Методические рекомендации по теме ПДД
методическая разработка по обж (5 класс) на тему
Методические рекомендации по теме ПДД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_teme_pdd.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
применения игровых методов при проведении уроков ОБЖ в 5 классах
по теме «Безопасность на дорогах»
Во всем мире одной из важнейших социально-общественных проблем является проблема детского травматизма на транспорте и, в первую очередь, в сфере дорожного движения. В последние два десятилетия произошла «взрывная» всеобщая автомобилизация, ярко проявившаяся увеличивающимся потоком автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Однако, в самом катастрофическом положении среди развитых стран оказалась Россия. По данным ГИБДД за 2017 год на дорогах в стране было зарегистрировано 169432 случая ДТП. По причине ДТП погибли 19088 человек, из них детей до 16 лет –713 человек. Травмы были получены у 215374 человек, из них детей до 16 лет– 21136 человек.
Дорожное движение является наиболее сложным и требующим внимания аспектом окружающей среды, с которым может столкнуться ребенок.
Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Будучи самыми уязвимыми участниками дорожного движения, школьники зачастую попадают под колеса автомобилей потому, что у них нет навыков культуры безопасного поведения на улицах и дорогах.
Такой высокий процент пострадавших среди детей в ДТП связан с тем, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
При закреплении знаний особая роль должна отводиться организации игровой деятельности детей. Все это позволяет ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.
В игровой форме у детей незаметно для них самих приобретаются навыки безопасного поведения на дороге. Подготовка школьников к самостоятельному и безопасному участию в дорожном движении, воспитанию правопослушного и культурного участия в транспортной среде, непременно приводит к снижению уровня дорожно-транспортных происшествий по вине или неосторожности детей.
Рассмотрим подробнее некоторые варианты игр по профилактике детского дорожного транспортного травматизма:
Игровые приемы при проведении урока по теме «Организация дорожного движения» в курсе ОБЖ 5 класса
Учащиеся 5 класса получают раздаточные материалы: инструкцию, формат игры и таблицу для фиксации и оценки результатов работы.
Инструкция: Ознакомься с перечнем дорожных ситуаций (в левом столбце задания), с правилами безопасности и вариантами действий (в правом столбце задания). На отдельном листочке в таблице рядом с номерами ситуаций (из левого столбца задания) запиши номера правил и действий (из правого столбца задания), которые следует выполнить в этих ситуациях. В случае, если в ситуации следует выполнять несколько правил (из правого столбца задания), укажи их номера начиная с самого первоочередного и важного. После принятия индивидуального решения прими участие в коллективном обсуждении порядка действий в ситуациях.
Ситуации | Правила и способы обеспечения безопасности |
Надо перейти на другую сторону дороги через проезжую часть. 1. На нерегулируемом перекрестке, на котором нет пешеходного перехода. 2. К перекрестку приближается транспортное средство с включенным проблесковым маячком синего цвета. 3. Регулировщик стоит спиной или лицом к пешеходам, его руки опущены или вытянуты в стороны. 4. Надо выбрать место, чтобы ждать трамвай. Остановка трамвая расположена на середине дороги, оборудована приподнятой посадочной площадкой. | 1. Этот сигнал разрешает движение. 2. Можно начинать переход через проезжую часть дороги. 3. Перейти проезжую часть можно по линии тротуаров. 4. Выходить на проезжую часть дороги нельзя. 5. Поступить в этой ситуации так, как действуют взрослые пешеходы. 6. Перед переходом остановиться и убедиться в отсутствии приближающегося транспорта. 7. Переходить проезжую часть следует под прямым углом. 8. Надо убедиться, что транспортные средства при повороте направо и налево пропускают пешеходов. 9. При переходе дороги сначала смотреть налево, дойдя до середины дороги – направо. 10. Ожидать прибытия трамвая на тротуаре. 11. Ожидать трамвай на посадочной площадке на середине дороги. 12. Обратиться в этой ситуации за помощью к взрослому человеку. 13. Дойти до ближайшего пешеходного перехода и, убедившись в безопасности, перейти через дорогу. 14. Перейти через проезжую часть за спиной регулировщика. 15. В этом месте переход дороги запрещен. 16. На проезжей части при переходе следить как за тем, что происходит слева, так и за тем, что происходит справа. |
После принятия индивидуальных решений и фиксации их в соответствующем столбце проводится коллективное обсуждение и принимаются коллективные решения, затем учитель сообщает (при необходимости разъясняет, обсуждает с учащимися) мнение экспертов о правильных действиях. На основе сравнения индивидуальных решений с эталонами выставляются баллы, одно правильное решение – один балл.
Учащиеся класса делятся на 6 групп и получают наборы различных дорожных знаков.
Игра № 1. Лишний знак
Учащимся выдаются наборы карточек со знаками, принадлежащими к одной группе и несколькими знаками из другой группы. Предлагается найти лишние знаки и объяснить, почему они лишние.
Игра № 2. Запомни знак
Учащимся выдаются наборы карточек. Учитель показывает демонстрационные карточки нескольких знаков, учащиеся по памяти должны отыскать в своем наборе такие же и назвать знаки, изображенные на них.
Игра № 3. Угадай знак
Выбирается ведущий. Ему предлагается описать изображение какого-либо знака. Остальные учащиеся угадывают знак, показывают карточки с соответствующим изображением. Называют загаданный знак.
Игра № 4. Светофорики
Учащимся выданы сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Учитель показывает какой-либо знак и дает ему название (верное или ошибочное). Если название верное, учащиеся показывают зеленый сигнал, если ошибочное красный.
Игра № 5. Найди ошибки
Учащимся выдаются знаки, некоторые из которых изображены неточно. Предлагается за определенное время найти неточности и назвать те знаки, в которых они были допущены.
Технологическая карта урока «Организация дорожного движения» в курсе ОБЖ 5 класса
Тема урока: «Организация дорожного движения»
Тип урока: Изучения нового материала
Цель урока: Ознакомить и расширить знания по правилам дорожного движения.
Задачи:
1.Углубить знания учащихся по знанию правил дорожного движения.
2. Способствовать развитию умений работать с информацией и анализировать её, устанавливать причинно-следственные связи; формирование опыта общения и коллективного труда, делать выводы.
3.Создать условия для активизации познавательного интереса, умений самостоятельного приобретения знаний, организации своей деятельности, личной и коллективной рефлексии, осознания собственной ответственности за жизнь.
Мероприятие направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия: умения правильно оценивать результат коллективной работы (самооценка + внешний контроль).
- Познавательные: умение оперировать понятиями и терминами, анализировать, выделять главную мысль, обобщать и делать выводы.
- Коммуникативные: создание ситуации для обсуждения, умение обосновывать свое мнение, строить монологическое высказывание.
Личностные результаты: умение отстаивать свою точку зрения, выбор рационального пути работы, самооценка и коррекция дальнейшей деятельности, воспитание ответственности при выполнении работы.
Предметные результаты: расширение знаний учащихся по правилам дорожного движения
Материальное обеспечение урока: учебники, раздаточный материал по теме урока, демонстративные стенды.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД (универсальные учебные действия) |
Организационный | Проверяет готовность учащихся к уроку. Создаёт эмоциональный и деловой настрой для работы на уроке. | Подготовка к уроку, приветствуют преподавателя. Отвечают на вопросы, обсуждают цели урока, слушают, настраиваются на определённую деятельность. | Коммуникативные: Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Изучение нового учебного материала | 1.Преподаватель выдает учащимся формат игры и таблицу для фиксации ответов. После выполнения задания организует коллективное обсуждение ответов. Сообщает мнение экспертов о правильных действиях. 2. Преподаватель демонстрирует, на какие группы делятся все дорожные знаки: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, особых предписаний, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Выдает наборы карточек с дорожными знаками, организует и контролирует работу в группах с представлением результатов работы группы, их обсуждение. | Учащиеся выполняют задание и фиксируют ответы в таблице. Проводят коллективное обсуждение правильного решения. Выполняют задания в группах, представляют классу результаты работы в группе, отвечают на дополнительные вопросы учащихся и учителя. | Коммуникативные: Владение приемами и навыками общения со сверстниками и взрослыми; готовность к коллективным формам деятельности. Познавательные: Структурирование знаний Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими. Коммуникативные: излагают свое мнение, аргументируя его. Работают в группе, участвую в выработке решения. Личностные: развивают интерес к способам получения знаний, осознают ответственность за безопасное дорожное движение в городе. Регулятивные: выдвигают версии, выбирают средства достижения цели в группе, излагают свое мнение, участвую в выработке решения, анализируют причины ДТП. Познавательные: устанавливают значение различных дорожных знаков. Формулируют проблемы и самостоятельное создают способы решения проблем творческого и поискового характера |
Подведение итогов | Подвести итог занятия, определить команду победителя. | Рефлексия. Ответы на вопросы анкеты: - О чем же главном мы сегодня говорили на уроке? - На сколько хорошо вы сегодня поработали? - Как можете отметить свое настроение? | Личностные: Формируют умение устанавливать значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов Коммуникативные: Формируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: Формируют умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще принадлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. |
Задание на дом | Cоставить «синквейн» на тему «Правила дорожного движения» со словом «ЗНАК». | Записывают домашнее задание. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по теме: «Решение уравнений с модулем в курсе математики 7-8 класса»
Методические рекомендации по теме: «Решение уравнений с модулем в курсе математики 7-8 класса». В работе представлены способы решения уравнений с модулем. Даны карточки заданий: с применением классифи...
Методические рекомендации по теме: Творческий и технологический подход к изготовлению точеных изделий из древесины.
методические рекамендации по точению древесины...
Методические рекомендации на тему:"Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"
В данной методической разработке представлен практический материал по правописанию звонких и глухих согласных на конце и в середине слова....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в 5-9 классах
Цель создания разработки: Способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый...
методические рекомендации по теме "Развитие критического мышления на уроках математики"
дается краткая характеристика приемов данной технологии, приводятся примеры из опыта работы по применению технологии критическогомышления на уроках математики...
Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».
Цель данной работы - показать значимость развития творческих способностей учащихся. В статье приведены различные направления этой работы, возможные её виды и формы....
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Методические рекомендации на тему: «Проблемы экологии современного русского языка»
Методические рекомендации на тему:«Проблемы экологии современного русского языка»...