозащиты в зонах криминогенной опасности | Решение ситуационных задач | §1.2 | Ноутбук, проектор, экран | |||
3 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | 1 | Комбинированный | Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Хулиганство и вандализм, общие понятия. Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм | Знает об уголовной отвественности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Использует полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения | Решение ситуационных задач | §1.3 | Ноутбук, проектор, экран | |||
4 | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера | 1 | Комбинированный | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника | Знает потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Использует приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера | Решение ситуационных задач | § 1.4 | Ноутбук, проектор, экран | |||
5 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи | 1 | Комбинированный | РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций | Знает предназначение, структуру и задачи РСЧС. Использует полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи | Индивидуальный опрос | § 1.5 | Ноутбук, проектор, экран | |||
6 | Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности | 1 | Комбинированный | Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.) Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан | Знает основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Использует полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи | Индивидуальный опрос | § 1.6 | Плакаты | |||
Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны (7 ч) | |||||||||||
7 | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны | 1 | Комбинированный | Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной | Знает о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах. Использует полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | Проверочная работа. Опасные и ЧС в жизни (20 мин) | §2.1 | Ноутбук, проектор, экран | |||
8 | Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения | 1 | Комбинированный | Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения | Имеет представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах. Умеет предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | Индивидуальный опрос | §2.2 | Ноутбук, проектор, экран | |||
9 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени | 1 | Комбинированный | Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях | Знает способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях. Умеет действовать в чрезвычайных ситуациях | Индивидуальный опрос | §2.3 | Ноутбук, проектор, экран | |||
10 | Организация индивидуальной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени | 1 | Комбинированный | Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях | Знает правила поведения в защитных сооружениях. Умеет действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства коллективной защиты. Называет виды защитных сооружений | Индивидуальный опрос | §2.4 | Ноутбук, проектор, экран | |||
11 | Средства индивидуальной защиты | 1 | Урок ЗУН | Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики | Называет основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики. Владеет навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) | П/р. Отработка навыков пользования противогазом | §2.5 | Плакаты, противо-газ, респе-ратор, ВМП, аптечка. | |||
12 | Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций | 1 | Комбинированный | Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения | Знает об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС. Использует полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | Индивидуальный опрос | §2.6 | Плакаты | |||
13 | Организация гражданской обороны в образовательном учреждении | 1 | Урок ЗУН | Организация ГО в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. Отработка правил. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых | Знает об организации ГО в общеобразовательном учреждении; правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС. Умеет действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!» | П/р. Отработка навыков при сигнале о ЧС. | §2.7 | Плакаты | |||
Раздел 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) | |||||||||||
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (3 ч) | |||||||||||
14 | Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности | 1 | Комбинированный | Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья - социальная потребность общества | Знает основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него | Индивидуальный опрос | §3.1 | Ноутбук, проектор, экран | |||
15 | Итоговый контрольный срез. Инфекционные заболевания, их классификация | 1 | Комбинированный | Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике | Называет основные принципы классификации инфекционных заболеваний. Использует приобретенные знания и умения в по- вседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний | Тестирование (20 мин) | §3.2 |
| Ноутбук, проектор, экран | ||
16 | Основные инфекционные заболевания, их профилактика | 1 | Комбинированный | Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний | Знает об основных принципах профилактики инфекционных заболеваний. Использует приобретенные знания и умения в по- вседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний | Индивидуальный опрос | Повторить §3.2 | Ноутбук, проектор, экран | |||
Основы здорового образа жизни (7 ч) | |||||||||||
17 | Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье | 1 | Комбинированный | Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на укрепление и сохранение здоровья | Знает основное определение понятия «здоровый образ жизни», о факторах, влияющих на здоровье. Использует приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Тестирование | §4.1 | Плакаты | |||
18 | Основные составляющие здорового образа жизни | 1 | Комбинированный | Общие понятия о режиме жизнедеятельнос-ти, его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособ-ности. Основные элементы жизнедеятельно- сти человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание | Знает основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Использует приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Индивидуальный опрос | §4.1 повторить | Плакаты | |||
19 | Биологические ритмы | 1 | Комбинированный | Основные понятия о биологических ритмах организма | Знает основные составляющие здорового образа жизни. Использует приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Индивидуальный опрос | §4.2 | Плакаты | |||
20 | Влияние биологических ритмов на работоспособность человека | 1 | Комбинированный | Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности | Знет основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Использует приобретен-ные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Решение ситуационных задач | Повторить§4.2 | Плакаты | |||
21 | Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека | 1 | Комбинированный | Значение двигательной активности для здо-ровья человека в процессе его жизнедеятель-ности, необходимость выработки привычки к систематическим занятиям физической куль-турой для обеспечения высокого уровня ра-ботоспособности, долголетия. Физиологичес-кие особенности влияния закаливающих про-цедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факто-ров окружающей среды для закаливания, необходимость выработки привычки к систе-матическому выполнению закал. процедур | Знает о факторах, способствующих укреплению здоровья. Использует приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Индивидуальный опрос | §4.3 | Ноутбук, проектор, экран | |||
22 | Вредные привычки, их влияние на здоровье | 1 | Комбинированный | Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно- сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения | Приводит примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье. Использует приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Индивидуальный опрос | §4.4 | Плакаты | |||
23 | Профилактика вредных привычек | 1 | Комбинированный | Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту | Знет о профилактике вредных привычек. Использует приобретен- ные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | К/р. Основы МЗ и ЗОЖ | §4.4 повторить | Ноутбук, проектор, экран | |||
Раздел 3 Основы военной службы (12 ч) | |||||||||||
Вооруженные силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества (6 ч) | |||||||||||
24 | История создания Вооруженных сил России | 1 | Урок ЗУН | Организация вооруженных сил Московского государства в XIV — XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии | Имеет представление об истории создания Вооруженных сил России. Владеет навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Семинар | §5.1 | Плакаты | |||
25 | История создания Вооруженных сил России | 1 | Урок ЗУН | Создание советских Вооруженных сил, их структура и предназначение. Вооруженные силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы | Имеет представление об истории создании Вооруженных сил России. Владеет навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Семинар | §5.1 | Ноутбук, проектор, экран | |||
26 | Организационная структура Вооруженных сил России | 1 | Комбинированный | Организационная структура Вооруженных сил. Виды Вооруженных сил Российской Федерации, рода войск Вооруженных сил Российской Федерации. Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение. Рода войск, входящие в сухопутные войска | Имеет представление об организационной структуре ВС РФ. Владеет навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Индивидуальный опрос | §5.2 | Ноутбук, проектор, экран | |||
27 | Виды Вооруженных сил, рода войск. История их создания и предназначение | 1 | Комбинированный | Военно-воздушные силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской флот, история создания, предназначение | Знает состав и предназначение ВС РФ. Владеет навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе | Индивидуальный опрос | §5.2 | Устав ВС | |||
28 | Функции и основные задачи современных Вооруженных сил России. | 1 | Комбинированный | Вооруженные силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными силами. Реформа Вооруженных сил России, ее этапы и основное содержание | Характеризует функции и основные задачи современных Вооруженных сил. Имеет представление об управлении Вооруженными силами; о реформе Вооруженных сил. Владеет навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Индивидуальный опрос | §5.3 | Ноутбук, проектор, экран | |||
29 | Другие войска, их состав и предназначение | 1 | комбинированный | Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, их состав и предназначение | Знает состав и предназначение ВС РФ. Умеет оценивать уровень своей подготовленности к военной службе | Индивидуальный опрос | §5.4 | Ноутбук, проектор, экран | |||
Боевые традиции Вооруженных сил России (3 ч) | |||||||||||
30 | Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитника Отечества | 1 | Комбинированный | Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Оте-чества, источник духовных сил воина. Преда-нность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотиз-ма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отчества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг | Знает о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Использует приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | К/р ВС РФ – защитники нашего Отечества | §6.1 | Ноутбук, проектор, экран | |||
31 | Памяти поколений - дни воинской славы России | 1 | Урок ЗУН | Дни воинской славы - дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России | Знает о днях воинской славы и о формах увековечивания памяти. Умеет отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои миро- воззренческие взгляды. Использует приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Семинар | §6.2 | Ноутбук, проектор, экран | |||
32 | Дружба, войсковое товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений | 1 | Комбинированный | Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество - боевая традиция Российской армии и флота | Имеет представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений. Использует приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос | §6.3 | Плакаты | |||
Символы воинской чести (3 ч) | |||||||||||
33 | Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы | 1 | Комбинированный | Боевое знамя воинской части – особо почет-ный знак, отличающий особенности боевого подразделения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения боевого знамени воинской части, порядок его хранения и содержания | Умеет осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе. Имеет представление о символах воинской чести | Индивидуальный опрос | §7.1 | Ноутбук, проектор, экран | |||
34 | Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе | 1 | Урок ЗУН | История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Совет-ского Союза, Герой Российской Федерации | Умеет отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоз- зренческие взгляды. Имеет представление об основных государственных наградах | Индивидуальный опрос | §7.2 | Ноутбук, проектор, экран | |||
35 | Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации | 1 | Урок ЗУН | Ритуал приведения к воен- ной присяге. Ритуал вручения боевого знамени воинской части. Порядок вручение личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку | Имеет представление о ритуалах ВС РФ. Умеет осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе | К/р Символы воинской чести | Повторить пройденное | Ноутбук, проектор, экран | |||
Всего часов | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....