Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
рабочая программа по обж (8 класс) по теме
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по ОБЖ. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Программа рассчитана на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в течение 34 часов учебного времени. Количество учебных часов в неделю – 1.
Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 100.05 КБ |
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по ОБЖ. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Программа рассчитана на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в течение 34 часов учебного времени. Количество учебных часов в неделю – 1.
Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи программы обучения:
Задачи:
1.Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
2. Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Цели:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.
Формы занятий, используемые при обучении:
- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
- подготовка индивидуальных рефератов;
- индивидуальные консультации;
- практические занятия;
- внеклассная и внешкольная работа
Технологии, используемые в образовательном процессе:
•Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов, технологии, построенные на основе объяснительно иллюстрирующего способа обучения. В основе- информирование, просвещение обучающихся и организации их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
•Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
•Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления класса на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
•Технологии проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание учениками заданного предметного материала.
•Информационно - коммуникационные технологии.
Минимум содержания образования определяется следующими основными содержательными линиями: иметь необходимые знания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; безопасное поведение в криминогенных ситуациях; правильная оценка ситуации при пожаре и взрыве; основные мероприятия гражданской обороны в мирное время; правила поведения при авариях на химических производствах, на радиационно-опасных объектах; при гидродинамических авариях; предупреждении травм в старшем школьном возрасте, продолжается изучение вопросов, связанных с основами оказания первой медицинской помощи, более глубокое ознакомление с индивидуальной системой здорового образа жизни; правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Учебные темы распределены с учетом возраста. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОБЖ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. редакцией А. Т. Смирнова; изд-во "Просвещение"- 4-е изд.-М. ; Просвещение, 2014г
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Содержание программы
обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист-водитель транспортного средства. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
оказание первой медицинской помощи;
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение.
Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами .
Первая медицинская помощь при травмах.
Первая медицинская помощь при утоплении.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать/понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствие и правила личной безопасности;
- меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- организацию защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации;
- права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и ЧС;
- приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
уметь:
- доступно объяснить значения здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
- предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
- соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей:
- перечислять последовательность действии при оповещении о возникновении угрозы ЧС и во время ЧС:
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
- безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм);
- проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
Тематическое планирование по ОБЖ 8 класс.
№ урока | Наименование раздела, темы, урока | № модуля, раздела, темы, урока | Количество часов | Элементы содержания | Цели и задачи урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Форма конт-роля | Д/З | Дата | |
Модуль – I Основы безопасности личности, общества и государства – 23 часов | ||||||||||
Pаздел-I Основы комплексной безопасности – 11 часов | ||||||||||
Тема 1. Пожарная безопасность – 3 часа | ||||||||||
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. НРКПожары в РА. | 1.1 | 1 | Значение огня в жизни человека, пожары в жилом секторе, их последствия, основные причины возникновения пожаров. Правила безопасного поведения при пожаре в доме. Способы эвакуации из горящего здания. | Повторение знаний о пожарах и мерах безо-пасности. Изучение причин и последствий пожаров в жилых и об-щественных зданиях; Формирование навыков предупреждения пожаров в жилых, общественных зданиях и готовности к спасению при их возник-новении. Дать знания об основных причинах возникновения пожара в жилых и общественных зданиях, его последствия; воспитывать качества личности безопасного типа поведения. | Знать и понимать значение огня в жизнедеятельности человека, причины возникновения пожаров, последствия пожаров; о мерах пожарной безопасности; правилах безопасного поведения при пожаре в здании. Владеть навыками безопасного поведения при возникновении пожара в жилище | Реше-ние ситуа-цион-ных задач . | Гл 1 § 1.1 | 3.09 | |
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни. НРК Организация защиты населения в РА. | 1.2 | 1 | Значение и профилактика пожаров, основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Защита населения РФ от пожаров | Разъяснить значение профилактики пожаров; обсудить основные на-правления деятельности человека по обеспе-чению пож. безопасности. Сформировать чувство ответственного отношения к правилам пож.й безопасности, к рекомендациям специа-листов по правилам поведения для обеспе-чения личной безопас-ности во время пожара. | Знать значение профилактики пожаров, основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Владеть навыками применения специальных средств пожаротушения. Уметь применять полученные знания для предотвраще-ния пожара в жилище. | Уст-ный опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл 1 § 1.2 | 10.09 | |
3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах | 1.3 | 1 | Основные права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности, | Актуализировать знания учащихся о правах, обя-занностях и ответствен-ности граждан в области пожарной безопасности. Научить соблюдению правил в обеспечении личной безопасности при пожарах. Сформиро-вать у учащихся чувство ответственного отноше-ния к правилам пожарной безопасности, познако-мить с рекомендациями специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара. Воспитание милосердия, взаимопомощи и бескорыстия. | Знать правила ПБ, об ос-новных причинах и после-дствиях пожара; свои права и обязанности в области по-жарной безопасности; о пр-авилах поведения при пожа-рах в доме и способах эва-куации из горящего помещ-ения; рекомендации спец-тов МЧС. Уметь пользова-ться правилами безопа-го п-оведения при пожаре в жи-лом или общ-ном здании; правильно действовать в сл-учае пожара в доме; эвакуи-роваться из горящего здани-я; пользоваться первичны-ми средствами пожароту-шения; иметь представлен-ие об основных поражающ-их факторах пожара, воздействующих на людей. | Тест | Гл 1 § 1.3 | 17.09 | |
Тема 2. Безопасность на дорогах – 3 часа | ||||||||||
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей | 2.1 | 1 | ДТП и их последствия, основные причины ДТП, направления деятельности государства в области безопасности на дорогах. | Рассмотреть основные причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Расширить знания о проблеме безопасности на дорогах, повторить правила дорожного движения для всех его участников. Сформировать осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок. | Знать и повышать в об-ласти безопасности до-рожного движения куль-туру. Знать о причинах дорожно-транспортных происшествий. Уметь использовать получен-ные знания в повседнев-ной жизни для обеспе-чения личной безопасно-сти на улицах и дорогах, оценивать обстановку, складывающуюся на до-рогах, предвидеть разви-тие событий и возможно-сти возникновения опас-ной ситуации; действова-ть адекватно в дорожно-транспортной ситуации; | Уст-ный опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл 2 § 2.1 | 24.09 | |
5 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров | 2.2 | 1 | Организация дорожного движения, обязанности пешехода, пассажира. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. | Рассмотреть принципы организации дорожно-го движения, обязанно-сти пешеходов и пасса-жиров. Систематизиро-вать знания учащихся в области дорожного движения и сформиро-вать у них убеждение в необходимости осозна-нного соблюдения ПДД всеми его участ-никами: пешеходами, пассажирами. | Знать организацию до-рожного движения, соб-людать ПДД, уметь оце-нить обстановку на доро-ге, о правилах безопас-ного поведения пешехо-да, правила безопасного поведения пассажиров на транспорте. Уметь испо-льзовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в об-щественном транспорте. | Уст-ный опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл 2 § 2.2 Составить памятку для пассажира | 01.10 | |
6 | Велосипедист — водитель транспортного средства | 2.3 | 1 | Роль водителя ТС в обеспечении ДД, велосипедист-водитель ТС, Обязанности по безопасности велосипедиста. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге | Воспитание дисциплинированного пешехода, водителя-велосипедиста; Выработать потребность в соблюдении правил дорожного движения; Изучить правила юного велосипедиста. | Знать качества культурного водителя ТС (велосипед), о правилах безопасного поведения велосипедиста. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения водителем ТС. | Тест . | Гл 2 § 1.3 Под-гото-вить рисунки на тему: “Дорога и мы”. | 08.10 | |
Тема 3. Безопасность на водоемах – 3 часа | ||||||||||
7 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях | 3.1 | 1 | Значение воды в жизнедеятельности человека, безопасность на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Рекомендации специалистов МЧС | Рассмотреть правила безопасности на водоё-мах в различное время года. Сформировать у них убеждение в том, что вода не прощает тех, кто не соблюдает общие меры безопасно-сти на воде. Системати-зировать знания в обла-сти безопасного пове-дения на водоемах в различных жизненных ситуациях. Закрепить знания правил безопасного поведения на воде во время купания. | Знать и систематизировать знания учащихся в области безопасного поведения на водоемах и различных жизненных ситуациях. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на воде | Уст-ный опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл 3 § 3.1 | 15.10 | |
8 | НРК. Безопасный отдых на водоемах | 3.2 | 1 | Правила безопасного купания в различных водоемах, водные походы, возможные аварийные ситуации во время водных походов | Систематизировать знания обучаемых по безопасному поведе-нию на водоемах во время активного отды-ха в природных усло-виях. Закрепить знания правил безопасного поведения на воде во время водных походов в условиях аварийной ситуации, возникшей во время водного пожара. | Знать правила безопасного купания, безопасного поведения на водоемах во время активного отдыха в природных условиях. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на воде | Уст-ный опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл 3 § 3.2 | 22.10 | |
9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | 3.3 | 1 | Общие рекомендации по оказанию помощи терпящим бедствие на воде, освобождение от захвата, способы транспортировки пострадавшего. Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. | Ознакомление с правилами оказания первой помощи терпящим бедствие на воде и на льду, с приемами самоспасения при провале в полынью и ознакомление с такими понятиями как «истинное и бледное утопление»; воспитывать чувства ответственности, взаимовыручки. | Знать основные виды помощи терпящим бедствие на воде. Владеть навыками оказания помощи утопающему. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на воде | Контрольная работа. | Гл 3 § 3.3 | 29.10 | |
Тема 4. Экология и безопасность – 2 часа | ||||||||||
10 | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. НРК Экологическая обстановка в РА. | 4.1 | 1 | Влияние жизнеде-ятельности чело-века на загрязне-ние окружающей среды, загрязне-ние атмосферы, влияние последст-вий от загрязнения окружающей при-родной среды на здоровье человека. Экология и эколо-гическая система, экологический кризис. Значение взаимоотношений человека и биосферы, мутагенез. | Познакомить с влиянием на жизнедеятельность человека биосферы и мероприятиями по защите здоровья людей. Объяс-нить причины, в резуль-тате которых в природе возникает экологическое равновесие. Ознакомить с понятиями экология и экологическая система. Сообщить об основных объектах, влияющих на загрязнение биосферы. Сформировать убеждение в необходимости сохране-ния окружающей природ-ной среды и формирова-ния у каждого человека культуры в области эко-логической безопасности. | Знать и понимать необходимость сохранения окружающей природной среды, формирование культуры в области экологической безопасности. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | Фронтальный опрос | Гл 4 § 4.1 | 12.11 | |
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановки | 4.2 | 1 | Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экологическая ситуация в стране. Антропогенные изменения в природе. Воздействие человека на биосферу. Виды ЧС экологического характера. | Сформировать у уча-щихся устойчивое убе-ждение в необходимос-ти сохранять окружаю-щую природную среду и беречь личное здоро-вье. Формировать на-выки безопасного пове-дения в экологически-неблагоприятной обс-тановке. Раскрыть сущ-ность и особенности экологической культу-ры; сформировать по-нятия "мутагены" "свободные радикалы"; дать представление о положительном влиянии витаминов на организм. | Знать о влиянии окружающей среды на здоровье человека, об экологической ситуации в стране, регионе, районе. Знать правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания. Уметь уменьшать влияние на свое здоровье вредных экологических факторов. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | Зачет | Гл 4 § 4.2 | 19.11 | |
Раздел 2 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения – 5 часов | ||||||||||
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия – 5 часов | ||||||||||
12 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 5.1 | 1 | Причины возникновения ЧС техногенного характера, объекты экономики, классификация ЧС техногенного характера | Провести классификацию ЧС техногенного характера и познакомить с рекомендациями специалистов по безопасности. Разъяснить учащимся понятия аварии и ЧС техногенного характера. | Знать ЧС техногенного характера, основные причины возникновения ЧС, классификацию ЧС. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности. | Уст-ный опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл 5 § 5.1 | 26.11 | |
13 | Аварии на радиационно- опасных объектах и их возможные последствия | 5.2 | 1 | Радиационно-опасные объекты, возможные последствия аварий, влияние ионизирующего излучения на организм человека | Познакомить с авариями, в результате которых выб-расываются радиоактив-ные вещества. Ознакоми-ть с природой, единицами измерения и биологичес-кими эффектами ионизи-рующего излучения, с ис-точниками естественной радиоактивности, с радиа-ционно-опасными объек-тами и происходящими радиационными авариями на них, с последствиями радиационных аварий. | Знать понятия «радиацион-но-опасный объект», «ио-низирующее излучение», «радиоактивное загрязне-ние окружающей среды», нормы радиационной безо-пасности человека; специ-фические свойства радио-активных веществ. Иметь об-щее представление о последст-виях аварий на радиационно-опасных объектах, о последст-виях облучения людей. Уметь использовать полученные зна-ния и умения для обеспечения личной безопасности. | Тест | Гл 5 § 5.2 | 03.12 | |
14 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. НРК. Химически опасные объекты РА. | 5.4 | 1 | Опасные химические вещества и аварийно химически опасные вещества. Химически опасные объекты. Химическая авария и ее возможные последствия | Ознакомить учащихся с авариями, в результате которых выбрасывается в атмосферу большое количество СДЯВ, с аварийно - химически опасными веществами и их крупнейшими пот-ребителями. Разобрать с учащимися классифи-кацию АХОВ по харак-теру воздействия на че-ловека. Объяснить, как подразделяются аварии и как определить степень опасности. | Знать характеристику наиболее распространенных ОХВ и АХОВ, обобщить знания о последствиях аварии на объектах. Знать районы РФ с высокой концентрацией химически опасных объектов. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности. | Слова-рный дик-тант | Гл 5 § 5.4 | 10.12 | |
15 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия | 5.6 | 1 | Взрыво- и пожароопасные объекты, последствия аварий, основные причины аварий. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах | Изучить с учащимися причины, классификацию, условия возникновения, возможные последствия пожаров и взрывов на объектах экономики. | Знать взрыво- и пожаро-опасные объекты, после-дствия, основные причины пожаров и взрывов в жилых и общественных зданиях; основные пора-жающие факторы пожара, взрыва. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления; устранять причины взрывов и пожаров в жилых зданиях. | Тест | Гл 5 § 5.6 | 17.12 | |
16 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. НРК. Гидротехнические сооружения в РА, | 5.8 | 1 | Гидротехнические сооружения и их предназначение, аварии и причины, возможные последствия. | Познакомить с гидроди-намическими авариями и катастрофами. Дать учащимся понятие о ги-дродинамической ава-рии. Изучить основные причины, вызывающие гидродинамические ава-рии. Объяснить возмож-ные первичные и втори-чные последствия гидро-динамических аварий. | Знать основные гидроте-хнические сооружения и предназначение, возмож-ных. Иметь представле-ние об основных при-чинах и последствиях гидродинамических аварий. Уметь предви-деть потенциальные опасности правильно действовать в случае их наступления | Уст-ный опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл 5 § 5.8 | 24.12 | |
Раздел 3 Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций – 7 часов | ||||||||||
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения – 4 часа | ||||||||||
17 | Обеспечение радиационной безопасности населения | 5.3 | 1 | Развитие ядерной энергетики и обеспечение радиационной безопасности, нормы радиацион-ной безопасности, рекомендации специалистов МЧС. Правила безопасного поведения при радиационных авариях | Познакомить учащихся со способами защиты населения в ЧС. Изучить основные поражающие факторы при авариях; рассмотреть основные способы защиты, с характеристикой поражения людей при авариях на АЭС, с дей-ствиями при радиоак-тивных авариях. Позна-комить учащихся как проводится йодопрофилактика. | Знать и понимать неизбеж-ность развития ядерной эне-ргетики, политику радиаци-онной безопасности, о ради-ационной защите населени-я, правила безопасного по-ведения при авариях на ра-диационно-опасных объек-тах; способы оповещения населения. Уметь действо-вать по сигналу оповещен-ия об аварии на радиацион-но-опасных объектах; пред-видеть опасности и прави-льно действовать в случае их наступления. | Уст-ный опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл 5 § 5.3 | 14.01 | |
18 | Обеспечение химической защиты населения | 5.5 | 1 | Общие мероприятия по защите населения от химических аварий, средства индивидуальной защиты, рекомендации специалистов МЧС. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества | Познакомить учащихся со способами защиты населения в ЧС. Ознакомить учащихся с основными правилами поведения при химических авариях, осуществление эвакуации из зоны распространения химических веществ. | Знать общие мероприятия, проводимые в стране и ре-гионе для защиты нас-ния от хим. аварий, средства ин-дивид. защиты и их свойст-ва. Уметь предвидеть поте-нциальные опасности и пра-вильно действовать в слу-чае их наступления, о хим. защите населения; двигать-ся по зараженной зоне, про-водить герметизацию поме-щения; владеть навыками выполнения мероприятий по защите от поражающих факторов аварий на хим-ски опасных объектах и прави-льного использования ИСЗ органов дыхания и кожи. | Уст-ный опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл 5 § 5.5 | 21.01 | |
19 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | 5.7 | 1 | Общие меры по защите населения от последствий аварий на взрыво-и пожароопасных объектах, мероп-риятия по повы-шению безопасно-сти функциониро-вания, рекоменда-ции специалистов МЧС | Познакомить учащихся со способами защиты населения в ЧС, правила безопасного поведения при аварий на взрывопожароопасных объектах | Знать правила безопасного поведения при пожарах и взрывах, общие мероприя-тия, проводимые в стране по защите населения, реко-мендации специалистов М ЧС. Уметь предвидеть опас-ности и правильно действо-вать в случае их наступле-ния; тушить очаг пожара; оказывать помощь чел-ку, на котором загорелась одежда. | Уст-ный опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл 5 § 5.7 | 28.01 | |
20 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | 5.9 | 1 | Мероприятия по профилактике воз-никновения гидро-динамических ава-рий, мероприятия по ликвидации послед-ствий, рекоменда-ции специалистов МЧС. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидротехнической аварии | Познакомить учащихся со способами защиты населения в ЧС. Довести учащихся основные правила поведения по сигналу об угрозе затопления и в случае катастрофического затопления. | Знать основные мероприя-тия по защите населения, по уменьшению последствий аварий на гидроди-кие опа-сных объектах; рекоменда-ции специалистов МЧС, правила безопасного пове-дения при угрозе и в ходе наводнения при гидрот-кой аварии, способы оповеще-ния об авариях на гидроди-кие опасных объектах; Уме-ть предвидеть опасности и правильно действовать в случае их наступления. | Контрольная работа . | Гл 5 § 5.9 | 04.02 | |
Тема 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера – 3 часа | ||||||||||
21 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера | 6.1 | 1 | Федеральная авто-матизированная сис-тема централизован-ного сообщения, ре-гиональные и терри-ториальные систе-мы, локальная сис-тема оповещения. Оповещение населе-ния о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая инфор-ция, передаваемая по ра-дио, приемнику, те-левизору о чрезвы-чайных ситуациях. | Познакомиться с организацией оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, со способами и порядком оповещения населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | Знать организацию оповещения техногенного характера населения о ЧС. Уметь владеть навыками поведения в чрезвычайных ситуациях по сигналу «Внимание всем!»; использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности. | Уст-ный опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач Разга-дыва-ние крос-сворда | Гл 6 § 6.1 | 11.02 | |
22 | Эвакуация населения | 6.2 | 1 | Эвакуация, особенности организации эвакуации, размещение эвакуированного населения. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации | Рассмотреть цели, задачи эвакуации, классификацию видов эвакуации по различным признакам. | Знать меру экстренной за-щиты населения от поража-ющих факторов ЧС – эвакуацию, об обязанностях и правилах поведения людей при эвакуации. Уметь комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения; использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | Слова-рный дик-тант Составить памя-тку «Прави-ла пове-дения учащ-ся при по-лучении сигнала о ЧС» | Гл 6 § 6.2 | 18.02 | |
23 | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 6.3 | 1 | Общие мероприятия по инженер-ной защите населения в условиях ЧС, защитные сооруже-ния ГО, предназна-чение, правила поведения в убежищах | Познакомиться с основными мероприятиями по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | Знать общие мероприятия по инженерной защите населения от ЧС, предназначение ГО. Иметь представление об инженерной, защите населения. | Тест | Гл 6 § 6.3 | 25.02 | |
Модуль 2 Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни. – 12 часов | ||||||||||
Раздел 4 Основы здорового образа жизни – 8 часов | ||||||||||
Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие – 8 часов | ||||||||||
24 | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека | 7.1 | 1 | Здоровье человека и основные пока-затели, характери-зующие его уро-вень, определение здоровья, здоровье человека как индивидуальная и общественная ценность | Ввести понятия здоровья и здорового образа жизни, выделить основные составляющие индивидуального здоровья и ЗОЖ, познакомить с критериями здоровья. | Знать и иметь цельное представление о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Уст-ный опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл 7 § 7.1 | 04.03 | |
25 | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность | 7.2 | 1 | Основные составляющие индивидуального здоровья человека, элементы образа жизни человека, обеспечивающие его благополучие, ведущие факторы, оказывающие влияние на здоровье человека | Выявить уровень знаний учащихся об основах здорового образа жизни, о здоровье как основной ценности человека. Сформировать понятие о том, что их здоровье в большей степени зависит от их собственного поведения и действий. | Знать основные понятия индивидуального здоро-вья, духовного, физичес-кого и социального благополучия, то, что человек сам несет ответственность за свое здоровье. Уметь исполь-зовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Зачет | Гл 7 § 7.2 | 11.03 | |
26 | Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества | 7.3 | 1 | Репродуктивное здоровье, семья в современном обществе и ее функция, влияние семьи на репродуктивное здоровье и демографическую ситуацию в стране. | Познакомиться с общей характеристикой репроду-ктивного здоровья, с ос-новными критериями, оп-ределяющими репродук-тивное здоровье. Сформи-ровать представление об основных элементах обра-за жизни чел-ка, оказыва-ющих влияние на форми-рование его духов-го, фи-зич-го и соц-го благопо-лучия, а также убеждение в том, что каждый чел-к не-сет ответственность за свое здоровье и благополучие. | Знать о репродуктивном здоровье как составляю-щей здоровья человека и общества. Уметь исполь-зовать полученные зна-ния в повседневной жиз-ни для ведения здорово-го образа жизни. Иметь представление о призна-ках беременности и фор-мировании плода; факто-рах способствующих ро-ждению здорового ребе-нка, воспитанию детей. | Слова-рный дик-тант | Гл 7 § 7.3 | 18.03 | |
27 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | 7.4 | 1 | ЗОЖ –индивидуальная система поведения человека, факторы, оказывающие влияние на здоровье человека, направления формирования индивидуальной программы ЗОЖ | Рассмотреть понятие здорового образа жизни, познакомиться с основными факторами, оказывающими влияние на здоровье человека. | Знать и иметь целостное представление о том, что здоровый образ жизни-это индивидуальная система поведения человека. Уметь исполь-зовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни. Иметь представление о закаливании, как о положительном факторе ЗОЖ. Уметь проводить закаливающие процедуры. | Уст-ный опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл 7 § 7.4 | 08.04 | |
28 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | 7.5 | 1 | Основные неинфекционные заболевания и их влияние на здоровье человека, основные причины возникновения неинфекционных заболеваний, общие меры профилактики | Рассмотреть факторы, способствующие появлению основных неинфекционных заболеваний, познакомиться с мерами профилактики основных неинфекционных заболеваний. | Знать основные неинфекционные заболевания, причины возникновения, влияние на здоровье человека. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни. | Уст-ный опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл 7 § 7.5 | 15.04 | |
29 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 7.6 | 1 | Общие понятия о вредных привычках, биологический механизм формирования наркомании, последствия вредных привычек | Формировать знания о факторах, разрушающих здоровье человека. формирование понятия “вредные привычки” губительно влияющие на здоровье человека. | Знать, что вредные привычки приравниваются к серьезным заболеваниям, трудно поддающимся лечению. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Слова-рный дик-тант | Гл 7 § 7.6 | 22.04 | |
30 | Профилактика вредных привычек | 7.7 | 1 | Нормативно-правовая база по профилактике наркомании, качества, которые необходимо формировать для отказа от наркотиков | Познакомить с мерами профилактики вредных привычек. Разъяснить их негативное влияние на здоровье, о последствиях, показать актуальность и значимость проблемы ал-коголизма и наркотиков как для отдельной лично-сти, так и для общества в целом. Дать понятия о фо-рма-х принуждения, нау-чить способам отказа. За-крепить знания о том, что здоровье – главное услов-ие счастливой жизни, фор-мировать чувство ответст-венности за свою жизнь. | Знать нормативно-правовую базу по профилактике наркомании, выработать установку о категоричном отказе от наркотиков. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Уст-ный опрос Выбо-роч-ный тест | Гл 7 § 7.7 | 29.04 | |
31 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 7.8 | 1 | Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности, общие понятия о культуре БЖ, уровень культура БЖ как критерий определения уровня здоровья и безопасности | Формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности. | Знать, что здоровый образ жизни – залог безопасного человека в повседневной жизни в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Зачет | Гл 7 § 7.8 | 06.05 | |
Раздел 5 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 4 часа | ||||||||||
Тема 8. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях – 4 часа | ||||||||||
32 | Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение | 8.1 | 1 | ПМП и ее предназначение, общие правила оказания ПМП, средства используемые при оказании ПМП | Познакомить со средст-вами оказания ПМП пострадавшим и средс-твами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убеждение в том, что каждый человек должен владеть прие-мами в оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Сформировать навыки оказания первой медицинской помощи. | Знать правила оказания ПМП и средствами, которые могут быть использованы при этом. Уметь принимать решения и грамотно действовать, использовать полученные знания во время оказания доврачебной помощи пострадавшему. | Уст-ный опрос Прак-тичес-кая работа | Гл 8 § 8.1 | 13.05 | |
33 | Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно-химически опасными веществами | 8.2 | 1 | Вещества АХОВ, признаки отравления, ПМП, которую нужно оказать при отравлении аммиаком и хлором | Познакомить со средствами оказания ПМП при отравлении АХОВ. Сформировать навыки оказания первой медицинской помощи. | Знать ПМП АХОВ (ам-миак и хлор), признаки отравления. Уметь при-нимать решения и грамо-тно действовать. Владеть навыками оказания пер-вой мед. помощи при от-равлениях. Уметь испо-льзовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необ-ходимости в соответст-вующие службы экстрен-ной помощи. оказывать ПМП при отравлении. | Уст-ный опрос Прак-тичес-кая работа | Гл 8 § 8.2 | 20.05 | |
34 | Первая медицинская помощь при травмах | 8.3 | 1 | Травма, виды травм, средства для оказания ПМП. Способы остановки кровотечений. | Познакомить со средствами оказания ПМП при травмах. Сформировать навыки оказания первой медицинской помощи. | Знать виды травм, правила ПМП. Уметь принимать решения и грамотно действовать. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при травмах. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи | Уст-ный опрос Прак-тичес-кая работа | Гл 8 § 8.3 | 27.05 | |
35 | Первая медицинская помощь при утоплении | 8.4 | 1 | ПМП при утоплении, случаи выполнения искусственного дыхания, правила поведения искусственного дыхания | Познакомить со средствами оказания ПМП при утоплении. Сформировать навыки оказания первой медицинской помощи. | Знать правила оказания ПМП при утоплении. Уметь принимать решения и грамотно действовать. Владеть навыками оказа-ния первой медицинской помощи при утоплении. Использовать приобре-тенные знания в повсед-невной жизни для обра-щения (вызова) в случае необходимости в соот-ветствующие службы экстренной помощи. | Контрольная работа | Гл 8 § 8.4 | 31.05 | |
Всего часов | 35 |
Тематическое планирование по ОБЖ 9 класс.
№ урока | Наименование раздела, темы, урока | № модуля, раздела, темы, урока | Количество часов | Элементы содержания | Цели и задачи урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Форма конт-роля | Д/З | Дата |
Модуль I Основы безопасности личности, общества и государства – 24 часа | |||||||||
Раздел I Основы комплексной безопасности – 8 часов | |||||||||
Тема I. Национальная безопасность России в современном мире – 4 часа | |||||||||
1 | Современный мир и Россия | 1.1 | 1 | Потенциальные возможности России, Роль России в мировых процессах, обеспечение стабильности и национальна интересов России в мировом сообществе | Познакомить с содер-жанием национальных интересов России на современном этапе развития, с какими странами и организаци-ями в мире сотрудни-чает Россия, какое значение имеет сотрудничество со странами СНГ. | Знать и иметь общее представление о роли России в современном мире, потенциальные возможности страны, основные направления политики. Уметь использовать и применять полученные знания на практике. | Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл 1 § 1.1 | 3.09 |
2 | Национальные интересы России в современном мире | 1.2 | 1 | Интересы личнос-ти, общества и го-сударства в об-щем содержании национальных ин-тересов России, национальных интересы России во внутриполити-ческой, экономи-ческой, духовной, международной и военной сферах. | Формировать знания о месте России в мировом сообществе о значении усилия всех членов общества для достижения высокого уровня всего многонационального народа нашей страны. Познакомить с интересами личности, общества и государства. | Знать и иметь представление о национальных интересах России как совокупности сбалансированных интересов общества, личности и государства. Уметь использовать и применять полученные знания на практике. | Устн-ый опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл 1 § 1.2 | 10.09 |
3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России | 1.3 | 1 | Национальна безо-пасность России, профилактика от-рицательного вли-яния человеческо-го фактора на бе-зопасность лично-сти, общества и государства, повышение уровня культуры в области безопасности | Познакомить с основными направлениями деятельности государства в области национальной безопасности страны, сопоставить свое поведение с понятием национальная безопасность. | Знать и понимать угрозу национальным интересам и безопасности России, отрицательное влияние человеческого фактора. Уметь использовать и применять полученные знания на практике. | Устн-ый опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл 1 § 1.3 | 17.09 |
4 | Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность. | 1.4 | 1 | Возрастание отри-цательного влия-ния последствия ЧС и человеческо-го фактора на на-циональную безо-пасность России, общая система бе-зопасности, урове-нь культуры в об-ласти безопаснос-ти населения | Ознакомить с полной своей ответственности за национальную безо-пасность нашей роди-ны России, с влияни-ем, оказывающие ЧС прир-го, тех-го и соц-го характера на национа-льную безоп-ть России, с основыными элемен-тами безопасности населения от ЧС | Знать и иметь представление об общей культуре населения в области БЖ для обеспечения национальной безопасности России. Уметь использовать и применять полученные знания на практике. | Слова-рный дик-тант | Гл 1 § 1.4 | 24.09 |
Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России – 4 часа | |||||||||
5 | Чрезвычайные ситуации и их классификация | 2.1 | 1 | Общие подходы по обеспечению жизнедеятельности человека на Земле, ключевые понятия в области БЖ, классификация ЧС по масштабу их распространения и тяжести последствий | Познакомить учащихся с ЧС, их классификацией, ключевыми понятиями; воспитывать безопасное поведение. | Знать об опасности ЧС, их влиянии на БЖ страны, о классификации ЧС по мас-штабу, распространении и тяжести. Иметь представле-ние о силах и средствах ли-квидации ЧС. Уметь испо-льзовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | Тест Разга-дыва-ние крос-сворда | Гл 2 § 2.1 | 01.10 |
6 | Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия НРК. ЧС природного характера в РА | 2.2 | 1 | Причины возникновения ЧС природного характера, последствия, характерные ЧС природного происхождения в России | Познакомить учащихся с ЧС природного характера и их последствиями; воспитывать безопасное поведение во время ЧС природного характера. | Знать о наиболее характер-ных опасных прир-ых явле-ниях и ЧС прир-ых явлени-ях, возникающих на терри-тории нашей страны, мест-ные признаки приближения опасного прир-ого явления. Уметь использовать приоб-ретенные знания для разви-тия в себе качеств, необхо-димых для безоп-ого пове-дения в ЧС прир-го хар-ра. | Устн-ый опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл 2 § 2.2 | 08.10 |
7 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины . НРК. | 2.3 | 1 | Факторы опасности техносферы для БЖ, основные источники, причины и последствия возникновения ЧС | Познакомить учащихся с ЧС техногенного характера, видами, ключевыми понятиями; воспитывать безопасное поведение. | Знать о факторах опасности техносферы для БЖ населения страны. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | Зачет | Гл 2 § 2.3 | 15.10 |
8 | Угроза военной безопасности России | 2.4 | 1 | Возрастание роли ВС РФ для обес-печения национа-льной безопаснос-ти России в совре-менном мире, вне-шние и внутрен-ние угрозы, трансграничные угрозы | Познакомить с угрозой военной безопасности России, с обороной государства, с основными, внешними, внутренними военными опасностями. | Знать внешние и внутрен-ние угрозы национальной безопасности России. Ум-еть использовать получен-ные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помо-щи. Уметь предвидеть по-тенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | Устн-ый опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл. 2 § 2.4 | 22.10 |
Pаздел 2 Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций – 7 часов | |||||||||
Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени – 3 часа | |||||||||
9 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | 3.1 | 1 | РСЧС, ее предназначение, структура РСЧС, силы и средства РСЧС | Познакомить с исто-рией создания РСЧС, задачами, органами управления, силами и средствами РСЧС; раз-вивать речь, внимание, память, воспитывать патриотизм, гордость за Россию. | Знать РСЧС, общее представление о структуре, силах и средствах. Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи. | Устн-ый опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл. 3 § 3.1 | 29.10 |
10 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны | 3.2 | 1 | Предназначение и задачи ГО, руководство ГО, права и обязанности гражданина РФ в области ГО | Познакомить с гражда-нской обороной как со-ставной частью безопа-сности обороноспособ-ности страны, направ-лениями развития, за-дачами, основными ме-роприятиями в области ГО, правами и обязан-ностями граждан; вос-питывать патриотизм, гордость за Россию. | Знать общее представление о ГО, систему руководства ГО, права и обязанности гражданина РФ в области ГО. Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи | Тест | Гл. 3 § 3.2 | 12.11 |
11 | МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 3.3 | 1 | МЧС России, его предназначение и структура, основные задачи МЧС России, роль МЧС России в области защиты населения от ЧС | Познакомить с МЧС, задачами, полномочиями, направлениями деятельности; воспитывать безопасное поведение, патриотизм, гордость за Россию. | Знать о МЧС России, предназначение, структура, основные задачи. Уметь предвидеть потен-циальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. | Устн-ый опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл. 3 § 3.3 | 19.11 |
Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени – 4 часа | |||||||||
12 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. НРК | 4.1 | 1 | Мониторинг ЧС и его предназначение, основные методы прогнозирования ЧС, особенности прогнозирования | Познакомить мониторингом и прогнозированием ЧС; с задачами, основными мероприятиями в области прогнозирования. | Знать понятие «мониторинг и прогнозирование ЧС» как составная часть системы мер противоде-йствия ЧС. Уметь испо-льзовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи | Устн-ый опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл. 4 § 4.1 | 26.11 |
13 | Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 4.2 | 1 | Инженерно-техни-ческие мероприя-тия по защите на-селения и террито-рий от ЧС, защит-ные сооружения ГО, рациональное размещение объе-ктов экономики и поселений на тер-ритории страны | Познакомить с инженерной защитой населения и территорий от ЧС, с мероприятиями по повышению физической стойкости объектов от воздействия ЧС, с защитой населения от последствий ЧС. | Знать комплексные мероприятия, касающиеся инженерной защиты населения и территорий от ЧС. Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи | Тест | Гл. 4 § 4.2 | 03.12 |
14 | Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. НРК | 4.3 | 1 | Система централизованного оповещения населения о ЧС, локальная система оповещения, основные направления по совершенствованию. Эвакуация, ее сущность, виды эвакуации, классификация, рекомендации населению | Познакомить с системой оповещения, классификацией эвакуации, рассредоточением; воспитывать сострадание, безопасное поведение. | Знать о системе оповеще-ния населения страны о ЧС, о локальном оповещении местного населения; поня-тие «эвакуация»; классифи-кацию эвакуации; план эва-куации учреждения, средст-ва индивидуальной защиты; систему оповещения, сиг-нал «Внимание всем». Зна-ние эвакуации. Уметь дейс-твовать при угрозе ЧС, при оповещения о ЧС; правиль-но эвакуироваться, исполь-зуя различные укрытия и защитные сооружения. | Устн-ый опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл. 4 § 4.3 | 10.12 |
15 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | 4.4 | 1 | Аварийно-спасательные, неотложные работы и их предназначение, основные виды обеспечения работ | Познакомить с аварийно-спасательными работами, мероприятиями, которые входят в них, неотложными работами, видами обеспечения. | Знать основное содержание аварийно-спасательных работ. Уметь использовать и применять полученные знания на практике. | Контрольная работа | Гл. 4 § 4.4 | 17.12 |
Раздел 3 Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации – 9 часов | |||||||||
Тема 5. Общие понятия о терроризме и экстремизме – 2 часов | |||||||||
16 | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России | 5.1 | 1 | Терроризм как идеология населения, особенности террористической деятельности в России, международный терроризм | Познакомить с современным терроризмом, его особенностями, опасностью терроризма, с мерами противодействия терроризму и экстремизму. | Знать понятие «террори-зм» как идеология наси-лия и жестокости в отно-шении человека. Особен-ности террорис-ой деяте-льности на националь-ную безопасность Рос-сии. Уметь использовать и применять полученные знания на практике. | Устн-ый опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл. 5 § 5.1 | 24.12 |
17 | Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления | 5.2 | 1 | Терроризм и террористическая деятельность, основные виды терроризма, основные черты современного терроризма | Познакомить с видами террористических ак-тов, с орудием и сред-ствами преступления, с видами современной террористической дея-тельности, с особеннос-тями, характеризую-щие терроризм. | Знать и обобщить знания о терроризме как идеологии насилия и террористической деятельности, основные виды и черты современного терроризма. Уметь использовать и применять полученные знания на практике. | Зачет | Гл. 5 § 5.2 | 14.01 |
Тема 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации – 3 часа | |||||||||
18 | Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму | 6.1 | 1 | Правовые основы противодействия терроризму и экс-тремизму, Консти-туция РФ, Резолю-ция Совета Безо-пасности ООН. Стратегия нацио-нальной безопас-ности РФ до 2020 г. | Познакомить с нормативно-правовыми актами по противодействию терроризму и экстремизму, с концепцией, с резолюцией, со стратегией нац-ой безопасности. | Знать законодательную и нормативно-правовую базу по организации борьбы с терроризмом, о наказании за участие в террористической деятельности. Уметь использовать и применять полученные знания на практике. | Устн-ый опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл. 6 § 6.1 | 21.01 |
19 | Общегосударственное противодействие терроризму. НРК | 6.2 | 1 | Организационные основы борьбы с терроризмом в РФ, контртеррористическая операция, силы и средства для проведения операции | Познакомить с обще-государственным про-тиводействием терро-ризму, основными за-дачами, направлениями деятельности, с органи-зацией борьбы с терро-ризмом, с ликвидацией последствий террориз-ма. | Знать систему борьбы с терроризмом в РФ. Уметь использовать и применять полученные знания на практике. | Тест . | Гл. 6 § 6.2 | 28.01 |
20 | Нормативно-правовая база противодействия наркотизму | 6.3 | 1 | Нормативно-право-вая база политики противодействия на-ркомании, роль ФЗ РФ «О наркотичес-ких средствах…» наказание в УК РФ за действия, связан-ные с наркотически-ми и психотропны-ми веществами | Познакомить с нарко-манией, нормативно-правовой базой по про-тиводействию наркоти-зму, с концепцией, со стратегией, с уголов-ным кодексом РФ наказания за действия с наркотизмом. | Знать нормативно-законодательную базу и наказания за действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами. Уметь использовать и применять полученные знания на практике. | Слова-рный дик-тант . | Гл. 6 § 6.3 | 04.02 |
Тема 7. Организационные основы противодействие терроризму и наркотизму в Российской Федерации – 2 часа | |||||||||
21 | Организационные основы противодействие терроризму в Российской Федерации | 7.1 | 1 | Существующие в мировой практике формы борьбы терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции | Познакомить с организацией работы по противодействию терроризму, с антинаркотической политикой | Знания Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Уметь использовать и применять полученные знания на практике. | Устн-ый опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл. 7 § 7.1 | 11.02 |
22 | Организационные основы противодействие наркотизму в Российской Федерации | 7.2 | 1 | Основные меры борьбы наркоманией. | Познакомить с орган-изацией работы по нар-котизму, борьбой с на-ркоманией, с Федера-льной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков в России. | Знания Наказание, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Уметь использовать и применять полученные знания на практике. | Зачет | Гл. 7 § 7.2 | 18.02 |
Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости – 2 часа | |||||||||
23 | Правила поведения при угрозе террористического акта | 8.1 | 1 | Взрывы в местах массового скопле-ния людей. Захват воздушных и мор-ских судов и др. транспортных сре-дств. Правила по-ведения при опас-ности взрыва, в случае похищения или захвата вас в заложники, при перестрелке. | Познакомить с правилами поведения при угрозе и возникновении террористического акта: при взрыве, похищении или захвате вас в заложники, захвате судна, перестрелке, о порядке приема сообщения о угрозе террористи-ческого акта. | Знать правила поведения при опасностях. Уметь действовать при угрозе нападения, захвата судов, взрывах, перестрелке. Уметь предвидеть потен-циальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | Устн-ый опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл. 8 § 8.1 | 25.02 |
24 | Профилактика наркозависимости | 8.2 | 1 | Значение индиви-дуальной системы самовоспитания, психологические основы, рекомендации для профилактики наркомании. | Познакомить с профилактикой наркомании, с утверждениями по отрицательному отношению к наркотику. | Знать, что эффективная проф-ка наркомании - это индивидуальная программа самовоспитания. Уметь де-йствовать при профилакти-ке нарк-и; предвидеть поте-нциальные опасности и пра-вильно действовать в слу-чае их наступления | Контрольная работа | Гл. 8 § 8.2 | 04.03 |
Модуль 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 11 часов | |||||||||
Раздел 4 Основы здорового образа жизни – 9 часов | |||||||||
Тема 9. Здоровье – условие благополучия человека – 3 часа | |||||||||
25 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность | 9.1 | 1 | Общее понятие о зд-оровье, основные со-ставляющие здоро-вья, факторы, оказы-вающие влияние на здоровье. Основные факторы, оказываю-щее существенное влияние на здоровье чел-ка. Взаимосвязь, существующая меж-ду духовной, физи-ческой, и социаль-ной составляющими здоровья чел-ка. | Познакомить со здоровьем человека, его составляющими, факторами, влияющими на состояние здоровья, воспитывать культуру здорового образа жизни, безопасное поведение | Знать о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности. Здоровье, ЗОЖ, факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья. Уметь использовать и применять полученные знания на практике. | Устн-ый опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл. 9 § 9.1 | 11.03 |
26 | Здоровый образ жизни и его составляющие. НРК | 9.2 | 1 | Духовная, физическая, социальная составляющая здорового образа жизни. Роль ЗОЖ в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельно-сти. | Дать представление о здоровом образе жизни, его составляющих, воспитывать культуру здорового образа жизни, безопасное поведение. Формировать знания о факторах, формирующих физическое благополучие человека. | Знать и иметь целостное представление о здоровом образе жизни в повседневной жизни; Физическое здоровье, гигиены, изменения в подростковом возрасте, духовное здоровье, акселерация. Уметь использовать и применять полученные знания на практике. | Устн-ый опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач . | Гл. 9 § 9.2 | 18.03 |
27 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | 9.3 | 1 | Репродуктивное здоровье и демог-рафическая ситуа-ция в стране, роль семьи, ответствен-ность родителей и государства за воспитание и развитие детей | Дать представление о ре-продук-ом здоровье, о во-спитании культуры здоро-вого образа жизни, имею-щая значение для нацио-нальной безопасности Ро-ссии, о роли семьи в процес-се смены поколений, о влия-нии гос-ва и род-ей на воспи-тание и развитие подрас-тающего поколения. | Знать о репродуктивном здоровье, как единой соста-вляющей здоровья человека и общества, роль и значение семьи в укреплении репро-дуктивного здоровья и обе-спечении национальной бе-зопасности. Уметь исполь-зовать и применять полу-ченные знания на практике. | Зачет | Гл. 9 § 9.3 | 08.04 |
Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье – 3 часа | |||||||||
28 | Ранние половые связи и их последствия | 10.1 | 1 | Основные причи-ны, способствую-щие раннему всту-плению в половую связь, последстви-я, ЗОЖ-надежная профилактика ра-ннего вступления в половую связь | Дать представление о ранних половых связях; воспитывать культуру здорового образа жизни, безопасное поведение. | Знать основные причины вступления в раннюю половую связь, соблюдение норм ЗОЖ Уметь укреплять здоровье, восстанавливать душевное равновесие. | Устн-ый опрос Реше-ние ситуа-цион-ных задач | Гл.10 §10.1 | 15.04 |
29 | Инфекции, передаваемые половым путем | 10.2 | 1 | Инфекции, пере-даваемые поло-вым путем, при-чины распростра-нения, характерис-тика основных инфекций, основ-ные меры профи-лактики ИППП | Познакомить с инфекциями, передаваемыми половым путем, с мерами профилактики, с уголовно наказуемым деянием. | Знать признаки инфекций, причины распространения, меры профилактики. Уметь предвидеть потен-циальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | Слова-рный дик-тант Тест Разга-дыва-ние крос-сворда | Гл.10 §10.2 | 22.04 |
30 | Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе | 10.3 | 1 | Общие понятия о ВИЧ-инфекции, СПИД, причины распространения, профилактика | Дать представление о ВИЧ-инфекции и СПИДе, формировать отрицательное отноше-ние к ранним половым связям; воспитывать культуру здорового об-раза жизни, безопасное поведение. | Знать понятия ВИЧ-инфекции, СПИД, причины распростране-ния, меры профилактики. Уметь предвидеть потен-циальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | Гл.10 §10.3 | 29.04 | |
Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья – 3 часа | |||||||||
31 | Брак и семья | 11.1 | 1 | Общие понятия о браке, семье, значение культуры общения и основные факторы для создания благополучной семьи, | Рассмотреть понятия брака и семьи, факторы успешных семейных взаимоотношений супругов; проанализировать значение семьи для воспроизводства населения страны. | Знать общие понятия о браке и семье. Уметь использовать и применять полученные знания на практике. | Устн-ый опрос Реше-ние сит-ных задач | Гл.11 §11.1 | 06.05 |
32 | Семья и здоровый образ жизни человека | 11.2 | 1 | Умение супругов общаться между собой в семейной жизни, подготовка к воспитанию детей, умение организовать семейный досуг | Рассмотреть роль семьи в формировании здорового образа жизни. Познакомить с психологическими особенностями супругов, с совместным отдыхом супругов. | Знать основные качества и умения, которыми дол-жны обладать молодые люди, решившие вступи-ть в брак и завести се-мью. Уметь использовать и применять полученные знания на практике. | Фрон-тальн. опрос | Гл.11 §11.2 | 13.05 |
33 | Основы семейного права в Российской Федерации | 11.3 | 1 | Краткая история семейного законодательства, семейное законодательство РФ, Семейный кодекс РФ | Рассмотреть особенно-сти брачно-семейных отношений, закреплён-ные в семейном праве, осуществление регулирования сем. отношений. | Знать основы семейного права РФ. Уметь использовать и применять полученные знания на практике. | Тест | Гл.11 §11.3 | 20.05 |
Pаздел 5 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 2 часа | |||||||||
Тема 12. Оказание первой помощи – 2 часа | |||||||||
34 | Первая помощь при массовых поражениях | 12.1 | 1 | Навыки по самопомощи и взаимопомощи во время массовых мероприятий, массовых поражениях | Рассмотреть последовательность оказания первой медицинской помощи при массовых поражениях, причины поражений. | Знать ПМП во время массо-вых мероприятий и пораже-ниях. Уметь оказывать ПМП, использовать приоб-ретенные знания в повсед-невной жизни для оказания ПМП, для обращения (вы-зова) в случае необходимо-сти в соответствующие слу-жбы экстренной помощи | Уст-ный опрос Практическое заня-тие Уст-ный опрос Практическое заня-тие | Гл.12 §12.1 | 24.05 |
35 | Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ | 12.2 | 1 | Признаки передозировки ПАВ, возможные последствия, правила оказания ПМП | Рассмотреть правила оказания первой медицинской помощи при передозировке в приёме психоактивных веществ. | Знать основные признаки и правила оказания ПМП при передозировке ПАВ. Уметь оказывать ПМП, использо-вать приобретенные знания в повседневной жизни для оказания ПМП, для обраще-ния (вызова) в случае необ-ходимости в соответ-щие службы экстренной помощи | Гл.12 §12.2 | ||
Всего часов | 35 |
Предварительный просмотр:
Промежуточная аттестация по ОБЖ 8 класс.
Задание 1
Задание включает в себя 11 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один, который вы считаете наиболее полным и правильным, и запишите его в бланк ответов для первого задания.
1. Какое из приведенных ниже определений современной экологии вы считаете правильным?
1) раздел биологии, который изучает живые системы планеты в их взаимодействии;
2) наука, которая изучает роль человеческого общества в биосфере;
3) наука, которая изучает строение, функционирование и взаимосвязи экосистем всех уровней, а также методы и пути сохранения биосферы и цивилизации;
4) наука о современных методах охраны и воспроизведения окружающей среды.
2. К каким последствиям приводит значительное возрастание шумовых и вибрационных загрязнений в городах?
1) деградация водных экосистем;
2) формированию озоновых дыр в атмосфере;
3) повышению заболеваемости населения;
4) ухудшению состояния почвы.
3. Чем отличается катастрофа от аварии?
1) воздействием поражающих факторов на людей;
2) воздействием на природную среду;
3) наличием человеческих жертв, значительным ущербом;
4) воздействием на технику и имущество.
4. Объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей либо будет нанесен ущерб экономике или окружающей природной среде, имеет название:
1) аварийный объект;
2) потенциально опасный объект;
3) катастрофически опасный объект;
4) опасный объект.
5. К какой группе опасных объектов относится атомная электростанция?
1) химически опасный объект;
2) гидродинамически опасный объект;
3) радиационно опасный объект;
4) опасный военный объект.
6. Укажите классификацию производственных аварий по их тяжести и масштабности.
1) чрезвычайная ситуация, происшествие, катастрофа;
2) чрезвычайный случай, катастрофа, происшествие;
3) происшествие, крупная авария, катастрофа;
4) катастрофа, авария, происшествие.
7. При объявлении эвакуации граждане обязаны в первую очередь взять с собой
1) личные вещи, документы, продукты питания, хозяйственные и туалетные принадлежности, необходимый ремонтный инструмент;
2) документы, продукты питания, спальные и туалетные принадлежности, средства индивидуальной защиты;
3) личные вещи, документы, продукты питания, туалетные принадлежности. Средства индивидуальной защиты;
4) документы, продукты питания, хозяйственные и туалетные принадлежности, необходимый ремонтный инструмент.
8. Как следует поступить, если на вас загорелась одежда?
1) побежите к ближайшей емкости с водой;
2) остановитесь, упадете и покатитесь, сбивая пламя;
3) постараетесь снять с себя горевшую одежду;
4) подождете, когда вам окажут помощь.
9. В зданиях и сооружениях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены
1) планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара;
2) таблички с указанием телефона пожарной охраны;
3) правила пожарной безопасности;
4) сигналы о пожаре.
10. Выберите верное направление выхода из зоны химического заражения.
1) перпендикулярно направлению ветра;
2) по направлению ветра;
3) навстречу потоку ветра;
4) подождать, когда порывы ветра стихнут.
11. Гидродинамические аварии – это:
1) аварии на химически опасных объектах, в результате которых может произойти заражение воды;
2) аварии на пожаро- взрывоопасных объектах, в результате которых может произойти взрыв;
3) аварии на гидродинамических опасных объектах, в результате которых могут произойти катастрофические затопления;
4) аварии на радиационно опасных объектах.
Задание 2
Задание включает в себя 3 вопроса с 3 верными вариантами ответов из шести. Номератрех правильных ответов запишите в бланк для второго задания.
1. Среди перечисленных ниже причин укажите те, которые характерны для взрыва на промышленных предприятиях и в быту.
1) понижение давления в технологическом оборудовании;
2) повышение температуры внутри производственного оборудования;
3) несвоевременное проведение ремонтных работ;
4) неосторожное обращение со взрывчатыми веществами;
5) отсутствие легкосбрасываемых конструкций во взрывоопасных производствах;
6) отсутствие специальных устройств дымоудаления.
2. Как следует действовать после оповещения об аварии на химическом предприятии при отсутствии индивидуальных средств защиты, убежища, а также возможности выхода из зоны аварии?
1) отойти от окон и дверей;
2) включить радиоприемник, телевизор, прослушать информацию;
3) перенести ценные вещи в подвал или отдельную комнату;
4) входные двери закрыть плотной тканью;
5) плотно закрыть окна, вентиляционные отверстия и форточки;
6) подавать сигналы о помощи.
3. В состав ионизирующего излучения входят:
1) ультрафиолетовые лучи;
2) альфа-излучение;
3) бета-излучение;
4) тепловое излучение;
5) электромагнитное излучение;
6) гамма-излучение.
Задание 3
Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предложенного перечня термины, которые необходимо вставить на место пропусков и вписать их в бланк ответов для третьего задания.
Каждое слово может быть использовано только один раз.
3.1. Вставьте в текст «Авария» пропущенные термины, а затем запишите получившуюся последовательность цифр выбранных ответов.
Авария – неожиданный ______________ (А) из строя или _____________ (Б) действующего механизма, машины, транспортного средства, средств коммуникации и т.п., представляющий _________ (В) жизни и здоровью людей, наносящий _________ (Г) имуществу граждан и организаций, природной среде.
Перечень терминов
1) авария
5) выход | |
2) повреждение | 6) опасность |
3) угроза | 7) вред |
4) катастрофа | 8) ущерб |
3.2. Вставьте в текст «Ликвидация чрезвычайных ситуаций» пропущенные термины, а затем запишите получившуюся последовательность цифр выбранных ответов.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие ______________ (А) работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на ___________ (Б) жизни и _________ (В) здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на ____________ (Г) зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Перечень терминов
1) тяжелые
5) спасение | |
2) продолжение | 6) сохранение |
3) укрепление | 7) ограждение |
4) неотложные | 8) локализация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...