«Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
методическая разработка по обж на тему
каждый учитель сегодня выстраивает свою педагогическую систему в соответствии с ФГОС II поколения, с применением деятельностного подхода к образовательному процессу, применяя метод проектов. Я даю рекомендации, как можно выстроить проектную деятельность на уроках ОБЖ в рамках развития патриотического восаитания на уроках и во внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_metod_proektov_na_urokah_obzh.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации преподавателям-организаторам ОБЖ по результатам работы проблемно-творческой группы
Тема: «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
Автор разработки: Овинкина Ирина Ивановна, преподаватель-организатор ОБЖ, МОУ «СОШ № 51 им Ф.Д.Воронова»
Педагогическая система каждого учителя сегодня выстраивается в соответствии с современными задачами, возможностями и вызовами общества. Деятельностный подход к образовательному процессу, применение практико-ориентированных технологий, проектирование, позволяют эффективно добиваться требуемых государственным стандартом личностных, предметных, метапредметных результатов.
Проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Суть метода проекта на уроках ОБЖ для патриотического воспитания – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».
Цели проектной деятельности.
Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий. Развитие исследовательских умений.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся организована по следующим направлениям:
1. Исследовательское направление.
Учебно-исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование и включает: обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
2. Инженерное направление.
Инженерные творческие работы, ориентированны на изобретение, разработку, создание, внедрение, ремонт, обслуживание и/или улучшение техники, материалов или процессов.
3. Прикладное направление.
Прикладные проекты – проекты, основной целью которых является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера. Работы, направленные на практическую деятельность, например, по охране окружающей среды, воспитанию активной жизненной позиции.
4. Информационное направление.
Информационные проекты (поисковые) – проекты, направленные на сбор информации о каком-то объекте или явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Продуктом такого проекта часто является публикация в средствах массовой информации, в том числе, в Интернете.
5. Социальное направление.
Социальные проекты – это проекты, предполагающие своей целью нахождение решения какой-либо социальной проблемы, создание нового социального продукта, развитие идеи, улучшение процесса или ситуации для жизни общества или его групп, проект нужный социуму.
Представлены широким тематическим спектром:
- оздоровительные проекты;
- проекты историко-культурной направленности; ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы (или какой-либо молодежной субкультуры);
- социально значимые для определенной местности, района, города;
- образовательные и профориентационные.
6. Игровое направление.
Игровые (ролевые проекты) – проекты, в которых изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта.
7. Творческое направление.
Творческие проекты – проекты, центром которых является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы. Виды работ подчиняются жанру конечного результата (газета, спектакль, сочинение, эссе, видеофильм, праздник и т. п.), но оформление результатов проекта требует четкой, продуманной структуры в виде сценария праздника, плана сочинения, статьи, эссе, дизайна рубрик газеты, альбома и т. п.
Примером творческого проекта в рамках курса ОБЖ могут служить проекты на тему:
«Мы за здоровый образ жизни», которые выполняются обучающимися при изучении раздела «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Актуальность проблемы проекта состоит в том, что здоровье молодого поколения по результатам мониторинга вызывает опасения. Поэтому, проект вызвал интерес, творческий поиск,– каждому нашлось дело по душе. Работа над проектом показала, что нет “неуспевающих” детей.
Продукт проекта:
- плакаты с призывами к ЗОЖ;
- буклеты по профилактике вредных привычек;
- видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни;
- видеоролики о вреде курения, алкоголя, наркотиков;
- презентации о правильном питании и о вреде пагубных привычек
Разработка проекта всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Результаты проектной деятельности на уроках ОБЖ могут быть разнообразными, в соответствии с планируемыми результатами, а также с учетом исходных ресурсов:
- тематическая выставка, посвященная Дням воинской славы;
- рекламный буклет;
- сценарий военно-спортивного праздника;
- оформление кабинетов (например, проект стендов);
- прогноз развития ситуации (например, экологический проект) и пр.
- макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
- постеры, презентации;
- альбомы, брошюры, книги;
- реконструкции исторических событий;
- эссе, рассказы, стихи, рисунки;
- результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
- документальные фильмы, мультфильмы;
Формы организации во внеурочной деятельности:
- исследовательская практика учащихся;
- образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;
- факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности старшеклассников;
- олимпиады, конкурсы, конференции, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Эффективным представляется технология разработки мини-проектов (один урок).
Примером служит выполнение мини-проекта «Безопасное поведение в чрезвычайной ситуации» по завершении изучения раздела «ЧС природного характера»
Группы формируются по 5-6 человек. Задание группам: наглядно изобразить правила безопасного поведения.
Главная цель— разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся.
Работая над мини-проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить".
Наша задача как педагога— дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Достижению целей проектной деятельности по ОБЖ будет способствовать комплексное планирование этой деятельности с 5-8 класс.
Примерное планирование проектной деятельности по ОБЖ
с 5 по 8 класс
№ п.п. | Название проекта | Цель | Продукт | Класс |
1. | Итоговый проект: «Предмет ОБЖ в сказках» | Обеспечить практическое применение правил ОБЖ через поисковую деятельность для развития литературных и творческих способностей учащихся. | Рисунки, фотографии; | 5 |
2. | Учебный проект по ОБЖ "Вредные привычки" | Организовать изучение влияния вредных привычек на организм ребенка. Пагубные последствия вредных привычек. | Рисунки, презентации, комиксы, плакаты, ОК к урокам | 6 |
3. | Проект: «Олимпиадные задания по ОБЖ» | Обеспечить получение опыта разработки олимпиадных заданий и проведения олимпиады с использованием ЭОР | Олимпиадные задания | 7 |
4. | Тематический проект: «Здоровый образ жизни» | Научить обучающихся анализировать свой индивидуальный образ жизни | Таблица контроля режима дня; презентация; таблица энергозатрат; диетические правила питания школьника | 8 |
Рекомендации:
- Тематика проектов должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы "ОБЖ";
- Тема должна затрагивать значимые проблемы;
- Проекты должны быть актуальными для практической жизни;
- Проекты должны учитывать вопросы безопасности, правил поведения в ЧС, и т.д.
- Тема проекта должна иметь положительную формулировку для утверждающей команды;
- Проект должна стимулировать исследовательскую работу.
Таблица 2
Примерный перечень проектов по ОБЖ
№ п.п. | Название проекта | Цель | Продукт |
1. | Практико–ориентированный проект: «Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде». | Разработать и представить комплект пособий по данной проблеме | - картотека съедобных и несъедобных грибов и растений; - фотоброшюра «Лесные ягоды»; - комплекс упражнений для снятия тревоги; - аптечка природных лекарственных средств; - макеты и презентация временных укрытий в лесу |
2. | Творческий проект: « Экологические проблемы современности». | Определение зависимости сохранение здоровья от состояния окружающей среды. | - листовки с призывами беречь природу; - карта опасных объектов на территории, где живут дети; - плакаты на экологическую тему; -презентации, в которых рассматриваются ситуации, связанные с изменением атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы |
3. | Мини-проект (на 1 урок) «Безопасное поведение в чрезвычайной ситуации» | Наглядно изобразить правила безопасного поведения | - рисунки по безопасности поведения; -презентации по безопасности в ЧС. |
4. | Безопасность детей на улицах и дорогах. | Создание условий для овладения детьми навыками поведения на улицах, сформировать стойкие представления правил поведения на дороге. | - летний план по безопасности дорожного движения; - уголок безопасности ДД в учебных кабинетах; - разработка тематической игры по безопасности ДД. |
5. | Дни воинской славы. | Показать значение памятных дат России в памяти потомков. | - презентации обучающихся по группам; - памятные буклеты. |
6. | Берегись бед, пока их нет! | Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта. | - создание книжки-малышки «Азбука безопасности»; - выставки детских рисунков; - фотографии занятий; - макет «Наша улица»; - ОК занятий и тематических дней; - сборник «Копилка загадок»; - мультимедийная презентация. |
7. | Видеоситуация | Составить блок видеоситуаций, отражающих темы по ОБЖ в 8 классе. | -видеопрезентации от каждой группы по блокам учебных модулей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ОБЖ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школь...
Доклад "Патриотическое воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности"
Доклад "Патриотическое воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности"...
Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности
Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которо...
Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности"
Статья содержит материал, который поможет сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию....
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности
Из опыта работы...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках физики и во внеурочной деятельности.льности.
Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся...