Открытый урок по ОБЖ 10 класс по теме: " Гражданская оборона".
методическая разработка по обж (10 класс)
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_go.docx | 321.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по основам безопасности жизнедеятельности
Учитель ОБЖ: Пузенко Л.Н.
Тема урока: Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
Цель урока: Сформировать у учащихся общее представление о гражданской обороне как составной части общегосударственной системы мероприятий по защите населения страны от опасностей мирного и военного времени. Познакомить с системой руководства гражданской обороной и основными правами и обязанностями граждан в области гражданской обороны.
Целевые установки урока
Предметные результаты:
- Формировать современную культуру безопасности ж
жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера;
- Знать основные права и обязанности граждан в области гражданской обороны.
Метапредметные результаты:
- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить ;
- Выдвигать предположения и доказывать их;
- Уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстрации учебника и при использовании электронного приложения ;
- Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
- Осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- Усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при возникновении ЧС различного характера.
Оборудование урока: доска, презентация,(компьютер, экран, мультимедийный проектор), раздаточный материал, учебник
- Организационный момент.
- Подготовка к изучению нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о Гражданской обороне
Приложение 1. Слайд №1. рассмотрим понятие ГО, познакомимся с историей ее создания, узнаем о предназначении и задачах по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Узнаем об основных понятиях гражданской обороны (ГО). Задачи гражданской обороны.
1. Учитель: В начале урока разберем понятие ГО.
Гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
И так, мы узнали с вами, что же несет под собой понятие ГО.
2. Переходим к вопросу об истории ГО. Учащиеся разбиваются на группы.
Учитель: У вас на столах находятся конверты в которых изложен текст, но в этом тексте есть пропущенные слова, ваша задача, внимательно слушаем меня и вставляем в текст пропущенные слова.(достаем материал)
(Дальше материал сопровождается презентацией)
Слайд 2. В России государственная организация защиты населения берет свое начало 4 октября 1932 г., когда Совет народных комиссаров утвердил положение о местной противовоздушной обороне (МПВО), согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. Основными задачами МПВО являлись:
— предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы;
— осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки);
— ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ;
— подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха;
— оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах.
Слайд.3.Ее первым серьезным испытанием стала Великая Отечественная война, во время которой подразделения МПВО обезвредили 40 тысяч зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали более 3 тысяч крупных аварий. В те годы впервые в нашей истории была организована система защиты населения, которая позволила сохранить жизни тысячам мирных граждан.
Слайд 4.В 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО) СССР . В это время были разработаны теоретические основы защиты населения, а на территории всей страны осуществлен комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий.
С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО стало осуществлять Министерство обороны. В условиях прекращения холодной войны гражданская оборона уже не отвечала предъявляемым требованиям. Войска ГО оказались не готовы к работе в условиях крупных аварий и катастроф.
В июле 1987 г. было принято постановление правительства о коренной перестройке ГО, в соответствии с которым на неё были возложены задачи мирного времени — защита населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также проведение спасательных и других неотложных работ по их ликвидации.
Слайд 5.В 1991 г. войска ГО вошли в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России), который в 1994 г. был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Учитель: Проверяем отработанный текстовой материал (представитель группы из числа учащихся зачитывает предложения с недостающими словами)
3. Учитель : Теперь рассмотрим задачи ГО на современном этапе.
Слайд 6. В Федеральном законе «О гражданской обороне» ( №448 –ФЗ с изменениями на 30 декабря 2015 года) определены основные задачи в области гражданской обороны. (продолжение Презентации)
Сегодня в задачу гражданской обороны входит также и защита от угроз мирного времени – землетрясений, наводнений, аварий и катастроф. То есть огромный материальный, технический и человеческий ресурс гражданской обороны в настоящее время содержится не только для решения гипотетических задач военного времени, но и активно используется в повседневной нашей жизни, что позволяет поддержать высокую готовность к применению по предназначению, как силы, так и материально-технические резервы ГО.
Слайд 7. Гражданская оборона является всенародным делом. В наше время на производстве применяется всё больше сильнодействующих ядовитых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, когда происходят катастрофы и стихийные бедствия, значительно возросла социально-экономическая значимость Гражданской обороны. Сегодня жители должны быть готовы к любым чрезвычайным ситуациям, знать как правильно действовать, куда идти и как оказать необходимую помощь себе, своим близким или пострадавшему человеку.
Слайд 8. Подготовка населения к осуществлению задач гражданской обороны складываются из целого комплекса мероприятий. Наиболее важными из них, направленными непосредственно на защиту населения, являются обучение населения мерам защиты и оказанию само- и взаимопомощи, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения.
Слайд 9.В мирное время силы ГО участвуют в оказании помощи населению при различных ЧС и вступает в военное положение после объявления войны или специального указа Президента России.
Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и в организациях осуществляют их руководители.
Руководство ГО на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют главы органов исполнительной власти субъектов Российской федерации и руководители органов местного самоуправления.
В чем же заключаются основные права и обязанности граждан Российской Федерации в области ГО.
Слайд 10. Граждане российской федерации в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ:
- Проходят обучение в области гражданской обороны;
- Принимают участие в проведении других мероприятий по ГО;
- Оказывают содействие органами государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
И так переходим к практической части. Каждая группа получает файл с задачами, направлениями, действиями ГО.
Обучающиеся : Из задач ГО выбрать самую основную задачу первостепенной значимости, суметь аргументировать свой выбор.
4. Закрепление изученного материала.
- Когда и с какой целью была создана гражданская оборона в нашей стране?
- Какие основные задачи возложены на гражданскую оборону?
- Какие органы составляют организационную основу ГО?
5.Подведение урока(рефлексия).
Итак, сегодня на уроке мы с вами изучили понятия ГО, познакомились с историей создания ГО, рассмотрели задачи на современном этапе.
- Интересна ли вам была информация, полученная на уроке?
Спасибо за урок!
Всероссийский Открытый урок по ОБЖ на тему "День гражданской обороны России" 05.10.15 Встреча учащихся с сотрудником МЧС Северо-Востока Мариной Лапенко В рамках празднования 83-й годовщины со Дня образования гражданской обороны в России сотрудником МЧС Северо-Востока старшим инженер 5 РОНД Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве майором внутренней службы Лапенко Мариной Александровной, совместно с преподавателем ОБЖ, проведен открытый урок на тему "День гражданской обороны России" со старшеклассниками Школы № 1499 имени Героя Советского Союза Ивана Архиповича Докукина. В ходе урока был продемонстрирован обучающий видеоматериал, в котором были озвучены основные функции и задачи Гражданской обороны, сигналы оповещения и действия в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также были показаны способы защиты органов дыхания с использованием ватно-марлевых повязок, респираторов и противогазов. Школьники были ознакомлены с историей возникновения и развития гражданской обороны в России, узнали о современных технических средствах, находящихся на вооружении подразделений, выполняющих основные задачи в области гражданской защиты.
ГКОУ школа-интернат с. Великовечного Краснодарского края
25 апреля 2013 года
Цели и задачи проведения открытого урока:
1. Пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности», поднятие его престижа;
2. Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения;
3. Практическая отработка навыков безопасного поведения школьниками в различных условиях;
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Чтобы выжить – надо знать», карточки с заданием, учебный фильм «Правила поведения в ЧС».
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
II. Введение материала по цели урока.
Сегодня мы собрались для очень важного и интересного разговора. Современный мир, природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране существует мощная структура - МЧС России, готовая действовать в сложной обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале. В МЧС России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело. Их знают и уважают во всем мире – наша страна не оставляет без внимания и помощи ни одну чрезвычайную ситуацию на планете.
1-й слайд: МЧС России
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
- Основано 27 декабря 1990 года.
- Вышестоящий орган государственной власти Президент РФ.
2-й слайд: Министр МЧС
Владимир Андреевич Пучков в должности с 21 мая 2012 года.
3-й слайд: Символика МЧС России:
Большая эмблема Представительский флаг
4-й слайд: За прошедшие сутки 24.04.2013 года
5-й слайд: Спасателями и пожарными МЧС России спасено 443 человека.
6-й слайд: В техногенных пожарах спасено 107 человек.
7-й слайд: Обнаружено и обезврежено 138 взрывоопасных объекта.
8-й слайд: На водных объектах спасено 2 человека.
9-й слайд: Психологическая помощь оказана в 13 случаях.
10-й слайд:
Опасной называется ситуация, которая угрожает жизни, здоровью, имуществу человека или природной среде.
11-й слайд:
Не проходит и дня, чтобы газеты, радио, телевидение не принесли сообщение об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступлении в том или ином городе, либо стране. Террористы захватывают заложников, терпят бедствие пароходы и поезда, пешеходы попадают под колёса машин.
12-й слайд:
Каждый из нас может оказаться в такой непредвиденной ситуации. Кто же поможет человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего – ОН САМ! Сегодня на нашем уроке три команды спасателей попробуют найти выход из предложенных в игре опасных ситуаций!
13-й слайд: Единая дежурно-диспетчерская служба.
В каждом городе страны по инициативе МЧС России создаётся Единая дежурно-диспетчерская служба, которая является составной частью городского управления Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
14-й слайд: Службы экстренной помощи.
Знать номера телефонов экстренных служб нужно всем, и взрослым, и детям! Всем известны номера телефонов 01, 02, 03, 04. А как ещё можно позвонить в Единую городскую службу спасения по стационарному и мобильному телефону? 39-3-01, 2-32-01, 010.
15-й слайд: Задание 1. «Просьба о помощи».
В этом задании вы получаете карточку с номером телефона экстренной службы. Командам спасателей необходимо назвать экстренную службу по номеру телефона, позвонить туда и правильно провести разговор с диспетчером службы.
16-й слайд: Задание 2. «Тушим сами».
Как правильно вызвать пожарную службу, мы знаем. Но сами - бездействовать не можем! Что же делать?
17-й слайд: Вопрос каждой команде спасателей:
1.Чем можно затушить горящие бензин, керосин и другие органические масла?
2.Если на вас загорелась одежда, ваши действия?
3.Что делать, если комната, в которой вы находитесь, стала заполняться густым едким дымом?
18-й слайд: Первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь - это простейшие срочные и необходимые меры для спасения жизни человека и предупреждения осложнений до прибытия скорой помощи. В экстремальных условиях может возникнуть ситуация, когда только ты сможешь оказать первую медицинскую помощь себе или пострадавшему товарищу.
19-й слайд: Задание 3. «Помоги пострадавшему».
Первой команде спасателей необходимо оказать медицинскую помощь при ссадинах или порезах; второй команде спасателей – при пищевом отравлении; третьей команде – оказать первую помощь при ожоге.
20-й слайд: Выберите для каждого случая нужные медикаменты:
Бинт Йод
Р-р бриллиантовый зелёный Перманганат калия
Пантенол Перекись водорода
Индивидуальный перевязочный пакет
Салфетки стерильные медицинские Уголь активированный
21-й слайд: Чрезвычайные ситуации на железной дороге.
Каждый человек в среднем один-два раза в год едет куда-нибудь на поезде. Поезда - достаточно безопасный вид транспорта, но всё же нужно быть готовым к возможным опасным ситуациям, чтобы не растеряться в трудную минуту и действовать правильно.
22-й слайд: Справочная информация.
Одна из крупных мировых катастроф на железных дорогах случилась 6 июня 1981 года в Индии. В ней погибло 800 человек.
23-й слайд: Задание 4. «Осторожно, поезд!»
Представим ситуацию пожара в вагоне поезда. Командам спасателей необходимо расположить приведённые ниже действия в нужной последовательности.
-Уходи от пожара в передние вагоны, если это не возможно, иди в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери;
-Закрой окна, чтобы ветер не раздувал пламя;
-Если существует угроза твоей жизни, не пытайся спасать багаж;
-Немедленно сообщи проводнику о пожаре, извести пассажиров о случившемся, разбуди спящих;
24-й слайд: Обеспечение безопасности дорожного движения.
Справочная информация:
Современный транспорт – зона повышенной опасности. Под колёсами машин ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибает в нашей стране около 40000 человек, из них каждый десятый – ребёнок, причём мальчиков погибает больше! Поэтому нужно знать и соблюдать правила дорожного движения!
25-й слайд: Задание 5. « Мои друзья – дорожные знаки».
Дети Пешеходный переход
- Когда вы куда-нибудь едете, вам по пути встречается много дорожных знаков. Знаете ли вы, что они обозначают?
- Задание командам спасателей: у вас имеются карточки с изображением дорожных знаков, вам надо правильно определить, что он обозначает.
26-й слайд: Запрещающие знаки.
Движение пешеходов Движение на велосипедах
запрещено запрещено
27-й слайд: Знаки особых предписаний.
Место остановки Подземный пешеходный
трамвая переход
28-й слайд: Предупреждающие знаки.
Пересечение с трамвайной Железнодорожный переезд
линией без шлагбаума
29-й слайд: Белореченск – промышленный город.
- Как и все промышленные города, в определённой степени является объектом потенциальной опасности для людей и окружающей среды.
- В нашем районе расположены химический завод, маслоэкстракционный завод, завод по производству ЖБИ и другие предприятия, на которых при аварии возможно заражение воздуха парами хлора, аммиака и других отравляющих веществ.
30-й слайд: Средства индивидуальной защиты
предназначены для защиты человека от радиоактивных и отравляющих веществ, и бактериальных средств. По своему назначению они делятся на средства защиты органов дыхания и кожи. По принципу защиты – на фильтрующие и изолирующие.
31-й слайд:
Мы заканчиваем наш урок, и желаем нашим спасателям и вам, ребята, действовать в жизни так же дружно и обдуманно, как в игре. Запомните: ваша безопасность в ваших руках!
III. Подведение итогов.
Чему был посвящён наш урок? Как вы понимаете тему урока? Почему важно знать, как действовать в различных ЧС? Какие ситуации мы называем чрезвычайными? Предлагаем вашему вниманию фильм «Правила поведения в ЧС».
Просмотр учебного фильма «Правила поведения в ЧС».
Подготовила и провела преподаватель-организатор ОБЖ – Пузенко Л.Н.
Всероссийский отрытый урок
по «Основам безопасности жизнедеятельности»
«4 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ»
Сроки проведения: 4 октября 2016 года.
Место проведения: ГБПОУ КО КТЭК города Калуги кабинет ОБЖ.
Оборудование: проектор, презентация, памятки «Действие населения по сигналам ГО», общевойсковой защитный комплект (ОЗК), практическая отработка изготовление индивидуальных ватно-марлевых повязок.
Продолжительность мероприятия: 90 минут.
Цели и задачи проведения открытого урока:
1. Пропаганда значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях;
2. Познакомить учащихся с историей возникновения Гражданской обороны в России, функциями Гражданской обороны, с руководителями ГО, с задачами ГО, с сигналами Го и действиями населения в военное и мирное время.
3. Практическая отработка навыков безопасного поведения учащихся в различных ЧС.
Ход занятия:
Преподаватель: Здравствуйте, сегодня, 4 октября, во всех учебных заведениях страны проходит единый урок по Гражданской обороне, это урок посвящён образованию Гражданской обороны в России.
Преподаватель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим: 1) о Гражданской обороне (ГО), разберем понятие ГО, 2) познакомимся с историей создания ГО, 3) рассмотрим задачи и значение ГО на современном этапе, 4) а так же проведем практическую работу по созданию элементарного средства защиты органов дыхания – это ватно-марлевую повязку.
Итак, тема занятия: “Гражданская оборона”
1.
Гражданская оборона – это система мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории ДНР от опасностей, возникающих во время военных действий.
2.
История в СССР и РФ
Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местнаяпротивовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собойсистему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектовэкономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальныхусловий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.
В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.
В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должностьначальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневноеруководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).
Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советовнародных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которыхявлялись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.
В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданскойобороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)[1]
Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонногостроительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской оборонойосуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральныхокругах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являютсяначальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная инормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека, но на отдельныхпримерах (потоп в Крымске), можно наблюдать то, как плохо выполняется нормативно-правовая база.Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданскойобороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средствзащиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защитыпредусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты,медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшейзадачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действуетотлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайныхситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшейугрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороныуделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитиюсети наблюдения и лабораторного контроля.
4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о ПВО страны. Согласно этому документу из общей системы ПВО была выделена местная противовоздушная оборона (МПВО) как самостоятельная ее часть для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха. Для решения этих задач МПВО организовывались соответствующие силы: воинские части МПВО и добровольные формирования МПВО (группы защиты, объектовые команды из числа рабочих). Подготовка кадров МПВО осуществлялась на спецкурсах, а обучение населения в общественных оборонных организациях.
3.
Основные задачи ГО
Основные задачи, решаемые гражданской обороной:
- защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров,взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);
- координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидациипоследствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения иконтроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
- повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;
- специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты идействиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейшихсредств защиты самим населением;
- эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть взону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
- организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном,химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
- обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложныхаварийно-восстановительных работ.
Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики
Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:
- своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массовогопоражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий вчрезвычайной ситуации;
- укрытие населения в защитных сооружениях;
- использование средств индивидуальной защиты;
- эвакуация, рассредоточение, а также [переброс] населения в безопасные районы;
- защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственныхживотных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами ибиологическими средствами;
- обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях.
- защита населения на всей территории страны;
- дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик,особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
- заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
- необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определенииобъема и содержания мероприятий по защите населения.
Система гражданской обороны
Систему гражданской обороны составляют:
- органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
- силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
- фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
- системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.
Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам.Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вузи т. д.).
Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителемгражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти).Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную)за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятияхи территориях.
Войска гражданской обороны
В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды икоманды механизации работ.[2] Затем войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО(размещённые в крупных городах СССР), Московское военное училище гражданской обороны (городБалашиха).
С 1991 г. войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС (затем — МЧС) России.
На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:
- ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) икатастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации(угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зонызаражения и катастрофического затопления;
- проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества,обеззараживания зданий, сооружений и территории;
- проведение пиротехнических работ;
- участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог,переправ и других важных элементов инфраструктуры
Одними из задач гражданской обороны являются:
1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций.
2. Оповещение населения об опасности.
Это должен знать каждый!
Сигналы гражданской обороны
(в мирное время)
- Единый предупредительный сигнал –
В н и м а н и е в с е м!
2. Способ передачи – сиренами, производственными и транспортными гудками
3. Действия по сигналу - включить радио, телеприёмник для прослушивания экстренного сообщения.
Сигналы оповещения ГО
(в военное время)
Сигнал «Воздушная опасность»
Сигнал «Отбой воздушной опасности»
Сигнал «Угроза химическая заражения»
Сигнал «Угроза радиоактивного заражения»
Действия населения:
- Надеть противогазы или ватно-марлевые повязки.
- Взять документы.
- Выйти из зоны заражения.
- Следовать в безопасное место - убежище.
4.
- Практическая часть
Учащиеся с помощью ваты, марли и ножниц изготавливают элементарное средство защиты органов дыхания - ватно-марлевую повязку, а потом проводят тренировку в одевании ватно-марлевых повязок, а так же учащиеся демонстрируют процесс одевания Общевойскового защитного комплекта.
Закрепление знаний.
- Что такое ГО?
- Дата основания ГО в нашей стране.
- Как называется основной закон нормативно-правовой базы системы ГО?
- С какого момента начинается ведение ГО на территории РФ?
Преподаватель: Скажите, где могут научиться навыкам и способам защиты школьники или студенты?
(на уроках ОБЖ, участие в учениях и тренировкам по ГО, чтение памяток и листовок, пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по ГО).
Подведение итогов урока (рефлексия).
Итак, сегодня на уроке вы дали понятие ГО, познакомились с историей создания ГО, рассмотрели задачи ГО на современном этапе.
- Полезна ли и интересна была вам информация, полученная на уроке?
- Что вам больше всего понравилось? (какая форма работы?)
- Мне понравились ваши ответы, я довольна вашей работой в группах.
Спасибо за урок!
Урок подготовлен с использованием интернет ресурсов, учебного фильма «Правила поведения в ЧС», презентация составлена на основе презентации Жидилёвой Е.А. «Чтобы выжить». Классный час-игра по теме: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОБЖ в 10 классе по теме: "Гражданская оборона- основные понятия, определения и задачи"
Урок- лекция. Изучение нового материала.Оборудование: учебник ОБЖ, учебная доска, закон РФ «О гражданской обороне».Методы проведения урока: рассказ, лекция, объяснение, фронтальный устный ...
урок в 11 классе по теме "Гражданский и арбитражный процесс"
Урок-практикум. На уроке повторение теоретического материала и решение заданий ЕГЭ по обществознанию....
урок ОБЖ 10 класс по теме Гражданская оборона
разработка открытого урока по ОБЖ 10 класс с приложениями и заданиями....
Конспект урока в 10 классе "Защитные сооружения Гражданской обороны"
Конспект урока в 10 классе...
Методическая разработка ОТКРЫТЫЙ УРОК по основам безопасности жизнедеятельности Тема: «Гражданская оборона»
Методическая разработка ОТКРЫТЫЙ УРОК по основам безопасности жизнедеятельности Тема: «Гражданская оборона»...
Открытый урок в 9 классе по теме «Гражданские правоотношения»
Предмет: ОбществознаниеДата проведения урока: 01.03.2023 гЦель урока:сформировать общее представление о гражданских правоотношениях как особой разновидности правоотношений После изучения те...