Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
рабочая программа по обж (8 класс) на тему

Рабочая программа по ОБЖ 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_rabochaya_programma_po_obzh.docx66.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ

- Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089).

- Приказа МО и НРФ от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312» и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

- Примерной программой по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 классы» (М.: Просвящение, 2011).

- Приказа МО и НРТ от 9 июля 2012 года №4154/12 «Об утверждении базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования».

- Письма МО и НРТ от 23.06.2012 № 7699/12 «Об учебных планах для 1-9 классов школ РТ, реализирующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС ОО»

Учебного плана МБОУ «Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан на 2017 – 2018 учебный год» Приказ №    __163__   о/д от « __25__  »  ___августа___   2017 г.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

В Страдегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна обосновываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

  • Безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуально и общественной ценности;
  • Принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
  • Антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
  • Отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
  • Готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного техногенного и социального характера;
  • Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
  • Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Курс предназначен для:

  • Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
  • Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
  • Приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;
  • Формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от ЧС.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации».

Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно – правовых актов, в том числе:

  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);
  • Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Прездента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. №690), а также на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Тематическое планирование, представленное в рабочей программе, реализует второй вариант планирования, предложенный в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 классы» (М.: Просвящение, 2011).

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;  

о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе

жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

· развитие у учащихся личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное  поведение  в  различных  опасных  и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта.

 · умение самостоятельно и мотивировано организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;

· умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных  ситуаций (природного,  техногенного  и социального характера);

· умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;

· умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;

· навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;

· навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;

Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 5—9 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 5—9 классах с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по

шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.

     В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о  чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию  здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. 

Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.

Место предмета в базисном учебном плане

             Программа рассчитана на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в VIII классе в течение 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;
  • Урок-лекция;
  • Урок-практикум;
  • Урок закрепления знаний, умений и навыков (ЗУН);

          На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «ОБЖ» предусмотрены:

  1. Тематические зачеты;
  2. Тематическое бумажное или компьютерное тестирования;
  3. Устные ответы, с использованием иллюстративного материала;
  4. Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;
  5. Итоговые контрольные работы;
  6. Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

Тематическое планирование составлено в соответствии с учебниками:

Смирнов А.Т. основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011.

Межпредметные связи:

География, химия, биология, история.

Знать и уметь:

(минимальные требования к уровню подготовки учащихся)

  • Уметь правильно оценить ситуацию  во время техногенных аварий, пожаров и взрывов;
  • Знать правила поведения во время ЧС с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, гидродинамических авариях;
  • Знать правила безопасного поведения в быту, предупреждение травм в старшем школьном возрасте;
  • Уметь применять знания по оказанию первой медицинской помощи;
  • Знать основы здорового образа жизни;
  • Объяснять и применять на практике правила дорожного движения, знать об ответственности за их нарушение.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • оказания первой медицинской помощи;
  • обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.

Контроль качества образования по курсу ОБЖ.

При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают

положительную оценку («3», «4», «5»).

Оценка «5» ставится, когда ученик:

  • Знает и умеет правильно анализировать причины развития различных опасных ситуаций, ЧС природного и техногенного характера.
  • Знает способы оповещения населения при  возникновении опасных ситуаций.
  • Четко и правильно излагает основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, в школе и при занятиях спортом.
  • Четко и правильно излагает правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций и ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района.
  • Четко знает основные принципы самоспасения (формулу безопасности) и правильно излагает применение основных положений.
  • Имеет четкие представления об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях.
  • Имеет четкие представления об основных положениях ЗОЖ.
  • Умело пользуются подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении.
  • Владеет навыками в приемах оказания ПМП при различных видах травм.
  • Владеет навыками в определении сторон горизонта различными способами, в разведении костра и приготовлении пищи.  

Оценка «4» ставится, когда ученик:

•        Знает и умеет анализировать причины развития различных опасных ситуаций, ЧС природного и техногенного характера, но допускает незначительные (несущественные) ошибки.

•        Знает некоторые способы оповещения населения при  возникновении опасных ситуаций.

•        Допускает незначительные (несущественные) ошибки при изложении основных правил поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, в школе и при занятиях спортом.

•        С небольшими затруднениями излагает правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций и ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района.

•        Знает основные принципы самоспасения (формулу безопасности).

•        Имеет представления об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях.

•        Имеет представления об основных положениях ЗОЖ.

•        Умеет пользуются подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении.

•        Умеет пользоваться индивидуальными средствами защиты и выполняет нормативы.

•        Способен оказать ПМП при различных видах травм.

•        Способен определить стороны горизонта, развести костер и приготовить пищу.

  Оценка «3» ставится, когда ученик:

•        Основной материал знает нетвердо, отвечает неуверенно, требует постоянной помощи учителя.

•        Знает большую часть изучаемого материала, но допускает много ошибок при его изложении.

•        Рабочую тетрадь ведет небрежно, отсутствуют одна – две темы в изученном разделе.

•        Имеет слабые представления об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях.

•        Имеет слабые представления об основных положениях ЗОЖ.

•        Подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении пользуется с грубыми ошибками.

•        Индивидуальными средствами защиты пользуется с грубыми ошибками и выполняет нормативы на соответствующую оценку.

•        Слабые навыки в оказании ПМП при различных видах травм.

•        Слабые навыки в определении сторон горизонта, разведении костра и приготовлении пищи.

 Оценка «2» ставится, когда ученик:

•        Основной программный материал не знает, часто на поставленный вопрос  ответить  не может.

•        Рабочую тетрадь не ведет или ведет периодически, отсутствуют более трех тем в изученном разделе.

•        Имеет слабые представления по изучаемому вопросу, не умеет анализировать причины опасных ситуаций и вырабатывать порядок действий.

•        Не знает способов оповещения населения при возникновении опасных ситуаций.

•        Не знает основные правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций, ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района.

•        Не умеет пользоваться подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении пользуется с грубыми ошибками.

•        Не умеет пользоваться индивидуальными средствами защиты пользуется с грубыми ошибками и выполняет нормативы на соответствующую оценку.

•        Не владеет  навыками оказания ПМП при различных видах травм.

•        Не владеет навыками в определении сторон горизонта, разведении костра и приготовлении пищи.    

При оценке:

•        Умение пользоваться средствами пожаротушения;

•        Умение оказывать ПМП при различных видах травм;

•        Умения определять стороны горизонта различными способами;

•        Умения разводить костер и готовить пищу в природных условиях;

•        Выполнение нормативов применения средств индивидуальной защиты

Следует принимать во внимание реальные сдвиги  учащихся в повышении умений за определенный период времени. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий (отработок действий) дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки.                

Формы отчетности  учащихся по выявлению уровня знаний, умений и навыков на уроках Основ безопасности жизнедеятельности.

1.        Устный фронтальный опрос по вопросам домашнего задания.

2.        Подготовка и ответ у доски по вопросам домашнего задания.

3.        Письменный ответ по вопросам индивидуального задания (карточки).

4.        Письменный ответ на вопросы тестового задания.

5.        Самостоятельная работа с учебником.

6.        Самостоятельная работа (проверочная по домашнему заданию или заданию в классе).

7.        Контрольная работа (по теме ли разделу).

8.        Отработка практических действий (практические занятия) по правильности и нормативам.

9.        Написание и защита рефератов.

10.        Защита проектов.

11.        Подготовка и выступление с сообщением на тему урока (по желанию учащегося).

12.        Активное участие на уроке, нахождение ответов на проблемный вопрос.

13.        Ведение конспекта урока. 


Итоговая тестовая работа

1.Что такое сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ)? Выберите ответ:

А) химические вещества, которые не применяются в хозяйственных целях;

Б) химические вещества, которые используются для борьбы с неблагоприятными явлениями природы;

В) химическое вещество, которое применяется в хозяйственных целях и обладает способностью вызывать массовые поражения людей и животных.

2.Какое ядовитое вещество образуется во время пожара? Выберите ответ:

А) иприт;

Б) угарный газ;

В) фосген.

3.Что собой представляет хлор? Выберите ответ:

А) газ желто-зеленого цвета с резким запахом;

Б) вещество зеленого цвета без запаха;

В) газ желтого цвета без запаха.

4.На какие органы человека воздействует хлор? Выберите ответ:

А) таких органов нет;

Б) верхние и нижние конечности;

В) сильно раздражает органы дыхания, глаза, кожу.

5.Что собой представляет аммиак? Выберите ответ:

А) вещество не имеет ни цвета, ни запаха;

Б) бесцветный газ с резким запахом «нашатырного спирта»;

В) газ зеленого цвета с запахом прелого сена.

6.На какие органы человека воздействует аммиак? Выберите ответ:

А) дыхательные пути и органы зрения;

Б) верхние и нижние конечности;

В) на головной и спинной мозг.

7.Чем опасна радиация для человека? Выберите ответ:

А) заболевание верхних и нижних конечностей;

Б) заболевание Боткина;

В) заболевание различной степени тяжести.

8.Как вы считаете, связано ли возникновение радиации со строительством АЭС и появлением ядерного оружия? Выберите ответ:

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

9.Что собой представляет так называемый естественный радиационный фон? Выберите ответ:
А) ничего собой не представляет;

Б) не состоит из космического излучения;

В) состоит из космического излучения и излучения естественных радиоактивных элементов земной коры.

10.Как вы считаете: может ли быть сам человек радиоактивен? Выберите ответ:

А) не знаю;

Б) нет;

В) в чрезвычайно малой мере.

11.Где используются радиоактивные источники, созданные человеком? Выберите ответ:

А) область применения отсутствует;

Б) в медицине, при производстве электро- и тепловой энергии;

В) область применения недостаточно изучена.

12.К чему приводит использование радиоактивных источников в промышленности? Выберите ответ.

А) ни к чему не приводит;

Б) к дополнительному повышению уровня здоровья людей;

В) к дополнительному облучению людей.

13.Что наблюдается при авариях на АЭС, когда происходит загрязнение территории радиоактивными веществами? Выберите ответ:

А) рост радиационного фона;

Б) снижение радиационного фона;

В) стабилизация радиационного фона.

14.Какое понятие введено для оценки интенсивности загрязнения местности радиоактивными веществами? Выберите ответ:

А) уровень радиации;

Б) масса радиации;

В) мощность дозы радиационного излучения.

15.Как называются приборы, предназначенные для обнаружения радиоактивных излучений и измерения их энергии? Выберите ответ:

А) радиотехнические;

Б) дозиметрические;

В) экологические.

16. Выберите из перечня прибор, предназначенный для контроля за радиацией?

А) спирометр;

Б) дозиметр;
В) эргонометр.

17.От каких показателей зависит величина дозы облучения человека? Выберите ответ:

А) таких показателей не существует;

Б) от уровня радиации, времени пребывания человека на загрязненной местности и степени его защиты;

В) от уровня радиации, общей массы и роста человека.

18.Что необходимо предпринять при аварии на АЭС и угрозе радиоактивного загрязнения окружающей среды? Выберите ответ:

А) следует оповестить население;

Б) следует быстро убежать от места аварии;

В) следует быстро уехать от места аварии.

19.В чем заключается основной способ защиты населения от радиоактивных веществ? Выберите ответ:

А) такого способа защиты не существует;

Б) не следует что-либо предпринимать;

В) следует использовать средства индивидуальной защиты и выполнять правила радиационной безопасности.

20.Как проводится герметизация жилого помещения? Выберите ответ:

А) следует вымыть полы и окна;

Б) следует заклеить все щели и отдушины в помещении;

В) следует надеть плотную одежду и побелить потолок гашеной известью.

21.Какую цель преследует йодная профилактика? Выберите ответ:

А) самоуспокоение человека;

Б) насытить щитовидную железу человека нерадиоактивным йодом;

В) насытить щитовидную железу человека радиоактивным йодом.

22.Какие правила радиационной безопасности и личной гигиены необходимо соблюдать, временно находясь в местности с повышенным радиационным фоном? Выберите ответ:

А) таких правил не существует;

Б) следует принимать пищу только в открытых помещениях, мыть руки с мылом перед едой и полоскать рот слабым раствором марганцовки;

В) следует принимать пищу только в закрытых помещениях, мыть руки с мылом перед едой и полоскать рот слабым раствором пищевой соды.

23.Что необходимо сделать, если по условиям радиационной обстановки дальнейшее пребывание людей в данной местности небезопасно? Выберите ответ:

А) не следует ничего предпринимать;

Б) следует произвести эвакуацию населения в безопасные районы;

В) следует произвести массовую вакцинацию населения.

24.Как влияет приём стабильного йода человеком за 6 часов и менее до подхода радиоактивного облака или выпадения радиоактивных веществ? Выберите ответ:

А) обеспечивает на 30% защиту человека;

Б) обеспечивает на 50% защиту человека;

В) обеспечивает полную защиту человека.

25.Как часто необходимо принимать стабильный йод в профилактических целях? Выберите ответ:

А) два раза в день в течение 5 дней;

Б) ежедневно по одной таблетки в течение 7 дней;

В) ежедневно по две таблетки в течение 7 дней.

26.Как можно приготовить самостоятельно йодистую настойку? Выберите ответ:

А) следует взять 1-3 капли 3%-го раствора йода на стакан воды;

Б) следует взять 3-5 капель 5%-го раствора йода на стакан воды;

В) следует взять 5-7 капель 5%-го раствора йодистого натрия на стакан воды.

27.Что необходимо сделать человеку, чтобы защитить органы дыхания от радиоактивных веществ в случае нахождения на улице? Выберите ответ:

А) не следует делать глубоких вдохов: дыхание должно быть поверхностным;

Б) следует использовать самые простые средства: носовые платки, бумажные салфетки, марлевые повязки, смоченные в воде;

В) следует использовать раствор марганцовки.

28.В каком случае проводится эвакуация людей при радиоактивном заражении местности? Выберите ответ:

А) в любом случае;

Б) если по условиям радиационной обстановке дальнейшее пребывание людей в данной местности небезопасно;

В) в случае наличии транспортных средств.

29.Что является необходимой процедурой для всех эвакуированных, после прибытия в безопасный район? Выберите ответ:

А) прохождение частичной санитарной обработки;

Б) прохождение этнографического контроля;

В) прохождение дозиметрического контроля.

30.Какую главную опасность для населения имеет проживание на территории с повышенным радиационным фоном? Выберите ответ:

А) облучение солнечной радиацией;

Б) внешнее облучение;

В) попадание радиоактивных веществ внутрь организма вместе с вдыхаемым воздухом, при приёме пищи и воды.

31.Каким образом можно снизить попадание радиоактивного йода в органы дыхания? Выберите ответ:

А) пить молоко с мёдом;

Б) использовать увлажнённые ватно-марлевые повязки;

В) использовать газированные напитки.

32.Какую опасность таит прогулка по лесу, сбор ягод и грибов? Выберите ответ:

А) никакой опасности;

Б) полная неизвестность;

В) потеря ориентировки, заблудиться.

33.В чем заключается принцип Мюнхаузена? Выберите ответ:

А) такого принципа не существует;

Б) есть тупиковые ситуации;

В) безвыходных ситуаций не бывает.

34.Вы находитесь на краю скалистого обрыва. Единственный путь сохранить жизнь и выполнить поставленную задачу – подняться вверх по мокрым, покрытым мхом скользким скалам. Каким из способов вы попытаетесь это сделать: Выберите ответ:

А) босиком;

Б) в обуви;

В) в носках.

35.Находясь в лесу зимой, вы, кажется, отморозили руку. Будете ли вы

А) растирать ее снегом;

Б) согреваться около костра;

В) согревать ее собственным телом.

36.Вам необходимо переправиться в брод через реку с быстрым течением. Каким из предложенных способов вы будете переходить ее в выбранном вами месте:

А) вниз по течению;

Б) против течения;

В) под углом 45градусов к нему.

37.Передвигаясь по тонкому льду озера, вы внезапно попали в холодную воду. Достигнув берега, вы будете

А) освободившись от мокрой одежды, прыгать, пока не согреетесь;

Б) некоторое время кататься по снегу в мокрой одежде;

В) прыгать в мокрой одежде.

38.Вам предстоит совершить длительный переход, далеко от конечного пункта пути вы обнаружили потертости на ногах. Как вы поступите:

А) наденете обувь на босую ногу;

Б) намочите носки водой и наденете обувь;

В) время от времени будете переодевать носки с одной ноги на другую; наденете носки наизнанку.

39.Вы укрылись в оборудованной снежной пещере. При каком пламени свечи следует беспокоиться:

А) при желтом;

Б) голубом;

В) красном.

40.В жаркий знойный день, совершая движение в пустыне, вы почувствовали, что язык начинает распухать из-за недостатка воды. Следует ли вам

А) сбросить одежду и продолжать движение, неся ее в руках;

Б) сбросить верхнюю одежду, устроить из нее тень и  укрыться в ней до вечера;

В) не раздеваться, плотно застегнуться, найти любую тень и дождаться вечера.

41. Где происходит большинство ожогов? Выберите ответ:

А) в постели во время сна;

Б) за столом во время выполнения домашних уроков;

В) на кухне во время приготовления и приема пищи, игр с огнем.

42.Кто является участником дорожного движения? Выберите ответ:

А) водители, пешеходы, пассажиры;

Б) автобусы, трамваи, велосипедисты;

В) троллейбусы, самолеты, поезда.

43.Для кого обязательны правила дорожного движения? Выберите ответ:

А) для водителей пассажирского автотранспорта;

Б) для пешеходов и велосипедистов;

В) для водителей, пассажиров, пешеходов.


Учебно – методический комплект реализующий учебную программу.

Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.

Когда не один противостоишь злу…: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.

Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / [А.Т. Смирнов, М.В. Маслов, Б.И. Мишин; научн. Руководитель Г.С. Ковалева; под ред. А.Т. Смирнова]. – М.: Просвещение, 2006 – 2009.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / [А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюпов; под ред. А.Т. Смирнова]. – М.: Просвещение, 2007.

Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров. Водителей: пособие для учащихся: 5 – 9 кл./ А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения. Учеб. Наглядное пособие для учащихся. 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката)/ А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя. 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

Сальникова И.В. «Свой?» - «Чужой» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И.В. Сальникова. – М.: Просвещение, 2010.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвящение, 2011

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 - 9 кл.: поурочные разработки/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвящение, 2010

Терроризм – ты под прицелом: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2011.

Нормативно – правовые документы

Закон «Об образовании» (последняя редакция).

Конституция Российской Федерации (последняя редакция).

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.).

Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116).

Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» (последняя редакция).

Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации ЧС природного и техногенного характера» (от 21 мая 2007 г. № 304).

Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).

Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537).

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690).

Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г. № 116).

Федеральный закон «Об аварийно – спасательных службах и статусе спасателя» (последняя редакция).

Федеральный закон «О безопасности» (последняя редакция).

Федеральный закон «О гражданской обороне» (последняя редакция).

Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (последняя редакция).

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (последняя редакция).

Федеральный закон «О пожарной безопасности» (последняя редакция).

Федеральный закон «О противодействии терроризму» (последняя редакция).

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (последняя редакция).

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (последняя редакция).

Основная и дополнительная литература

Антитеррор. Практикум для горожанина: сб. / сост.: редакция сайта «Антитеррор.Ру». – М.: Европа, 2005. – (Серия «Войны»).

Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 т. / под ред. С.К. Шойгу. – М.: Московская типография №2, 2006.

Гражданская защита: энциклопедический словарь / (Ю.Л. Воробьев и др.; под ред С.К. Шойгу). – М.: ДЭКС – ПРЕСС, 2005.

Терроризм – ты под прицелом: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2011.

Игнатенко А.А. Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся /А.А. Игнатенко. М.: Просвещение, 2010.

Когда не один противостоишь злу…: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.

Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / (Ю.Л. Воробьев, В.А. Тучков, Р.А. Дурнев; под ред. Ю.Л Воробьева). – М.: Деловой экспресс, 2006.

Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений с мультимедийным учеб. в оболочке TeachPro на CD-ROM / под ред. С.К. Шойгу,  Ю.Л. Воробьева, М.И. Фалеева. – 2-е изд. – М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003.

Сальникова И.В. «Свой?» - «Чужой» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И.В. Сальникова. – М.: Просвещение, 2010.

Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. – М.: Эдиториал УРСС, 2003.

Экстремизм – идеология и основа терроризма: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2011.

Интернет ресурсы.

  1. http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
  2. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
  3. http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей).
  4. http://www.school-obz.org/ - информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности
  5. http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2  Обучение через Интернет
  6. http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
  7. http://www.informic.narod.ru/obg.html Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Разумова Виктора Николаевича
  8. http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖД
  9. http://kchs.tomsk.gov.ru/azbuka_bez.htm Сайт Учебно-методического Цента ГУ МЧС России по Томской области
  10. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm Первые шаги граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения граждан в чрезвычайных ситуациях)
  11. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях
  12. http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности
  13. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям
  14. http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для малышей города Москвы (правила дорожного движения)
  15. http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)
  16. http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.html Электронный учебник по безопасности жизнедеятельности (можно использовать при изучении отдельных тем в старших классах)
  17.  info@russmag.ru Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
  18. vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности.
  19. www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по основам безопасности жизнедеятельности

Учебно – тематическое планирование 8 класс.

Наименование раздела, темы урока

Количество часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или учебной деятельности

Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

МОДУЛЬ 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности 16 (час)

Тема 1. Пожарная безопасность

3

1.1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

1

Комбинированный

Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.

Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.

Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т.д.

Характеризуют основные мероприятия, проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране.

Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте (стадион, кинотеатр) и записывают их в дневник безопасности

Решение ситуационных задач

Знать причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.

Задание стр.12

2.09

1.2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Задание стр.19

09.09

1.3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Решение ситуационных задач

Вопросы стр.26

16.09

Тема 2. Безопасность на дорогах

3

2.1

Причины дорожно – транспортных происшествий и травматизма людей.

1

Комбинированный

Анализируют причины дорожно – транспортных происшествий.

Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки.

Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда

Решение ситуационных задач

Знать причины дорожно – транспортных происшествий и их возможные последствия,

Задание стр.35

23.09

2.2

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Задание стр.44

30.09

2.3

Велосипед – водитель транспортного средства

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Решение ситуационных задач

Задание стр.50

07.10

Тема 3. Безопасность на водоемах

3

3.1

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.

1

Комбинированный

Характеризуют состояние водоемов в различное время года.

Объясняют правила безопасного поведения на водоемах.

Сравнивают способы обеззараживания воды.

Объясняют правила безопасного поведения на воде.

Отрабатывают в паре правила само – и взаимопомощи терпящим бедствие на воде

Решение ситуационных задач

Состояние водоемов в различное время года, способы обеззараживания воды, правила безопасного поведения на воде, правила само – и взаимопомощи терпящим бедствие на воде

Задание стр.60

14.10

3.2

Безопасный отдых на водоемах.

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Задание стр.71

21.10

3.3

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Решение ситуационных задач

 

28.10

Тема 4. Экология и безопасность

2

4.1

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

1

Комбинированный

Ищут в интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания.

Анализируют состояние окружающей среды.

Запоминают приемы по защите личного здоровья личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой

Решение ситуационных задач

Знать экологическую обстановку в местах проживания

Задание стр.83

11.11

4.2

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Решение ситуационных задач

Задание стр.90

18.11

Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия

5

5.1

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

1

Комбинированный

Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения.

Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией.

Составляют алгоритм своего поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера, возможной в регионе своего проживания.

Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей

Решение ситуационных задач

Знать общие понятия о ЧС техногенного характера. Классификация ЧС техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взрывоопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия. Защита населения от ЧС техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время ЧС

Ответить на вопросы стр.97

25.11

5.2

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Задание стр.105

02.12

5.3

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Задание стр.119

09.12

5.4

Пожары и взрывы на взрывоопасных объектах экономики и их возможные последствия.

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Задание стр.130

16.12

5.5

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Решение ситуационных задач

Задание стр.140

23.12

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)

Тема 6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций

4

6.1

Обеспечение радиационной безопасности населения.

1

Комбинированный

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывоопасных объектах и гидротехнических сооружениях.

Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Решение ситуационных задач

Знать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывоопасных объектах и гидротехнических сооружениях

Задание стр.112

13.01

6.2

Обеспечение химической защиты населения.

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Задание стр.127

20.01

6.3

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывоопасных объектах.

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Задание стр.135

27.01

6.4

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружений

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Решение ситуационных задач

Задание стр.145

03.02

Тема 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

7.1

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

1

Комбинированный

Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации (в комплексе с другими мероприятиями) в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в стране, по инженерной защите населения (укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны и др.)

Решение ситуационных задач

Знать порядок оповещения населения и организацию его эвакуации (в комплексе с другими мероприятиями) в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Задание стр.149

10.02

7.2

Эвакуация населения

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Задание стр.156

17.02

7.3

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Задание стр.162

24.02

МОДУЛЬ 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни 8 (ч)

Тема 8. Здоровый образ жизни и его составляющие

8

8.1

Здоровье как основная ценность человека.

1

Комбинированный

Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие.

Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющий здоровья человека и общества.

Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие.

Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек, записывают правила в дневник безопасности.

Формулируют кратко свое понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень.

По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем предложенных в учебнике

Решение ситуационных задач

Знать особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие, общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющий здоровья человека и общества, значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества, правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек

Задание стр.167

03.03

8.2

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Задание стр.172

10.03.

8.3

Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества.

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Задание стр.174

17.03

8.4

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Задание стр.178

24.03

8.5

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Задание стр.183

07.04.

8.6

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Задание стр.189

14.04

8.7

Профилактика вредных привычек.

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Задание стр.195

21.04

8.8

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Решение ситуационных задач

Задание стр.199

28.04

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 4 (ч)

Тема 9. Первая помощь при неотложных состояниях

3

9.1

Первая помощь пострадавшим и ее значение.

1

Комбинированный

Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи.

Отрабатывают в паре приемы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, при травмах. При утоплении.

По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике

Решение ситуационных задач

Знать возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи

Задание стр.209

05.05.

9.2

Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами

1

Практическое занятие

Решение ситуационных задач

Задание стр.215

12.05

9.3

9.4

Первая помощь при травмах Первая помощь при утомлении

1

Практическое занятие

Решение ситуационных задач

Задание стр.218

19.05

Итоговая контрольная работа

1

Тест

26.05

Итого:                     35 часов



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского

муниципального района Республики Татарстан»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

_____________ Каримова Г.С.

«____» ______________ 2017 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы:

____________ Киргизова М.В.

Приказ от «____» ______ 2017 г. №_____

Рабочая программа

предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

для 8 класса

на 2017 – 2018 учебный год

Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель Киргизова О.Н.

Протокол № ____ от «___» _________ 2017 г.

Составитель:

Андреев Александр Петрович

преподаватель – организатор ОБЖ

первой квалификационной категории

2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...