Сценарий урока «Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления».
методическая разработка по обж (10 класс) на тему

Сценарий урока

«Международный терроризм –

угроза национальной безопасности    России. 

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_obzh2.docx158.81 КБ

Предварительный просмотр:

XII КРАСНОДАРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Сценарий урока

«Международный терроризм –

угроза национальной безопасности    России.  

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления».

Компания СПЛАВ-Наклейка Антитеррор

   

                                                                                                     

Автор: Скырков Андрей  Александрович, преподаватель-организатор ОБЖ муниципального бюджетного   общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар гимназия № 40

Почтовый адрес: 350040, город Краснодар, ул. 2-й Пятилетки, дом № 12

Номер рабочего телефона и адрес электронной почты:

(861) 233-73-83, e-mail: school40@kubannet.ru

Сотовый телефон: 8-961-536-888-7

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УРОКУ.......................................................................3 СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.................................................................................................................4

СЦЕНАРИЙ УРОКА.......................................................................................................................5

ХОД УРОКА......................................................................................................................................6

САМОАНАЛИЗ УРОКА............................................................................................................. .10

3

Пояснительная записка к уроку

«Международный терроризм – угроза национальной безопасности    России.

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления»

             В соответствии с Положением урок представлен по в рамках Первого направления – гуманитарное.

            Урок проводится на основе комплексной учебной программы для 5 – 11 классов «Основы безопасности жизнедеятельности под ред. А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова г. Москва изд. «Просвещение» 2009 г., 68 часов в год, 2 часа в неделю, модуль 1 «Основы безопасности личности, общества и государства», раздел 1 «Основы комплексной безопасности», глава 1 «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни», урок №13 «Международный терроризм – угроза национальной безопасности    России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления».

            Тип урока: урок формирования новых знаний. Такой тип урока – особый тип, на котором проверяется изученный учебный материал нескольких уроков. В этом классе были использованы активные технологии обучения, в связи с чем учащиеся к 10 классу сумеют устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные задания. Особое внимание уделяется практической части, так как в повседневной деятельности учащийся может встретиться с проблемами, указанными в ходе урока и успешно их преодолеть.

            Предлагаемый урок по теме «Международный терроризм – угроза национальной безопасности    России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления» проводился в 10 классе. В классе 23 учащихся, возраст 15-16 лет, юноши допризывного возраста.

            Урок состоит из 7 этапов. На этапе постановки цели урока учащимися повторяется теоретический материал, формулируется для себя цель деятельности.

            На этапе формирования новых знаний учащиеся самостоятельно дают определение темы занятия. На данный этап отводится 20 минут, в ходе которого учащиеся активно общаются с преподавателем, формулируют определения и понятия информативности сообщения, информации и знания, информационных процессов, измерения информации с примерами. Определяют готовность к работе и способы работы,
овладевают основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной деятельности, что в конечном результате повышает их мотивацию. Содержание заданий и технология их выполнения максимально  приближена к  действующим нормативным актам антитеррористической защищенности  гимназии.

4

             В конце урока преподаватель уже может выставить оценки за первую часть работы, так как учащиеся развивают умения ставить для себя новые задачи на основе своих ошибок.

Содержание урока:

Этапы

 урока

Время,

мин.

Деятельность

преподавателя-организатора ОБЖ

Деятельность

Учащихся

Организационный

момент

      2

Принимает

доклад дежурного преподавателю-организатору ОБЖ. Приветствует учащихся.

Дежурный докладывает преподавателю- организатору ОБЖ  по установленной форме.

Создание проблемной

ситуации

     2

Показывается фрагмент видеоролика «Терроризм в России. Специальный корреспондент».

Как вы думаете, о каком событии идет речь?

Что такое «терроризм»? Предлагает проверить свои силы в определении понятия «терроризм». Дает задание группам.

После просмотра фрагмента из видеоролика «Терроризм в России. Специальный корреспондент» учащиеся формулируют тему урока.

Идет обсуждение в классе по группам.

Актуализация

знаний

     5

Преподаватель-организатор ОБЖ  выходит с помощниками из класса, кратко объясняет «террористам», что они должны делать.

Учащиеся выполняют полученные задания.

Формирование

новых знаний

      20

Рассказ  преподавателя-организатора ОБЖ  с демонстрацией наглядных пособий, макетов ММГ, учебных «заминированных» предметов, макетов ДУ, взрывными устройствами.

Активное общение с преподавателем. Формулируют определения и понятия информативности сообщения, информации и знания.

Закрепление

нового материала

      2

Систематизирует полученные учащимися знания.

Учащиеся

разделены на группы. Группы выполняют творческие задания.

Выполнение

итоговой

проверочной

работы

     6

Проверяет выполнение     задания     группами.

Группы демонстрируют выполненные задания.

Подведение

итогов урока.

Домашнее задание

     3

Оценивает работу учащихся и предлагает учащимся к следующему уроку кратко законспектировать закон РФ «О борьбе с терроризмом».

Записывают домашнее задание.

5

Сценарий урока «Международный терроризм –

угроза национальной безопасности    России.

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления»

(Первое направление – гуманитарное)

Предмет: ОБЖ.

Класс: 10.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Глава 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Урок №13. «Международный терроризм – угроза национальной безопасности    России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления».

Урок провёл: преподаватель-организатор ОБЖ Скырков Андрей Александрович.

Цели:

Обучающие: повторение и обобщение основных понятий по изученному разделу «Чрезвычайные ситуации», изучение понятия «терроризм», формирование умений действовать в случае террористического акта.

Развивающие: развитие у учащихся навыков самостоятельного принятия правильных решений в экстремальной ситуации, умение противостоять и выжить при террористических актах.

Воспитательные: воспитание чувства долга, ответственности, волевых качеств, самообладания, наблюдательности.

Тип: урок комплексного применения знаний, умений и навыков, формирование новых знаний.

Продолжительность: 40 мин.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, ММГ АК-74, Ф-1, «заминированные» детские игрушки, макеты самодельных взрывных устройств.

            ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.)
  2. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (2 мин.)
  3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (7 мин.)
  4. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (20 мин.)
  5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (2 мин.)

6

  1. ВЫПОЛНЕНИЕ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ (6 мин.)
  2. ИТОГ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (3 мин.)
  3. РЕФЛЕКСИЯ (3 мин.)

ХОД УРОКА

            1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: доклад старосты класса преподавателю по установленной форме о готовности класса к уроку.

            2. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ:

  1. Сегодняшнюю тему вы будете формулировать самостоятельно. Для формулировки темы занятия обратимся к видеоролику «Терроризм в России. Специальный корреспондент».
    (Показывается фрагмент видеоролика «Терроризм в России. Специальный корреспондент»).
    Какой смысл вложил автор в этот видеоролик?
  2. Как вы думаете, о каком событии идет речь?
  3. Можно ли его было предотвратить?
    Идет обсуждение в классе.
  4. Что такое «терроризм»? Обратимся к истории. Я предлагаю проверить свои силы в определении понятия «терроризм».
  5. Проведем терминологический диктант. Работа будет организованна в группах. Группам определено задание, которое находится на столах. Задание состоит из слов, правильно расположив которые, вы сможете дать определение терроризма. Задание записывается перед ответом. На работу отводится 1-2 минуты. Готовый ответ записывается в карточки.

       Работа в группах. Сравнение своего варианта ответа с правильным.

            Терроризм – это:

- насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение или угроза уничтожения имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных или иных интересов;

- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности, либо из мести за такую деятельность;

7

- нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершенно в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

           Давайте вместе рассмотрим предпосылки совершения такого особо тяжкого преступления, как терроризм. Для этого рассмотрим следующую схему: приложение № 1.

            3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Преподаватель создает игровую ситуацию «Захват заложников» (пояснение в Приложении № 3)

      – Для того, чтобы сформулировать цели нашего урока я попрошу троих учащихся мне помочь, мне нужно четыре помощника.

            Преподаватель выходит с помощниками из класса, одевает им черные маски, камуфляж, макеты ММГ АК-74, кратко объясняет «террористам», что они должны делать.    

            «Террористы» шумно врываются в кабинет с криками: «Никому не двигаться! Руки за голову! Вы захвачены!»

             Преподаватель в это время громким голосом объявляет: «В течение первых 10 секунд вы должны занять самое безопасное место в кабинете!». После этого громко стучит по столу  и говорит: «Время пошло!». Вслух отсчитывает 10 секунд.       

             СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОБЪЯВЛЯЕТ «ЗАЛОЖНИКАМ», КТО «ВЫЖИЛ», КТО В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕВЕРНЫХ ДЕЙСТВИИ «ПОГИБ».

Далее преподаватель дает вводные:

- обнаружение подозрительного предмета в гимназии;

- что делать, если началась стрельба?

Демонстрирует правильные действия и предлагает учащимся их повторить.

       Определение темы и цели занятия. Запись темы на доске и  в тетради.

       Тема: «Терроризм – угроза обществу» (Приложение 2, слайд 1)

            Итак, проблема состоит в том, что терроризм всегда застаёт врасплох. Безопасность зависит от нас самих. Силовые структуры могут помочь, но стоять за спиной у каждого из нас они не в силах. Что делать, чтобы этого не произошло? Что делать, если это уже

8

произошло? Как повести себя в сложившейся ситуации?  Как выйти из данной ситуации без потерь?

           Учащиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы. В ходе взаимного диалога преподаватель отвечает на вопросы учащихся.       

           4. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

      – Для того, чтобы выжить в такой ситуации, необходимо знать содержание терроризма, виды терроризма, уметь правильно действовать, как для предотвращения террористических акций, так и при них.

            Рассказ  преподавателя  с демонстрацией наглядных пособий, макетов ММГ, «заминированных»   предметов,   макетов   дистанционных   средств   приведения   взрывных

устройств в действие, с использованием которых можно осуществить террористический акт, приведение примеров осуществления контртеррористических мер, применяемых к террористам,  на основе личного боевого опыта. В ходе рассказа идет активное общение преподавателя с учащимися.

       Работа со слайдами 2-15 (Приложение № 2).

            Учащиеся слушают новый материал, записывают в тетрадь основные понятия, определения.

      – У вас есть ко мне вопросы?

            5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

      Учащиеся разделены на группы. Группам определены творческие задания, которые находятся на столах.

      – Теперь, пожалуйста, давайте систематизировать, что вы поняли. Своими действиями, без слов, вы должны показать, что вы будете делать в данной ситуации.

Задание группе 1: «Прогремел взрыв. Ваши действия?»

Задание группе 2: «Возник пожар. Ваши действия?»

Задание группе 3: «Вы оказались под завалом. Ваши действия?»

Задание группе 4: «Вас захватили в заложники.  Ваши действия?»

      Совместная работа в группах, анализ допущенных ошибок, просмотр титров - выводов на экране  (Приложение 2).

            6. ВЫПОЛНЕНИЕ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ

      Работа проходит в группах.

Группа 1 – «Население»

9

Группа 2 – «Заложники»

Группа 3 – «Руководители объекта»

 Группа 4 – «Персонал объекта»

            ЗАДАНИЯ:

      – Опираясь на полученные знания, каждой группе необходимо составить по две памятки.

Задание 1 группе:

  1. «Памятка населению при угрозе теракта»
  2. «Памятка населению при обнаружении взрывного устройства»

Задание 2 группе:

  1. «Рекомендации населению при захвате в заложники»
  2. «Обязанности должностных лиц при угрозе совершения теракта»

Задание 3 группе:

  1. «Рекомендации руководителю по предотвращению террористических актов»
  2. «Рекомендации руководителю при получении угрозы о взрыве»

Задание 4 группе: 

1.          «Памятка персоналу объекта при получении угрозы по телефону»

2.          «Памятка персоналу объекта при обнаружении взрывного объекта»

Учащиеся выполняют поставленные задачи, комментируют свои действия, сравнивают свои памятки с образцами (Приложение № 4). 

          7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

          8.     РЕФЛЕКСИЯ

Подведение  итогов урока,  обсуждение того, что узнали, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  

C:\Users\57\Desktop\Слайды\40158861.jpg

В качестве домашнего задания я предлагаю Вам к следующему уроку ознакомиться и кратко законспектировать Федеральный Закон РФ «О борьбе с терроризмом».

СПАСИБО ЗА УРОК! ДО СВИДАНИЯ! ЧЕСТЬ ИМЕЮ!

10

Самоанализ урока.

Тема: «Международный терроризм – угроза национальной безопасности    России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления».

Тип: урок комплексного применения знаний, умений и навыков, формирование новых знаний.

Вид: аналитическая беседа, практические занятия, дискуссии.

Данный урок входит в тематику занятий в модуль 1 «Основы безопасности личности, общества и государства» раздел 1 «Основы комплексной безопасности». Он опирается на знания, полученные учащимися ранее.

Урок строился на принципах сотрудничества педагога и учащихся, формулировали выводы на каждом этапе урока.

            Цели урока:

Обучающие: повторение и обобщение основных понятий по изученному разделу «Чрезвычайные ситуации», изучение понятия «терроризм», формирование умений действовать в случае террористического акта.

Развивающие: развитие у учащихся навыков самостоятельного принятия правильных решений в экстремальной ситуации, умение противостоять и выжить при террористических актах.

Воспитательные: воспитание чувства долга, ответственности, волевых качеств, самообладания, наблюдательности.

Урок был запланирован таким образом, чтобы была обеспечена комплексность и взаимосвязь целей и задач.

 При планировании урока учитывались возрастные особенности учащихся. В соответствии с задачами было подобрано содержание учебного материала, использовались различные методы обучения: словесный, наглядный, интерактивный, практический. Для активации мыслительной деятельности учащихся на уроке были использованы следующие режимы работы: «ученик-учитель», «учитель-класс», «ученик-класс», «ученик-ученик». Применение разнообразных форм работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая, творческая - позволили сделать урок более интересным. В течение урока использовались межпредметные связи с такими предметами, как обществознание, экономика, химия, физика, биология, география, экология, история..

Таким образом, можно говорить о необходимом уровне усвоения материала. В целом урок прошел хорошо. Деятельность учащихся можно оценить как активную, самостоятельную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок ОБЖ "Международный терроризм-угроза национальной безопасности в России"

Разработанный материал знакомит  учащихся с понятием "терроризм" и "международный терроризм"...

Открытый урок « Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.»

Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасн...

план-конспект урока 9 класс ОБЖ по теме:"Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."

Терроризм,Международный терроризм представляет национальную угрозу для общества и всего человечества в целом.В своей работе я хочу раскрыть:историю возникновения ,сущность,статистику,правила поведения...

Сценарий урока «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ- УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ. ВИДЫ И СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ»

           В соответствии с Положением урок представлен по в рамках Первого направления – гуманитарное.      ...