Урок ОБЖ 9 класс Угрозы военной безопасности России
план-конспект урока по обж (9 класс) на тему
Урок "Угрозы военной безопасности России", можно использовать какоткрытое занятие. На уроке используются фрагменты видеофильмов и презентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_obzh.docx | 28.51 КБ |
ugroza_voennoy_bezopasnosti_rossii_prilozhenie_no3_k_uroku.ppt | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Школа-интернат музвоспитанников г.Иркутска
План – конспект урока по ОБЖ
Учитель Павлов А.А.
Дата проведения 22.10.2018 года
Кабинет №221
Тема: Военная угроза национальной безопасности России.
Метод: Проведение нетрадиционных видов уроков: урок-лекция, урок-беседа)
Тип урока: комбинированный (урок-лекция, урок-беседа).
Изучаемые вопросы:
1. Возрастание роли Вооруженных сил РФ для обеспечения национальной безопасности России в современном мире.
2. Основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.
3. Основные трансграничные угрозы национальной безопасности России.
Цели урока:
Предметные:
- Познакомить учащихся с внешними, внутренними и трансграничными угрозами национальной безопасности России в современном мире.
- Обоснованно показать учащимся возрастание роли Вооруженных сил России по обеспечению военной безопасности государства и укрепления Вооруженных сил РФ.
В направлении личностного развития:
- развитие культуры речи;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, патриотичность;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
В метапредметном направлении:
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для основ безопасности жизнедеятельности и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
На уроке использованы Здоровьесберегающие технологии (рассадка в классе по рекомендации медицинских работников, использование росто-возрастной мебели, соблюдение климатических условий в классе, контроль освещенности рабочих мест, ограничение использования интерактивной доски, высокая частота смены видов деятельности, проведение физкультминутки, проведение урока при благоприятном эмоциональном фоне).
1.Организационный этап (1 мин.).
Проверка готовности к уроку обучающихся: наличие учебников, тетрадей, пишущих предметов.
2. Этап проверки домашнего задания (7 мин.).
Предметный диктант по вопросам:
- Какие техногенные ЧС вы знаете?
- К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека?
- Каковы основные причины возникновения аварий и катастроф в техносфере?
- Сообщите о техногенной ЧС в нашем регионе по результатам своей поисковой работы.
Работы выполняются на бланках ответов, подготовленных учителем (приложение №1)
3. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Метод: Нетрадиционное начало традиционного урока - эмоциональный настрой на урок (эпиграф, видеофрагмент, ребус, загадка), выяснения целей, ожиданий, опасений.
Демонстрация фрагмента фильма 2014 года «Основные угрозы безопасности Российской Федерации». В фильме ярко представлена ситуация по развитию системы ПРО вдоль границ Российской Федерации (приложение №2 https://www.youtube.com/watch?v=jTPYoS5SRFQ ).
После демонстрации фрагмента у учащихся формируется понимание беззащитности страны.
Метод: Использование логических схем, опорных схем.
На доске учитель рисует «КОЛПАК» под которым находится Российская Федерация, что демонстрирует бесполезность имеющегося ядерного вооружения России.
Метод: Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
Вопросы учащимся:
1. После просмотра этого фильма чувствуете вы себя защищенными?
2. Какие угрозы нашей стране вы открыли для себя?
3. А что делает Российская Федерация чтобы защитить своих граждан?
4. Какие бы вы предприняли действия?
4. Этап введения новых знаний. Постановка целей и задач урока.
Метод: Презентации учебного материала (Используется Презентация приложение №3).
Изложение учебного материала.
1. Отметить, что в начале нового столетия обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира.
В связи с этим особое значение имеет организация обороны государства Российской Федерации.
Учащимся дается определение обороны государства.
Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. В целях обороны в стране устанавливается воинская обязанность граждан и создаются Вооруженные силы Российской Федерации.
Анализ существующих угроз национальной безопасности России с учетом изменений, произошедших в области военного и боевого противостояния, потребовал переоценки перспектив военного строительства в России с учетом роли и места нашей страны в современном мире. В этой связи в стране планово проводятся мероприятия по укреплению и оснащению современным вооружением Вооруженных сил Российской Федерации.
2. Познакомить учащихся с основными внешними и внутренними угрозами национальной безопасности России, трансграничными угрозами.
Метод: Использование логических схем, опорных схем.
Оформление в тетради схемы Угрозы безопасности Российской Федерации
К основным внешним угрозам относятся:
• развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзников;
• территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
• вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
• наращивание группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
• вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территориях зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе РФ или на границах ее союзников;
• действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
• дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.
К основным внутренним угрозам относятся:
• попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушение территориальной целостности России;
• планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
• создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
• незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
• широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъектов Российской Федерации;
• деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.
К основным трансграничным угрозам относятся:
• создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
• деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;
• трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих национальной безопасности России, ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;
• деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны;
• угроза деятельности международных террористических организаций; в настоящее время произошло сращивание внутреннего и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения.
Этап 5. Оперирование знаниями в новой ситуации
Как же обеспечить защищенность своей страны от внешних, внутренних и трансграничных угроз?
Учащиеся вступают в диалог с учителем по мерам реагирования. Проходит обмен мнениями и суждениями.
Детям предлагается просмотреть фрагмент фильма 2018 года «Оружие возмездия: как Россия намерена отвечать на новые вызовы и угрозы своей безопасности» (приложение №4 https://www.youtube.com/watch?v=cBIF3HCRBiw).
Этап 6.Обобщение и систематизация знаний.
Метод: Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся. Опрос учащихся, требующих особого внимания.
С учащимися формируется вывод, что Вооруженные силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности государства. Подчеркнуть, что Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности исходя из следующих принципов:
• применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
• применение военной силы внутри страны в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами в случае возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.
Этап 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Контрольные вопросы задаются учащимся, ответы обсуждаются совместно, учащиеся не только обобщают материал, но и высказывают свое мнение о действиях России по своей защите. С детьми необходимо обсудить речь Президента Путина В.В. из Послания Федеральному собранию.
1. Какую роль играет оборона государства в обеспечении национальной безопасности России?
2. Какие существуют в настоящее время внешние угрозы национальной безопасности России?
3. Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России?
4. Какие угрозы относятся к трансграничным, угрозам национальной безопасности России?
5. Почему Вооруженные силы РФ играют в настоящее время главную роль в обеспечении военной безопасности государства?
Этап 8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Метод: Организации релаксации и подведения итогов.
Детям задаются вопросы:
1. Вы гордитесь нашей страной?
2. Вы чувствуете себя в безопасности?
3. Вам понравился урок? На листочками с проверкой домашней работе нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению и полезности присутствия сегодня на уроке.
Собрать листы ответов у учащихся.
Поблагодарить за урок всех обучающихся, поставить оценки наиболее активным учащимся.
Оценить работу на уроке, обучающихся запланированных к обязательному включению в работу на уроке.
Задать домашнюю работу: § 2.4
Приложение №1
Проверка домашней работы
Ф.И._________________________ 9 класс
Дата _________________________
Ответьте на вопросы:
1. Какие техногенные ЧС вы знаете?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Каковы основные причины возникновения аварий и катастроф в техносфере?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Сообщите о техногенной ЧС в нашем регионе по результатам своей поисковой работы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №2
Фильм 2014 года «Основные угрозы безопасности Российской Федерации». В фильме ярко представлена ситуация по развитию системы ПРО вдоль границ Российской Федерации. https://www.youtube.com/watch?v=jTPYoS5SRFQ
Приложение №3
Презентация к уроку
Приложение №4
Фильм 2018 года «Оружие возмездия: как Россия намерена отвечать на новые вызовы и угрозы своей безопасности». https://www.youtube.com/watch?v=cBIF3HCRBiw
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Россию; - территориальные претензии к Российской Федерации; - осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения; - вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
- демонстрация военной силы вблизи границ России, проведение учений; - наличие вблизи границ Российской Федерации очагов вооруженных конфликтов; - нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах; - наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации; - расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников; - деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;
- ввод иностранных войск на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств; - вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории государств; - действия, препятствующие работе российских систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космоса; - действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; - дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах; - распространение оборудования, технологий, используемых для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения.
- попытки изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России; - планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению функционирования органов государственной власти, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты; - создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований; - незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; - широкомасштабная деятельность организованной преступности; - деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений.
- создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории РФ; - деятельность подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, прямо или косвенно направленная на подрыв конституционного строя России, создания угрозы территориальной целостности страны и безопасности ее граждан; - трансграничная преступность, включая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности Российской Федерации или стабильности на территории ее союзников; - ведение враждебных по отношению к России и ее союзникам информационных действий; - деятельность международных террористических организаций; - деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки наркотиков на территорию России, или использование ее территории в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."
Презентация к уроку по ОБЖ в 9 классе....
Открытый урок « Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.»
Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасн...
План-конспект урока по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности : Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Класс: 9
Цельработы-создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «терроризм», «международный терроризм» и формирования умений действовать в случае террористического акта;-способствовать воспи...
План-конспект урока по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности : Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Класс: 9
Цельработы-создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «терроризм», «международный терроризм» и формирования умений действовать в случае террористического акта;-способствовать воспи...
Сценарий урока «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ- УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ. ВИДЫ И СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ»
В соответствии с Положением урок представлен по в рамках Первого направления – гуманитарное. ...
Сценарий урока «Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления».
Сценарий урока«Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления»....
Презентация на тему "Военные угрозы национальной безопасности России и национальная безопасность"
Презентация для оказания помощи учителю, при проведении занятия по данной теме с учащимися 10-го класса....