Рабочая программа по ОБЖ 6 класс
рабочая программа по обж (6 класс) на тему

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_rabochaya_programma_po_obzh.docx67.89 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ

- Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089).

- Приказа МО и НРФ от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312» и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

- Примерной программой по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 классы» (М.: Просвящение, 2011).

- Приказа МО и НРТ от 9 июля 2012 года №4154/12 «Об утверждении базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования».

- Письма МО и НРТ от 23.06.2012 № 7699/12 «Об учебных планах для 1-9 классов школ РТ, реализирующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС ОО»

- Учебного плана МБОУ «Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016 учебный год» Приказ №    137   о/д от « 27  »  августа   2015 г.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

В Страдегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна обосновываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

  • Безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуально и общественной ценности;
  • Принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
  • Антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
  • Отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
  • Готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного техногенного и социального характера;
  • Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
  • Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Курс предназначен для:

  • Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
  • Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
  • Приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;
  • Формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от ЧС.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации».

Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно – правовых актов, в том числе:

  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);
  • Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Прездента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. №690), а также на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Тематическое планирование, представленное в рабочей программе, реализует второй вариант планирования, предложенный в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 классы» (М.: Просвящение, 2011).

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;  

о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе

жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

· развитие у учащихся личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное  поведение  в  различных  опасных  и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта.

 · умение самостоятельно и мотивировано организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;

· умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных  ситуаций (природного,  техногенного  и социального характера);

· умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;

· умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;

· навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;

· навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;

Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 5—9 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 5—9 классах с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по

шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.

     В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о  чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию  здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. 

Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.

Место предмета в базисном учебном плане

             Программа рассчитана на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в VIII классе в течение 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;
  • Урок-лекция;
  • Урок-практикум;
  • Урок закрепления знаний, умений и навыков (ЗУН);

          На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «ОБЖ» предусмотрены:

  1. Тематические зачеты;
  2. Тематическое бумажное или компьютерное тестирования;
  3. Устные ответы, с использованием иллюстративного материала;
  4. Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;
  5. Итоговые контрольные работы;
  6. Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

Тематическое планирование составлено в соответствии с учебниками:

Смирнов А.Т. основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011.

Межпредметные связи:

География, химия, биология, история.

Знать и уметь:

(минимальные требования к уровню подготовки учащихся)

  • Уметь правильно оценить ситуацию  во время техногенных аварий, пожаров и взрывов;
  • Знать правила поведения во время ЧС с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, гидродинамических авариях;
  • Знать правила безопасного поведения в быту, предупреждение травм в старшем школьном возрасте;
  • Уметь применять знания по оказанию первой медицинской помощи;
  • Знать основы здорового образа жизни;
  • Объяснять и применять на практике правила дорожного движения, знать об ответственности за их нарушение.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • оказания первой медицинской помощи;
  • обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.

Контроль качества образования по курсу ОБЖ.

При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают

положительную оценку («3», «4», «5»).

Оценка «5» ставится, когда ученик:

  • Знает и умеет правильно анализировать причины развития различных опасных ситуаций, ЧС природного и техногенного характера.
  • Знает способы оповещения населения при  возникновении опасных ситуаций.
  • Четко и правильно излагает основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, в школе и при занятиях спортом.
  • Четко и правильно излагает правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций и ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района.
  • Четко знает основные принципы самоспасения (формулу безопасности) и правильно излагает применение основных положений.
  • Имеет четкие представления об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях.
  • Имеет четкие представления об основных положениях ЗОЖ.
  • Умело пользуются подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении.
  • Владеет навыками в приемах оказания ПМП при различных видах травм.
  • Владеет навыками в определении сторон горизонта различными способами, в разведении костра и приготовлении пищи.  

Оценка «4» ставится, когда ученик:

•        Знает и умеет анализировать причины развития различных опасных ситуаций, ЧС природного и техногенного характера, но допускает незначительные (несущественные) ошибки.

•        Знает некоторые способы оповещения населения при  возникновении опасных ситуаций.

•        Допускает незначительные (несущественные) ошибки при изложении основных правил поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, в школе и при занятиях спортом.

•        С небольшими затруднениями излагает правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций и ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района.

•        Знает основные принципы самоспасения (формулу безопасности).

•        Имеет представления об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях.

•        Имеет представления об основных положениях ЗОЖ.

•        Умеет пользуются подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении.

•        Умеет пользоваться индивидуальными средствами защиты и выполняет нормативы.

•        Способен оказать ПМП при различных видах травм.

•        Способен определить стороны горизонта, развести костер и приготовить пищу.

  Оценка «3» ставится, когда ученик:

•        Основной материал знает нетвердо, отвечает неуверенно, требует постоянной помощи учителя.

•        Знает большую часть изучаемого материала, но допускает много ошибок при его изложении.

•        Рабочую тетрадь ведет небрежно, отсутствуют одна – две темы в изученном разделе.

•        Имеет слабые представления об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях.

•        Имеет слабые представления об основных положениях ЗОЖ.

•        Подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении пользуется с грубыми ошибками.

•        Индивидуальными средствами защиты пользуется с грубыми ошибками и выполняет нормативы на соответствующую оценку.

•        Слабые навыки в оказании ПМП при различных видах травм.

•        Слабые навыки в определении сторон горизонта, разведении костра и приготовлении пищи.

 Оценка «2» ставится, когда ученик:

•        Основной программный материал не знает, часто на поставленный вопрос  ответить  не может.

•        Рабочую тетрадь не ведет или ведет периодически, отсутствуют более трех тем в изученном разделе.

•        Имеет слабые представления по изучаемому вопросу, не умеет анализировать причины опасных ситуаций и вырабатывать порядок действий.

•        Не знает способов оповещения населения при возникновении опасных ситуаций.

•        Не знает основные правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций, ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района.

•        Не умеет пользоваться подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении пользуется с грубыми ошибками.

•        Не умеет пользоваться индивидуальными средствами защиты пользуется с грубыми ошибками и выполняет нормативы на соответствующую оценку.

•        Не владеет  навыками оказания ПМП при различных видах травм.

•        Не владеет навыками в определении сторон горизонта, разведении костра и приготовлении пищи.    

При оценке:

•        Умение пользоваться средствами пожаротушения;

•        Умение оказывать ПМП при различных видах травм;

•        Умения определять стороны горизонта различными способами;

•        Умения разводить костер и готовить пищу в природных условиях;

•        Выполнение нормативов применения средств индивидуальной защиты

Следует принимать во внимание реальные сдвиги  учащихся в повышении умений за определенный период времени. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий (отработок действий) дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки.                

Формы отчетности  учащихся по выявлению уровня знаний, умений и навыков на уроках Основ безопасности жизнедеятельности.

1.        Устный фронтальный опрос по вопросам домашнего задания.

2.        Подготовка и ответ у доски по вопросам домашнего задания.

3.        Письменный ответ по вопросам индивидуального задания (карточки).

4.        Письменный ответ на вопросы тестового задания.

5.        Самостоятельная работа с учебником.

6.        Самостоятельная работа (проверочная по домашнему заданию или заданию в классе).

7.        Контрольная работа (по теме ли разделу).

8.        Отработка практических действий (практические занятия) по правильности и нормативам.

9.        Написание и защита рефератов.

10.        Защита проектов.

11.        Подготовка и выступление с сообщением на тему урока (по желанию учащегося).

12.        Активное участие на уроке, нахождение ответов на проблемный вопрос.

13.        Ведение конспекта урока. 


Итоговая тестовая работа

1.Какую опасность таит прогулка по лесу, сбор ягод и грибов? Выберите ответ:

А) никакой опасности;

Б) полная неизвестность;

В) потеря ориентировки, заблудиться.

2.В чем заключается принцип Мюнхаузена? Выберите ответ:

А) такого принципа не существует;

Б) есть тупиковые ситуации;

В) безвыходных ситуаций не бывает.

3.Вы находитесь на краю скалистого обрыва. Единственный путь сохранить жизнь и выполнить поставленную задачу – подняться вверх по мокрым, покрытым мхом скользким скалам. Каким из способов вы попытаетесь это сделать:

А) босиком;

Б) в обуви;

В) в носках.

4.Находясь в лесу зимой, вы, кажется, отморозили руку. Будете ли вы

А) растирать ее снегом;

Б) согреваться около костра;

В) согревать ее собственным телом.

5.Вам необходимо переправиться в брод через реку с быстрым течением. Каким из предложенных способов вы будете переходить ее в выбранном вами месте:

А) вниз по течению;

Б) против течения;

В) под углом 45градусов к нему.

6.Передвигаясь по тонкому льду озера, вы внезапно попали в холодную воду. Достигнув берега, вы будете

А) освободившись от мокрой одежды, прыгать, пока не согреетесь;

Б) некоторое время кататься по снегу в мокрой одежде;

В) прыгать в мокрой одежде.

7.Вам предстоит совершить длительный переход, далеко от конечного пункта пути вы обнаружили потертости на ногах. Как вы поступите:

А) наденете обувь на босую ногу;

Б) намочите носки водой и наденете обувь;

В) время от времени будете переодевать носки с одной ноги на другую; наденете носки наизнанку.

8.Вы укрылись в оборудованной снежной пещере. При каком пламени свечи следует беспокоиться:

А) при желтом;

Б) голубом;

В) красном.

9.В жаркий знойный день, совершая движение в пустыне, вы почувствовали, что язык начинает распухать из-за недостатка воды. Следует ли вам

А) сбросить одежду и продолжать движение, неся ее в руках;

Б) сбросить верхнюю одежду, устроить из нее тень и  укрыться в ней до вечера;

В) не раздеваться, плотно застегнуться, найти любую тень и дождаться вечера.

10.Внезапно разразилась гроза. Вы видите, что приближаются интенсивные вспышки молнии. Ваши действия:

А) спрятаться под огромным деревом;

Б) укрыться под навесом скалы;

В) остаться на открытой местности, продолжая движение и не обращая внимания на угрозу.

 11.От дыма лесного пожара вы начинаете задыхаться, он слепит вас. Как следует поступить:

А) укрыться на высоком дереве;

Б) бежать в поисках безопасного места;

В) бежать, прижимаясь к земле.

12.Вы передвигаетесь по засушливой местности и очень хотите пить. У вас полная фляга воды. Как следует поступить:

А) беречь воду и пить примерно по чашке в день;

Б) утолить жажду, выпив половину имеющейся воды;

В) пить часто, но по одному глотку.

13.С какой стороны дерева, пня обычно растут мхи и лишайники? Выберите ответ:

А) с северной;

Б) восточной;

В) южной.

14.С какой стороны ствола сосны выступает смола? Выберите ответ:

А) с северной;

Б) восточной;

В) южной.

15.С какой стороны пней и деревьев любят строить свои жилища муравьи? Выберите ответ:

А) с северной;

Б) восточной;

В) южной.

16.С какой стороны быстрее начинают созревать ягоды земляники, голубики,

клюквы? Выберите ответ:

А) с северной;

Б) восточной;

В) южной.

17.Где находится солнце в час дня по местному времени? Выберите ответ:

А) на юго-востоке;

Б) на юге;

В) на юго-западе.

18.Какой из перечисленных способов обеззараживания воды является наиболее надежным? Выберите ответ:

А) пропускание воды через активированный уголь;

Б) обеззараживание с помощью марганцовки;

В) кипячение.

19.Какой из грибов ядовит. Выберите ответ:

А) ложный опенок;

Б) горькушка;

В) лисичка.

20.Если лед не надежен, а обойти его нет возможности, как вы будете переправляться? Выберите ответ:

А) обычным шагом, постукивая лед впереди палкой;

Б) держа шест горизонтально на уровне груди;

В) ползком.

21.Как определить стороны света, находясь в лесу в безлунную ночь? Выберите ответ:

А) по часам;

Б) по Луне;

В) по Полярной звезде.

22.Молодой человек интеллигентного вида подходит к вам и говорит, что является знакомым родителей и просит пустить его в квартиру, чтобы там подождать папу или маму и сделать им сюрприз. Как вы поступите? Выберите ответ:

А) спросите у незнакомца фамилию, имя, отчество папы и мамы, где они работают, и, получив правильный ответ, впустите его в квартиру.

Б) уточните у незнакомца более широкие сведения о родителях (например, откуда он их знает), после чего впустите в квартиру;

В) не впустите незнакомца ни при каких обстоятельствах.

23.Вы остались дома один. В квартиру звонят. На ваш вопрос «Кто?» отвечают: «Сантехник, необходимо перекрыть горячую воду, иначе зальет весь дом, а кран в вашей квартире». Как вы поступите? Выберите ответ:

А) откроете дверь и впустите сантехника;

Б) предложите сантехнику прийти с милиционером;

В) попросите сантехника зайти с кем-нибудь из взрослых соседей, которых вы знаете.

24.Звонят в дверь, и говорят: «Телеграмма, нужно расписаться». Что вы предпримете? Выберите ответ:

А) надев дверную цепочку, откроете дверь;

Б) попросите прочесть телеграмму или отнести ее на почту;

В) предложите оставить телеграмму в двери – потом вы ее заберете.

25.Вы пришли домой и замечаете, что в квартире кто-то побывал. Как вы поступите? Выберите ответ:

А) войдете в квартиру, осмотрите ее, установите, какие вещи исчезли, и сообщите обо всем в милицию;

Б) войдете в квартиру, и вызовите милицию по телефону «02»;

В) не будете входить в квартиру, а вызовите милицию от соседей.

26.Возвращаясь вечером домой, вы пойдете:

А) кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места;

Б) по тротуару лицом к уличному движению и как можно ближе к бровке;

В) воспользуетесь попутным транспортом.

27.Подростки-хулиганы часто нападают на маленьких детей. Что вы посоветуете в данном случае детям? Выберите ответ:

А) смело вступать в драку и отстаивать свои игрушки, одежду и т.д;

Б) позвать на помощь друзей и взрослых;

В) уступить требованиям и никому не рассказывать о случившемся, даже родителям.

28.Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Как вы поступите? Выберите ответ:

А) перейдете несколько раз улицу и, убедившись в своих подозрениях, побежите в людное место;

Б) остановитесь и выясните причину преследования;

В) броситесь бежать к телефонной будке.

29.На улице к вам подъехала машина, и водитель стал вести себя агрессивно. Что вы будете делать? Выберите ответ:

А) вступите в разговор с неизвестным вам водителем;

Б) броситесь бежать в сторону своего дома;

В) закричите и будите убегать в направлении, противоположном движению машины.

30.Где происходит большинство ожогов? Выберите ответ:

А) в постели во время сна;

Б) за столом во время выполнения домашних уроков;

В) на кухне во время приготовления и приема пищи, игр с огнем.

31.Кто является участником дорожного движения? Выберите ответ:

А) водители, пешеходы, пассажиры;

Б) автобусы, трамваи, велосипедисты;

В) троллейбусы, самолеты, поезда.

32.Дополните фразу: «Правила дорожного движения – это…». Выберите ответ:

А) улицы, парки, переулки, скверы;

Б) пешеходы, пассажиры, водители, соблюдающие распорядок дня;

В) нормы, устанавливающие порядок движения по дорогам нашей страны.

33.Для кого обязательны правила дорожного движения? Выберите ответ:

А) для водителей пассажирского автотранспорта;

Б) для пешеходов и велосипедистов;

В) для водителей, пассажиров, пешеходов.

34.Дополните фразу: «Дорожно-транспортное происшествие – это…». Выберите ответ:

А) чрезвычайная ситуация;

Б) любое, даже незначительное повреждение окружающей природной среды;

В) любое, даже незначительное нарушение правил дорожного движения.

35.Как должны двигаться пешеходы в соответствии с правилами поведения пешеходов? Выберите ответ:

А) следует двигаться, так как удобно пешеходу;

Б) следует двигаться, так как удобно для проезда автотранспорта;

В) следует двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а где их нет - по обочине.

36.Как в соответствии с правилами поведения пешеходов они должны идти вне населенных пунктов? Выберите ответ:

А) выбирать, где лучшая дорога;

Б) навстречу движению транспортных средств;

В) в одном направлении с движением транспортных средств.

37.Как правильно пешеходу перейти проезжую часть в соответствии с правилами дорожного движения? Выберите ответ:

А) следует пересекать проезжую часть в удобном для пешехода месте, используя при этом правила безопасности;

Б) следует пересекать проезжую часть, дождавшись пока нет автотранспортных средств;

В) следует пересекать проезжую часть только по пешеходным переходам, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

38.Как должны себя вести пешеходы на проезжей части? Выберите ответ:

А) пешеходы должны себя вести точно также как и на тротуаре;

Б) пешеходы не должны мешать друг другу и авто транспорту на проезжей части;

В) пешеходы не должны задерживаться или останавливаться без необходимости, не успевшие закончить переход должны находиться на «островке безопасности».

39.Где необходимо ожидать общественный транспорт? Выберите ответ:

А) везде, где удобно будущим пассажирам;

Б) на середине проезжей части;

В) на посадочных площадках, а где их нет - на тротуаре или обочине.

40.Как необходимо производить посадку и высадку из общественного транспорта? Выберите ответ:

А) следует, как можно быстрее не дожидаясь полной остановки транспортного средства;

Б) следует спокойно, при этом необходимо стремиться быть в первых рядах пассажиров, готовящихся к выходу из транспортного средства;

В) только после полной остановки транспортного средства, при этом избегать давки и не препятствовать закрытию дверей.

41.Как необходимо вести себя пассажирам, находящимся в салоне общественного транспорта? Выберите ответ:

А) необходимо встать около дверей и использовать их в качестве опоры;

Б) необходимо, если нет свободного сидячего места, пройти в среднюю часть салона, нельзя шуметь;

В) необходимо громко разговаривать, чтобы пассажиры, находящиеся в транспорте посоветовали, на какой остановке лучше выйти из транспорта.

42.Как обеспечить себе устойчивое положение в общественном транспорте? Выберите ответ:

А) следует держаться за поручни, находясь лицом в сторону движения этого транспорта;

Б) следует держаться за пассажиров, находясь боком в сторону движения транспорта;

В) следует вообще ни за что не держаться, держа равновесие и веселя пассажиров своим умением держать равновесие.

43.Как вы поступите после выхода из салона общественного транспорта, чтобы перейти проезжую часть? Выберите ответ:

А) следует сразу начать переход проезжей части;

Б) следует подождать, пока транспортное средство отъедет, и лишь потом перейти проезжую часть;

В) как получится, так и сделаю.


Учебно – методический комплект реализующий учебную программу.

Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.

Когда не один противостоишь злу…: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.

Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров. Водителей: пособие для учащихся: 5 – 9 кл./ А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения. Учеб. Наглядное пособие для учащихся. 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката)/ А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя. 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

Сальникова И.В. «Свой?» - «Чужой» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И.В. Сальникова. – М.: Просвещение, 2010.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвящение, 2011

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 - 9 кл.: поурочные разработки/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвящение, 2010

Терроризм – ты под прицелом: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2011.

Нормативно – правовые документы

Закон «Об образовании» (последняя редакция).

Конституция Российской Федерации (последняя редакция).

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.).

Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116).

Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» (последняя редакция).

Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации ЧС природного и техногенного характера» (от 21 мая 2007 г. № 304).

Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).

Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537).

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690).

Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г. № 116).

Федеральный закон «Об аварийно – спасательных службах и статусе спасателя» (последняя редакция).

Федеральный закон «О безопасности» (последняя редакция).

Федеральный закон «О гражданской обороне» (последняя редакция).

Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (последняя редакция).

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (последняя редакция).

Федеральный закон «О пожарной безопасности» (последняя редакция).

Федеральный закон «О противодействии терроризму» (последняя редакция).

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (последняя редакция).

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (последняя редакция).

Основная и дополнительная литература

Антитеррор. Практикум для горожанина: сб. / сост.: редакция сайта «Антитеррор.Ру». – М.: Европа, 2005. – (Серия «Войны»).

Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 т. / под ред. С.К. Шойгу. – М.: Московская типография №2, 2006.

Гражданская защита: энциклопедический словарь / (Ю.Л. Воробьев и др.; под ред С.К. Шойгу). – М.: ДЭКС – ПРЕСС, 2005.

Терроризм – ты под прицелом: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2011.

Игнатенко А.А. Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся /А.А. Игнатенко. М.: Просвещение, 2010.

Когда не один противостоишь злу…: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.

Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / (Ю.Л. Воробьев, В.А. Тучков, Р.А. Дурнев; под ред. Ю.Л Воробьева). – М.: Деловой экспресс, 2006.

Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений с мультимедийным учеб. в оболочке TeachPro на CD-ROM / под ред. С.К. Шойгу,  Ю.Л. Воробьева, М.И. Фалеева. – 2-е изд. – М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003.

Сальникова И.В. «Свой?» - «Чужой» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И.В. Сальникова. – М.: Просвещение, 2010.

Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. – М.: Эдиториал УРСС, 2003.

Экстремизм – идеология и основа терроризма: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2011.

Интернет ресурсы.

  1. http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
  2. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
  3. http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей).
  4. http://www.school-obz.org/ - информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности
  5. http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2  Обучение через Интернет
  6. http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
  7. http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»
  8. http://www.informic.narod.ru/obg.html Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Разумова Виктора Николаевича
  9. http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖД
  10. http://kchs.tomsk.gov.ru/azbuka_bez.htm Сайт Учебно-методического Цента ГУ МЧС России по Томской области
  11. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm Первые шаги граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения граждан в чрезвычайных ситуациях)
  12. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях
  13. http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности
  14. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям
  15. http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для малышей города Москвы (правила дорожного движения)
  16. http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)
  17. http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.html Электронный учебник по безопасности жизнедеятельности (можно использовать при изучении отдельных тем в старших классах)
  18.  info@russmag.ru Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
  19. vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности.
  20. www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по основам безопасности жизнедеятельности

Учебно – тематическое планирование 6 класс.

Наименование раздела, темы урока

Количество часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или учебной деятельности

Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

МОДУЛЬ 1. Основы безопасности личности, общества и государства (25 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности 25 (час)

Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе

6

1.1

Природа и человек.

1

Урок изучения нового материала

Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды.

Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека в природной среде.

Характеризует основные способы ориентирования на местности.

Вырабатывают навыки работы с картой.

Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу.

Начинают вести дневник безопасности, в котором в течении года описывают различные ситуации, случившиеся с человеком в природных условиях

Текущий

Уметь: ориентироваться на местности, определять свое местонахождение и направление движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение  места для бивака и организация бивачных работ.

Вопрос №1 стр. 10

2.09

1.2

Ориентирование на местности.

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Индивиду

альный опрос

Вопрос №6 стр. 16

09.09

1.3

Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

1

Комбинированный

Текущий

Вопрос №6 стр. 21

16.09

1.4

Подготовка к выходу на природу.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Индивиду

альный опрос

Вопрос №5 стр. 23

23.09

1.5

Определение места для бивака и организация бивачных работ.

1

Комбинированный

Текущий

Вопрос №3 стр. 30

30.09

1.6

Определение необходимого снаряжения для похода.

1

Комбинированный

Индивиду

альный опрос

Вопрос №6 стр. 35

.10

Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность

5

2.1

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.

Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности.

Объясняют, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу.

Характеризуют основные особенности подготовки к водному туризму.

Объясняют особенности подготовки к велосипедному туризму.

Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов.

Текущий

Знать общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах. При проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

Вопрос №5 стр. 38

2.2

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.

1

Комбинированный

Индивиду

альный опрос

Вопрос №4 стр. 46

2.3

Подготовка и проведение лыжных походов.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Текущий

Вопрос №1 стр. 50

2.4

Водные походы и обеспечение безопасности на воде.

1

Комбинированный

Индивиду

альный опрос

Вопрос №4 стр. 57

14.11

2.5

Велосипедные походы и безопасность туристов.

1

Комбинированный

Текущий

Вопрос №1 стр. 64

Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности

6

3.1

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Анализируют основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.

Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях.

Характеризуют особенности акклиматизации человека в горах.

Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

Составляют план своих действий при возникновении опасных ситуаций, которые могут возникнут при следовании речным или морским судном.

Характеризуют средства безопасности, имеющейся на борту самолета, и запоминают правила их использования.

Индивиду

альный опрос

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

Вопрос №3 стр. 68

3.2

Акклиматизация человека в различных климатических условиях.

1

Комбинированный

Текущий

Вопрос №6 стр. 72

3.3

Акклиматизация в горной местности.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Индивиду

альный опрос

Вопрос №5 стр. 76

3.4

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.

1

Комбинированный

Текущий

Вопрос №6 стр. 81

3.5

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте.

1

Комбинированный

Индивиду

альный опрос

Вопрос №5 стр. 85

3.6

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте

1

Комбинированный

Текущий

Вопрос №4 стр. 89

Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

4

4.1

Автономное существование человека в природе.

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Характеризуют виды автономного существования  человека в природной среде.

Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде.

Объясняют правила и методы по формированию навыков для безопасного существования в природной среде. В дневнике безопасности формулируют качества, которыми должен обладать человек для успешного выхода из условий вынужденной автономии в природной среде.

Дают оценку действиям людей, попавших в экстремальные условия в природной среде.

Индивиду

альный опрос

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании

Вопрос №4 стр. 92

4.2

Добровольная автономия человека в природной среде

1

Комбинированный

Текущий

Вопрос №1 стр. 95

4.3

Вынужденная автономия человека в природной среде.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Индивиду

альный опрос

Вопрос №5 стр. 98

4.4

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании

1

Комбинированный

Текущий

Вопрос №7 стр. 105

Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях

4

5.1

Опасные погодные явления.

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Характеризуют опасные погодные явления, случающиеся в своем регионе, и анализируют их последствия.

Запоминают диких животных и насекомых, обитающих в регионе проживания учащихся. Объясняют, какую опасность эти животные представляют при встрече с ними.

Сравнивают меры профилактики, которые могут понадобиться при встрече с опасными дикими животными и насекомыми.

Объясняют меры профилактики клещевого энцефалита.

Индивиду

альный опрос

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Вопрос №5 стр. 112

5.2

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.

1

Комбинированный

Текущий

Вопрос №5 стр. 119

5.3

Укусы насекомых и защиты от них.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Индивиду

альный опрос

Вопросы стр. 122

5.4

Клещевой энцефалит и его профилактика

1

Комбинированный

Индивиду

альный опрос

Ситуационная задача стр.126

МОДУЛЬ 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 4 (ч)

Тема 6. Первая помощь при неотложных состояниях

4

6.1

Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях.

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Характеризуют основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни.

Вырабатывают в паре навыки в оказании первой помощи в походе: при травмах, при тепловом и солнечном ударе, при отморожении и ожоге.

Сравнивают порядок по оказанию первой помощи при укусах змей и насекомых

Текущий

Основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни, оказании первой помощи в походе: при травмах, при тепловом и солнечном ударе, при отморожении и ожоге, укусах змей и насекомых

Вопрос №5 стр. 133

6.2

Оказание первой помощи при травмах.

1

Комбинированный

Индивиду

альный опрос

Вопрос №5 стр. 137

6.3

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Индивиду

альный опрос

Вопрос №6 стр. 142

6.4

Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых.

1

Комбинированный

Текущий

Вопрос №6 стр. 144

Раздел 4. Основы здорового образа жизни 6 (ч)

Тема 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие

6

7.1

Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Характеризуют пагубное влияние на здоровье человека употребления наркотиков.

Вырабатывают отрицательное отношение к приему наркотиков.

Находят в сети интернет и в средствах массовой информации, в книгах из библиотеки примеры заболевания наркоманией подростков и анализируют их.

По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике

Текущий

пагубное влияние на здоровье человека употребления наркотиков

Вопрос №5 стр. 149

7.2

Компьютер и его влияние на здоровье.

Комбинированный

Индивиду

альный опрос

Вопрос №4 стр. 142

7.3

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Индивиду

альный опрос

Вопрос №6 стр. 156

7.4

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

1

Комбинированный

Текущий

Вопрос №4 стр. 158

7.5

7.6

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ

1

Комбинированный

Индивиду

альный опрос

Вопросы стр. 163, 166

Итоговая контрольная работа

Тест

       Итого:                        35 часов



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского

муниципального района Республики Татарстан»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

_____________ Каримова Г.С.

«____» ______________ 2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы:

____________ Киргизова М.В.

Приказ от «___» ____________ 2015 г. №______

Рабочая программа

предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

для 6 класса

на 2015 – 2016 учебный год

Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель Киргизова О.Н.

Протокол № ____ от «___» _________ 2015 г.

Составитель:

Андреев Александр Петрович

преподаватель – организатор ОБЖ

первой квалификационной категории

2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...