технология личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативная технология
план-конспект занятия по обж (11 класс) на тему

Овинкина Ирина Ивановна

Личностно-ориентированная технология дает максимальное развитие индивидуальных позновательных способностей ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionno-kommunikativnaya_tehnologiya.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта 


Ф.И.О. Овинкиной Ирины Ивановны
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Класс: 10
Тип урока – урок новых знаний.

Тема

 «Терроризм – угроза безопасности личности, общества и государства».

Цель

 познакомить обучающихся с общими чертами

терроризма как одного из видов чрезвычайных ситуаций социального характера, представляющих реальную угрозу безопасности личности, общества и государства

Задачи

Обучающая задача – дать обучающимся знания о терроризме как вида чрезвычайной ситуации социального характера и его влияния на жизнедеятельность личности, общества и государства, научить действовать в повседневной деятельности при проявлениях терроризма.

Развивающая задача – познакомить обучающихся с терроризмом, его видами, характером, способами, средствами и возможными последствиями деятельности, характерными чертами деятельности международного и российского терроризма.

Воспитывающая задача – воспитание ответственности обучающихся  за обеспечение личной безопасности в условиях террористической угрозы, а также за безопасность общества и государства.

УУД

  • ЛичностныеУУД:   формирование социального сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости своего безопасного поведения
  •  Регулятивные УУД:  развитие мотивов учебной деятельности
  •  Коммуникативные УУД: участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения
  • Познавательные УУД: общеучебные

Планируемые результаты

Предметные: должны усвоить сущность терроризма как наиболее жестокой и труднопредсказуемой чрезвычайной ситуацией социального характера;

сформировать представление о важности борьбы с террористической угрозой в любых её проявлениях;

получить навыки действий  и обеспечение личной безопасности в повседневной деятельности при проявлениях терроризма.

Личностные:уметь работать со сверстниками
Метапредметные: умение задавать вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения:

Основные понятия

 терроризм; террористический акт; террорист; террористическая организация; террористическая акция; школьный терроризм.

Технология

 личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативная технология.

 

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Уч-ль: Подготовка к уроку.

Вступительная часть(1-2минуты):

Приветствие класса, проверка наличия обучающихся, сообщение целей и задач урока

Настраивает детей на работу

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности.

  1. Целевая установка

Вводная беседа.

3 февраля 2014 года в России в школе №263 ученик 11 класса застрелил учителя географии и  взял в заложники учащихся. Затем застрелил одного полицейского, а другого полицейского тяжело ранил. Это чрезвычайное событие вызвало громкий резонанс по всей стране. Раньше мы были наслышаны о стрельбе в школах США и других стран, теперь такое стало возможным у нас. Почему? Давайте с вами, ребята, разберёмся.

Создает эмоциональный настрой на дальнейшее изучение материала.

Познавательные: общеучебные.

Коммуникативные.

  1. Этап усвоения и осмысления новых знаний на основе решения проблемного вопроса.

Проблемный вопрос: Всмотритесь, пожалуйста, в фотографии, размещённые на слайде №1. Вы видите здесь фото, на которых запечатлены события, связанные с терактами в Беслане, Волгограде, Нью - Йорке, Москве. Весь мир был потрясён бессмысленной жестокостью террористов. Откуда берутся такие люди, которые в угоду корыстным целям готовы убивать всех и везде?

- Заслушать ответы обучающихся.

Создает эмоциональный настрой с помощью просмотра слайдов презентации

Ответы учащихся с использованием ранее полученных знаний на разных учебных предметах (уроках).

Участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения.

Учитель: Скажите, вы раньше слышали о терроризме? Припомните, где происходили теракты? Какие чувства возникали у вас при сообщениях о них?

Учитель: Терроризм – является самым труднопредсказуемым социальным явлением и самым жестоким. Напомните типы чрезвычайных ситуаций?

В подтверждение этих слов давайте посмотрим на лицо терроризма – (Слайд №2). На фото смотрят на мир злобные и отрешённые лица, в каждом их них читается ненависть и обречённость.

Познакомимся с основными понятиями и определениями терроризма.

 Терроризм – это сложное социально-политическое и криминальное явление, представляющее многоплановую угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства. Терроризм сеет  страх, жестокость, ненависть к человечеству. Террористы не щядят ни детей, ни женщин, вообще – никого. Чувство жалости у них отсутствует.

 

Дополнительная подготовка ответов учащихся с подбором источников информации.

Дети слушают, готовят свои ответы

-акты терроризма происходили в Москве, Нью-Йорке, Волгограде, в Чеченской республике, в Дагестане, и в Алексине.

- обучающиеся рассказывают о своих чувствах при сообщениях о терактах;

 называют три типа чрезвычайных ситуаций: природного, техногенного и социального характера и высказывают свои суждения о фотографиях.

Познавательные:

добывают информацию в разных источниках, кроме учебника.

Уч-ль: На слайде №3  вы видите жертвы террористов – это ни в чём неповинные люди: дети, женщины, простые люди.

Террорист – лицо, непосредственно участвующее в террористической деятельности в любой форме.

Террористическая организация – это организация, созданная  в целях осуществления и признающая возможность использования в своей деятельности терроризма.

Террористическая деятельность – это деятельность отдельных лиц или организаций по осуществлению террористических целей: подготовка и совершение терактов, создание обстановки хаоса и страха у населения, понуждение властей к выполнению требований террористов и т.п.

Дополнительная подготовка ответов учащихся с подбором источников информации.

записывают определение терроризма в тетрадь.

 

 

Учащиеся рассматривают фотографии, отражающие жертвы террористов.

Познавательные:

добывают информацию в разных источниках, кроме учебника.

2 вопрос. Причины и условия распространения терроризма.

Терроризм как социальное явление возникает и распространяется при наличии совокупных социальных условий и причин:

-экономические (нерешённость экономических и финансовых вопросов, социальная незащищенность);

- политические (войны,  и военные конфликты, ошибки в национальной политике, обострение внутриполитических разногласий внутри государства, разжигание межнациональной, межэтнической, межрелигиозной розни);

- социальные (бедность, негативные последствия миграции, распространение идей насилия, жестокости нетерпимости, отсутствие жизненных перспектив, обострение социального неравенства, разрушение культурной самобытности); к другим причинам можно отнести криминальные, религиозные, идеологические.

Знакомство с историей появления и возникновения терроризма. Как социального явления.

записывают определение терроризма в тетрадь.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию.

  1. Физкультминутка

Физкультминутка (2-3 мин).

Показ физминутки

Выполняют предложенные упражнения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

3 вопрос. Классификация современного международного терроризма 

Уч-ль: Современный международный терроризм классифицируется:

-по целям;

- по территориальному признаку;

-по формам проявления терроризма;

- по способу воздействия;

- транспортный терроризм;

- информационный терроризм;

- кибертерроризм;

- по силам и средствам террористов.

На экране показана классификация современного терроризма  - Слайд №4.

Наиболее известные международные  террористические организации

Слайд  №5.

Уч-ль:

Перечислите наиболее вам  известные международные террористические организации?

4 вопрос. Особенности террористической деятельности в России

для  терроризма  в России характерны следующие особенности:

-высокий уровень конспирации террористических организаций и тщательность подготовки терактов;

- высокий уровень технической оснащенности и вооружённости боевиков;

- гибкость и неординарность тактических действий террористов;

- ведение наблюдения и контрнаблюдения;

- наличие в террористических группах ранее судимых лиц и бывших сотрудников правоохранительных органов;

- высокая маневренность средств доставки исполнителей к месту терактов.

в Российской Федерации  создана серьёзная нормативно-правовая база по противодействию терроризму. Это, прежде всего, Конституция РФ, которая гарантирует каждому гражданину право на безопасность. Далее следует Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму», в котором установлены правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма. Возглавляет всю эту работу национальный антитеррористический комитет – (Слайд №6).

- Заслушать ответы обучающихся.

Хизбаллах»; «Аль Кайда»; «Тигры Освобождения Тамил Илама»; «Хамаз»; «Аум Сенрикё» и другие.

записывают в тетрадь наиболее известные международные террористические организации.

конспектируют особенности  террористической деятельности в России, задают вопросы  учителю  по интересующим вопросам.

Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления.

  1. Этап усвоения и осмысления новых знаний на основе решения проблемного вопроса.

Проблемный вопрос: Как проявляется школьный терроризм и какие условия его возникновения?

о школьном терроризме заговорили давно, это было связано, прежде всего, со случаями терроризма в школах США. В настоящее время школьный терроризм проявил себя в Китае, Нидерландах, Германии, Канаде, на Филиппинах, во Франции, Бразилии и ряде других стран.

-Скажите, ребята, есть у нас в школе ученики, которые недовольны требовательностью учителей?

Есть ли такие, кто недоволен взаимоотношениями  между юношами и девушками?

Конечно, есть. И есть ещё много случаев когда кто-то чем-то недоволен.

Но никто не берёт в руки оружие и не выясняет  свои отношения с окружающими с его помощью. А как думаете вы? Расскажите, как улаживаете вы свои конфликты?

Давайте вспомним те высказывания, которые мы  слышали с экранов телевизоров и попытаемся вместе определить причины трагедии?

Первой причиной убийства учителя, а затем и полицейского явилась эмоциональная  неуровновешенность ученика-убийцы. Вы согласны?

Второй причиной, я думаю, явилась завышенная самооценка этого ученика?

Что вы на это скажете?

Третьей причиной была бездуховность, отсутствие правильной нравственной  ориентации в жизни. А как вы думаете?

 

Четвёртой причиной могло быть негативное воздействие на  его  неустойчивую психику информации, почерпнутой из интернета и видеоигры.

Что вы думаете об этом?

Пятая причина могла состоять в том, что, восхищаясь иной раз  отличной учёбой, и родители и учителя просмотрели в нём самое главное – состояние его души?

Каково у вас мнение по этому поводу?

Ребята, давайте попробуем расставить по местам эти причины по степени их значимости для оценки произошедшей трагедии?

- Какая у вас  позиция по этому вопросу?

Позиция такова:

1.Упущения в воспитании в семье и в школе.

2.Бездуховность.

3.Эммоциональная и психическая неуравновешенность.

4.Завышенная самооценка.

5.Негативное влияние информации из интернета и видеоигры.

Давайте сравним наши позиции.

Учитель  даёт анализ мнениям обучающихся.

.

- Заслушать ответы обуч-ся.

Заслушать ответы обуч-ся.

Заслушать ответы обуч-ся.

Составить позицию по данному вопросу

Выслушивает мнения обучающихся и делает общий вывод

Ответы учащихся с использованием ранее полученных знаний на разных учебных предметах (уроках).

рассказывают о своих взаимоотношениях со сверстниками, учителями, одноклассниками, делятся своими впечатлениями о событиях в Москве 3 февраля.

приводят высказывания школьников, политических деятелей, родителей, полицейских и других лиц по поводу стрельбы в школе №263.

записывают в тетрадь причины произошедшей трагедии в московской школе и высказывают свои мнения о её причинах.

сравнивают свои позиции по причинам школьной трагедии в московской школе №263 с позицией учителя и высказывают свои мнения.

Метапредметные:

участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения.

Познавательные: постановка и решение проблемы.

  1. Итоги урока

 На сегодняшнем уроке мы  с вами, ребята, познакомились с понятиями: терроризм; террористическая организация и террористическая деятельность террористический акт.

Познакомились с классификацией международного терроризма, с особенностями террористической деятельности в России. Выяснили  причины и условия распространения терроризма в мире. Попытались установить причины московской трагедии

Создает эмоциональный настрой.

отвечают на заданные вопросы: Что такое «терроризм»?

«террористическая деятельность»?

причины распространения терроризма?

Почему терроризм является самой опасной чрезвычайной ситуацией социального характера?

В чём причина московской трагедии в школе?

обучающиеся задают вопросы учителю по теме урока.

Метапредметные.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, что позволит вам закрепить изученный материал:

- Что такое «терроризм»?

- Что такое «террористическая деятельность»?

- Каковы условия распространения терроризма?

- Почему терроризм является самой опасной ЧС социального характера?

- В чём причины московской трагедии?

- Как можно обеспечить свою личную безопасность в школе?

– Ребята, какие вопросы возникли у вас по теме урока?

Организует подведение итога урока.

Осуществляют рефлексию на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровне.

Перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.

  1. Этап рефлексии

Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.

1) Больше всего на уроке мне понравилось___________________________

2) Самым интересным сегодня на уроке было__________________________

3) Самым сложным для меня сегодня было____________________________

4) Сегодня я поняла (л)_____________

5) Сегодня я задумалась (ся)_________

6) Сегодняшний урок показал мне____

(При письменной работе каждый ученик выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения.)

Выставление оценок за работу на уроке.

Д/З:

 1Читать §13

2. Приготовить доклады по истории возникновения международного терроризма и терроризма в России.

3. Приготовить презентацию по теме: «Терроризм – угроза  национальной безопасности Российской Федерации».

Заранее раздать готовые бланки с вопросами для проведения этапа рефлексия.

записывают домашнее задание в дневник

Устно или письменно ответить на вопросы рефлексии.

Регулятивные.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Формирование компетенции личностного самосовершенствования учащихся на уроках математики путем применения технологий личностно-ориентированного обучения

Материал представлен для аттестации учителя. Актуальность темы очевидна, так как развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют о...

Выступление на семинаре «Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО»

Выступление на семинаре «Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «Технология» на базе ПМЦПКиППРО ИпиО КФУ.  Тема выступления:«Применение технологий личностно-ориентирован...

Технология личностно-ориентированного обучения. Модульное обучение

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен ...

Методическая разработка урока русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс

Урок русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс...