Интеграция на уроках ОБЖ
методическая разработка по обж на тему
Предварительный просмотр:
Интеграция на уроках ОБЖ.
Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Обозначу основные подходы, которыми руководствуюсь в преподавании этого курса.
Большое место уделяю мотивации. Для меня важно осознание подростком целевой установки при изучении предмета, а именно: курс ОБЖ поможет подготовиться к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор.
Преподавание осуществляю с позиции деятельностного подхода, который реализую через педагогические технологии:
1) проектную;
2) информационную;
3) игровую (деловые и ролевые игры).
Важное место в преподавании основ безопасности жизнедеятельности занимает интеграция с такими предметами как: природоведение, география, биология, физика, математика, литература, информатика, история. Например, при изучении темы «Символы воинской чести и славы» акцентирую внимание учащихся на происхождении некоторых слов. Так, слово «прапор» пришло к нам с Древней Греции. На Украине это слово употребляется и в нынешние дни, в русском же языке оно звучит как «знамя». А вот слово «прапорщик» в русском языке сохранилось и употребляется в значении воинского звания. В прошлом военнослужащие в звании прапорщика отвечали за сохранность боевого знамени воинской части. Почитание боевого знамени ввел Николай I, а клятву перед боевым знаменем ввел Петр I (с тех пор до сегодняшнего дня знамя воинской части является святыней). При правлении Петра I знаменный взвод, не уберегший знамя, подлежал расстрелу, полк (воинская часть) - расформированию. Нововведения Петра сохранились до наших дней. Правда, в нынешнем уставе Вооруженных Сил РФ это звучит немного по-другому: «При утрате боевого знамени воинская часть расформировывается, а военнослужащие, причастные к утрате боевого знамени, подлежат воинскому трибуналу». При такой подаче материала прослеживается прямая связь с историей и русским языком. Богатый фактический материал для осуществления межпредметных связей даёт такой учебный предмет, как химия, например, при изучении раздела в 8 классе «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения», а именно последствий этих аварий прибегаю к помощи учителя химии, который приводит примеры взаимодействия различных веществ и последствия результатов этих реакций на организм человека. Без интеграции с химией и биологией невозможно обойтись и при разборе разделов «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Важным составляющим всесторонней подготовки школьников по основам безопасности жизнедеятельности, а также юношей к действительной военной службе являются воспитание у них творческого, системного характера мышления, формирование умения мобильно использовать знания при изучении школьных дисциплин.
Одним из принципов обучения является принцип систематичности, последовательности и комплексности. Человек только тогда сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляют собой единый комплекс. Он формируется путем установления межпредметных связей, связей между темами и разделами внутри учебной дисциплины, например, 5 кл., темы: «Погодные условия и безопасность человека», «Рациональное питание, гигиена питания» (природоведение – ОБЖ); 6кл., темы: «Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности» (география, математика – ОБЖ), «Автономное пребывание человека в природной среде» ( литература – ОБЖ), «Здоровый образ жизни и профилактика утомления» ( биология – ОБЖ); 7 кл., раздел: «Чрезвычайные ситуации природного характера» (география, информатика – ОБЖ). Межпредметные связи помогают обучающимся не просто заучивать то или иное положение, но и понимать его глубинный смысл, помогают повысить интеллектуальный и эмоциональный уровень ребят.
Ролевая игра «Ориентирование на местности» (ОБЖ и география) наглядно демонстрирует обучающимся важность топографических знаний, умений ориентироваться, быть физически подготовленным в сложной жизненной ситуации спасти себя или другого человека, тем самым закрепляет знания, полученные на уроках географии.
При работе со старшими классами по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье» (химия и ОБЖ), использую знания ребят по предмету химии, тема: «Свойства спиртов».
Важное место в любой деятельности занимает самоконтроль (рефлексия) и контроль. Мною используются тестовые задания по разделам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-х, 11-х классов. В тестовые задания включаются некоторые вопросы, связанные с другими предметами (история, русский язык, физика, химия, биология) для расширения кругозора учащихся, или носящие воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изучаемым материалом
Использую на уроках по основам безопасности жизнедеятельности мультимедийную технику, учебные видеосюжеты по разделам курса, а также материально-техническую базу, имеющуюся в нашем образовательном учреждении.
При использовании проектной технологии на уроках ОБЖ прослеживается интеграция с информатикой, так как я преподаю информатику, соответственно часто использую на уроках компьютер и задания, которые в основном носят творческий характер и способствуют повышению мотивации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция на уроках
Выступление на РМО учителей английског языка...
Интеграция на уроках
Преимущества интеграции на уроках русского языка и литературы :1.Познание мира в многообразии и единстве.2.Развитие потенциала самих учащихся , побуждение к активно...
методическая разработка "Интеграция на уроках литературы"
В данной методической разработке представлены интегрированные уроки литературы из опыта работы . Материалы апробированы в работе с учащимися средней об...
Интеграция на уроках обществознания. Из опыта работы.
Из опыта работы....
Интеграция на уроках по учебно-методическому комплексу "Вокруг тебя - Мир..."
Учебно-методический комплекс "Вокруг тебя - Мир..." для 5-8 классов является интегрированным пособием нового типа, так как наряду с задачами литературного образования он дает возможность обсуждать про...
Интеграция на уроках словесности
При организации интегрированного обучения появляется возможностьпоказать мир во всем его многообразии с привлечением музыки, живописи, литературы, театра, что способствует формированию творческого мыш...
Формирование ключевых компетенций студентов СПО в условиях билингвизма посредством межпредметной интеграции на уроках русского языка при реализации ФГОС
В докладе содержится методический материал об интеграции русского языка с предметами спеццикла....