Сценарий урока «Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления».
методическая разработка по обж (10 класс) на тему
Сценарий урока
«Международный терроризм –
угроза национальной безопасности России.
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_obzh2.docx | 158.81 КБ |
Предварительный просмотр:
XII КРАСНОДАРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
Сценарий урока
«Международный терроризм –
угроза национальной безопасности России.
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления».
Автор: Скырков Андрей Александрович, преподаватель-организатор ОБЖ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар гимназия № 40
Почтовый адрес: 350040, город Краснодар, ул. 2-й Пятилетки, дом № 12
Номер рабочего телефона и адрес электронной почты:
(861) 233-73-83, e-mail: school40@kubannet.ru
Сотовый телефон: 8-961-536-888-7
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УРОКУ.......................................................................3 СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.................................................................................................................4
СЦЕНАРИЙ УРОКА.......................................................................................................................5
ХОД УРОКА......................................................................................................................................6
САМОАНАЛИЗ УРОКА............................................................................................................. .10
3
Пояснительная записка к уроку
«Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления»
В соответствии с Положением урок представлен по в рамках Первого направления – гуманитарное.
Урок проводится на основе комплексной учебной программы для 5 – 11 классов «Основы безопасности жизнедеятельности под ред. А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова г. Москва изд. «Просвещение» 2009 г., 68 часов в год, 2 часа в неделю, модуль 1 «Основы безопасности личности, общества и государства», раздел 1 «Основы комплексной безопасности», глава 1 «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни», урок №13 «Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления».
Тип урока: урок формирования новых знаний. Такой тип урока – особый тип, на котором проверяется изученный учебный материал нескольких уроков. В этом классе были использованы активные технологии обучения, в связи с чем учащиеся к 10 классу сумеют устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные задания. Особое внимание уделяется практической части, так как в повседневной деятельности учащийся может встретиться с проблемами, указанными в ходе урока и успешно их преодолеть.
Предлагаемый урок по теме «Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления» проводился в 10 классе. В классе 23 учащихся, возраст 15-16 лет, юноши допризывного возраста.
Урок состоит из 7 этапов. На этапе постановки цели урока учащимися повторяется теоретический материал, формулируется для себя цель деятельности.
На этапе формирования новых знаний учащиеся самостоятельно дают определение темы занятия. На данный этап отводится 20 минут, в ходе которого учащиеся активно общаются с преподавателем, формулируют определения и понятия информативности сообщения, информации и знания, информационных процессов, измерения информации с примерами. Определяют готовность к работе и способы работы,
овладевают основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной деятельности, что в конечном результате повышает их мотивацию. Содержание заданий и технология их выполнения максимально приближена к действующим нормативным актам антитеррористической защищенности гимназии.
4
В конце урока преподаватель уже может выставить оценки за первую часть работы, так как учащиеся развивают умения ставить для себя новые задачи на основе своих ошибок.
Содержание урока:
Этапы урока | Время, мин. | Деятельность преподавателя-организатора ОБЖ | Деятельность Учащихся |
Организационный момент | 2 | Принимает доклад дежурного преподавателю-организатору ОБЖ. Приветствует учащихся. | Дежурный докладывает преподавателю- организатору ОБЖ по установленной форме. |
Создание проблемной ситуации | 2 | Показывается фрагмент видеоролика «Терроризм в России. Специальный корреспондент». Как вы думаете, о каком событии идет речь? Что такое «терроризм»? Предлагает проверить свои силы в определении понятия «терроризм». Дает задание группам. | После просмотра фрагмента из видеоролика «Терроризм в России. Специальный корреспондент» учащиеся формулируют тему урока. Идет обсуждение в классе по группам. |
Актуализация знаний | 5 | Преподаватель-организатор ОБЖ выходит с помощниками из класса, кратко объясняет «террористам», что они должны делать. | Учащиеся выполняют полученные задания. |
Формирование новых знаний | 20 | Рассказ преподавателя-организатора ОБЖ с демонстрацией наглядных пособий, макетов ММГ, учебных «заминированных» предметов, макетов ДУ, взрывными устройствами. | Активное общение с преподавателем. Формулируют определения и понятия информативности сообщения, информации и знания. |
Закрепление нового материала | 2 | Систематизирует полученные учащимися знания. | Учащиеся разделены на группы. Группы выполняют творческие задания. |
Выполнение итоговой проверочной работы | 6 | Проверяет выполнение задания группами. | Группы демонстрируют выполненные задания. |
Подведение итогов урока. Домашнее задание | 3 | Оценивает работу учащихся и предлагает учащимся к следующему уроку кратко законспектировать закон РФ «О борьбе с терроризмом». | Записывают домашнее задание. |
5
Сценарий урока «Международный терроризм –
угроза национальной безопасности России.
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления»
(Первое направление – гуманитарное)
Предмет: ОБЖ.
Класс: 10.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Глава 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Урок №13. «Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления».
Урок провёл: преподаватель-организатор ОБЖ Скырков Андрей Александрович.
Цели:
Обучающие: повторение и обобщение основных понятий по изученному разделу «Чрезвычайные ситуации», изучение понятия «терроризм», формирование умений действовать в случае террористического акта.
Развивающие: развитие у учащихся навыков самостоятельного принятия правильных решений в экстремальной ситуации, умение противостоять и выжить при террористических актах.
Воспитательные: воспитание чувства долга, ответственности, волевых качеств, самообладания, наблюдательности.
Тип: урок комплексного применения знаний, умений и навыков, формирование новых знаний.
Продолжительность: 40 мин.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, ММГ АК-74, Ф-1, «заминированные» детские игрушки, макеты самодельных взрывных устройств.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.)
- СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (2 мин.)
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (7 мин.)
- ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (20 мин.)
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (2 мин.)
6
- ВЫПОЛНЕНИЕ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ (6 мин.)
- ИТОГ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (3 мин.)
- РЕФЛЕКСИЯ (3 мин.)
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: доклад старосты класса преподавателю по установленной форме о готовности класса к уроку.
2. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ:
- Сегодняшнюю тему вы будете формулировать самостоятельно. Для формулировки темы занятия обратимся к видеоролику «Терроризм в России. Специальный корреспондент».
(Показывается фрагмент видеоролика «Терроризм в России. Специальный корреспондент»).
Какой смысл вложил автор в этот видеоролик? - Как вы думаете, о каком событии идет речь?
- Можно ли его было предотвратить?
Идет обсуждение в классе. - Что такое «терроризм»? Обратимся к истории. Я предлагаю проверить свои силы в определении понятия «терроризм».
- Проведем терминологический диктант. Работа будет организованна в группах. Группам определено задание, которое находится на столах. Задание состоит из слов, правильно расположив которые, вы сможете дать определение терроризма. Задание записывается перед ответом. На работу отводится 1-2 минуты. Готовый ответ записывается в карточки.
Работа в группах. Сравнение своего варианта ответа с правильным.
Терроризм – это:
- насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение или угроза уничтожения имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных или иных интересов;
- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности, либо из мести за такую деятельность;
7
- нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершенно в целях провокации войны или осложнения международных отношений.
Давайте вместе рассмотрим предпосылки совершения такого особо тяжкого преступления, как терроризм. Для этого рассмотрим следующую схему: приложение № 1.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Преподаватель создает игровую ситуацию «Захват заложников» (пояснение в Приложении № 3)
– Для того, чтобы сформулировать цели нашего урока я попрошу троих учащихся мне помочь, мне нужно четыре помощника.
Преподаватель выходит с помощниками из класса, одевает им черные маски, камуфляж, макеты ММГ АК-74, кратко объясняет «террористам», что они должны делать.
«Террористы» шумно врываются в кабинет с криками: «Никому не двигаться! Руки за голову! Вы захвачены!»
Преподаватель в это время громким голосом объявляет: «В течение первых 10 секунд вы должны занять самое безопасное место в кабинете!». После этого громко стучит по столу и говорит: «Время пошло!». Вслух отсчитывает 10 секунд.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОБЪЯВЛЯЕТ «ЗАЛОЖНИКАМ», КТО «ВЫЖИЛ», КТО В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕВЕРНЫХ ДЕЙСТВИИ «ПОГИБ».
Далее преподаватель дает вводные:
- обнаружение подозрительного предмета в гимназии;
- что делать, если началась стрельба?
Демонстрирует правильные действия и предлагает учащимся их повторить.
Определение темы и цели занятия. Запись темы на доске и в тетради.
Тема: «Терроризм – угроза обществу» (Приложение 2, слайд 1)
Итак, проблема состоит в том, что терроризм всегда застаёт врасплох. Безопасность зависит от нас самих. Силовые структуры могут помочь, но стоять за спиной у каждого из нас они не в силах. Что делать, чтобы этого не произошло? Что делать, если это уже
8
произошло? Как повести себя в сложившейся ситуации? Как выйти из данной ситуации без потерь?
Учащиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы. В ходе взаимного диалога преподаватель отвечает на вопросы учащихся.
4. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
– Для того, чтобы выжить в такой ситуации, необходимо знать содержание терроризма, виды терроризма, уметь правильно действовать, как для предотвращения террористических акций, так и при них.
Рассказ преподавателя с демонстрацией наглядных пособий, макетов ММГ, «заминированных» предметов, макетов дистанционных средств приведения взрывных
устройств в действие, с использованием которых можно осуществить террористический акт, приведение примеров осуществления контртеррористических мер, применяемых к террористам, на основе личного боевого опыта. В ходе рассказа идет активное общение преподавателя с учащимися.
Работа со слайдами 2-15 (Приложение № 2).
Учащиеся слушают новый материал, записывают в тетрадь основные понятия, определения.
– У вас есть ко мне вопросы?
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учащиеся разделены на группы. Группам определены творческие задания, которые находятся на столах.
– Теперь, пожалуйста, давайте систематизировать, что вы поняли. Своими действиями, без слов, вы должны показать, что вы будете делать в данной ситуации.
Задание группе 1: «Прогремел взрыв. Ваши действия?»
Задание группе 2: «Возник пожар. Ваши действия?»
Задание группе 3: «Вы оказались под завалом. Ваши действия?»
Задание группе 4: «Вас захватили в заложники. Ваши действия?»
Совместная работа в группах, анализ допущенных ошибок, просмотр титров - выводов на экране (Приложение 2).
6. ВЫПОЛНЕНИЕ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
Работа проходит в группах.
Группа 1 – «Население»
9
Группа 2 – «Заложники»
Группа 3 – «Руководители объекта»
Группа 4 – «Персонал объекта»
ЗАДАНИЯ:
– Опираясь на полученные знания, каждой группе необходимо составить по две памятки.
Задание 1 группе:
- «Памятка населению при угрозе теракта»
- «Памятка населению при обнаружении взрывного устройства»
Задание 2 группе:
- «Рекомендации населению при захвате в заложники»
- «Обязанности должностных лиц при угрозе совершения теракта»
Задание 3 группе:
- «Рекомендации руководителю по предотвращению террористических актов»
- «Рекомендации руководителю при получении угрозы о взрыве»
Задание 4 группе:
1. «Памятка персоналу объекта при получении угрозы по телефону»
2. «Памятка персоналу объекта при обнаружении взрывного объекта»
Учащиеся выполняют поставленные задачи, комментируют свои действия, сравнивают свои памятки с образцами (Приложение № 4).
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ
8. РЕФЛЕКСИЯ
Подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
В качестве домашнего задания я предлагаю Вам к следующему уроку ознакомиться и кратко законспектировать Федеральный Закон РФ «О борьбе с терроризмом».
СПАСИБО ЗА УРОК! ДО СВИДАНИЯ! ЧЕСТЬ ИМЕЮ!
10
Самоанализ урока.
Тема: «Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления».
Тип: урок комплексного применения знаний, умений и навыков, формирование новых знаний.
Вид: аналитическая беседа, практические занятия, дискуссии.
Данный урок входит в тематику занятий в модуль 1 «Основы безопасности личности, общества и государства» раздел 1 «Основы комплексной безопасности». Он опирается на знания, полученные учащимися ранее.
Урок строился на принципах сотрудничества педагога и учащихся, формулировали выводы на каждом этапе урока.
Цели урока:
Обучающие: повторение и обобщение основных понятий по изученному разделу «Чрезвычайные ситуации», изучение понятия «терроризм», формирование умений действовать в случае террористического акта.
Развивающие: развитие у учащихся навыков самостоятельного принятия правильных решений в экстремальной ситуации, умение противостоять и выжить при террористических актах.
Воспитательные: воспитание чувства долга, ответственности, волевых качеств, самообладания, наблюдательности.
Урок был запланирован таким образом, чтобы была обеспечена комплексность и взаимосвязь целей и задач.
При планировании урока учитывались возрастные особенности учащихся. В соответствии с задачами было подобрано содержание учебного материала, использовались различные методы обучения: словесный, наглядный, интерактивный, практический. Для активации мыслительной деятельности учащихся на уроке были использованы следующие режимы работы: «ученик-учитель», «учитель-класс», «ученик-класс», «ученик-ученик». Применение разнообразных форм работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая, творческая - позволили сделать урок более интересным. В течение урока использовались межпредметные связи с такими предметами, как обществознание, экономика, химия, физика, биология, география, экология, история..
Таким образом, можно говорить о необходимом уровне усвоения материала. В целом урок прошел хорошо. Деятельность учащихся можно оценить как активную, самостоятельную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."
Презентация к уроку по ОБЖ в 9 классе....
Презентация к уроку "Международный терроризм - угроза национальным интересам России."
Презентация к уроку по ОБЖ 9 класс...
урок ОБЖ "Международный терроризм-угроза национальной безопасности в России"
Разработанный материал знакомит учащихся с понятием "терроризм" и "международный терроризм"...
Открытый урок « Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.»
Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасн...
план-конспект урока 9 класс ОБЖ по теме:"Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."
Терроризм,Международный терроризм представляет национальную угрозу для общества и всего человечества в целом.В своей работе я хочу раскрыть:историю возникновения ,сущность,статистику,правила поведения...
Сценарий урока «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ- УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ. ВИДЫ И СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ»
В соответствии с Положением урок представлен по в рамках Первого направления – гуманитарное. ...
Презентация «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ- УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ. ВИДЫ И СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ- УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ....