РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (5 - 9 классы)
рабочая программа по обж (5 класс)

Евдохин Василий Владимирович

Объем рабочей программы составляет 175 часов и реализуется в течение 5-х  учебных лет (в 5-9классах, 1 час в неделю, причём в 5-ом классе -1час за счёт школьного компонента).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_obzh_5-9_klass.doc506 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по основам безопасности жизнедеятельности

(5 - 9 классы)

РП  2017 (7)

Стр.  из

Принято

Педагогическим советом

«__» ________ 2017 г.

Протокол №  __

                                                                       

                                                      РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

основного общего образования

по основам безопасности жизнедеятельности

(5 - 9 классы)

РП  2017 (07).

Составитель

Евдохин Василий Владимирович

учитель основ безопасности жизнедеятельности                      

Согласовано                                      

Заместитель директора по УВР

____________________________

«__» _______2017 г.                                                                       

         

                                                     

Новокузнецк

2017

                                                           

                                                     

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Паспорт         
  2. Пояснительная записка
  3. Содержание основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности

  1. Учебно-тематический план

  1. Система оценки планируемых результатов

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение        

  1. Приложение 1. Тематический план. «Основы безопасности жизнедеятельности – 5 класс»

  1. Приложение 2.  Тематический план. «Основы безопасности жизнедеятельности – 6 класс»

  1. Приложение 3.  Тематический план. «Основы безопасности жизнедеятельности – 7 класс»

  1. Приложение 4.  Тематический план. «Основы безопасности жизнедеятельности - 8 класс»

  1. Приложение 5.  Тематический план. «Основы безопасности жизнедеятельности – 9 класс»

  1. Приложение 6. Атлас мониторинговых карт выполнения и уровня освоения рабочей программы

  1. ПАСПОРТ

 

Наименование программы

Рабочая программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности  

 (5,6,7,8, 9 классы)  (далее - рабочая программа)

Составитель рабочей программы

Евдохин Василий Владимирович, учитель основ безопасности жизнедеятельности

Документы и материалы, используемые для разработки рабочей программы

- Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального  государственных  образовательных  стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»  № 1089 от 05.03.2014 г. (ред. от 31.01.2012);

-Программа курса  основы безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. /В.Н.  Латчук,  С.К. Миронов,

С.Н. Вангородский, М.А Ульянова. – М.: Дрофа, 2012.

-Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности».5класс.: В. В. Поляков, М. И. Кузнецов, В. В. Марков, В.Н. Латчук, -  М.: Дрофа, 2010- 2012.;

-Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности». 6класс.: А. Г. Маслов, В. В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2010- 2012.;

-Учебник  «Основы безопасности жизнедеятельности».7класс.: С.Н.Вангород-

ский, М.И. Кузнецов,  В.Н. Латчук, В.В. Марков. - М.: Дрофа, 2010- 2012.;

 -Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности». 8класс.: С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук , В.В. Марков. - М.: Дрофа, 2010- 2012.;

-Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности». 9класс.: С.Н.   Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. - М.: Дрофа, 2010- 2012.    

-   Учебный план МНБОУ «Лицей №76»;

-  Локальный акт МНБОУ «Лицей №76» - Положение о рабочей программе, порядке ее разработки, утверждения и введения в действие.

Объем и нормативный срок освоения рабочей программы

Объем рабочей программы составляет 175 часов и реализуется в течение 5-х  учебных лет (в 5-9классах, 1 час в неделю, причём в 5-ом классе -1час за счёт школьного компонента).

Назначение рабочей программы

  Рабочая программа это:

-  нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, обеспечивающий выполнение федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;    

- индивидуальный инструмент учителя, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;          

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, дает распределение часов по разделам учебного предмета и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных  связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

      Рабочая программа выполняет функции:

- информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление: о ценностных ориентирах; целях; прогнозируемых результатах; содержании, как средства достижения целей и образовательных результатов; общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета «основы безопасности жизнедеятельности»;

- организационно-планирующую, предусматривающую выделение этапов обучения, структурирование учебного материала и планирование времени его изучения.

      Рабочая программа является инструментом управления процессом освоения основной общеобразовательной программы по основам безопасности жизнедеятельности.

Требования к содержанию рабочей программы

Рабочая программа должна содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета;

3) описание места учебного предмета в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) результаты освоения учебного предмета;

6) содержание учебного предмета;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся;

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Структура рабочей программы

В структуру рабочей программы входят: паспорт, пояснительная записка, содержание основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, учебно-тематический план, система оценки достижения результатов обучения, материально-техническое обеспечение, приложения.

В паспорте раскрывается статус рабочей программы как нормативного документа, индивидуального инструмента учителя и инструмента управления процессом освоения основной общеобразовательной программы по основам безопасности жизнедеятельности.

Паспорт выполняет  роль  путеводителя по содержанию рабочей программы.

Пояснительная записка включает обозначение места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета и вытекающих из них целей основного общего образования по основам

безопасности жизнедеятельности,  общую характеристику учебного предмета, результаты освоения учебного предмет.

Содержание основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, как средство достижения целей, включает минимум содержания, определенного федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования,  и дополнительное содержание, обеспечивающее реализацию всего комплекса целей обучения предмету.

Учебно-тематический план (УТП) нормирует изучение содержания учебного предмета по времени: учебным годам, четвертям; распределяет временной ресурс на изучение теории, выполнение практической части и проведение текущего контроля за результатами освоения отдельных тем. УТП определяет основные виды учебной деятельности учащихся в учебном процессе (познавательные, коммуникативные, рефлективные).

Система оценки достижения результатов обучения включает формы текущего контроля, график проведения практических и контрольных работ, примерные задания контрольных работ, нормы оценки ученических ответов и письменных работ.

Материально-техническое обеспечение раскрывает оснащенность учебного кабинета, необходимую для выполнения рабочей программы.

В приложении к рабочей программе представлены тематические планы «Основы безопасности жизнедеятельности -5», «Основы безопасности жизнедеятельности -6», «Основы безопасности жизнедеятельности -7», «Основы безопасности жизнедеятельности -8», «Основы безопасности жизнедеятельности -9», и атлас мониторинговых карт выполнения и уровня освоения рабочей программы.

Мониторинг выполнения рабочей программы

     Мониторинг выполнения рабочей программы осуществляется на основе учебно-тематического плана, выполняющего еще и  роль мониторинговой карты, в которой соотносится план и факт реализации программы.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения предмета «Основы безопасности   жизнедеятельности» возрастает в связи с воспитанием  личности безопасного типа,   хорошо знакомой с современными  проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека,  осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества, с формированием  у учащихся современного уровня  культуры  безопасности жизнедеятельности, индивидуальной  системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения,  а также  с учётом особенностей региона  в области безопасности жизнедеятельности и организации защиты населения. Огромную  важность в непрерывном  образовании  личности приобретают вопросы, которые определяют решающую роль человека в выработке способностей и умений сохранить здоровье и жизнь в условиях  различного рода экстремальных ситуаций природного, техногенного, экологического и социального характера, а также  позволит обобщить накопленный, в том числе и на уроках ОБЖ, материал на основе анализа конкретных  ситуаций, что значительно активизирует учебно-воспитательный процесс, станет побудительным фактором к творческому подходу в поиске правильных решений по выходу из чрезвычайных ситуаций.

 Необходимость введения  предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»    

 обусловлена  требованиями («Конституции  РФ», ФЗ «Об образовании в РФ»,   Приказы Минобрнауки РФ,   Департамента  образования  и науки Кемеровской области,

Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и  

                 территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного  характера», «О безо-                          

                 пасности дорожного движения», «О радиационной  безопасности населения», «О по-  

                 жарной безопасности», «Об экологической   безопасности», «О санитарно -  эпидеми-  

                 ологическом благополучии  населения», «Основы законодательства РФ об охране здоровья

                 граждан»,  Концепции национальной безопасности РФ и другие локальные акты).

Место учебного предмета в учебном плане  

Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.

За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения

      Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по курсу ОБЖ для 5-9-х классов.

Программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с учебным планом  лицея  изучается с 5 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой параллели (всего 175 ч).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностными ориентирами основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности являются:

- формирование  целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

- приобретение  опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

повышение  уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

-  снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

- формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков:

обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории

Цель основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности

        Рабочая программа основного общего образования  по основам безопасности жизнедеятельности направлена на достижение следующих целей, вытекающих из ценностных ориентиров:

усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности;

уяснение и принятие учащимися достижений гражданского общества: права человека, правовое государство, семейные ценности, справедливость и ответственность органов власти;

 воспитание отрицательного отношения учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;

 воспитание готовности и стремления учащихся к нравственному самосовершенствованию.

-применение полученных знаний и умений для безопасного решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

- формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиции, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

- овладение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенциями.  

Общая характеристика учебного предмета и особенности реализации рабочей  программы

Рабочая программа основного общего образования задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. Настоящая программа включает материал, способствующий повышению общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, конкретизирует содержание предметных тем образова-тельного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа по ОБЖ направлена на подготовку обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятель- ности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса. Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступ-ности, а также преемственности между различными разделами курса и практической значимости содержания образования.

 В 5 – 9  классах структурно программа состоит из двух разделов и восьми тем.

 Раздел I «Основы безопасности личности, общества и государства» включает в себя 5 тем («Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни», «Обеспечение личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях», «Обеспечение безопасности в ЧС природного, техногенного и социального характера», «Современный комплекс проблем безопасности», «Организация защиты населения РФ от ЧС», «Безопасность дорожного движения»)

   Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» включает в себя две темы («Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи»).

Новизна данной программы определяется тем, что в основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности каждого ученика и своевременно подкорректировать её; информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности учащихся. Освоение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время в процессе самостоятельной домашней работы и выполнения учебных проектов и учебно-исследовательских работ.

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: участие в конкурсах, олимпиадах, творческие проекты.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме годовых контрольных работ

Результаты освоения рабочей программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности

 Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по Основам Безопасности  Жизнедеятельности.

- личностным,  включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,  сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

-метапредметным,  включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность  планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

-предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной  предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

   

   Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

-  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

-  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

-  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-  формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

    

     Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

-  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-  умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

- и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

   Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Основы безопасности жизнедеятельности:

-  формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

-  формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

-  понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

-  понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

-  понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;

- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

-  понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

-  знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;

-  знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

-  умение оказать первую помощь пострадавшим;

-  умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

- овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

Личностные результаты:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от   внешних и внутренних угроз;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к    индивидуальной и общественной ценности.

 Метапредметные результаты:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 Предметные результаты:

В познавательной сфере:

  • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
  • о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
  • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их    возникновения  и  возможные  последствия, 

проектировать модели личного безопасного поведения.

В коммуникативной сфере:

  • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

В эстетической сфере:

  • умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира;
  • умение сохранять его.

В трудовой сфере:

  • знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
  • умения оказывать первую медицинскую помощь.

В сфере физической культуры:

  • формирование установки на здоровый образ жизни;

развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Планируемые результаты изучения курса

Учащийся должен знать:

  • наиболее распространенные чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
  • опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее распространенные в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • основы государственной стратегии Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации противодействия терроризму;
  • основные виды террористических актов, их цели и способы проведения;
  • правила безопасного поведения при угрозе террористических актов;
  • основы государственной политики Российской Федерации противодействию наркотизму;
  • основные меры по профилактике наркомании и токсикомании;
  • наиболее популярные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при этом.

Учащийся должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее распространенных опасных ситуации по их характерным признакам;
  • принимать грамотные решения и умело действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечивая личную безопасность;
  • уверенно действовать при угрозе террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
  • правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую помощь при неотложных состояниях.
  • Учащиеся должны обладать компетенциями по практическому применению полученных знаний и умений:
  • для обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • для подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
  • для оказания первой помощи пострадавшим;
  • для формирования убеждений и потребности в соблюдении норм разумного и здорового образа жизни.

Учащиеся должны обладать компетенциями по практическому применению полученных знаний и умений:

  • для обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • для подготовки и участия и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
  • для оказания первой помощи пострадавшим;
  • для формирования убеждений и потребности в соблюдении норм разумного и здорового образа жизни.

3. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

5

6

7

8

9

Всего

Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства 

27

23

31

30

14

125

Личная безопасность в повседневной жизни

11

11

Безопасность на дорогах и на транспорте

7

7

Опасные ситуации социального характера

4

4

Загрязнение среды обитания

3

3

Средства индивидуальной защиты органов дыхания

2

2

Экстремальные ситуации в природных условиях

18

18

Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме

2

2

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

3

3

Землетрясения

3

3

Вулканы

2

2

Оползни, сели, обвалы и снежные лавины

6

6

Ураганы, бури, смерчи

4

4

Наводнения

3

3

Цунами

3

3

Природные пожары

4

4

Массовые инфекционные заболевания людей, животных и растений

2

2

Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного    характера

3

3

Производственные аварии и катастрофы

2

2

Взрывы и пожары

7

7

Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ

6

6

Аварии с выбросом радиоактивных  веществ

5

5

Гидродинамические аварии

3

3

Чрезвычайные ситуации на транспорте

2

2

Чрезвычайные ситуации экологического характера

5

5

Современный комплекс проблем безопасности

5

5

Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации  

  чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

3

3

Международное гуманитарное право

3

3

Безопасное поведение в криминогенных ситуациях

3

3

Раздел II. Оказание первой медицинской помощи и здоровый  образ жизни.

8

12

4

5

21

50

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

3

8

2

3

7

23

Виды ранений, их причины и первая помощь

1

1

Общая характеристика кровотечений

1

1

Первая помощь при кровотечении

1

1

Средства оказания первой помощи

1

1

Опасные животные, первая медицинская помощь при укусах насекомых и змей

1

1

Первая помощь при ожогах

1

1

Тепловой и солнечный удар

1

1

Обморожение и общее охлаждение организма

1

1

Беда на воде

1

1

Закрытые травмы

1

1

Способы переноски пострадавших

1

1

Правила наложения повязок

1

1

Первая помощь при переломах, переноске пострадавших

1

1

Первая помощь при массовых поражениях

1

1

Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами

1

1

Первая помощь при бытовых отравлениях

1

1

Причины травматизма и пути их предотвращения

1

1

Безопасное поведение дома и на улице

1

1

Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом

1

1

Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика

1

1

Травмы головы, позвоночника и спины

1

1

Экстренная реанимационная помощь

1

1

Основные неинфекционные заболевания

1

1

Основы здорового образа жизни

5

4

2

2

14

27

Движение и здоровье

1

1

Нарушения осанки и причины их возникновения

1

1

Телевизор и компьютер–друзья или враги?

1

1

Развитие и изменение организма в вашем возрасте

1

1

Физическое и нравственное взросление человека

1

1

Правильное питание –основа здорового образа жизни

1

1

Значение белков, жиров и углеводов в питании человека

1

1

Гигиена и культура питания

1

1

Особенности подросткового возраста

1

1

Режим-необходимое условие здорового образа жизни

1

1

Профилактика переутомления и содержание режима дня

1

1

Физическая культура и закаливание

1

1

Семья в современном обществе

1

1

Здоровье человека

1

1

Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня развития и современные методы оздоровления

1

1

Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма человека и его здоровье

1

1

Понятие  личной гигиены. Гигиена кожи и одежды

1

1

Гигиена питания и воды

1

1

Гигиена жилища и индивидуального строительства

1

1

Физиологическое и психологическое  развитие подростка

1

1

Роль взаимоотношений в формировании репродуктивной функции

1

1

Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях

1

1

Суицидальное поведение в подростковом возрасте

1

1

Употребление табака

1

1

Употребление алкоголя

1

1

Наркомания  и токсикомания

1

1

Заболевания, передающиеся половым путём

1

1

Итого

35

35

35

35

35

175

Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту. Безопасность на водоёмах. Экология и безопасность. Опасные ситуации социального характера.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях. Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации. Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма. Контртеррористическая операция. Участие Вооружённых сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Система борьбы с терроризмом. Государственная политика противодействия наркотизму.

Основные причины возникновения терроризма и экстремизма. Противодействие терроризму в мировом сообществе.

Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности. Национальный антитеррористический комитет (НАК). Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии. Профилактика наркозависимости.

Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.

Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения. Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения. Профилактика террористической деятельности.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Взрывы в местах массового скопления людей.

Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл.

Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.

Обеспечение безопасности при захвате самолёта.

Правила поведения при перестрелке.

Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь и правила её оказания.

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебная тема

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Основы безопасности личности, общества и государства 

Личная безопасность в повседневной жизни

1.Особенности города как среды обитания человека.

2. Системы обеспечения безопасности города.

3. Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)

4. Опасные факторы и причины пожаров. Правила поведения при пожаре. Эвакуация.

5. Затопление квартиры.

6.  Электричество и электроприборы в квартире.

7. Опасные вещества и продукты питания.

8. Взрыв и обрушение дома.

9. Безопасность в нестандартных ситуациях

Учатся определять источники и зоны повышенной опасности в современном городе. Изучают правила безопасного поведения в этих зонах.

 Нарисовать карту опасностей района. Путь от дома до школы. Изучают правила безопасного поведения в этих зонах

Учатся различать службы обеспечения безопасности в

Приобретают навыки их вызова. Учатся правильно действовать по сигналу оповещения «Внимание всем!»

Учатся распознавать опасные и аварийные ситуации в доме (квартире). Изучают меры безопасности в быту

Изучают причины пожаров в жилых и общественных зданиях, правила безопасного поведения и способы эвакуации. Моделируют ситуации, требующие знания правил пожарной безопасности. Учатся правильно применять первичные средства пожаротушения, правильно  

вести себя при пожаре.

Изучают причины затопления дома (квартиры). Осваивают правила профилактики и порядок действий при затоплении

Осваивают правила безопасного поведения в нестандартных ситуациях

Осваивают правила безопасного поведения в нестандартных ситуациях

Осваивают правила безопасного поведения в нестандартных ситуациях

Осваивают правила безопасного поведения в нестандартных ситуациях

                                       Безопасность на дорогах и на транспорте

1. Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий. Безопасное поведение пешеходов и пассажиров.

2. Безопасное поведение пешеходов и пассажиров.

3. Безопасность в общественном транспорте и автомобиле.

4. Железнодорожный транспорт

5. Авиационный транспорт.

6.Морской и речной транспорт.

Изучают основные положения Правил дорожного движения.   Осваивают правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров

Изучают основные положения Правил дорожного движения.   Осваивают правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров

Осваивают правила безопасного поведения при аварийных ситуациях в автобусе, троллейбусе, автомобиле и метро

Осваивают правила безопасного поведения при авариях на железнодорожном транспорте, в салоне самолета и при аварийных ситуациях на авиационном транспорте, при аварийных ситуациях на морском и речном транспорте

Опасные ситуации социального характера

1. Психологические основы самозащиты. Ситуации криминогенного характера в доме (квартире) и подъезде

2. Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства. 

Правила поведения при захвате в заложники.

Вырабатывают у себя психологические качества уверенного человека

Учатся правильно действовать при возникновении ситуаций криминогенного характера в доме, квартире и подъезде

Учатся правильно действовать в криминогенных ситуациях на улице и не допускать в отношении себя опасных домогательств.

Осваивают правила поведения при захвате в заложники и меры по предотвращению таких захватов

Загрязнение среды обитания

1. Загрязнение воды.

2. Загрязнение воздуха.

3.Загрязнение почвы.

Учатся оценивать состояние окружающей среды, планировать и выполнять мероприятия по защите здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой

Средства индивидуальной защиты органов дыхания

1. Фильтрующие противогазы

2. Пользование противогазом.

Изучают назначение и устройство гражданских и детских противогазов

Получают практические навыки пользования противогазом.

Оказание первой помощи и здоровый образ жизни

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

1. Виды ранений, их причины и первая помощь

2.Общая характеристика кровотечений.

3.Первая помощь при кровотечении.

Приобретают знания об основных видах ранений, их причинах и правилах оказания первой помощи

Получают знания о видах кровотечений и их особенностях

Учатся останавливать кровотечения, применяя различные способы в зависимости от вида кровотечения и места травмы.

Основы здорового образа жизни

1.Движение и здоровье

Нарушения осанки и причины их возникновения.

2. Телевизор и компьютер — друзья или враги?

3.Развитие и изменение организма в подростковом возрасте. Физическое и нравственное взросление человека

Объясняют значение двигательной активности для укрепления здоровья. Получают представление о видах, причинах и последствиях нарушения осанки. Учатся предупреждать нарушения осанки

Учатся соблюдать правила безопасности при просмотре телепередач и при пользовании компьютером

Получают представление о закономерностях развития организма в подростковом возрасте. Учатся правильно выполнять гигиенические мероприятия по уходу за своим телом. Формируют у себя потребность в соблюдении норм здорового образа жизни как способа укрепления и сохранения здоровья

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

        

Наименование

разделов (тем)

Кол-во

часов

в том числе

Изучение

материала

Практическая

часть

Повторение

Тематический контроль

Резервные часы

1

2

3

4

5

6

7

8

5 класс

1

«Безопасность и защита человека в среде обитания»

27

20

1

3

3

0

2

«Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Основы здорового образа жизни»

8

4

1

1

1

1

Итого

35

24

2

4

4

1

I четверть  (9 недель)

9

7

0

1

1

0

II четверть (7 недель)

7

5

0

1

1

0

III четверть (10 недель)

10

7

1

1

1

0

IV четверть (9 недель)

9

5

1

1

1

1

6 класс

1

«Безопасность и защита человека в среде обитания»

23

17

1

2

3

0

2

«Основы оказания первой  медицинской помощи. Основы  здорового образа жизни»

12

9

0

1

1

1

Итого

35

26

1

3

4

1

I четверть (9 недель)

9

7

0

1

1

0

II четверть (7 недель)

7

5

0

1

1

0

III четверть (10 недель)

10

8

1

0

1

0

IV четверть (9 недель)

9

6

0

1

1

1

7 класс

1

«Безопасность и защита человека в среде  обитания»

31

26

0

2

3

0

2

«Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. Основы здорового образа жизни»

4

1

1

0

1

1

Итого

35

27

1

2

4

1

I четверть (9 недель)

9

7

0

1

1

0

II четверть (7 недель)

7

5

0

1

1

0

III четверть (10 недель)

10

9

0

0

1

0

IV четверть (9 недель)

9

6

1

0

1

1

8 класс

1

«Безопасность и защита человека в среде обитания»»

30

24

1

2

3

0

2

«Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Основы здорового образа жизни»

5

3

0

0

1

1

Итого

35

27

1

2

4

1

I четверть (9 недель)

9

7

0

1

1

0

II четверть (7 недель)

7

6

0

0

1

0

III четверть (10 недель)

10

8

1

0

1

0

IV четверть (9 недель)

9

6

0

1

1

1

9 класс

1

«Безопасность и защита человека в среде обитания»»

14

11

0

1

2

0

2

«Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи» «Основы здорового образа жизни»

21

16

1

1

2

1

Итого

35

27

1

2

4

1

I четверть (9 недель)

9

8

0

0

1

0

II четверть (7 недель)

7

5

0

1

1

0

III четверть (10 недель)

10

8

1

0

1

0

IV четверть (8 недель)

8

6

0

1

1

0

Учебно-исследовательская и проектная деятельность

(раздел реализуется в режиме групповой и индивидуальной самостоятельной работы во внеурочное время)

 Перечень

примерных тем учебных проектов

  1. Школа выживания
  2. Берегись бед –пока их нет
  3. Нарушение экологического равновесия
  4. Береги здоровье смолоду!
  5. Экологические проблемы современности
  6. Действия при пожаре
  7. По следам Робинзона

8.    Зачем нужен светофор

9.    Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

10.  Огонь-враг, огонь-друг

Паспорт

группового учебного проекта  по основам безопасности жизнедеятельности

«Огонь-враг, огонь – друг»

Название проекта

«Огонь-враг, огонь – друг.»

Авторы и разработчики проекта

Ученики 5 классов.

Цель проекта

Создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к предмету основы безопасности жизнедеятельности, любознательности, творческих способностей, умений и навыков в области личной безопасности.

Задачи

1. Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся об огне, его возникновении: взаимодействие огня с простыми и сложными веществами, его поражающими факторами.

2. Выявить причины приводящие к пожарам на планете и основным источникам загрязнения гидросферы.

3. Продолжить формирование умений анализа ситуации, прогнозирования и навыков исследовательской деятельности.

4. Продолжить формировать умение выполнять действия в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности как в кабинете так и дома.

5. Развивать учебно-коммуникативные умения.

Целевая группа потребителей  результатов проекта

Презентации проекта могут быть использованы учителями для проведения классных часов, а в начальной школе для проведения уроков по  разделу «Окружающий мир».

 

Основные направления проекта или модули

Основополагающий вопрос:

Почему изменяется мир?

Проблемные вопросы:

Как человек мог добыть огонь?

Где и как в повседневной жизни человек использует огонь?

Как влияет огонь на человеческий организм, а его отсутствие?

Учебные вопросы:

Огонь-друг?

Может ли огонь приносить вред окружающим?

Какие способы борьбы с возникновением пожаров подходят для вас?

Почему огонь можно считать большим бедствием на свете?

Можно ли защитить себя от поражающих факторов пожаров?

К чему могут привести частые пожары на планете Земля ?

Краткое описание проекта

Дидактические цели:

- выявить и раскрыть значение огня в жизнедеятельности человека, причины пожаров на планете;

- сформировать представления о бережном отношении к природе и к окружающей среде;

- научить подводить итоги своей работы, оценивать свой результат;

- создавать условия для коллективной деятельности и проявления творческих способностей.

Старт работы над проектом:

1. С помощью «мозгового штурма» выясняем имеющиеся первоначальные знания детей об огне. Учитель анализирует, оценивает ответы детей и на их основе составляет стартовую презентацию.

2. По желанию учащихся формируются 4 группы: искатели, исследователи, дизайнеры и распространители.

3.  Задания для групп:

1 группа: используя учебник, интернет, дополнительную литературу отвечают на поставленные вопросы.

 2 группа: Пользуясь методическими рекомендациями по проведению практических работ выполняют эксперимент по изучению основных причин возгорания.

 3 группа: Выпускают листовки и презентации на тему охраны природы и бережного отношения к ней в весенние и летние периоды. В  листовки включают правила безопасного поведения в домашних условиях, если отправились отдыхать в лес, методы защиты органов дыхания.

 4 группа:  Расклеить листовки в местах массового проживания. Выступить пред учащимися других параллелий.

4. Все  группы пишут сочинение на тему: «Огонь-друг-огонь-враг»  

Механизм (этапы) реализации проекта

  1. Подготовительный этап:

- обсуждение темы проекта, его цели и задачи с использованием презентации учителя;

- формирование микрогрупп;

- разработка плана реализации идеи и выполнения проекта;

- провести подготовительные занятия с участниками пректа;

- обсудение с учащимися формы представления результатов учебной деятельности;

- просмотр собранного учащимися материала, дать рекомендации по дадьнейшей работе.

  1. Основной этап:

- познакомить учащихся с критериями оценивания промежуточной и итоговой работы;

- провести инструктаж по ТБ;

- провести анализ и систематизацию собранного материала, обсудить ее в микрогруппах и инструктировать по дальнейшим действиям учащихся;

-   разработать план действия каждого участника проекта;

- организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме пректа;

- разработать задания для практического эксперимента;

- определение основных источников возгорания;

- знакомство с основными правилами поведения в домашних условиях во избежания пожара;

- оценить проведенную работу (самооценка, оценка учителя, озывы учащихся);

- выставить отметки по результатам учебной деятельности.

  1. Заключительный этап:

- представить итоговую презентацию;

- изготовить листовки, плакаты попожарной безопасности;

- написать сочинение «Огонь-друг, огонь-враг»;

- сфотографировать итоговое мероприятие.

Ресурсное обеспечение

Печатные материалы.

Цифровые устройства: компьютер, проектор, интернет.

Сроки реализации проекта

В период изучения темы: «Пожар»

Ожидаемые результаты

После завершения проекта учащиеся смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

 - безопасного обращения с огнём;

 - экологически грамотного поведения в окружающей среде, домашних условиях, в школе;

 - научатся заниматься агитационной работой при распространении листовок.

5.СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка уровня освоения рабочей программы основного общего образования по основам безопасности жизни осуществляется посредством текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся, осуществляемых в процессе изучения учебного предмета. Наряду с проверкой качества освоения учебного материала текущий контроль и промежуточная аттестация способствуют повышению мотивации и стимулированию учебной деятельности учащихся

Текущий контроль и промежуточная аттестация  осуществляется в соответствии с локальными актами МНБОУ «Лицей №76»:

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестация учащихся;  Положение о нормах оценивания знаний и умений учащихся 5-11 классов.

.

Формы текущего контроля

Формами текущего контроля усвоения содержания учебных программ учащихся являются:

  • письменная проверка (домашние, проверочные, практические, контрольные, письменные ответы на вопросы тестов, рефераты, стандартизированные письменные работы)
  • устная проверка (устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, чтение);
  • комбинированная проверка (сочетание письменных и устных форм, проверка с использованием электронных систем тестирования, изготовление макетов, действующих моделей).
  • задания с использованием ИКТ: компьютерное тестирование; тестирование с использованием интернет-ресурсов или электронных учебников; выполнение интерактивных заданий.

Промежуточная аттестация

Выставление отметки по предмету за четверть, полугодие осуществляется на основе результатов текущего контроля и преобладающего поурочного балла как среднее арифметическое отметок. При этом учитывается динамика индивидуальных учебных достижений учащихся за конкретный период времени.

 Годовая отметка выставляется с учетом четвертных оценок,  с учетом индивидуальных учебных достижений на конец учебного года.

Уровень учебных достижений  учащихся

В результате промежуточной аттестации устанавливается уровень учебных достижений учащихся.  Уровень учебных достижений определяется по показателям количественной и качественной успеваемости  и выделяется высокий, средний, низкий и недопустимый уровни освоения рабочей программы  согласно приведенным ниже критериям:

-   высокий уровень обученности  (В) - 64% - 100% качественная успеваемость  при 100% количественной успеваемости;

 - средний уровень обученности (С) -  37% - 63% качественная успеваемость при 100% количественной успеваемости или  37% - 100% качественная успеваемость при  90% -99% количественной успеваемости;

-   низкий уровень обученности  (Н) - 36%  качественная успеваемость и ниже при 90% - 100%  количественной успеваемости;

- недопустимый уровень (Нд.) при показателях количественной и качественной успеваемости ниже, чем предусмотрено для низкого уровня обученности.

Нормы оценок

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные):

 - существенные ошибки,  связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа  

- несущественные ошибки определяются неполнотой ответа

К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся.  

Отметку «5» – получает учащийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Учащийся обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

 Отметку «4» – получает учащийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три недочета и объем ЗУНов составляет 70-89% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку «3» – получает учащийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и 2 недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочета, или 4-5 недочетов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-69% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку «2» – получает учащийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет  менее 50% содержания (неправильный ответ) или  в случае отказа от ответа или отсутствия работы без объяснения причины или неуважительной причины.

I  четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

5 класс

К – 1

П - 0

К – 1

П - 0

К – 1

П - 1

К – 1

П - 1

6 класс

К – 1

П – 0

К – 1

П – 0

К – 1

П – 1

К – 1

П – 0

7 класс

К – 1

П – 0

К – 1

П – 0

К – 1

П – 0

К – 1

П – 1

8 класс

К – 1

П – 0

К – 1

П – 0

К – 1

П – 1

К – 1

П – 0

9 класс

К – 1

П – 0

К – 1

П – 0

К – 1

П – 1

К – 1

П – 0

6  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 Обеспеченность программы методическими видами продукции, включая электронные образовательные ресурсы

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Конституция Российской Федерации

Д

1.2

Авторские рабочие программы по ОБЖ

Д

1.3

Учебник по ОБЖ для 5, 6, 7, 8, 9 классы

1.4

Закон Российской Федерации «О гражданской обороне»

Ф

1.5

Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Ф

1.6

Закон Российской Федерации «О пожарной безопасности»

Ф

1.7

Дидактические материалы по основным разделам ОБЖ

Ф

1.8

Контрольно-измерительные материалы по основным разделам ОБЖ

Ф

1.9

Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари)

П

1.10

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д

2.

 Печатные пособия

2.1

Индивидуальные средства защиты

Д

2.2

Оказание первой медицинской помощи

Д

2.3

Гражданская оборона

Д

2.4

Задачник для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы

Ф

3.

 Информационно-коммуникативные средства

3.1

Мультимедийные обучающие программы  по основным разделам ОБЖ

Д/П

4.

 Экранно-звуковые пособия

4.1

Видеофильмы по разделам курса ОБЖ

Д

5.

 Технические средства обучения (средства ИКТ)

5.1

Мультимедийный компьютер

Д

5.2

Экран (на штативе или навесной)

Д

6.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.1

Транспортир

Д

6.2

Бинт марлевый 10х15

Д

6.3

Вата гигроскопическая нестерильная (пачка по 50г.)

Д

6.4

Жгут кровоостанавливающий резиновый

Д

6.5

Индивидуальный перевязочный пакет

Д

6.6

Противогаз

Д/Ф

6.7

Аптечка индивидуальная (АИ-2)

Д/Ф

6.8.

 Противохимический пакет

Д/Ф

6.9

Противопыльные тканевые маски

Д

6.10

Ватно-марлевая повязка

Д

7.

Стационарные наглядные пособия

7.1

Отечество наше (гимн, флаг)

Д

7.2

Раны и кровотечения

Д

7.3

 Основные виды кровотечений

Д

7.4

Оказание первой медицинской помощи при: укусах насекомых, змей, клеща.

7.5

Оказание  ПМП утонувшему

7.6

Правила наложения повязки

7.7.

Эвакуация

Д

7.8.

Виды повязок и правила пользования перевязочным пакетом.

7.9.

Медицинские средства защиты и профилактики

7.10.

СПИД

7.11.

ПМП при ранениях

Д

7.12.

Дорожное движение

Д

7.13

Терроризм

Д

8.

Электронные образовательные ресурсы

8.1

http://gibdd.onego.ru/propag.htm (Правила дорожного движения. Федеральный закон)

Д

8.2

http://www.shkolnik.ru/books/pdd/index.shtm   (Безопасность пешехода)

Д

8.3

http://www.seu.ru/cci/lib/books/calendar  (Безопасность автомобиля)

Д

8.4

http://www.warning.dp.ua/bezop11.htm (Безопасность на дороге)

Д

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Номер

и дата

внесения                    изменения

Основания для внесения изменения

Описание  внесенного изменения

  Реквизиты распорядитель

ного документа

Подпись

1

2

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 8 класс

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.Пре...

Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 10 класс

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.Разработа...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности», урок 17 «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом».

Данная презентация иллюстрирует семнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом» по программе  «Основы безопасности жиз...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 18 «Автономное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует восемнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Автономное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 19 «Добровольное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует девятнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Добровольное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 класс...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 6 «Основы медицинских знаний и оказание ПМП», урок 27 «ПМП при травмах».

Данная презентация иллюстрирует двадцать седьмой урок ОБЖ в 6 классе  «ПМП при травмах» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных учреждени...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 6 «Основы медицинских знаний и оказание ПМП», урок 28 «ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и

Данная презентация иллюстрирует двадцать восьмой урок ОБЖ в 6 классе  «ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 –...