Рабочая программа по ОБЖ 10 класс
рабочая программа по обж (10 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса ОБЖ для 10 класса разработана на основе:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Учебного плана 10 класса на 2017-2018 уч. год
- Образовательной программы среднего общего образования (стандарт 2004).
- А.Т. Смирнов. Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 классы. М.: «Просвещение», 2011г
Программа разработана в соответствии с требованиями законов российской Федерации «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и на основании Приказа Министра обороны РФ и Министра образования и науки РФ № 96/134 от « 24 » февраля 2010 г. . Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях.
Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно ориентированного, деятельностного подходов в обучении.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ – 3 часа, экскурсий -1 час.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obzh_10_klass_2.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по курсу ОБЖ 10 класс
Рабочая программа учебного курса ОБЖ для 10 класса разработана на основе:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Учебного плана 10 класса на 2017-2018 уч. год
- Образовательной программы среднего общего образования (стандарт 2004).
- А.Т. Смирнов. Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 классы. М.: «Просвещение», 2011г
Программа разработана в соответствии с требованиями законов российской Федерации «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и на основании Приказа Министра обороны РФ и Министра образования и науки РФ № 96/134 от « 24 » февраля 2010 г. . Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях.
Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно ориентированного, деятельностного подходов в обучении.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ – 3 часа, экскурсий -1 час.
Учебно- методический комплект включает в себя:
Учебник:
- Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2010;
Дополнительная литература и пособия.
- В.Н. Латчук, С.К. Миронов. Рабочая тетрадь по обж 10 класс.
- С.К. Миронов, В.К. Миронов. Тесты 10-11 класс
- Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс / Мультимедийный учебник TeachProтм , - М.,
Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;
- Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей. 2002-2009 - №№ 1-12;
- Кроме того, при подготовке к занятиям во всех классах используется другая популярная литература на данную тему, различные плакаты, видеофильмы, мультимедийные презентации.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности/ ав.-сост. Г.А .Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.Е .Миронов, Б.И. Мишин, М.И.Хабнер.-М.:Дрофа,2002.
Итоговый и промежуточный (в конце 1-го полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Тематический план 10 класс.
№ Модуля, темы | Наименование модулей, разделов, тем | Количество часов |
М-I | ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ | 13 |
Р-I | Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | 6 |
Тема 1 | Гражданская оборона- составная часть системы обороноспособности страны. | 7 |
М-II | СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | 10 |
Р-II | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 10 |
Тема 2 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний. | 3 |
Р-III | Основы здорового образа жизни | 7 |
Тема 5 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 7 |
М-III | ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ | 12 |
Р-IV | Основы обороны государства | 12 |
Тема 6 | Вооруженные Силы Российской Федерации — защита нашего Отечества. | 6 |
Тема 7 | Боевые традиции Вооруженных Сил России. | 3 |
Тема 8 | Символы воинской чести. | 3 |
Всего часов | 35 | |
Учебные сборы | 35 |
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.
В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения.
Цели
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
Результаты обучения
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе в количестве 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных
Основное содержание программы
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья (4 часа)
Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.
Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия.
Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Государственная система обеспечения безопасности населения (8 час)
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
Структура и органы управления гражданской обороной.
Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Милиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.
Служба скорой медицинской помощи.
Другие государственные службы в области безопасности.
Основы обороны государства и воинская обязанность (18 час)
История создания Вооруженных Сил России.
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
Организационная структура Вооруженных Сил.
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.
Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.
Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.
Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.
Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.
Космические войска: история создания, предназначение, структура.
Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.
Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение.
Воинская обязанность
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.
Правовые основы военной службы. Призыв на военную службу. Особенности прохождения военной службы по призыву.
Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.
Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.
Статус военнослужащих.
Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.
Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).
Воинские символы и боевые традиции Вооруженных Сил
Дни воинской славы России — Дни славных побед.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений.
Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.
Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Военно-профессиональная ориентация
Ориентация на овладение военно-учетными специальностями. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Ориентация на обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах учреждений высшего профессионального образования.
Основные виды образовательных учреждений военного профессионального образования.
Правила приема граждан в учреждения военного профессионального образования.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
Уметь
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЖ
10 класс (35 часов)
Список литературы.
Календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника «Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс», В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, Москва «Дрофа», 2011 год.
А также дополнительных пособий:
Для учителя:
- С.К. Миронов Методические рекомендации, используемые учителем в учебном процессе с новыми образовательными стандартами, Москва «Дрофа», 2008 год.
- В.Н. Латчук Планирование и организация занятий в школе 5-11 класс, Москва «Дрофа», 2007 год.
- В.Н.Л атчук, В.В. Марков Методическое пособие по ОБЖ 11 класс, Москва «Дрофа», 2008 год.
- М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс, Москва «Астрель», 2006 год.
- С.В. Титов, Г.И. Шибаева Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – Москва: ТЦ Сфера, 2003 год.
- Е.А. Лукьянов, С.П. Данченко Сборник вопросов и задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы, СПб, 1998 год.
- С.П. Данченко Сборник ситуационных задач по курсу основ безопасности жизнедеятельности. Учебно-методическое пособие, СПб, 2006 год.
- А.К. Колеченко Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей, СПб, 2006 год.
- С.В. Петров, В.Г. Бубнов Первая помощь в экстремальных ситуациях. Практическое пособие, Москва «НЦ ЭНАС», 2000 год.
- Е.А. Лукьянов Материалы к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», СПБ «Симпозиум», 1996 год.
- Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, М.И. Хабнер Оценка качества подготовки выпускников средней школы по основам безопасности жизнедеятельности, Москва «Дрофа», 2001 год.
- А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Книга для учителя, Москва «Просвещение», 2001 год.
- И.В. Тимофеев, С.А. Анденко Первая помощь при травмах и других жизнеугрожающих ситуациях, СПб «ДНК», 2001 год.
- В.И. Покровский Первая медицинская помощь. Популярная энциклопедия. Москва «Большая Российская энциклопедия», 1994 год.
- В.Н. Касаткина, Л.А . Щеплягина Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 класс. Ярославль «Аверс Пресс», 2003 год
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
- Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002;
- Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
- «Основы медицинских знаний» М.И. Гоголева ,1991 г.
- «Уроки выживания», И.М.Семёнов,1992 г.(УВ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...