Открытый урок в 7 классе по пожарной безопасности : «Огонь друг и враг человека »
план-конспект урока (7 класс) на тему

Фоминых Светлана Николаевна

Цель урока:

·         Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Пожарная безопасность”;

·         Обучение детей безопасному поведению и действиям в условиях пожара;

·        Сформировать у учащихся представление о природных катастрофических явлениях – лесных пожарах, связанных с деятельностью человека.

·        Воспитать у учащихся бережное отношение к природе.

·         Осуществление противопожарной пропаганды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryityiyurokv7klassepopojarnoybezopasnosti.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 7 классе  по пожарной безопасности :

«Огонь друг и враг человека »              

(слайд)

Цель урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Пожарная безопасность”;
  • Обучение детей безопасному поведению и действиям в условиях пожара;
  • Сформировать у учащихся представление о природных катастрофических явлениях – лесных пожарах, связанных с деятельностью человека.
  • Воспитать у учащихся бережное отношение к природе.
  • Осуществление противопожарной пропаганды.

Ход урока:

Вводная часть

Сегодня будем говорить о пожарах, пожарной безопасности. И не случайно именно сегодня проводиться урок по теме Пожары, пожарная безопасность , т.к 30 апреля -День пожарной охраны России.

Тему урока я бы хотела назвать так «Огонь друг и враг человека »

Первое задание.

Разгадай кроссворд

1. Неконтролируемый процесс горения. /Пожар/                    слайд 2

2. Источник тепла и возможных пожаров в походе. /Костер/

3. Всех на свете я сильнее,
Всех на свете я смелее,
Никого я не боюсь,
Никому не покорюсь.

 /Огонь/

4. Вьется над костром. /Дым/                         слайд 3

5. Голова огнем пылает, 
Тело тает и сгорает. 
Я полезной быть хочу: 
Лампы нет – я посвечу. 

(свеча)

6. Прибор для тушения пожара. /Огнетушитель/

7. Каким естественным веществом можно тушить костер зимой? /Снегом/

8. Победит огонь коварный
Тот, кого зовут… (пожарный)

В выделенном столбике получим ПРОМЕТЕЙ

А как вы думаете почему ключевое слово Прометей  Послушаем ученика.

Красивая легенда рассказывает, что огонь людям подарил Прометей. Прометей- Это в некотором смысле древний бог Земли, бог плодородия и творец  человечества. Ночью он тайно пробрался в колесницу бога Солнца Гелиоса и прикоснулся сломанной веткой к оси колесницы. Ветка загорелась, и с ней Прометей спустился на Землю и зажег людям первый костер, который полыхает до сих пор.

Благодаря огню жизнь людей кардинально изменилась - огонь стал надежным товарищем и помощником человеку. Сегодня трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Огонь приносить пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. Но небрежное обращение с огнём может привести к пожару. В 90 – 97% случаев виновником возникновения  пожаров оказывается человек.

Учитель.

Статистика говорит о том, что ежегодно в мире происходит более 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, два получают ожоги и травмы. Каждый третий погибший – ребенок. Вот почему нам надо знать правила пожарной безопасности.

Основные вопросы, которые будем рассматривать на уроке.

1.Лесные пожары. Слайды

  • Причины лесных пожаров.
  • Профилактика.
  • Правила поведения.

2.Пожары в повседневной жизни.

  • Основные причины.
  • Правила поведения.
  • Профилактика.

3.Правила эвакуации в нашей школе на случай пожара.

1.Лесные пожары.

Понятие лесного пожара.

Лесной пожар- это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющийся по лесной территории.

Пожароопасный сезон - это период времени года с момента таяния снега в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды.

Слайды (4-15   ) виды лесных пожаров.

Учащиеся получают задания по группам:

! группа. Причины лесных пожаров. (стр. 122, стр 126-127 )

2 группа. В пожароопасный сезон в лесу запрещается: (стр  127)

3 группа. Правила разведения костра. ( стр  127-128)

4 группа. Правила поведения при пожаре в лесу. (стр 131-132)

5 группа. Правила тушения небольшого пожара в лесу.(стр 130-131)

Ответы учащихся:

1 группа.

Основные причины возникновения природных пожаров:

  •   горящая спичка
  •   тлеющий пыж после выстрела
  •  масляные тряпки или ветошь
  •   стеклянная бутылка, преломляющая лучи солнечного света
  •   искры из глушителя транспортного средства
  •   непотушенная сигарета
  •   сжигание старой травы, стерни, мусора вблизи леса или торфяника
  •   расчистка с помощью огня лесных площадей для сельскохозяйственного использования или обустройства лесных пастбищ и т. д.

2 группа.

С целью недопущения пожара в природной среде запрещается:

  •   бросать в лесу горящие спички, тлеющие тряпки
  •   разводить костры в густых зарослях и хвойном молодняке, под низкосвисающими кронами деревьев, рядом со складами древесины, торфа, в непосредственной близости от созревших сельхозкультур
  •  поджигать камыш
  •   разводить костер в ветреную погоду и оставлять без присмотра
  •   оставлять костер горящим после покидания стоянки
  •   оставлять в лесу самовозгораемый материал: тряпки и ветошь, пропитанные маслом, бензином, стеклянную посуду, которая в солнечную погоду может сфокусировать солнечный луч и воспламенить сухую растительность
  •  выжигать сухую траву на лесных полянах, в садах, на полях под деревьями
  •   заправлять горючим топливные баки работающих двигателей внутреннего сгорания, использовать машины с неисправной системой питания двигателя горючим, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим
  •   употреблять при охоте пыжи из легко воспламеняющихся и тлеющих материалов

3 группа. Правила разведения костра.

  1. Площадку выбрать на открытом , но защищённым от ветра месте.( не ближе чем 4-6м от деревьев, смолистых пней или корней).
  2. Желательно около воды.
  3. Разводить на вытоптанных площадках или на старых кострищах.
  4. Все сухие листья или ветки необходимо отодвинуть от кострища на расстояние до 1-1,5 метров.
  5. Нельзя оставлять костёр без присмотра.
  6. Покидая место , где был разведён костёр, необходимо залить его водой.

4 группа.

Действия в зоне пожара.

Что необходимо делать, если Вы оказались:

а) в зоне лесного пожара –

  •  окунуться в ближайший водоем
  •  накрыть голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой
  •  дышать через мокрый платок или смоченную одежду
  •   для преодоления нехватки кислорода пригнуться к земле
  •   не обгонять лесной пожар
  •   двигаться под прямым углом к направлению распространения огня
  •  выходить из леса только в наветренную сторону и быстро, т. к. скорость распространения пожара велика

б) в лесу, где возник пожар –

  •   определить направление ветра
  •   определить направление распространения огня
  •   выбрать маршрут, выходя из леса в безопасное место
  •  выходить из леса только в наветренную сторону и быстро, т. к. скорость распространения пожара велика

5 группа. 

Правила безопасного тушения небольшого лесного пожара:

  • почувствовав запах дыма, определите, что и где горит
  •   если нет уверенности в своих силах, отходите в безопасное место
  •   приняв решение тушить небольшой пожар, пошлите кого-то из группы сообщить о пожаре и за помощью в ближайший поселок
  •   при небольшом пожаре заливайте огонь водой из ближайшего водоема или засыпайте его землей
  •  небольшой огонь на земле затаптывайте ногами, не давайте ему перекинуться на стволы и кроны деревьев
  •   можно использовать для тушения пучок веток (длиной 1,5 – 2 м) от деревьев лиственных пород, плотную ткань, мокрую одежду. Наносите ими скользящие удары, как бы сметая пламя, прижимайте ветки при следующем ударе по этому месту
  •   потушив пожар не уходите, пока не убедитесь, что огонь не разгорится снова

Способы тушения лесных пожаров.

Два способа тушения лесных пожаров:

а) непосредственное –

  •   забрасывание горящих участков земли
  •   заливание огня водой
  •   сбивание огня зелеными ветками и т. д.

б) косвенное –

  •  применение химикатов
  •   искусственное вызывание осадков
  •   искусственный направленный отжиг в сторону действующего огня и т. д.

2. Пожары в повседневной жизни.

Ребята давайте назовём наиболее частые причины пожаров.

(слайды с 16 по 24)

  • Не правильное использование электрооборудования (слайд 25)
  • Оставленные без присмотра источники открытого огня
  • Опасные природные явления
  • Нарушение эксплуатации газового оборудования
  • Аварии на транспорте
  • Самовозгорание мусора
  • оставленные включенными без наблюдения электроприборы;
  • перегрев телевизора;
  • большое число электроприборов, включенных в одну розетку;
  • неосторожное обращение с открытым огнём, свечами, бенгальским огнём, петардами;
  • оставленная без присмотра включенная газовая горелка;
  • просушивание белья над газом;
  • детские шалости с огнём.  

Профилактика пожаров.

  • Используйте только исправные электроприборы ( слайд 26)
  • Следите, чтобы вблизи огня не было горючих жидкостей и легковоспламеняющихся предметов
  • Не перегружайте электросети
  • Не храните дома, на балконе, в подвале горючих материалов и легко воспламеняющихся жидкостей
  • Не допускайте курения или зажигания огня рядом с горючими жидкостями и предметами
  • Не загромождайте чердаки, подвалы, общие коридоры старыми вещами
  • Не оставляйте детей без контроля
  • Уходя, выключайте газ и электричество

Правила поведения. (слайд 27)

Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее. 
Выступления учащихся
Если выйти из помещения невозможно: 
• Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит. 
• Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери. 
• Немедленно покинь помещение, иди в сторону противоположную пожара. 
• Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки. 

При выходе через задымлённый коридор: 
• Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом. 
• Дыши через мокрые носовой платок, ткань, одежду. 
• Двигайся к выходу, пригнувшись или ползком - внизу дыма меньше. 

При пожаре в доме: 
• Вернись, плотно закрой входную дверь. 
• Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками. 
• Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком. 
• При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь. 

Учитель:

Куда звонить , если случился пожар. (слайд28)

немедленно звоните по номеру  о1

  • Укажите точный адрес места пожара
  • Объясните , что именно горит
  • Эвакуируйте людей.
  • Используйте первичные средства пожаротушения.

3. .Правила эвакуации в нашей школе на случай пожара.

Сигнал звонка: один длинный.

Закрепление знаний.

Тест.

1. как позвонить в пожарную службу?

2. Находясь дома, вы почувствовали запах горящей проводки. Что надо делать в первую очередь?

  • приступить к ее тушению водой, песком;
  • обесточить электропроводку в квартире
  • включить свет, чтобы лучше рассмотреть место возгорания.

3. Чем не рекомендуется тушить горящий бензин, керосин, другие горючие жидкости?

  • Водой;
  • песком;
  • землей.

4. Что делать, если вы отрезаны от выхода огнем и дымом?

  • Переползти в другую комнату и плотно закрыть за собой дверь
  • попытаться спуститься вниз;
  • убежать в дальнюю комнату;

5. В доме возник пожар. Можно ли воспользоваться лифтом, покидая дом?

  • можно, чтобы быстрее покинуть дом;
  • можно, если лифт остановился на вашем этаже;
  • ни в коем случае нельзя;

6.Что нужно делать при ожоге?

  • Охладить обожжённое место под струёй холодной воды;
  • смазать жиром;
  • проколоть образовавшийся пузырь.

7. Как определить, что за закрытой дверью — пожар?

  • открыть дверь и посмотреть;
  • позвать маму или папу посмотреть;
  • потрогать дверь ладонью;

8. Для костра следует выбирать место:

  • на лесосеках;
  • на торфяниках;
  • на открытой поляне;

9. Как нужно передвигаться, покидая сильно задымленное помещение?

  • в полный рост;
  • пригнувшись;
  • ползком, держа голову ближе к полу;

4. Вопрос – ответ

  • Назовите основные причины возникновения пожара? Неосторожное обращение с огнем, детская шалость, нарушение правил плжарной безопасности.
  • Что нужно делать при пожаре? Срочно сообщить в пожарную охрану, принять меры к эвакуации.
  • Почему пожарных вызывают по телефону именно “01”? Легко запомнить.
  • Что нужно сообщить, вызывая пожарных? Точный адрес, фамилию, что горит.
  • Чем опасен пожар, кроме огня?  Дым, угарный газ.
  • Чем можно тушить, начинающийся пожар? Огнетушитель, вода, песок, одеяло.
  • Почему во время пожара нельзя пользовать лифтом? Лифт может остановиться, лифтовая шахта- это дымовая труба, дым будет закачиваться туда.
  • Какой пожар нельзя тушить водой? Если горят электроприборы, горючие вещества.
  • Чем опасны лесные пожары? Уничтожается лес, животные, пожар может достичь жилых построек, огонь может проникнуть в торфяные пласты.
  • Чем опасна печь в деревенском доме? От выскочившего уголька может произойти пожар.
  • Почему нельзя поджигать сухую траву и листья? Огонь очень быстро распространяется, часто перекидывается на жилые строения.
  • Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара? Нетт.кдополнительный поток воздуха способствует распространению огня.
  • Как потушить горящий телевизор? Набросить одеяло.
  • На сковороде горит масло. Ваши действия? Отключить газ, набросить на сковороду мокрое полотенце.
  • Если в квартире пахнет газом, произошла утечка. Можно ли включать или выключать свет?Нельзя, при пользовании выключателем может возникнуть искра, что приведет к пожару или взрыву.
  • Что самое страшное при пожаре для людей? Паника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина-соревнование на тему:«Огонь – друг или враг человеку? »

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности....

Профилактика пожара "Огонь - друг и враг человека"

Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома или в школе, привить практические навыки тушения огня, довести до сознания учащихся правила пользования газом и элект...

Огонь - друг и враг человека.

Цели:   ·     Рассказать какую пользу приносит огонь человеку;·познакомить учащихся с тем как человек научился управлять огнем;·рассказать какой вред может при...

Урок по ОБЖ на тему "Огонь - друг и враг человека"

Интегрированный урок ОБЖ и развития речи в 5 классе...

Огонь - друг и враг человека. Пожарная безопасность.

Огонь - друг и враг человека. Пожарная безопасность....

Открытое внеклассное мероприятие "Пожарная безопасность. Огонь - друг или враг?"

Открытое внеклассное мероприятие на тему: "Пожарная безопасность. Огонь - друг или враг?" для учащихся 5-6 классов...

Открытый урок "Огонь - друг и враг человека"

Урок по профилактике предупреждения от несчастных случаев при пожаре....