Урок деятельностного типа в курсе ОБЖ
методическая разработка по обж на тему
Формирование Ууниверсальных учебных действий на разных стадиях урока ОБЖ.
Рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_deyatelnostnogo_tipa_docx.docx | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок деятельностного типа в курсе ОБЖ
Пономарёва Любовь Васильевна,
ГБОУ СОШ №264 Кировского района Санкт-Петербурга
Геополитические изменения, происходящие в современном мире, ускорение темпов развития, переход в новое информационное общество, возрастание масштабов и темпов техногенной деятельности, обострение социальных и экономических проблем, увеличение частоты стихийных бедствий и терроризма на одно из первых мест ставят проблемы связанные с обеспечением безопасности населения и сохранения окружающей среды.
Сложившаяся ситуация становится активной и востребованной в преподавании курса ОБЖ в школе, так как жизненную важность приобрело решение проблемы безопасности жизнедеятельности человека. Современному обществу нужны эрудированные, компетентные, коммуникабельные люди, умеющие общаться и способные справиться с растущими угрозами и проблемами обеспечения безопасности человека и человечества.
Перед учителем ОБЖ встаёт задача дать ребёнку такой уровень знаний и умений, который позволит ему идти, по дороге жизни уверенно, не боясь.
А в то же время стало важным в обучении раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды.
Главной задачей, обозначенной в новых стандартах, является развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны
Поэтому для реализации этих целей и задач произошли изменения в самой системе образования. Предъявляются новые требования к качеству обучения, которые обуславливают необходимость поиска новых подходов.
«В наше время наблюдается тенденция к замене парадигмы «человека знающего» (т. е. вооруженного системой знаний, умений и навыков) на парадигму «человека, подготовленного к жизнедеятельности», человека, способного активно и творчески мыслить и действовать, саморазвиваться и самосовершенствоваться…»[Братцева Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы. // Философия образования. Серия “Symposium”, Выпуск 23. / Сборник материалов конференции Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. . C.336-340.]
На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе.
Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.
«При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека….» [3,с.165].
«Термин «активные методы обучения» является своеобразным родовым обозначением специфических групповых методов обучения, получивших широкое распространение во второй половине ХХ века и дополняющих традиционные методы, прежде всего, объяснительно иллюстративные методы обучения, посредством изменения позиции учащихся с пассивно потребительской на активно преобразующую и опоры на социально-психологические феномены, возникающие в малых группах».[1,с.102]
Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.[2,с.212 ]
На мой взгляд, большинство активных методов обучения имеют многофункциональное значение в учебном процессе, особенно в курсе ОБЖ. Так, например; разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта, использование которых обеспечивает выполнение требований ФГОС.
Основным видом деятельности становиться отработка УУД. Надо отметить, что важным становиться развитие личностных, метапредметных и предметных УУД.
Личностные УУД – это усвоение и соблюдение правил безопасного поведения; готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию.
Изменяются приоритеты развития, среди которых метапредметные дают возможность овладеть приёмами действий и способами применения средств защиты в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера; сформировать и развить мышление безопасной жизнедеятельности; умение продуктивно общаться и взаимодействовать; самостоятельно определять цели и задачи.
Предметные – развивают умение предвидеть возникновение опасных и ЧС и применять полученные знания на практике.
Как и прежде «Основной дидактической единицей учебного процесса уже более 500 лет является урок. За столетия многое изменилось, но урок остался основой школьной классно-урочной системы…..Современный урок должен соответствовать запросам государства, …. Отвечать качественным характеристикам современного образования…», пишет И.В Муштавинская в методическом пособии «Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО.
Стали использоваться новые модели урока, связанные с различными технологиями.
Однако, при изучении нового материала в курсе ОБЖ, я использую уроки деятельностной направленности.
Например, первый этап это формулирование целей. Чтобы подвести к теме урока я предлагаю, например, на уроке 5 класса в теме «Пожар» решить ребусы и определить ключевые слова: огонь, дым, пожар; на уроке 7класса по теме «Землетрясения» рассмотреть фотографии последствий землетрясений, а на уроке 11 класса по теме «Ритуалы вооружённых сил» просмотреть видео с фрагментами воинских ритуалов (поднятие флага, награждение, вручение знамени). Цель урока обсуждается и формулируется в диалоге с учениками. Определяются задачи и план урока, что развивает самостоятельность и формирует умения планировать учебные действия.
В основе информационного обеспечения, которое поможет в открытии нового знания, я использую различные источники информации. Так, работая в группах, на уроке 6 класса по теме «Беда на воде», учащиеся читают отрывок из рассказа Юрия Казакова «Тихое утро» о спасении друга при утоплении во время рыбалки, выдвигают гипотезы, выбирают способы решения задачи, устанавливают причинно-следственные связи, сравнивают свои решения с рекомендациями действий, предложенным автором учебника или спасателями на сайте МЧС. Это позволяет формировать уважительное отношение к иному мнению, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и закладывает основы нравственного поведения, что формирует личностные УУД.
Решая проблему классификации ЧС техногенного характера на уроке в 8 классе по теме «ЧС техногенного характера», работая в парах, учащиеся работают с таблицами, графиками и статистическими данными, осваивая, таким образом, логические действия сравнения, анализа, обобщения и классификации, что стимулирует познавательную деятельность и развивает метапредметные компетенции.
На этапе закрепления новых знаний, работая самостоятельно или в парах, учащиеся выполняют задания на выбор (базовый или повышенный уровень). Например, в 7 классе изучая тему «Переломы», на базовом уровне: задание «Выделить соответствующие признаки перелома»; на повышенном уровне решают ситуационную задачу: обсуждают, что надо сделать и в какой последовательности. Обязательно проводят само и взаимопроверку и учатся оценивать свои учебные действия и понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности. Учащиеся осмысливают возможность применения нового знания в практической жизненной ситуации. В результате формируется целостный и социально-ориентированный взгляд на мир.
Заключительным этапом урока, который представляет определённую сложность для учителей на уроке деятельностного типа, я использую рефлексию, хотя она может быть применима на любом этапе урока. Я стараюсь создать условия для анализа результатов работы и процесса деятельности учащихся. Для этого, на мой взгляд, прекрасно подходит приём неоконченного предложения:
деятельности | содержания | настроения |
У меня получилось… Я научился Сегодня на уроке я смог… Урок дал мне для жизни… За урок я… | Сегодня я узнал… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял что… Теперь я могу… Я приобрёл… Я научился… Урок для меня показался… Для меня было открытием то, что… Мне показалось важным… | Было интересно… Меня удивило… Своей работой на уроке я… Материал урока мне был… Мне захотелось… Мне больше всего удалось… Моё настроение… Заставил задуматься… Навел на размышления… Могу похвалить своих одноклассников… |
Можно также использовать заранее заготовленный лист рефлексии:
Ф.И.________________________________________
|
Учащиеся фиксируют, удалось ли выполнить поставленные задачи, насколько умело и хорошо они действовали на уроке, как чувствовали и ощущали себя, что с их точки зрения было главным, что нового узнали, как сотрудничали и т.п. А на уроке 9класса по теме «Международное гуманитарное право», учащиеся пишут синквейн, в котором каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. Например:
Геноцид
Жестокий, безжалостный,
Губит, убивает, истребляет
Массовое уничтожение людей,
Холокост.
Таким образом, учащиеся осмысляют личностные результаты урока и намечают дальнейшие цели деятельности, развивая регулятивные УУД.
Особое значение приобретает прозрачность и понятность подходов к оцениванию учебных результатов, позволяя оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты.
Разработка уроков деятельностного типа для учителей всегда остаётся актуальной. Требует, чтобы на уроке и во внеурочной деятельности учебный процесс был организован на основе сотрудничества с учащимися. Таким образом, чтобы обеспечить достижения личностных, метапредметных, предметных результатов, освоения основных образовательных программ.
В реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы, которые помогают вести учащихся к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учатся выделить главное в учебном материале, развивают речь и многое другое. Как показывает практика, использование активных методов в обучении приводит к положительным результатам развития личности учеников, формирует навыки безопасного поведения, повышает качество образования.
Список литературы:
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
- Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 474 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии деятельностного типа . Технологическая карта урока химии на тему: «Кислоты вокруг нас».
В условиях современной школы необходимо создавать систему обучения, которая, используя лучшие традиции мировой педагогической теории и практики; учитывает индивидуальные особенности обучающихся и обес...
«Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории Донского края в 7 классе».Тема урока: «Наши корни»
Данный урок был подгротовлен ко дню открытых дверей в Верхнедонской гимназии. Моей целью было познакомить коллег с методиками деятельностного типа, испозуемими в моей работе. Учащиеся смогли продемонс...
Статья "Перспективы использования технологий деятельностного типа на уроках химии в гимназическом образовании школьников"
Статья о применении технологии проблемного обучения на уроках химии....
Образовательные технологии деятельностного типа в реализации комплексного курса "ОРКСЭ"
презентация к семинару...
Сравнение традиционного урока и урока деятельностного типа
Сравнение традиционного урока и урока деятельностного типа...
Применение технологии деятельностного типа на уроках математики. Уроки рефлексии и развивающего контроля.
Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа...