1урок ОБЖ 5 класс
план-конспект урока по обж (5 класс) на тему

конспект и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1_pozhary_v_zdaniyah_prichiny.rar2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

Цели:

Обучающие: дать представление о значении огня в жизнедеятельности человека, о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека;  сформировать убеждение  о необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.

Развивающие: формирование мышления и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать, обобщать изучаемые факты); развитие познавательного интереса школьников, включая элементы разнообразной формы работы на уроке.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, творческой активности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Изложение нового материала

Сегодня на уроке мы рассмотрим тему «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»

Использовать огонь для своих нужд человек начал ещё в очень древние времена. Археологические находки свидетельствуют о том, что природный огонь использовали люди (синантропы), жившие около 46-230 тыс. лет тому назад. Позднее, более 10 тыс. лет до н.э. люди научились добывать огонь трением друг о друга двух кусков древесины. В железном веке человек стал добывать огонь высечением искр из кремния при помощи огнива – железной или стальной пластинки. При помощи кремния и огнива человек добывал огонь до тех пор, пока не научился делать спички (их начали изготавливать в 1830-1855 гг.). Так постепенно человек овладевал величайшей силой природы – огнём. Он научился не только добывать его, но и управлять процессом горения.

Овладение огнём дало человеку возможность обеспечивать свои возрастающие потребности. Благодаря использованию огня человек становился всё меньше зависимым от природных условий существования.

 Сегодня невозможно представить жизнь человека без использования огня. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заводах, в сельском хозяйстве. Все блага цивилизации стали возможным благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

Какое значение имеет огонь в жизни человека?

Огонь жизненно необходим для выживания

Огонь обеспечивает тепло, защиту и средства сигнализации

На огне готовят пищу

Огонь психологически действует на человека

Когда огонь становится неуправляемым? (когда человек теряет над ним контроль)

Во что перерастает не контролируемый огонь? (в пожар)

Что такое пожар? 

Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

А, если горит урна, это пожар?

Нет, т.к. нет материального ущерба, не нанесен вред жизни и здоровью населения.

Правильно, это возгорание.

На протяжении всего существования цивилизации человек постоянно расширял возможности использования огня для удовлетворения своих потребностей, совершенствовал систему управления огнём и обеспечения своей безопасности от него. Но и по сей день возникают ситуации, когда огонь выходит из – под контроля человека и процесс горения становится неуправляемым, неподвластным человеку, что ведёт к пожару.

Пожары возникали и возникают постоянно – на объектах экономики, на транспорте, в жилых домах и общественных зданиях.

При каких условиях возможен пожар? (при наличии:  

горючего вещества,

ОКИСЛИТЕЛЯ

(кислород, химические вещества, поддерживающие процесс горения),

ИСТОЧНИКА ВОСПЛАМЕНЕНИЯ (чаще всего открытый огонь или искры, нагревание до высоких температур)

Найдите в учебнике наиболее распространенные причины пожаров в быту.

Бросание непогашенных окурков и спичек, курение не в отведённых местах

Разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках

Отогревание в зимнее время замёрзших труб отопления паяльной лампой или факелом

Подогрев на плите пожароопасных веществ бытовой химии

Чистка легковоспламеняющимися жидкостями промасленной одежды в закрытых помещениях

Небрежное хранение горючих жидкостей

Применение для освещения открытого огня

Неисправность и неправильная эксплуатация электроприборов

Перегрузка электросети включением нескольких электроприборов в одну розетку

Повреждение электроприборов, небрежное соединение, оголение или плохая изоляция проводов

Оставление электронагревательных приборов включёнными в сеть в течении длительного времени и их перегрев

Расположение дополнительных электронагревателей вблизи от легковоспламеняющихся предметов *занавесок, штор, покрывал и др.)

Нарушение правил эксплуатации электроприборов, определённых в инструкции предприятий-изготовителей

Эксплуатация электропечей, не оборудованных терморегуляторами

Неправильная эксплуатация печного отопления

Шалости детей (игра со спичками, разведение костров в подвалах и на чердаках, поджог тополиного пуха в летнее время, нарушение правил обращения с пиротехникой

Условия возникновения пожара.

В основе любого пожара лежит физико – химическая реакция для возникновения которой необходимо наличие трех обязательных компонентов:

  • среда зажигания (СЗ),
  • источника зажигания (ИЗ)
  • и окислителя, т. е. кислорода воздуха (К).

 Таким образом, принято говорить о треугольнике пожара.

       Если убрать хотя бы один из компонентов или нарушить любую связь между двумя из них, то горение прекратится.

       На этом принципе основаны все методы  пожарной профилактики и пожаротушения.

Характеристика источников зажигания:

Одним из условий воспламенения горючей среды (смеси) является наличие источников  зажигания, которые подразделяются на:

  • открытый огонь,
  • тепло электроприборов,
  • энергию химических процессов и т.д.

        Например:

  1. температура нитей ламп накаливания достигает 2100°С,
  2. капель при резке и сварке металла – 1500°С,
  3.  тлеющей сигареты – 420-460°С,
  4. горящей спички – 620-640°С,
  5. температура колбы лампочки мощностью 100 Вт – 300°С.  

Стадии развития пожара, характеризующие его динамику.

       Оценивая динамику развития пожара можно выделить несколько его основных фаз:

1 фаза (до 10 мин) – начальная стадия, включающая переход возгорания в пожар за время примерно в 1-3 минуты и рост зоны горения в течение 5-6 минут.

         При этом происходит преимущественно линейное распространение огня вдоль горючих веществ и материалов, что сопровождается обильным дымовыделением.

         На этой фазе очень важно обеспечить изоляцию помещения от поступления наружного воздуха, т.к. в некоторых случаях в герметичном помещении наступает самозатухание пожара.

2 фаза – стадия объемного развития пожара, занимающая по времени 30-40 минут. Характеризуется бурным процессом горения с переходом в объемное горение, процесс распространения пламени происходит дистанционно за счет передачи энергии горения на другие материалы.

         Через 15-20 минут происходит разрушение остекления, резко увеличивается приток кислорода, достигают максимальных значений температура (до 800-900оС) и скорость выгорания.

        Стабилизация пожара при максимальных его значениях происходит на 20-25 минуте и продолжается еще 20-30 минут, при этом выгорает основная масса горючих материалов.

3 фаза – стадия затухания пожара, т.е. догорание в виде медленного тления, после чего пожар прекращается.

Каковы признаки начинающегося пожара?

Дым;

♦ пламя;

♦ запах резины (при  перегрузке электрических проводов),

♦ запах горящей сажи ( если в трубе горит сажа –слышен гудящий звук похожий на завывание ветра).

 Работа по учебнику «Исторические факты»

Домашнее задание: § 1;  Задание: Продумайте и подготовьте сообщение «План моего поведения на случай возникновения пожара дома и в школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Пушкин 1урок 7класс

Пушкин 1урок 7класс...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....