Образовательная программа по Правилам дорожного движения «Школа пешехода» Автор:Старкова С.Н.
рабочая программа по обж на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaja_programma_po_pdd.doc | 396.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. М.Горького»
УТВЕРЖДАЮ: Директор средней школы №1 им. М.Горького _____________А.Ю.Таратынов |
Асбестовского городского округа
Образовательная программа
по Правилам дорожного движения
«Школа пешехода»
Разработчик:
Старкова Светлана Николаевна.
заместитель директора по УВР
Паспорт программы по Правилам дорожного движения
«Школа пешехода»
Наименование Программы | «Школа пешехода» по Правилам дорожного движения |
Основания для разработки | Концепция федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах». Распоряжение от 27 октября 2012 г. №1995-р |
Цель | Воспитание навыков сознательного и дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте |
Срок реализации | 2016 – 2020 учебные годы |
Перечень основных направлений | Внеурочная деятельность: - классные часы; - внеклассные мероприятия; - учебная деятельность; - работа отряда ЮИД. |
Основные исполнители | Зам. директора по ВР, преподаватель ОБЖ, классные руководители, учителя – предметники, представители ГИБДД |
Ожидаемые конечные результаты | Реализация Программы позволит выработать у учащихся стереотип безопасного поведения на дороге |
Пояснительная записка
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. У детей еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстроменяющейся дорожной обстановке. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей.
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований Правил дорожного движения. Особую роль в решении этой проблемы отводится учреждениям образования: детским садам, школам, колледжам и высшим учебным заведениям. Избежать опасностей на улицах и дорогах можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста, подготовки его к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Хотя в настоящее время учреждения образования решают проблемы обучения детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах, но анализ ситуации на дорогах показывает, что принимаемых мер недостаточно. Рост детского дорожно-транспортного травматизма в стране постоянно заставляет искать эффективные пути решения указанной проблемы.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность.
Актуальность
Во-первых, среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо выделяется проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. К сожалению, изучение Правил дорожного движения (ПДД) во внеклассной работе классных руководителей и воспитателей ГПД в полной мере не дает положительного результата в безопасном поведении детей на дорогах. Анализ дорожно-транспортных происшествий за последние годы выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению на дорогах. Программа дополнительного образования «Школа пешехода» будет способствовать воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведения на проезжей части.
Во-вторых, обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве.
В-третьих, программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий
Новизна программы
В учебных планах и регионального, и федерального уровня отсутствуют часы на изучение правил дорожного движения. А ведь каждый второй ученик, слабо знающий правила дорожного движения, становится потенциальной жертвой. Данная программа подразумевает именно подготовку учащихся к безопасному движению на дороге.
Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Для этого в планы учебно-воспитательной работы по ПДД следует включать разнообразные формы профилактических мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма: беседы с сотрудниками ГИБДД, просмотр кинофильмов по ПДД, проведение конкурсов, викторин, выпуск стенгазет, информационных листовок, организовывать праздники, создавать отряды юных инспекторов движения (ЮИД), выступления агитбригад. Данная программа создана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. В программе учтены требования регионального стандарта, рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7 вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма уделяет особое внимание.
Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы профилактики ДТТ и изучения ПДД мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.
В настоящее время больше внимания уделяется вопросам расширения внеурочной работы и дополнительного образования детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на улицах и дорогах.
Цели и задачи программы
Цель: создание условий для формирования у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности, как участников дорожного движения.
Задачи программы:
1. Обеспечить системный подход к обучению учащихся безопасному поведению на дорогах и улицах.
2. Расширять и углублять знания по Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
3. Выработать практические навыки, необходимые участникам дорожного движения, формировать умения безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях.
4. Повышать эффективность урочных и внеурочных занятий по обучению безопасному поведению на улицах и дорогах
5. Расширять внеурочную работу и дополнительное образование детей по профилактике детского травматизма на улицах и дорогах.
6. Развивать формы сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива с семьей, подразделениями ГИБДД, общественными организациями.
7. Улучшить материально-техническое обеспечение с целью повышения качества обучения.
8. Совершенствовать учебно-методическую базу.
9. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
Место программы в плане развития школы
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся прогимназии следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы ОУ.
Основные принципы реализации программы
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. У школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
Основные методы реализации программы
Внушение. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.
Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.
В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).
Поэтому важно окружить детей положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
Основные направления работы
1. Организационное:
- подготовка приказов, регламентирующих работу ОУ по профилактике ДДТТ;
- локальные акты о проведении конкурсов, соревнований;
- график внутри школьного контроля;
- план работы по обучению учащихся ПДД;
- план работы по профилактике ДДТТ;
- программа по обучению учащихся 1-11 классов по ПДД;
- график занятий на площадке;
- справки по проверкам, итогам конкурсов, соревнований;
- анализы работы за год
2. Учебно-методическое:
- обучение ПДД по программе;
- проверка знаний по ПДД;
- практическая отработка навыков, необходимых участникам дорожного движения, занятия на транспортной площадке;
- методическая копилка материалов для работы с детьми, родителями, учителями, классными руководителями, воспитателями ГПД;
- проведение викторин познавательной направленности;
- работа видеосалона
3. Информационное:
- оформление уголка безопасности с учетом сезонной специфики;
- работа с родителями
4. Агитационно-пропагандистское:
- Месячники, недели безопасности дорожного движения «Внимание, дети»;
- конкурсы рисунков, плакатов, стихов, инсценированной песни по ПДД;
- единые дни профилактики ДДТТ
- участие в конкурсах «Безопасное колесо», в творческих конкурсах агитбригад
5. Материально-техническое:
- поддержание материальной базы, содержание ТСО в рабочем состоянии;
- изготовление самостоятельно учебных пособий по ПДД;
- приобретение нового оборудования
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Конституция РФ
Закон РФ «Об образовании»
Конвенция «О правах ребенка».
Правила дорожного движения (ПДД)
ФЗ № 196 от 15.11.1995 года «О безопасности дорожного движения» (с изменениями
на 26 июля 2017 года)
Устав образовательного учреждения
Учебный план
Содержание программы
Пропедевтический блок
Первый год обучения (1 класс)
№ | тема | всего | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Город, в котором мы живём, и возможные опасные ситуации. Для чего знать и соблюдать ПДД. История их возникновения: как было раньше и как сейчас |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 | Правила поведения на улице. Движение пешеходов: их права и обязанности. Пешеходные переходы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Скрытые опасности на дороге |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 | Виды транспортных средств и дорожное движение. Конкурс на лучший рисунок |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 | Игры детей и дорожная безопасность. Где можно и где нельзя играть |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 | Мы—пассажиры | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Дорожные знаки. Их группы, отличительные особенности. Роль дорожных знаков в безопасности движения пешеходов |
1 |
0,5 |
0,5 |
7 | Светофор—наш верный друг. Назначение светофора и его сигналы. Сигналы регулировщика |
1 |
0,5 |
0,5 |
8 | Обобщающее занятие. Подведение итогов | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Экскурсия по городу (закрепление пройденного материала) | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого | 9 | 4,5 | 4,5 |
Второй год обучения (2 класс)
№ | тема | всего | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Правила дорожные очень важны и нужны. История возникновения ПДД и светофора |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 | Улица, транспорт и пешеходы | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Наиболее безопасный путь в школу и домой (закрепление пройденного материала). Скрытые опасности на дороге |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 | Движение пешеходов, их права и обязанности | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Дорожные знаки. Предупреждающие знаки, знаки приоритета, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Их предназначение |
2 |
1 |
1 |
6 | Конкурс на лучший рисунок по БДД на темы «Нарушители», «Кто виноват?» |
1 |
0,5 |
0,5 |
7 | Игры детей и дорожная безопасность (закрепление пройденного материала) |
1 |
0,5 |
0,5 |
8 | Встреча с работниками ГИБДД | 2 | 1 | 1 |
9 | Наш друг—светофор | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Инспектор ГИБДД (регулировщик)—наш помощник | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Знакомство с транспортом города. Сигналы, подаваемые водителем транспортного средства |
1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Викторина «Красный, желтый, зеленый» | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Экскурсия по городу | 2 | 1 | 1 |
15 | Подведение итогов | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого | 18 | 9 | 9 |
Третий год обучения (3 класс)
№ | тема | всего | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Повторяем азбуку пешехода | 2 | 1 | 1 |
2 | Прогнозирование типичных опасных дорожных ситуаций с участием пешеходов |
2 |
1 |
1 |
3 | Организация дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика (закрепление пройденного материала) |
2 |
1 |
1 |
4 | Дорожные знаки, дорожная разметка | 2 | 1 | 1 |
5 | Дорожно-транспортные происшествия | 2 | 1 | 1 |
6 | Поведение школьников вблизи железнодорожных путей | 2 | 1 | 1 |
7 | Виды автомобилей. История возникновения трамвая, автобуса, троллейбуса (закрепление пройденного материала) |
2 |
1 |
1 |
8 | Фронтальная проверка знаний учащихся | 2 | - | 2 |
9 | Итоговая викторина по пройденному материалу | 2 | - | 2 |
Итого | 18 | 7 | 11 |
Четвертый год обучения (4 класс)
№ | тема | всего | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях | 2 | 1 | 1 |
2 | Виды транспортных средств и дорожное движение | 2 | 1 | 1 |
3 | Организация дорожного движения | 2 | 1 | 1 |
4 | Движение пешеходов, обязанности пешеходов | 2 | 1 | 1 |
5 | Переход через проезжую часть | 2 | 1 | 1 |
6 | Транспорт во дворе | 2 | 1 | 1 |
7 | Правила поведения в общественном транспорте | 2 | 1 | 1 |
8 | Скрытая опасность на дороге | 2 | 1 | 1 |
9 | Велосипедист—водитель транспортного средства | 2 | 1 | 1 |
10 | Выбор безопасного маршрута. Этика и культура транспортного поведения (закрепление пройденного материала) | 2 | 1 | 1 |
Итого | 20 | 10 | 10 |
Второй блок
Основы правил дорожного движения
Первый год обучения (5 класс)
№ | тема | всего | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Правила движения—закон улиц и дорог | 1 | 1 | - |
2 | Причины дорожно-транспортных происшествий | 1 | 1 | - |
3 | Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации | 2 | 1 | 1 |
5 | Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами | 1 | 1 | - |
7 | Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Транспортные средства и дорожное движение | 1 | 1 | - |
9 | Правила езды на велосипеде | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого | 11 | 7,5 | 3,5 |
Второй год обучения (6 класс)
№ | тема | всего | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Формы регулирования движения. Сигналы регулировщика. Дорожная разметка, дорожные знаки | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Правила безопасного поведения | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Организация дорожного движения. Правила перехода улиц, дорог, перекрестков. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки». | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Труд водителя. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Номерные, опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Дополнительные требования к движению велосипедистов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Самостоятельная работа учащихся по правилам движения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого | 10 | 5 | 5 |
Третий год обучения (7 класс)
№ | тема | всего | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Формы регулирования движения. Сигналы светофора, сигналы регулировщика. Дорожная разметка. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Дорожные знаки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Организация дорожного движения. Дорожные «ловушки». | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Поведение учащихся при ДТП. Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Поведение учащихся при ДТП. Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Роллинг. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Дополнительные требования к движению велосипедистов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Государственная автомобильная инспекция. Ответственность за нарушения правил дорожного движения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Итоговое занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого | 10 | 5 | 5 |
Четвертый год обучения (8 класс)
№ | тема | всего | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Правила перехода через проезжую часть. Дорога в школу. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Роль автомобильного транспорта в экономике страны. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Как ты знаешь правила дорожного движения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | На сельских дорогах. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Проезд железнодорожных переездов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Поведение учащихся при ДТП. Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Практическое занятие с велосипедистами на спецплощадке. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Итоговое занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого | 10 | 5 |
Пятый год обучения (9класс)
№ | тема | всего | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Элементы улиц и дорог—основа безопасности движения | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Правила поведения в автобусе, на улице города. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Формы регулирования движения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Правила пользования транспортными средствами. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Дорожные знаки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Велосипед с подвесным двигателем и мопед. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Дополнительные требования к движению на велосипеде. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Проверка знаний по правилам поведения на улицах и дорогах. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Проверка знаний по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Итоговое занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого | 10 | 5 | 5 |
Шестой год обучения (10 класс)
№ | тема | всего | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП. | 2 | 1 | 1 |
2 | Дорожные «ловушки» | 2 | 1 | 1 |
3 | Ответственность за нарушения правил дорожного движения. | 1 | 1 | - |
4 | ГИБДД. Работа инспекторов дорожного движения. | 1 | 1 | - |
5 | Итоговое занятие (проверка знаний учащихся по ПДД) | 1 | 1 | - |
Итого | 7 | 5 | 2 |
Седьмой год обучения (11 класс)
№ | тема | всего | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Организация дорожного движения. | 1 | 1 | - |
2 | Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП. | 1 | 1 | - |
3 | Поведение учащихся при ДТП. Практическое занятие по оказанию пострадавшему первой доврачебной помощи. | 2 | 1 | 1 |
4 | Дорожные знаки, разметка, регулирование движения. | 2 | 1 | 1 |
5 | Итоговое занятие (проверка знаний учащихся по ПДД) | 1 | 1 | - |
Итого | 7 | 5 | 2 |
Третий блок для отряда «Юный инспектор движения»
№ | Разделы и темы | всего | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Юные инспекторы движения | 2 | 1 | 1 |
1.1 | Общие положения | 1 | 1 |
|
1.2 | Основные положения работы отрядов ЮИД | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Структура и организация работы отряда ЮИД | 1 |
| 1 |
1.4 | Обязанности и права юного инспектора движения | 2 | 1 | 1 |
1.5 | Атрибуты юного инспектора движения | 1 |
| 1 |
2 | Организация дорожного движения | 2 | 1 | 1 |
2.1 | Откуда появились ПДД. Кто ввёл первые ПДД в нашей стране. Тест: «Первые правила ДД» | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Что значит слово «дорога»? Правила поведения на дороге. Виды перекрёстков Практическое занятие. Выход на улицу города | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Что значит слово «тротуар»? Практическое занятие. Выход на тротуары города | 1 |
| 1 |
2.4 | История возникновения светофора. Виды светофоров.. Тест:«Знание видов светофоров и их сигналов» | 2 | 1 | 1 |
2.5 | История появления на дорогах постовых Практическое занятие. Наблюдение за работой ГИБДД на улицах города | 2 | 1 | 1 |
2.6 | История возникновения дорожных знаков. Группы дорожных знаков. | 1 | 1 |
|
2.7 | Каким был первый транспорт? История появления велосипеда. Правила движения на велосипеде, мопеде, скутере, мотоцикле. Дополнительные требования к движению велосипедов Тест: «Значение правил движения на велосипеде, мопеде, скутере, мотоцикле» | 2 | 1 | 1 |
2.8 | Практическое занятие: «Учимся движению на велосипеде». | 1 |
| 1 |
2.9 | Фигурное вождение велосипеда | 1 |
| 1 |
2.10 | Виды транспорта. Значение номерных знаков. Транспортные средства | 1 | 1 |
|
2.11 | Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты | 1 | 1 |
|
2.12 | Начало движения, маневрирование | 1 | 1 |
|
2.13 | Расположение транспортных средств на проезжей части | 1 | 1 |
|
2.14 | Остановка, стоянка, вынужденная остановка | 1 | 1 |
|
2.15 | Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств | 1 | 1 |
|
2.16 | Движение через железнодорожные пути | 1 | 1 |
|
2.17 | Движение в жилых зонах | 1 | 1 |
|
2.18 | Решение ситуационных вопросов | 1 | 1 |
|
2.19 | Решение «дорожных ловушек» по правилам дорожного движения | 2 | 1 | 1 |
3 | Культура поведения пешехода, пассажира, водителя | 1 | 1 |
|
3.1 | Участники дорожного движения. | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Причины возникновения ДТП. | 1 | 1 |
|
3.3 | Ответственность за нарушения ПДД | 1 | 1 |
|
3.4 | Основы страхования | 1 | 1 |
|
3.5 | Вежливость и взаимопощь на дороге. | 1 | 1 |
|
3.6 | Правила поведения в транспорте. | 1 | 1 |
|
3.7 | Акции «Письмо водителю», «Письмо пешеходу», «Письмо родителям» | 3 |
| 3 |
4 | Основы медицинских знаний | 1 | 1 |
|
4.1 | Содержание аптечки | 1 | 1 |
|
4.2 | Основы доврачебной медицинской помощи | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Оказание первой доврачебной помощи Практические действия | 2 |
| 2 |
4.4 | Физическая подготовка | 1 | 1 |
|
5 | Дети и проблемы дорожной безопасности | 1 | 1 |
|
5.1 | Создание буклета «Юный велосипедист, запомни». | 1 |
| 1 |
5.2 | Создание буклета «Помни пешеход» Вручение детям – пешеходам буклетов «Помни, пешеход»! | 2 |
| 2 |
5.3 | Выход на улицу города с сотрудниками ГИБДД с целью ПДТП | 2 |
| 2 |
6 | Агитбригады, конкурсы, мероприятия | 4 |
| 4 |
6.1 | Конкурсы поделок | 1 |
| 1 |
6.2 | Конкурсы рисунков | 1 |
| 1 |
6.3 | Конкурс «Разработка маршрута движения школьника «Дом – школа» | 1 |
| 1 |
6.4 | КВН «Я знаток дорожных знаков». | 1 |
| 1 |
6.5 | Игры на развитие внимательности, умения ориентироваться в окружающей обстановке, реакции, координации движений | 4 |
| 4 |
6.6 | Викторина «Пассажир и пешеход» | 1 |
| 1 |
6.7 | Игра «Ловкий пешеход» | 1 |
| 1 |
6.8 | Игра – путешествие «В стране дорожных знаков» | 1 |
| 1 |
6.9 | Устный журнал «Хочу всё знать» (из истории развития транспорта, дорожного движения и т.д.) | 1 |
| 1 |
6.10 | Мероприятие «Азбука дорог» | 1 |
| 1 |
6.11 | Мероприятие «Я пассажир» | 1 |
| 1 |
6.12 | Мероприятие «Я с дорогой дружу» | 1 |
| 1 |
6.13 | Участие в акциях по пропаганде безопасного движения | 9 |
| 9 |
6.14 | Участие в муниципальных соревнованиях «Безопасное колесо» | 1 |
| 1 |
6.15 | Участие в муниципальных творческих конкурсах по пропаганде БДД | 2 |
| 2 |
6.16 | Участие в городских КВНах по пропаганде БДД | 1 |
| 1 |
6.17 | Участие в слётах отрядов ЮИД | 4 |
| 4 |
6.18 | Выступление агитбригады в подшефных д/садах | 2 |
| 2 |
Механизмы и условия реализации
Деятельность по реализации программы организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма осуществляет администрация МБОУ «СОШ №1им. М.Горького», в сотрудничестве с ГИБДД г. Асбест
Основные исполнители
1. Администрация МБОУ «СОШ №1им. М.Горького»
Разрабатывает и обеспечивает нормативно – правовые документы, локальные акты, планы работы по организации обучения ПДД, профилактике ДДТТ, графики внутри школьного контроля, занятий на транспортной площадке, работы видеосалона, справки по проверкам, анализы работы; решает кадровые вопросы;
обеспечивает межведомственное взаимодействие всех организаций и должностных лиц, заинтересованных в реализации программы;
поддерживает материально – техническое обеспечение программы:
оснащение методического кабинета ТСО, учебно - методической литературой, наглядными средствами, играми, комплектами видеофильмов, аудиокассетами, содержание транспортных площадок в обновлённом состоянии;
организует обучение учащихся ПДД, выработке навыков по самостоятельному безопасному поведению на дороге, внеклассную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: проведение массовых мероприятий, конкурсов стихов, плакатов, вело турниров;
организует участие МБОУ СОШ №1 в муниципальных конкурсах на лучшую организацию работы по предупреждению ДДТТ, «Безопасное колесо».
2. ГИБДД г. Асбеста:
обеспечивает систематическую работу инспектора по пропаганде вопросов профилактики ДДТТ и изучению ПДД;
обеспечивает информационными данными, листками, памятками;
участвует в организации и проведении конкурсов, праздников, внеклассных массовых мероприятиях по профилактике ДДТТ.
Оценка эффективности реализации программы
Обучающий эффект:
· изучение основ безопасного поведения на дороге и выработка практических навыков, необходимых участникам дорожного движения;
· формирование умений безопасного поведения в различных дорожно – транспортных ситуациях.
Воспитательный эффект:
- воспитание законопослушных участников дорожного движения;
- развитие творческой активности за счёт привлечения учащихся к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
· формирование навыков культуры безопасной жизнедеятельности как участника дорожного движения
Оздоровительный эффект:
- пропаганда здорового образа жизни;
- привлечение учащихся к занятиям физической культурой, спортом;
- развитие физической выносливости, способности переносить большие физические нагрузки
Развивающий эффект:
- активизация познавательной активности в различных областях деятельности человека, связанных с безопасной жизнедеятельностью;
- расширение и углубление знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах;
- формирование чувства осмысления необходимости полученных знаний по основам безопасного поведения на дорогах, эффективности проводимых практических мероприятий.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения правил дорожного движения ученик должен знать/понимать:
· Где должны ходить пешеходы.
· Почему нельзя ходить на проезжей части.
· Части улиц и дорог.
· Как надо переходить улицу.
· Что такое перекресток. Какие бывают перекрестки.
· Назначение светофоров, сигналы транспортного и пешеходного светофоров.
· Как надо пересекать перекресток.
· Свой путь в школу и обратно.
· О переходе улицы группой.
· Места ожидания общественного транспорта.
· Правила поведения в общественном транспорте.
· Как обходить стоящий автобус, троллейбус, трамвай.
· Какая опасность подстерегает детей при проведении игр на проезжей части улицы.
· Правила катания на велосипедах, самокатах, санках, коньках.
· Для чего служит пешеходная дорожка.
· Правила движения пешеходов на загородной дороге.
· Особенности движения на улице в зимнее и весеннее время.
· Сигналы регулировщика.
· Для чего служат дорожные знаки.
· Группы дорожных знаков.
· Что такое тормозной путь транспорта. От чего зависит тормозной путь транспорта?
· Почему нельзя разговаривать с водителем во время движения транспорта.
Уметь.
· Пользоваться элементарными правилами поведения в общественных местах, на
транспорте.
· Нарисовать свой путь в школу. Дорожные знаки, встречающиеся на этом пути.
· Различать сигналы транспортных средств (поворот, торможение).
· Применять на практике полученные знания.
Материально – техническое обеспечение
1.Информационные стенды и плакаты:
ПДД, пожарная безопасность, первая медицинская помощь, детям о ПДД, творческие работы учащихся и родителей.
2.Настольные игры по ПДД.
3.Комплект видеофильмов по ПДД.
4.Аудиокассеты.
5.Учебно-методические пособия.
6.Учебно-методическая литература.
7 . Школьные методические разработки, памятки для учеников, для родителей, сценарии праздников.
2. Тренировочная лощадка
Транспортная площадка перед школой.
Контроль и управление по кадровому обеспечению
1. Анализ кадрового обеспечения
2. Расстановка кадров, инициирование их на инновационную деятельность
3. Выявление и поощрение педагогов, успешно внедряющих программу
4. Повышение квалификации педагогических кадров
5. Привлечение работников ГИБДД
Управленческая деятельность по информационному обеспечению
1. Создание банка данных:
- разработка уроков;
- лекций, бесед для родителей;
- бесед для учащихся;
- внеклассных мероприятий
2. Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах
3. Сбор текущей информации:
- о результатах тестов, срезов знаний;
- о посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий
4. Сбор аналитической информации:
- о ходе работы по программе;
- о результатах выполнения программы
5. Функционирование проблемных семинаров, практикумов
6. Работа школьных методических объединений
7. Консультационные совещания
8. Проведение контрольных срезов, тестов.
9. Контроль за проведением внеклассных мероприятий.
10. Проверка документации учителей, классных руководителей, воспитателей ГПД.
11. Организация встреч с родителями (консультации, лекции, беседы).
12. Взаимодействие с ГИБДД
Встречи с инпектором ГИБДД
Мероприятия | Ответственные |
Лекторий для учащихся 1 – 4 классов | Инспектор ГИБДД |
Организация практических занятий на площадке по ПДД | Воспитатели ГПД, инспектор ГИБДД |
Выступление на родительских общешкольных и классных собраниях | Инспектор ГИБДД |
Участие в проведении внеклассных мероприятиях по ПДД | Инспектор ГИБДД |
Работа с родителями
Мероприятия | Ответственные |
Общешкольные родительские собрания (1 раз в триместр) | Зам. директора по ВР Инспектор ГИБДД |
Программа обучения родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах | Зам. директора по ВР |
Ожидаемый результат
Реализация Программы позволит выработать у учащихся стереотип безопасного поведения на дороге, активизирует познавательную активность в получении теоретических и практических навыков безопасного поведения на дороге, необходимых участникам дорожного движения.
Литература
1. «Безопасность на дорогах». Н.Ф. Виноградова, М., ЭНАС-КЛАСС, 2007
2. «Безопасность дорожного движения». П.В. Ижевский, М. «Просвещение», 2009
3. «Обучение правилам дорожного движения. 1-4 класс», П.В. Ижевский, М., «Просвещение», 2007
4. «Обучение правилам дорожного движения. 5-9 класс», А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, М., «Просвещение», 200«Правила дорожного движения для школьников». В.П. Дмитрук, Ростов-на-Дону «Феникс», 2008
5. «Дорожная азбука», Полезная библиотека, «Ежедневные новости. Подмосковье», 2010
6. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 2008г.
7. Материалы газеты «Добрая дорога детства».
8. Правила дорожного движения. – М., НИП 2012.
9. Энциклопедия «Все обо всем».
10. Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
Дидактические пособия
а) плакаты по ПДД: плакат «Дорожная азбука» 5 шт. год выпуска не указан
плакат «Правила дорожного движения» 5 штук год выпуска не указан
плакат «Уголок безопасности» 10 штук год выпуска не указан
набор плакатов «ОБЖ.Безопасное поведение школьников» 5 листов, 2008 год выпуска
набор плакатов «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 листов», 2008 года выпуска
набор плакатов «Безопасное поведение на дороге» 10 листов, 2002 год выпуска,
набор плакатов «Правила дорожной безопасности» 5 штук, 2014 года выпуска.
б) плакаты по первой доврачебной помощи при ДТП;
в) дидактические игры -5 штук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по правилам дорожного движения "Азбука пешехода"
Игровая программа помогает детям познакомиться с дорожными знаками, развивает речь, слуховое восприятие, способствует развитию познавательных интересов....
Спортивный досуг по правилам дорожного движения. «Юный пешеход»
Спортивный досуг для детей средних групп ДОУ по правилам ПДД...
Викторина по Правилам дорожного движения "Я - пешеход"
Викторина по Правилам дорожного движения " Я-пешеход" дает возможность проверить знания детей по теме: "Поведение пешеходов на дороге"...
Игра-викторина по правилам дорожного движения «Правильный пешеход»
Викторина ориентирована на обучающихся с легкой умственной отсталостью и нацелена на проверку и закрепление знаний правил дорожного движения для пешеходов и водителей велосипедов, а также правил польз...
Игровая программа по правилам дорожного движения "Дорога, транспорт, пешеход и пассажир"
Сценарий игровой программы способствует приобретению и проверке знаний по правилам дорожного движения учащихся...
Игровая программа по правилам дорожного движения "Дорога, транспорт, пешеход и пассажир"
Сценарий игровой программы способствует приобретению и проверке знаний по правилам дорожного движения...
Игровая программа по правилам дорожного движения “Юные пешеходы”
Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма....