В помощь
презентация к уроку по обж (5 класс) на тему

Лукьянова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

                                                                     Конспект урока 5 класс

                                            Урок 14                                                          дата:

Тема: «Криминогенные ситуации и личная безопасность»

Цель урока:

  • дать определение  ситуации криминогенного характера;
  • развивать логическое мышление, формировать умение обобщать и применять полученные знания, делать выводы;
  • формировать у учащихся оценочные суждения различных ситуаций, способность эмоционально и адекватно реагировать, готовность решать задачи самостоятельно.
  • развивать мышление, долговременную память, устную речь
  • воспитывать у учащихся умение безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.
  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих в классе.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа с учащимися

- Правила электробезопасности

- Газ, какой он бывает?

- Правила обращения с газом

III. Изучение новой темы.

Вступительное слово учителя:

Каждому из нас хочется, чтобы вокруг были только хорошие, добрые люди,  относящиеся к нам с теплотой, которые не причинят неприятности. Но это, увы, случается редко. Встречаются люди, способные причинить вам вред, создающие угрозу вашей жизни и здоровью, вашему имуществу.

Как показывает практика, фраза «Мой дом - моя крепость» становится нереальной. По данным МВД ежегодно фиксируется свыше 300 тыс. случаев краж личного имущества граждан из жилищ. С каждым годом учащаются случаи хулиганства на улицах, разбойных нападений, грабежей.

Все это можно назвать криминальными ситуациями.

Запись в тетради и объяснение нового материала.

Криминальные ситуации – это ситуации уголовного характера, которые относятся к преступлениям.

В начале учебного года мы уже говорили о том, что не все люди могут иметь по отношению к вам добрые намерения. Есть люди, которые стремятся добиться своих целей преступным путем. К ним относятся воры, грабители, мошенники, хулиганы и насильники.

Вор – это преступник, занимающийся воровством. Воровать – значит тайно присваивать себе чужие вещи.

Воры бывают разные: они  воруют из карманов и сумок – карманники, другие специализируются на обворовывании квартир.

Грабитель – это преступник, который занимается грабежом, открытым похищением  чужого имущества.

Грабитель агрессивен и очень опасен. Совершение ограбления доставляет ему удовольствие от осознания превосходства над жертвой.

Мошенник -  это преступник, который занимается хищением чужого имущества путем обмана или злоупотреблением доверием.

Необходимо помнить, что мошенник хороший артист. Он легко может убедить и обмануть свою жертву, умеет устанавливать контакты с разными людьми.

Хулиган – это человек, который умышленно совершает действия, грубо нарушающие общественный порядок, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Насильник – это преступник, заставляющий человека что-то делать против его воли, оказывающий принудительное воздействие на кого-то, нарушающий чужую неприкосновенность.

Внешность насильника ничем не примечательна, это обычный человек. Но самое страшное в том, что он считает своим великим предназначением  найти жертву и заставить ее страдать.

 

Обратим внимание на еще один тип опасного человека – это пьяный человек. Человек в состоянии алкогольного опьянения не преступник, однако он опасен для остальных.

Пьяный человек  может пристать к вам на улице, в транспорте и в общественном месте. Поступки пьяного бесконтрольны и агрессивны, поэтому пьяных людей надо избегать.

 Для того, чтобы обеспечить личную безопасность необходимо соблюдать правила личной безопасности.

Правила личной безопасности – это правила поведения в различных местах и ситуациях, позволяющие уменьшить вероятность возникновения опасной ситуации при общении с незнакомыми людьми.

Вот эти правила:

  • не ходите  в отдаленные и безлюдные места;
  • не вступайте в разговор с незнакомым человеком на улице;
  • не принимайте подарки и угощения от незнакомых людей;
  • не пускайте посторонних в квартиру;
  • не садитесь в чужую машину без родителей;
  • не входите с незнакомым человеком в лифт;
  • не трогайте незнакомые подозрительные предметы;
  • не вступайте в общение с религиозными пропагандистами на улице или в общественном месте;
  • избегайте общение с пьяным человеком;
  • научитесь быть наблюдательным.

IV. Закрепление изученной темы

  1. Закончите фразу: “Криминогенная ситуация – это…”

а) обстановка, которая способствует порождению преступления.

б) преступление

в) преступная обстановка

 2. Соедини стрелками номера телефонов и названия срочных служб:

01 газовая служба
03 пожарная охрана
04 скорая помощь
02 милиция

3. В каких сказках герои попадают в ситуации криминогенного характера?

  1. “Гуси – лебеди”
  2. “Красная шапочка”
  3. “Колобок”
  4. “Волк и семеро козлят”
  5. “Три поросенка”
  6. “Золушка”  
  7. “Репка”

4. Ты идешь из школы. Вдруг около тебя останавливается дорогой автомобиль. Ты с восторгом думаешь: “Вот бы мне покататься на такой машине!”. И вдруг машина останавливается, и водитель спрашивает тебя: “Нравится? Хочешь, прокачу?”.

            Что ты скажешь, и какими будут твои действия?

а) “Нет, спасибо. Я к незнакомым людям в машину не сажусь”. И быстро уйдешь.
б) “Спасибо, с удовольствием”. И сядешь в машину.
в) “Конечно, а не могли бы Вы отвезти меня домой? И сядешь в машину.

V. Итог урока

В память о нашей совместной деятельности на уроке я хочу вам подарить вот такую закладку-памятку. Лучше бы она не пригодилась вам в жизни, но в нужную минуту оказалась бы под рукой.

Домашнее задание:

§ 4.1. Вы должны узнать в какие криминогенные ситуации попадали ваши родители, или были свидетелями такой ситуации. Законспектировать рассказ родителей.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КРИМИНОГЕННЫЕ СИТУАЦИИ И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Автор: Зверева Н.С.

Слайд 2

Криминальные ситуации – это ситуации уголовного характера, которые относятся к преступлениям.

Слайд 3

Вор – это преступник, занимающийся воровством. Воровать – значит тайно присваивать себе чужие вещи.

Слайд 4

Грабитель – это преступник, который занимается грабежом, открытым похищением чужого имущества.

Слайд 5

Мошенник - это преступник, который занимается хищением чужого имущества путем обмана или злоупотреблением доверием.

Слайд 6

Хулиган – это человек, который умышленно совершает действия, грубо нарушающие общественный порядок, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Слайд 7

Насильник – это преступник, заставляющий человека что-то делать против его воли, оказывающий принудительное воздействие на кого-то, нарушающий чужую неприкосновенность.

Слайд 8

Человек в состоянии алкогольного опьянения не преступник, однако он опасен для остальных.

Слайд 9

Правила личной безопасности – это правила поведения в различных местах и ситуациях, позволяющие уменьшить вероятность возникновения опасной ситуации при общении с незнакомыми людьми.

Слайд 10

не ходите в отдаленные и безлюдные места; не вступайте в разговор с незнакомым человеком на улице; не принимайте подарки и угощения от незнакомых людей; не пускайте посторонних в квартиру; не садитесь в чужую машину без родителей; не входите с незнакомым человеком в лифт; не трогайте незнакомые подозрительные предметы; не вступайте в общение с религиозными пропагандистами на улице или в общественном месте; избегайте общение с пьяным человеком; научитесь быть наблюдательным.

Слайд 11

1. Закончите фразу: “Криминогенная ситуация – это…” а) обстановка, которая способствует порождению преступления. б) преступление в) преступная обстановка

Слайд 12

2. Соедини стрелками номера телефонов и названия срочных служб: 01 газовая служба 03 пожарная охрана 04 скорая помощь 02 полиция

Слайд 13

3. В каких сказках герои попадают в ситуации криминогенного характера? “Гуси – лебеди” “Красная шапочка” “Колобок” “Волк и семеро козлят” “Три поросенка” “Золушка” “Репка”

Слайд 14

4. Ты идешь из школы. Вдруг около тебя останавливается дорогой автомобиль. Ты с восторгом думаешь: “Вот бы мне покататься на такой машине!”. И вдруг машина останавливается, и водитель спрашивает тебя: “Нравится? Хочешь, прокачу?”. Что ты скажешь, и какими будут твои действия? а) “Нет, спасибо. Я к незнакомым людям в машину не сажусь”. И быстро уйдешь. б) “Спасибо, с удовольствием”. И сядешь в машину. в) “Конечно, а не могли бы Вы отвезти меня домой? И сядешь в машину.

Слайд 15

Домашнее задание: § 4.1. В ы должны узнать в какие криминогенные ситуации попадали ваши родители, или были свидетелями такой ситуации. Законспектировать рассказ родителей.



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ  В СИТУАЦИЯХ

КРИМИНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

        

ПРИ ОБЩЕНИИ С НЕЗНАКОМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

  • Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице
  • Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись
  • в   машину, как бы он тебя не уговаривал и что бы ни предлагал.
  • Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить
  • или  подарить тебе. Ответь что тебе ничего не нужно.
  • Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.
  • О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.

НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК ЗВОНИТ В ДВЕРЬ

  • Ни в коем случае не открывай дверь
  • Позвони соседям и сообщи им об этом.
  • Не вступай в разговоры с незнакомцем. Помни, что под
  • видом почтальона, слесаря, работника РЭУ злоумышленники пытаются проникнуть в квартиру.
  • Если незнакомец пытается открыть дверь, срочно звони в милицию, назови причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зови на помощь.

НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК В ПОДЪЕЗДЕ ДОМА

  • Не заходи в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек.
  • Не подходи к квартире и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится в подъезде
  • При угрозе нападения, подними шум, привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони и стучи в двери).

НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК В ЛИФТЕ

  • Если в вызванном тобой лифте находится неизвестный человек, не входи в кабину.
  • Если ты вошел в лифт с незнакомцем, вызывающим подозрение, нажми одновременно две кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп», чтобы кабина стояла на месте с открытыми дверями. Завяжи разговор с диспетчером, он вызовет милицию.
  • Не стой в лифте спиной к пассажиру, наблюдай за его действиями.
  • При попытке нападения подними шум, кричи, стучи по стенкам лифта, защищайся, постарайся нажать кнопку «Вызов диспетчера».


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ  В СИТУАЦИЯХ

КРИМИНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

        

ПРИ ОБЩЕНИИ С НЕЗНАКОМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

  • Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице
  • Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись
  • в   машину, как бы он тебя не уговаривал и что бы ни предлагал.
  • Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить
  • или  подарить тебе. Ответь что тебе ничего не нужно.
  • Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.
  • О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.

НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК ЗВОНИТ В ДВЕРЬ

  • Ни в коем случае не открывай дверь
  • Позвони соседям и сообщи им об этом.
  • Не вступай в разговоры с незнакомцем. Помни, что под
  • видом почтальона, слесаря, работника РЭУ злоумышленники пытаются проникнуть в квартиру.
  • Если незнакомец пытается открыть дверь, срочно звони в милицию, назови причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зови на помощь.

НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК В ПОДЪЕЗДЕ ДОМА

  • Не заходи в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек.
  • Не подходи к квартире и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится в подъезде
  • При угрозе нападения, подними шум, привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони и стучи в двери).

НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК В ЛИФТЕ

  • Если в вызванном тобой лифте находится неизвестный человек, не входи в кабину.
  • Если ты вошел в лифт с незнакомцем, вызывающим подозрение, нажми одновременно две кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп», чтобы кабина стояла на месте с открытыми дверями. Завяжи разговор с диспетчером, он вызовет милицию.
  • Не стой в лифте спиной к пассажиру, наблюдай за его действиями.
  • При попытке нападения подними шум, кричи, стучи по стенкам лифта, защищайся, постарайся нажать кнопку «Вызов диспетчера».



Предварительный просмотр:

Правила обеспечения безопасности дорожного движения и безопасного поведения на транспорте

1. Из предложенных вариантов выберите основные   причины транспортных аварий:

а) отсутствие разметки на дороге;

б) плохие погодные условия;

в) невнимательность участников дорожного движения;

г) отсутствие светофоров на перекрестках;

д) отсутствие на главных улицах и дорогах подземных переходов;

е) невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств;

ж) отсутствие регулировщика на нерегулируемом перекрестке;                                                                              

з) неправильное поведение пассажиров.

2. Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать:                                                                                                                          

а) вентиляционные люки;

б) кабину водителя;                                                                                                                                                          

в) двери и окна.

3. Основными зонами опасности в метро являются:                                                                                            

а) вход в метро;                                                                                                                                                          

б) турникеты на входе;

в) площадка перед эскалатором;

г) эскалатор;

д) перрон;

е) вагон поезда;

ж) переходы с одной станции на другую;

з) выход из метро.

4. У междугороднего автобуса, на котором вы ехали, на склоне горы отказали тормоза, и он, набирая скорость, скатывается вниз. Как вы будете действовать в данной ситуации? Укажите правильный ответ:

а) постараетесь покинуть автобус, выбив окно или открыв дверь;

б) поспешите на помощь водителю;

в) останетесь в своем кресле, положив перед собой мягкие вещи, упретесь ногами и руками в спинку впереди стоящего кресла;

г) встанете в проход и крепко ухватитесь за поручни;

д) ляжете на пол в проходе автобуса.

5. Вас пригласили на дачу отмечать Новый год. На улице -29°С. От автобусной станции вы должны ехать по шоссе 17 км. На остановке автобуса вы узнаете, что автобусы начнут ходить только через два часа. Вам сказали, что вы можете дойти через лес за час. Выберите из предлагаемых вариантов единственно правильный:

а) стоять на остановке и ждать;

б) пойти через лес;

в) попытаться доехать на какой-либо проезжающей мимо машине;

г) вернуться домой;

д) попробовать найти какой-либо другой способ добраться до нужного места (другой автобус

6. Вы едете со знакомыми в автомобиле зимой. Гололед. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со стоящим на обочине автомобилем. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

а) кричать, давать советы водителю;

б) собраться, сгруппироваться. Упереться ногами в спинку переднего сиденья;

в) лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками;

г) сидя, упереться руками в спинку переднего сиденья;

д) постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их;                                                                                    

е) при остановке покинуть машину.

7. Во время аварии загорелась автомашина (автобус), в котором вместе с вами ехало много людей. Обозначьте последовательность правильных действий в этой ситуации:

а) сообщить в дорожно-патрульную службу (ДПС) о случившемся;

б) оказать помощь выбравшимся из автомашины (автобуса) людям;

в) отправить на попутной машине нуждающихся в помощи в медицинское учреждение или вызвать скорую помощь;

г) принять меры по тушению пожара;

д) собрать свои вещи и продолжать поездку.

8. В ненастную, сырую погоду вы едете в троллейбусе. Неожиданно подул сильный ветер и произошел обрыв контактного провода, который упал на крышу троллейбуса. Водитель открыл двери для выхода пассажиров. Как вы будете покидать троллейбус? Укажите правильный ответ:

а) через окно;

б) будете выходить через двери по ступенькам;

в) будете покидать троллейбус через дверь только прыжком, чтобы не поразило током.

9. Вы едете вечером на поезде метрополитена. В вагоне кроме вас находится только спящий пассажир. Вдруг поезд остановился в туннеле между станциями. Проходит 20 минут, но поезд стоит. И тут вы заметили в конце вагона оставленную кем-то коробку. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

а) разбудить пассажира;

б) открыть коробку и посмотреть, что там;

в) сообщить машинисту;

г) выкинуть коробку в окно;

д) удалиться в другой конец вагона и укрыться за сидениями.

10. Вы с другом находитесь в метро. В ожидании поезда вы замечаете, что один из пассажиров уронил на рельсы сумку и пытается прыгнуть за ней. Горит зеленый сигнал светофора.

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

а) отправиться искать сотрудника транспортной милиции;

б) остановить пассажира от необдуманного поступка;

в) посмотреть, что будет дальше;

г) подсказать этому человеку, чтобы он обратился за помощью к дежурному по станции.

11. Вы едете с друзьями в вагоне метро. Вдруг вагон начинает заполняться дымом, слезятся глаза. Люди начинают беспокоиться. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

а) по внутренней связи передать сообщение машинисту;

б) попытаться открыть двери вагона и форточки, чтобы поступал свежий воздух;

в) найти под сиденьем в вагоне огнетушитель;

г) сохранять спокойствие, успокоить людей, обратиться за помощью к взрослым;

д) при остановке поезда в туннеле и открытии дверей не выходить на пути.

12. Опасными зонами на железнодорожном транспорте являются:

а) железнодорожные пути;

б) железнодорожный вокзал;

в) привокзальная площадь;

г) залы ожидания;

д) железнодорожные переезды;                                                                                                                                    

е) посадочные платформы.

13. Вы с родителями опаздываете на электричку. На путях перед вами стоит товарный поезд. Выберите из предлагаемых вариантов правильный ответ:

а) бежать через пути к платформе, обегая товарный поезд;

б) пройти до перехода и выйти на платформу;

г) пролезть к платформе под товарными вагонами.

14. Вы сели в плацкартный (общий) вагон поезда. Где вы разместите свой багаж (чемодан, сумки), если оборудованные места под нижними полками заняты, и соседи не хотят их освобождать? Укажите правильный ответ:

а) оставите в проходе вагона;

б) положите на верхнюю полку по ходу поезда;

в) положите на верхнюю полку против хода поезда;

г) поставите под столик или скамейку;

д) поставите на свободное место на скамейке.

15 Во время движения поезда в вашем вагоне появился сильный запах гари и дыма. Как вы будете

действовать? Выберите правильный ответ:

а) дерните за рукоятку стоп-крана;

б) сообщите проводнику, соберете вещи и будете ждать в купе указаний;

в) сообщите проводнику, соберете вещи и перейдете в другой вагон;

г) сообщите проводнику, соберете вещи и потребуете, чтобы вас переселили в другой вагон;

д) пойдете по соседним купе и будете сообщать о случившемся пассажирам

16 Что надо делать для принятия безопасного положения при аварийной посадке самолета? Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

а) согнуть тело и наклонить голову как можно ниже;

б) руки сложить на животе;

в) руками прикрыть голову;

г) руками упереться в спинку переднего сидения;

д) упереться ногами в спинку переднего сидения.

17 Во время полета в самолете возникли неполадки, в результате которых предстоит аварийная посадка. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите, их очередность:

а) не паниковать, выслушать информацию экипажа;

б) сгруппироваться перед посадкой, закрыв голову руками и наклонившись вперед;

в) одеться;

г) отправиться к экипажу выяснять ситуацию;

д) пристегнуться ремнем безопасности;

е) упереться руками в спинку переднего сиденья.

18. Во время круиза на теплоходе случилась авария, в результате которой необходима посадка пассажиров на спасательные средства. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

а) одеться, обуться, положить деньги и документы в полиэтиленовый пакет и убрать его в карман;

б) отправиться к капитану выяснять, причину происшедшего;

в) прыгнуть за борт и плыть к ближайшей лодке;

г) надеть спасательный жилет;

д) сохранять спокойствие и помочь другим людям успокоиться;                                                                                

е) выполнять все указания экипажа корабля;                                                                                                          

ж) спуститься в спасательный плот.

3. Правила обеспечения безопасности дорожного движения и безопасного поведения на транспорте

 

1. б;в;е;з.               6. б;е.                     11. а;в;г;д.             16. а;в;д.

2. а;в.                     7. б;в;г;а;д.           12. а;б;д;е.             17. а;в;д;б.

3. б;г;д;е.               8. в.                        13. б.                       18. а;д;г;е;ж.

4. в.                         9. в;а;д.                 14. г.

5. г.                        10. б;г.                    15. в.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

Методический материал в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ В ПОХОДЕ"

Материал содержит следующие разделы:1.Первая доврачебная помощь в условиях похода.личная гигиена туристаподготовка к походусамомассажсамоконтроль туристапотёртости и мозолиожогисолнечный и тепловой уд...

Какие человеческие потребности, которые, якобы, удовлетворяются с помощью алкоголя, табака или наркотиков, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов.

Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если  от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не...

Методический проект (исследование) "Скорая помощь по математике с помощью обучающих конспектов"

В данном исследовательском проекте рассмотрен  эффективный способ помощи учащимся  5-9 классов в преодолении трудностей в обучении математике как при изучении нового материала, так и при его...

ТЕСТ В помощь классному руководителю "Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас  в стране. Он разработан по ру...