Открытый урок "Огонь - друг и враг человека"
план-конспект урока по обж (7 класс)
Урок по профилактике предупреждения от несчастных случаев при пожаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_7_kl.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 7 классе по пожарной безопасности :
«Огонь друг и враг человека » (слайд)
Цель урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Пожарная безопасность”;
- Обучение детей безопасному поведению и действиям в условиях пожара;
- Сформировать у учащихся представление о природных катастрофических явлениях – лесных пожарах, связанных с деятельностью человека.
- Воспитать у учащихся бережное отношение к природе.
- Осуществление противопожарной пропаганды.
Ход урока:
Вводная часть
Сегодня будем говорить о пожарах, пожарной безопасности. И не случайно именно сегодня проводиться урок по теме Пожары, пожарная безопасность , т.к 30 апреля -День пожарной охраны России.
Тему урока: «Огонь друг и враг человека »
Первое задание.
Разгадай кроссворд
1. Неконтролируемый процесс горения. /Пожар/ слайд 2
2. Источник тепла и возможных пожаров в походе. /Костер/
3. Всех на свете я сильнее,
Всех на свете я смелее,
Никого я не боюсь,
Никому не покорюсь.
/Огонь/
4. Вьется над костром. /Дым/ слайд 3
5. Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.
(свеча)
6. Прибор для тушения пожара. /Огнетушитель/
7. Каким естественным веществом можно тушить костер зимой? /Снегом/
8. Победит огонь коварный
Тот, кого зовут… (пожарный)
В выделенном столбике получим ПРОМЕТЕЙ
А как вы думаете почему ключевое слово Прометей Послушаем ученика.
Красивая легенда рассказывает, что огонь людям подарил Прометей.
Прометей- это в некотором смысле древний бог Земли, бог плодородия и творец человечества. Ночью он тайно пробрался в колесницу бога Солнца Гелиоса и прикоснулся сломанной веткой к оси колесницы. Ветка загорелась, и с ней Прометей спустился на Землю и зажег людям первый костер, который полыхает до сих пор.
Благодаря огню жизнь людей кардинально изменилась - огонь стал надежным товарищем и помощником человеку. Сегодня трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Огонь приносить пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. Но небрежное обращение с огнём может привести к пожару. В 90 – 97% случаев виновником возникновения пожаров оказывается человек.
Учитель.
Статистика говорит о том, что ежегодно в мире происходит более 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, два получают ожоги и травмы. Каждый третий погибший – ребенок. Вот почему нам надо знать правила пожарной безопасности.
Основные вопросы, которые будем рассматривать на уроке.
1.Лесные пожары. Слайды
- Причины лесных пожаров.
- Профилактика.
- Правила поведения.
2.Пожары в повседневной жизни.
- Основные причины.
- Правила поведения.
- Профилактика.
3.Правила эвакуации в нашей школе на случай пожара.
1.Лесные пожары.
Понятие лесного пожара.
Лесной пожар- это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющийся по лесной территории.
Пожароопасный сезон - это период времени года с момента таяния снега в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды.
Слайды (4-15 ) виды лесных пожаров.
Учащиеся получают задания по группам:
! группа. Причины лесных пожаров. (стр. 122, стр 126-127 )
2 группа. В пожароопасный сезон в лесу запрещается: (стр 127)
3 группа. Правила разведения костра. ( стр 127-128)
4 группа. Правила поведения при пожаре в лесу. (стр 131-132)
5 группа. Правила тушения небольшого пожара в лесу.(стр 130-131)
Ответы учащихся:
1 группа.
Основные причины возникновения природных пожаров:
- горящая спичка
- тлеющий пыж после выстрела
- масляные тряпки или ветошь
- стеклянная бутылка, преломляющая лучи солнечного света
- искры из глушителя транспортного средства
- непотушенная сигарета
- сжигание старой травы, стерни, мусора вблизи леса или торфяника
- расчистка с помощью огня лесных площадей для сельскохозяйственного использования или обустройства лесных пастбищ и т. д.
2 группа.
С целью недопущения пожара в природной среде запрещается:
- бросать в лесу горящие спички, тлеющие тряпки
- разводить костры в густых зарослях и хвойном молодняке, под низкосвисающими кронами деревьев, рядом со складами древесины, торфа, в непосредственной близости от созревших сельхозкультур
- поджигать камыш
- разводить костер в ветреную погоду и оставлять без присмотра
- оставлять костер горящим после покидания стоянки
- оставлять в лесу самовозгораемый материал: тряпки и ветошь, пропитанные маслом, бензином, стеклянную посуду, которая в солнечную погоду может сфокусировать солнечный луч и воспламенить сухую растительность
- выжигать сухую траву на лесных полянах, в садах, на полях под деревьями
- заправлять горючим топливные баки работающих двигателей внутреннего сгорания, использовать машины с неисправной системой питания двигателя горючим, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим
- употреблять при охоте пыжи из легко воспламеняющихся и тлеющих материалов
3 группа. Правила разведения костра.
- Площадку выбрать на открытом , но защищённым от ветра месте.( не ближе чем 4-6м от деревьев, смолистых пней или корней).
- Желательно около воды.
- Разводить на вытоптанных площадках или на старых кострищах.
- Все сухие листья или ветки необходимо отодвинуть от кострища на расстояние до 1-1,5 метров.
- Нельзя оставлять костёр без присмотра.
- Покидая место , где был разведён костёр, необходимо залить его водой.
4 группа.
Действия в зоне пожара.
Что необходимо делать, если Вы оказались:
а) в зоне лесного пожара –
- окунуться в ближайший водоем
- накрыть голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой
- дышать через мокрый платок или смоченную одежду
- для преодоления нехватки кислорода пригнуться к земле
- не обгонять лесной пожар
- двигаться под прямым углом к направлению распространения огня
- выходить из леса только в наветренную сторону и быстро, т. к. скорость распространения пожара велика
б) в лесу, где возник пожар –
- определить направление ветра
- определить направление распространения огня
- выбрать маршрут, выходя из леса в безопасное место
- выходить из леса только в наветренную сторону и быстро, т. к. скорость распространения пожара велика
5 группа.
Правила безопасного тушения небольшого лесного пожара:
- почувствовав запах дыма, определите, что и где горит
- если нет уверенности в своих силах, отходите в безопасное место
- приняв решение тушить небольшой пожар, пошлите кого-то из группы сообщить о пожаре и за помощью в ближайший поселок
- при небольшом пожаре заливайте огонь водой из ближайшего водоема или засыпайте его землей
- небольшой огонь на земле затаптывайте ногами, не давайте ему перекинуться на стволы и кроны деревьев
- можно использовать для тушения пучок веток (длиной 1,5 – 2 м) от деревьев лиственных пород, плотную ткань, мокрую одежду. Наносите ими скользящие удары, как бы сметая пламя, прижимайте ветки при следующем ударе по этому месту
- потушив пожар не уходите, пока не убедитесь, что огонь не разгорится снова
Способы тушения лесных пожаров.
Два способа тушения лесных пожаров:
а) непосредственное –
- забрасывание горящих участков земли
- заливание огня водой
- сбивание огня зелеными ветками и т. д.
б) косвенное –
- применение химикатов
- искусственное вызывание осадков
- искусственный направленный отжиг в сторону действующего огня и т. д.
2. Пожары в повседневной жизни.
Ребята давайте назовём наиболее частые причины пожаров.
(слайды с 16 по 24)
- Не правильное использование электрооборудования (слайд 25)
- Оставленные без присмотра источники открытого огня
- Опасные природные явления
- Нарушение эксплуатации газового оборудования
- Аварии на транспорте
- Самовозгорание мусора
- оставленные включенными без наблюдения электроприборы;
- перегрев телевизора;
- большое число электроприборов, включенных в одну розетку;
- неосторожное обращение с открытым огнём, свечами, бенгальским огнём, петардами;
- оставленная без присмотра включенная газовая горелка;
- просушивание белья над газом;
- детские шалости с огнём.
Профилактика пожаров.
- Используйте только исправные электроприборы ( слайд 26)
- Следите, чтобы вблизи огня не было горючих жидкостей и легковоспламеняющихся предметов
- Не перегружайте электросети
- Не храните дома, на балконе, в подвале горючих материалов и легко воспламеняющихся жидкостей
- Не допускайте курения или зажигания огня рядом с горючими жидкостями и предметами
- Не загромождайте чердаки, подвалы, общие коридоры старыми вещами
- Не оставляйте детей без контроля
- Уходя, выключайте газ и электричество
Правила поведения. (слайд 27)
Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее.
Выступления учащихся
Если выйти из помещения невозможно:
• Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит.
• Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.
• Немедленно покинь помещение, иди в сторону противоположную пожара.
• Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.
При выходе через задымлённый коридор:
• Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом.
• Дыши через мокрые носовой платок, ткань, одежду.
• Двигайся к выходу, пригнувшись или ползком - внизу дыма меньше.
При пожаре в доме:
• Вернись, плотно закрой входную дверь.
• Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.
• Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.
• При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.
Учитель:
Куда звонить , если случился пожар. (слайд28)
немедленно звоните по номеру о1
- Укажите точный адрес места пожара
- Объясните , что именно горит
- Эвакуируйте людей.
- Используйте первичные средства пожаротушения.
3. .Правила эвакуации в нашей школе на случай пожара.
Сигнал звонка: один длинный.
Закрепление знаний.
Тест.
1. как позвонить в пожарную службу?
2. Находясь дома, вы почувствовали запах горящей проводки. Что надо делать в первую очередь?
- приступить к ее тушению водой, песком;
- обесточить электропроводку в квартире
- включить свет, чтобы лучше рассмотреть место возгорания.
3. Чем не рекомендуется тушить горящий бензин, керосин, другие горючие жидкости?
- Водой;
- песком;
- землей.
4. Что делать, если вы отрезаны от выхода огнем и дымом?
- Переползти в другую комнату и плотно закрыть за собой дверь
- попытаться спуститься вниз;
- убежать в дальнюю комнату;
5. В доме возник пожар. Можно ли воспользоваться лифтом, покидая дом?
- можно, чтобы быстрее покинуть дом;
- можно, если лифт остановился на вашем этаже;
- ни в коем случае нельзя;
6.Что нужно делать при ожоге?
- Охладить обожжённое место под струёй холодной воды;
- смазать жиром;
- проколоть образовавшийся пузырь.
7. Как определить, что за закрытой дверью — пожар?
- открыть дверь и посмотреть;
- позвать маму или папу посмотреть;
- потрогать дверь ладонью;
8. Для костра следует выбирать место:
- на лесосеках;
- на торфяниках;
- на открытой поляне;
9. Как нужно передвигаться, покидая сильно задымленное помещение?
- в полный рост;
- пригнувшись;
- ползком, держа голову ближе к полу;
4. Вопрос – ответ
- Назовите основные причины возникновения пожара? Неосторожное обращение с огнем, детская шалость, нарушение правил плжарной безопасности.
- Что нужно делать при пожаре? Срочно сообщить в пожарную охрану, принять меры к эвакуации.
- Почему пожарных вызывают по телефону именно “01”? Легко запомнить.
- Что нужно сообщить, вызывая пожарных? Точный адрес, фамилию, что горит.
- Чем опасен пожар, кроме огня? Дым, угарный газ.
- Чем можно тушить, начинающийся пожар? Огнетушитель, вода, песок, одеяло.
- Почему во время пожара нельзя пользовать лифтом? Лифт может остановиться, лифтовая шахта- это дымовая труба, дым будет закачиваться туда.
- Какой пожар нельзя тушить водой? Если горят электроприборы, горючие вещества.
- Чем опасны лесные пожары? Уничтожается лес, животные, пожар может достичь жилых построек, огонь может проникнуть в торфяные пласты.
- Чем опасна печь в деревенском доме? От выскочившего уголька может произойти пожар.
- Почему нельзя поджигать сухую траву и листья? Огонь очень быстро распространяется, часто перекидывается на жилые строения.
- Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара? Нет, т.к. дополнительный поток воздуха способствует распространению огня.
- Как потушить горящий телевизор? Набросить одеяло.
- На сковороде горит масло. Ваши действия? Отключить газ, набросить на сковороду мокрое полотенце.
- Если в квартире пахнет газом, произошла утечка. Можно ли включать или выключать свет?Нельзя, при пользовании выключателем может возникнуть искра, что приведет к пожару или взрыву.
- Что самое страшное при пожаре для людей? Паника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина-соревнование на тему:«Огонь – друг или враг человеку? »
Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности....
Профилактика пожара "Огонь - друг и враг человека"
Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома или в школе, привить практические навыки тушения огня, довести до сознания учащихся правила пользования газом и элект...
Огонь - друг и враг человека.
Цели: · Рассказать какую пользу приносит огонь человеку;·познакомить учащихся с тем как человек научился управлять огнем;·рассказать какой вред может при...
Огонь - друг и враг человека.
Цели: · Рассказать какую пользу приносит огонь человеку;·познакомить учащихся с тем как человек научился управлять огнем;·рассказать какой вред может при...
Занятие "Огонь - друг и враг человека"
Занятие по пожарной безопасности....
Открытый урок в 7 классе по пожарной безопасности : «Огонь друг и враг человека »
Цель урока:· Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Пожарная безопасность”;· Обучени...
Факторы, разрушающие здоровье человека. Компьютер друг и враг человека.
Урок - конспект...