Рабочая программа по ОБЖ 10 класс
рабочая программа по обж (10 класс) по теме

Гавриленко Владимир Петрович

Рабочая программа по ОБЖ 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh_10_klass_rp.doc294.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по ОБЖ составлена на 2017-2018 учебный год.

Класс – 10

Всего часов на учебный год - 35

Количество часов в неделю – 1

Рабочая программа составлена на основе авторской: Смирнов А.Т.Основы безопасности жизнедеятельности. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2012.

Учебник: Основыбезопасностижизнедеятельности.10класс:учебникдляобщеобразовательныхучреждений:базовыйипрофил.уровни/А.Т.Смирнов,Б.О.Хренников;подред.А.Т.Смирнова;Рос.акад.наук,Рос.акад.образования,изд-во«Просвещение».-4-еизд.,перераб.-М.:Просвящение,2012

Составитель рабочей программы – учитель ОБЖАмелин А.Н.

Общая характеристика предмета, курса

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе (10-11 классы) реализует комплексный подход к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую  в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Структура предмета  «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя  три учебных модуля и семь разделов.

Учебные модули

Модуль-1

Модуль-2

Модуль-3

Основы безопасности личности, общества и государства.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Обеспечение военной безопасности государства.

Разделы

1

Основы комплексной безопасности

4

Основы здорового образа жизни

6

Основы обороны государства

2

Защита населения РФ от ЧС природного и техногенного характера

5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

7

Основы военной службы

( в т.ч. учебные сборы)

3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». Основу содержания данного раздела составляет характеристика терроризма и экстремизма, формирование у учащихся антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе террористического акта. Изучение раздела 3 модуля 1 предусмотрено в 10 и 11 классах.

Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

  • Последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
  • Сформировать представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях.
  • Уяснить основные положения законодательства Российской Федерации в области безопасности.
  • Сформировать морально-психологические и физические качества  и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях.
  • Более подробно ознакомиться с организационными основами системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
  • Повысить эффективность процесса формирования у учащихся  современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим предметам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности.
  • Эффективнее использовать межпредметные связи, что способствует формированию у учащихся целостной картины окружающего мира.
  • Обеспечить непрерывность образования  и более тесную преемственность процессов обучения  и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на третьей ступени образования.
  • Более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам.
  • Более эффективно организовывать систему повышения квалификации  и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.

Основные цели и задачи курса

  • углублённое изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
  • расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;
  • совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно-учётным специальностям в объёме, необходимом для военной службы;
  • распознавание и анализирование особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях;
  • окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций;
  • применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности;
  • анализирование основных направлений организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций;
  • обоснование основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера;
  • формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье;
  • формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.

Место предмета

Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 и 11 классах в программе предусмотрено 104 часов на 2 года обучения (2 часа в неделю в 10 классе (включая сборы – 35 ч.) и 1 час в неделю в 11 классе). Этот объем для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определен на базовом уровне (разделы 1-6 программы). Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с учащимися (гражданами мужского пола), не имеющими противопоказаний по состоянию здоровья, учебных сборов в течение 5 дней (35 часов). (Изучается раздел 7 «Основы военной службы»).

Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», соответствует учебному плану МБОУ Дубровской №2 СОШ на 2016-2017 учебный год.

Формы и периодичность контроля по предмету

Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН: письменная работа, тест, устный опрос.После изучения каждого модуля выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

• основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

• потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

• основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

• порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

• состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

• основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

• основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

• требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

• предназначение, структуру и задачи РСЧС;

• предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

Уметь:

• владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

• оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• ведения здорового образа жизни;

• оказания первой медицинской помощи;

• развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

• вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Содержание программы

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. Способы подготовки человека к автономному существованию.

Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера для минимизации их последствий.

Современный комплекс проблем безопасности военного характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита её независимости, суверенитета, демократического развития государства, обеспечение национальной обороны.

Характер современных войн и вооружённых конфликтов. Военный конфликт, вооружённый конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.

Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления террористической и экстремистской деятельности.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Роль культуры безопасности жизнедеятельности по формированию антитеррористического поведения и антитеррористического мышления.

Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности

Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за участие в террористической деятельности.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» об ответственности за осуществление экстремистской деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации об уголовной ответственности за экстремистскую деятельность.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим от теракта.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел 4. Основы здорового образа жизни

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки молодёжи к военной службе и трудовой деятельности. Основные требования, предъявляемые к здоровью гражданина при поступлении его на военную службу. Духовные и физические качества человека, способствующие успешному выполнению обязанностей в профессиональной деятельности.

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление его здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни.

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека, их влияние на уровень жизнедеятельности человека, профилактика утомления.

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Необходимость выработки привычки на уровне потребности к систематическим занятиям физической культурой.

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя – разновидность наркомании. Наркомания – это практически неизлечимое заболевание, связанное с зависимостью от употребления наркотика. Профилактика наркомании.

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства

Раздел 6. Основы обороны государства

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

Гражданская оборона как составляющая обороны государства, предназначение и задачи гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основные виды оружия и их поражающие свойства. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Правила использования средств индивидуальной защиты.

Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, её предназначение и задачи. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения (ООУ). Обязанности обучающихся.

Вооружённые Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества

История создания Вооружённых Сил России.

Памяти поколений – дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Состав Вооружённых Сил Российской Федерации и управление Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации

Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Сухопутных войск.

Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Военно-воздушных сил.

Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника Военно-морского флота.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения.

Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.

Космические войска, их состав и предназначение.

Войска воздушно-космической обороны России.

Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооружённых Сил Российской Федерации.

Боевые традиции Вооружённых Сил России

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Тематическое планирование

Наименование модулей, разделов, тем

Количество

часов

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства.

14

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

6

Тема 1: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни».

3

Тема 2: «Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций».

2

Тема 3: Современный комплекс проблем безопасности военного характера.

1

Раздел 2: «Защита населения России от ЧС природного и техногенного характера.

2

Тема 4: «Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от ЧС природного и техногенного характера».

2

Раздел 3: «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ».

6

Тема 5: «Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства».

2

Тема 6: «Нормативно-правовая база  борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ».

1

Тема  7: «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму».

1

Тема 8: «Уголовная ответственность за участие в  террористической и экстремистской деятельности».

1

Модуль 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

5

Раздел 4: «Основы здорового образа жизни».

5

Тема 10: «Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний».

2

Тема 11: «Здоровый образ жизни и его составляющие».

3

Модуль 3. «Обеспечение военной безопасности государства».

Раздел 6: «Основы обороны государства»

Тема 12. «Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны».

1

Тема 13: « ВС РФ –защитники нашего Отечества».

3

Тема 14: «Виды и рода войск ВС РФ».

5

Тема 15: «Боевые традиции ВС РФ».

2

Учебные сборы

35

Всего часов

70

Поурочное планирование

Тема урока

Параг-раф

Сроки изучения

10 а

10 б

План

Факт

План

Факт

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства (14 часов)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (6 часов)

Тема 1: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» (3 часа)

Практическая подготовка  к автономному пребыванию человека в природной среде.

§

Обеспечение личной безопасности на дорогах.

§

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.

§

Тема 2: «Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций» (2 часа)

ЧС природного характера и возможные их последствия. Правила поведения населения в условиях ЧС природного характера.

§

        

ЧС техногенного характера и возможные последствия. Правила поведения населения при ЧС техногенного характера.

§

Тема 3: Современный комплекс проблем безопасности военного характера (1 час)

Военные угрозы национальной безопасности РФ. Характер современных войн и вооруженных конфликтов.

§

Раздел 2: «Защита населения России от ЧС природного и техногенного характера (2 часа)

Тема 4: «Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от ЧС природного и техногенного характера» (2 часа)

Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности населения в ЧС.

§

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), её структура и задачи.

§

Раздел 3: «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ»(6 часов)

Тема 5: «Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства» (2 часа)

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность.

§

Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления действия террористической  и экстремистской деятельности.

§

Тема 6: «Нормативно-правовая база  борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ» (1 час)

Положения Конституции РФ и других нормативных актов по противодействию экстремизму и терроризму. Роль государства в обеспечении национальной безопасности РФ.

§

Тема  7: «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму» (1 час)

Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического  и антиэкстремистского поведения. Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирование антитеррористического поведения.

§

Тема 8: «Уголовная ответственность за участие в  террористической и экстремистской деятельности» (1 час)

Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности.

§

Тема 9: «Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта» (1 час)

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта.

§

Модуль 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»(5 часов)

Раздел 4: «Основы здорового образа жизни»(5 часов)

Тема 10: «Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний»(2 часа)

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности.

§

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

§

Тема 11: «Здоровый образ жизни и его составляющие»(3 часа)

Здоровый образ жизни. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

§

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

§

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

§

Тема 12. «Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны»(6 часов)

Гражданская оборона –составная часть обороноспособности страны.

§

Основные виды оружия и их поражающие факторы.

§

Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени.

Инженерная защита населения от ЧС мирного и военного времени. Организация проведения аварийно-спасательных  и других неотложных работ в зоне ЧС.

Средства индивидуальной защиты.

Организация ГО в ООУ.

Тема 13: « ВС РФ –защитники нашего Отечества»(3 часа)

История создания ВС РФ.

§

Памяти поколений – дни воинской славы

§

Состав ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ.

§

Тема 14: «Виды и рода войск ВС РФ» (5 часов)

Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ.

§

Военно-воздушные силы (ВВС), ВДВ, их состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-воздушных сил и ВДВ.

§

Военно-морской флот (ВМФ), его  состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-морского флота.

§

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), космические, войска воздушно-космической обороны, их состав и предназначение, вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения.

§

Войска и воинские формирования, не входящие в состав ВС РФ.

§

Тема 15: «Боевые традиции ВС РФ» (2 часа)

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

§

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

§

Программа для проведения учебных сборов

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов, в ходе которых происходит практическое закрепление полученных знаний в области подготовки к военной службе.

Продолжительность учебных сборов – 5 дней (35 учебных часов).

В ходе сборов изучаются:

  • размещение и быт военнослужащих;
  • организация караульной и внутренней службы;
  • элементы строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовки;
  • вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск.

В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.

Планирование и организация учебных сборов осуществляются в соответствии с положениями Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны, а их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и учебных пунктах Инструкция утверждена Приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации №96/134 от 24 февраля 2010 г.

Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями по оценке учебных сборов (приложение №9 к Инструкции).

Общая оценка граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, заносится в классный журнал с пометкой «Учебные сборы», которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении.

Тематическое планирование предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

(учебные сборы)

Номер темы

Название темы

Основное содержание

1

Военнослужащие и взаимоотношения между ними (3 ч)

1.1. Права, обязанности и ответственность военнослужащих

1.2. Взаимоотношения между военнослужащими

1.3. Обязанности солдата (матроса)

2

Внутренний порядок (6 ч)

2.1. Размещение военнослужащих

2.2. Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих

2.3. Суточный наряд. Обязанности дневального по роте

2.4. Организация караульной службы. Часовой, обязанности часового

2.5. Охрана здоровья военнослужащих

2.6. Основные мероприятия, проводимые в частях и подразделениях, по обеспечению безопасности военной службы

3

Строевая подготовка (6 ч)

3.1. Строи и управление ими

3.2. Строевые приёмы и движение без оружия

3.3. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении

3.4. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него

3.5. Строи отделения. Развёрнутый строй, походный строй

3.6. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении

4

Огневая подготовка (6 ч)

4.1. Устройство стрелкового оружия, основные правила, приёмы и способы стрельбы из него

4.2. Устройство ручных боевых гранат, требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами

4.3.-4.5. Подготовка стрелкового оружия к стрельбе и выполнению стрельбы по неподвижным целям днём

4.6. Требования к выполнению метания ручных имитационных гранат

5

Тактическая подготовка (6 ч)

5.1. Современный общевойсковой бой. Обязанности солдата в бою

5.2. Основные приёмы и способы действий солдата в общевойсковом бою, сигналы управления, оповещения и взаимодействия

5.3. Способы передвижения солдата в бою

5.4. Приёмы и правила стрельбы в бою

5.5. Последовательность инженерного оборудования одиночного окопа

5.6. Способы ориентирования на местности

6

Физическая подготовка (5 ч)

6.1. Гимнастика и атлетическая подготовка

6.2. Преодоление препятствий

6.3. Ускоренное передвижение, лёгкая атлетика

6.4. Комплексное учебно-тренировочное занятие

6.5. Комплексное учебно-тренировочное занятие

7

Военно-медицинская подготовка (2 ч)

7.1. Правила оказания первой помощи при ранениях

7.2. Правила оказания первой помощи при ожогах, острых отравлениях, отморожении

8

Радиационная, химическая и биологическая защита войск (1 ч)

8.1. Табельные средства индивидуальной защиты военнослужащих от оружия массового поражения

Всего часов:

35


Учебно–методическое обеспечение реализации рабочей программы

Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего  материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.

Преподаватель ОБЖ должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Преподавателю ОБЖ должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных  услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых  баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).

Интерактивный электронный контент преподавателя ОБЖ  должен включать содержание предметной области  «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио – и видеофайлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса).

Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведение кружковой (факультативной)  работы во внеурочное время. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лабораторную комнату.

В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе  проведения текущих занятий.

Средства оснащения ОБЖ

№ п/п

Наименование

Единица измерения

Количество

1. Нормативно-правовые документы[1]

1

Конституция Российской Федерации

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

2

Закон «Об образовании»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

3

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

4

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2007 г. №804 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

5

Стратегия национальной безопасности

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

6

Федеральный закон «О безопасности»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

7

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

8

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

9

Федеральный закон «О гражданской обороне»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

10

Федеральный закон «О пожарной безопасности»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

11

Федеральный закон «О противодействии терроризму»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

12

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

13

Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

14

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

15

Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

16

Федеральный закон «Об обороне»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

17

Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы

18

Военная доктрина Российской Федерации

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

19

Указ Президента Российской Федерации «Вопросы прохождения военной службы»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

20

Указ Президента Российской Федерации «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

21

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

22

Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

23

Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

24

Правила дорожного движения Российской Федерации

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

2. Учебная литература

25

Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для 10 и 11 классов

шт.

1

26

Наставление по стрелковому делу: Основы стрельбы из стрелкового оружия 7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова

шт.

1

27

Учебник по основам медицинских знаний (для старшеклассниц)

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

3. Учебные и учебно-наглядные пособия

28

Набор плакатов или электронные издания:

  • Организационная структура Вооружённых Сил Российской Федерации
  • Ордена России
  • Текст Военной присяги
  • Воинские звания и знаки различия
  • Военная форма одежды
  • Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе
  • Военно-прикладные виды спорта
  • Военно-учётные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин
  • Военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации
  • Тактико-технические характеристики вооружения и военной техники
  • Приёмы и правила метания ручных гранат
  • Мины Российской армии
  • Фортификационные сооружения
  • Индивидуальные средства защиты
  • Приборы радиационной разведки
  • Приборы химической разведки
  • Организация и несение внутренней службы
  • Строевая подготовка
  • Оказание первой помощи
  • Гражданская оборона

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

29

Средства индивидуальной защиты:

  • общевойсковой противогаз

  • общевойсковой защитный комплект
  • респиратор

шт.

шт.

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

1

1

30

Приборы:

  • радиационной разведки
  • химической разведки

шт.

шт.

1

1

31

Бытовой дозиметр

шт.

1

32

Макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ

шт.

1

33

Макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ

шт.

1

34

Компас

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

35

Визирная линейка

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

36

Электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы (ЭОИ)

компл.

1

37

Комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ

шт.

1

4. Медицинское имущество

38

Индивидуальные средства медицинской защиты:

  • аптечка АИ
  • пакеты перевязочные ППИ
  • пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11

шт.

шт.

шт.

1

1

1

39

Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой и доврачебной помощи:

  • сумка СМС

шт.

1

40

Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри:

  • бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см
  • бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см
  • вата медицинская компрессная
  • косынка медицинская (перевязочная)
  • повязка медицинская большая стерильная
  • повязка медицинская малая стерильная

шт.

шт.

кг

шт.

шт.

шт.

3

3

0,1

3

3

3

41

Медицинские предметы расходные:

  • булавка безопасная
  • шина проволочная (лестничная) для ног
  • шина проволочная (лестничная) для рук
  • шина фанерная длиной 1 м

шт.

шт.

шт.

шт.

3

1

1

1

42

Врачебные предметы, аппараты и хирургические инструменты:

  • знак нарукавного Красного Креста
  • лямка медицинская носилочная
  • флаг Красного Креста

шт.

шт.

шт.

1

1

1

Литература.

Нормативно-правовые документы РФ.

  1. Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г.
  2. Конституция РФ (последняя редакция).
  3. Общевоинские уставы ВС РФ (последняя редакция).
  4. Семейный кодекс РФ (последняя редакция).
  5. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ  от 12.05.2009 г. № 237).
  6. Уголовный кодекс РФ (последняя редакция).

Основная и дополнительная литература.

  1. Альтшулер В.М. Наркомания: дорога в бездну: кн. для учителей и родителей /В.М. Альтшулер, А.В. Надеждин. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Армия государства Российского и защита Отечества /под ред. В.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Байер К. Здоровый образ жизни/ К. Байер, Л. Шейнберг; пер. с англ. – М.: Мир, 1997.
  4. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.
  5. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.
  6. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2010.
  7. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.; Норинт, 1997.
  8. Военное законодательство Российской империи (кодекс русского Военного права). – М.: Военный университет, 1996.
  9. Военный энциклопедический словарь. – М.: Военное издательство, 1983.
  10. Гражданская защита. Энциклопедия.в 4 т. /под ред. С.К.Шойгу. – М.:Московская типография № 2, 2006.
  11. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы книга для учителя: М. Просвещение» 2001 г.
  12. Заготова С.Н. Валеология учебное пособие: Ростов-на-Дону ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС» 2001 г.
  13. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология учебное пособие: М. Гардарики2002 г.
  14. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности поурочные планы 6.7 классы:Волгоград.
  15. Голубева Я.В. Проблемные классные часы: Волгоград.
  16. Нестерова Л.В. Расти здоровым.Методические рекомендации для учителей и студентов педагогических вузов: Иваново 2003 г.
  17. Михайлов А.А. Игровые занятия впо ОБЖ в детском оздоровительном лагере: Шуя 2003.
  18. Сизанов А.Н., Хринтович В.А. Модульный курс профилактики курения 5-11 классы:М. «Просвещение» 2004г.
  19. МайриСтанеки-Козовски Мой мир и я.: МФО Москва.
  20. МККК Международное гуманитарное право: Москва издательство ФНИИ МП ФЗ. 2000г.
  21. Кассиль Н.П. ОБЖ и здоровье. Наб.Челны.
  22. Обухова Л.А. Школа докторов или 135 уроков здоровья: М. ВАКО 2004 г.


[1] Все нормативно-правовые документы необходимо иметь в последней редакции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...