Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
рабочая программа по обж (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным
изучением предметов естественно-экологического профиля» г. Перми
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей эстетического и здоровьесберегающего профиля Руководитель ШМО _________/О.М. Соромотина Протокол №_______от «___» ________20 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по НМР____________ «___» ________20 г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «СОШ № 132»г.Перми _____________________ /Л.И.Рябова «___» _________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Основы безопасности жизнедеятельности, 8 класс
8 а, 8б, 8в классы
2015-16 учебный год
Составитель:
Демидова Елена Александровна,
учитель химии первой
квалификационной категории
Пермь, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (серия «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проект - 2 издание, переработанное, Просвещение, 2011год.) и на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова, 2014 г.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение учебного предмета «основ безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в течение 34 часов учебного времени. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
- Сокращен раздел 1 «Основы комплексной безопасности» на 1 час (15 часов вместо 16 часов), за счет объединения уроков по темам «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека» и «Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке», так как аналогичные темы изучаются более детально по предмету «Экология».
- Сокращен раздел 4 «Основы здорового образа жизни» на 1 час (7 часов вместо 8 часов), за счет объединения уроков по темам «Вредные привычки и их влияние на здоровье» и «Профилактика вредных привычек», так как аналогичные темы изучаются более детально по предмету «Экология».
Цели программы:
- воспитание личности безопасного типа (безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях техногенного характера);
- понимание обучающимися важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
- профилактика асоциального поведения обучающихся;
Задачи программы:
- воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
- развитие личностных и духовных качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- освоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- овладения умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет ОБЖ в 8 классе предназначен для:
- формирования понятия у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
- приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;
- формирования у обучающихся представлений безопасного поведения не только в урочной, но и во внеурочной деятельности;
- формирования у обучающихся отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни. Структурно программа учебного предмета ОБЖ для 8 класса состоит из 2 модулей: «Основы безопасности личности, общества и государства» и «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Модуль «Основы безопасности личности, общества и государства» включает в себя 2 раздела: раздел 1 «Основы комплексной безопасности» и раздел 2 «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций».
Модуль «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» включает в себя 2 раздела: раздел 4 «Основы здорового образа жизни» и раздел 5 «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи».
Понятийная база и содержание учебного предмета основаны на положениях федеральных законов РФ и других нормативно-правовых актов, в том числе:
- требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования;
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и другими нормативно-правовыми актами в области безопасности;
- Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.
Учебный предмет включает в себя перечень практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, развития и саморазвития личности.
Методы обучения (по традиционной классификации)
- словесные
- наглядные
- практические
- работа с книгой
- видеометоды
Принципы и подходы обучения
- Учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- Интерактивность (работа в малых группах);
- Личностно – деятельностный подход,
- Применение здоровьесберегающих технологий.
Формы обучения
- уроки усвоения новой учебной информации;
- уроки формирования практических умений и навыков учащихся;
- уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
- практические занятия.
Важной формой деятельности обучающихся является развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
В преподавании учебного предмета ОБЖ используются следующие формы работы с обучающимися:
- работа в малых группах (2-5 человек);
- подготовка сообщений/ рефератов;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет основы безопасности жизнедеятельности входит в образовательную область Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения ОБЖ в 8-м классе основного общего образования из расчета 1 учебный час в неделю.
Тип программы: типовая, базового уровня.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
- Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
- Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
- Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей жизнеспособность российского общества.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
- Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
- Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Ценность человечества – осознание человеком себя как части морового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир. Сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) представляет собой междисциплинарную область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов (опасностей) среды обитания во всех сферах человеческой деятельности.
Учебный предмет ОБЖ, как и все другие учебные дисциплины, участвует в осуществлении следующих функций: образовательной (вооружение обучающихся системой знаний, навыков и умений), воспитательной (формирование научного мировоззрения, активной социальной позиции), развивающей (формирование творческого мышления, укрепление «социального иммунитета»), а также психологической подготовки к успешной деятельности в современном мире. Кроме того, ОБЖ, как никакая другая дисциплина в значительной мере способствует формированию и развитию навыков оценки обстановки и принятия целесообразных решений.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
- Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- Развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз.
- Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
- Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.
- Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
- Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий.
Предметные результаты (включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению) обучения ОБЖ на уровне основного общего образования:
1. В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Выпускник должен:
- знать / понимать:
- права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной, экологической безопасности;
- рекомендации специалистов в области безопасного поведения на водоемах и оказания помощи терпящим бедствие на воде
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
- правила безопасного поведения в ЧС техногенного характера;
- потенциальные опасности техногенного характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
- уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях, утоплении и травмах;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
- использовать приобретенные знания и умения для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
КОНТРОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В рабочей программе представлена система форм контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки. Контроль образовательных результатов - важнейший этап учебной деятельности, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний обучающихся.
Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками.
Формы контроля:
- контрольная работа;
- самостоятельная проверочная работа;
- письменные домашние задания;
- анализ практических работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия.
Критерии оценки учебной деятельности
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ
Оценка "5" ставится, если обучающийся:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если обучающийся:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если обучающийся:
1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если обучающийся:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
По окончанию устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка "5" ставится, если обучающийся:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если обучающийся:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Учитель имеет право поставить обучающемуся отметку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа. Отметки с анализом доводятся до сведения обучающихся, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка выполнения практических работ
Оценка "5" ставится, если обучающийся:
- правильно определил цель работы;
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности этапов;
- самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;
- проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);
- работу осуществляет с учетом ТБ и правил оказания ПМП или приема транспортировки утопающего.
Оценка "4" ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке "5", но:
- или было допущено два-три недочета, при этом недочеты легко устраняет;
- или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, при этом ошибки и недочеты устраняет сам;
- или работа проведена с незначительным нарушением ТБ и правил оказания ПМП или приема транспортировки утопающего;
Оценка "3" ставится, если обучающийся:
- правильно определил цель работы; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты;
- или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работу провел с помощью учителя;
- допускает грубую ошибку в ходе работы (в объяснении, в соблюдении правил ТБ и правил оказания ПМП или приема транспортировки утопающего), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если обучающийся:
- не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование;
- работа производилась неправильно;
- или в ходе работы обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
- допускает две (и более) грубые ошибки в ходе работы, в объяснении, в соблюдении правил ТБ и правил оказания ПМП или приема транспортировки утопающего, которые не может исправить даже по требованию учителя.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(1 час в неделю)
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 часа)
Раздел I. Основы комплексной безопасности (15 часов)
Тема 1. Пожарная безопасность (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема 2. Безопасность на дорогах (3 часа)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Тема 3. Безопасность на водоемах (3 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Практическое занятие:
- Способы транспортировки утопающего.
Тема 4. Экология и безопасность (1 час)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 часов)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)
Тема 1. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 часа)
Обеспечение радиационной безопасности. Обеспечение химической защиты, защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных и гидротехнических объектах и сооружениях.
Тема 2. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 часов)
Раздел IV. Основы здорового образа жизни (7 часов)
Тема 1. Здоровый образ жизни и его составляющие (7 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказания первой помощи (4 часа)
Тема 1. Первая помощь при неотложных состояниях (4 часа)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком. Правила оказания ПМП при травмах, при утоплении.
Практическое занятие:
- Накладывание различных видов повязок.
- Накладывание жгута на конечность. Накладывание шины.
- Приемы помощи при отравлении АХОВ.
- Приемы помощи при утоплении.
Тематическое распределение часов
34 часа (33 часа + 1 час резервное время)
Название темы | Количество часов | Практическое занятие | Проверочные работы |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 часа) | |||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 часов) | |||
Тема 1. Пожарная безопасность | 3 | 1 | |
Тема 2. Безопасность на дорогах | 3 | 1 | |
Тема 3. Безопасность на водоемах | 3 | 1 | 1 |
Тема 4. Экология и безопасность | 1 | ||
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия | 5 | 1 | |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов) | |||
Тема 1. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций | 4 | 1 | |
Тема 2. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 3 | 1 | |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 часов) | |||
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (7 часов) | |||
Тема 1. Здоровый образ жизни и его составляющие | 7 | 2 | |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказания первой помощи (4 часа) | |||
Тема 1. Первая помощь при неотложных состояниях | 4 | 4 | 1 |
ИТОГО | 33 часа + 1 час (резервное время) | 5 | 9 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 8 КЛАСС»
№ п/п | Тема урока | Основные элементы содержания | Характеристики видов деятельности обучающихся |
Модуль 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (22 часа) | |||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 часов) | |||
Тема 1. Пожарная безопасность (3 часа) | |||
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Пожар, горение, причины, классификация, условия возникновения пожара | Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т.д. Характеризуют основные мероприятия, проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, в общественном месте (на стадионе, в кинотеатре) и записывают их в дневник безопасности. Отвечают на вопросы и выполняют задания, приведенные после каждого параграфа главы 1 учебника для 8 класса под ред. А.Т.Смирнова. По итогам изучения темы выполняют контрольные задания. |
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Условия возникновения пожара. Алгоритм действий при пожаре | |
3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре | Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность граждан | |
Тема 2. Безопасность на дорогах (3 часа) | |||
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей | Причины ДТП. Причины и виды травматизма людей | Анализируют причины ДТП. Повторяют правила дорожного движения. Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда. Отвечают на вопросы и выполняют задания, приведенные после каждого параграфа главы 2 учебника для 8 класса под ред. А.Т.Смирнова. По итогам изучения темы выполняют контрольные задания. |
5 | Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров | Организация дорожного движения. Устройство дороги. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. Общие обязанности пешеходов и пассажиров | |
6 | Велосипедист – водитель транспортного средства | Водитель. Формирование качеств безопасного водителя. Общие обязанности водителя | |
Тема 3. Безопасность на водоемах (3 часа) | |||
7 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях | Водоемы. Особенности состояние водоемов в различное время года | Характеризуют состояние водоемов в различное время года. Объясняют правила безопасного поведения на водоемах. Сравнивают способы обеззараживания воды. Объясняют правила безопасного поведения на воде. Отрабатывают в паре правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. Отвечают на вопросы и выполняют задания, приведенные после каждого параграфа главы 3 учебника для 8 класса под ред. А.Т.Смирнова. По итогам изучения темы выполняют контрольные задания. |
8 | Безопасный отдых у воды | Безопасный отдых у воды | |
9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. Приемы транспортировки утопающего | |
Тема 4. Экология и безопасность (1 час) | |||
10 | Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о ПДК загрязняющих веществ. Экология и экологическая система, экологический кризис. Значение взаимоотношений человека и биосферы, биосфера, мутагенез, ПДК Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Основные объекты, влияющие на загрязнение биосферы, атмосферы, литосферы. Сведения об уровнях загрязнения регионов России | Ищут в интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приемы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Отвечают на вопросы и выполняют задания, приведенные после каждого параграфа главы 4 учебника для 8 класса под ред. А.Т.Смирнова. По итогам изучения темы выполняют контрольные задания. |
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 часов) | |||
11 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Общие понятия о ЧС техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики | Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия. Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. Составляют алгоритм своего поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера, возможный в регионе своего проживания. Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей. Отвечают на вопросы и выполняют задания, приведенные после каждого параграфа главы 5 учебника для 8 класса под ред. А.Т.Смирнова. По итогам изучения темы выполняют контрольные задания. |
12 | Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия | Радиоактивность, радиационно-опасные объекты, ионизирующее излучение, РОО. Аварии на радиационно-опасных объектах. Причина их возникновения и возможные последствия. | |
13 | Аварии на химически опасных объектах и их возможнее последствия | Понятия: аварийно -химически опасные вещества и ХОО (химически –опасные объекты). Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека. Последствия и причины аварий на ХОО, зона химического заражения, токсодоза | |
14 | Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия | Причины взрывов, признаки взрывоопасных объектов; взрыв, взрывоопасный объект. Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия | |
15 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | Гидродинамическая авария, классификация гидродинамических сооружений. Аварии на гидротехнических объектах. Причины, вызывающие гидродинамические аварии | |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов) | |||
Тема 1. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 часа) | |||
16 | Обеспечение радиационной безопасности населения | Основные поражающие факторы при авариях Правила поведения населения при радиоактивных авариях. Основные способы оповещения, мероприятия для подготовки к эвакуации, рекомендации при проживании в загрязненной зоне | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружений. Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отрабатывают в паре (или группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Отвечают на вопросы и выполняют задания, приведенные после каждого параграфа главы 6 учебника для 8 класса под ред. А.Т.Смирнова. По итогам изучения темы выполняют контрольные задания. |
17 | Обеспечение химической защиты населения | Основные правила поведения при авариях на ХОО. Обеспечение химической защиты населения | |
18 | Обеспечение защиты населения от последствий взрывопожароопасных объектах | Основные причины возникновения пожаров и взрывов. Обеспечение защиты населения от последствий взрывопожароопасных объектах | |
19 | Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях | Возможные первичные и вторичные последствия гидродинамических аварий. Меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при возвращении в затопленное жилище | |
Тема 2. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа) | |||
20 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера | Схема действия при чрезвычайных ситуациях, вызванных крупными производственными авариями на ближайших предприятиях. Способы оповещения населения о ЧС техногенного характера | Объясняют порядок оповещения населения и последовательность организации его эвакуации в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Характеризуют основные мероприятия, проводимые в стране по инженерной защите населения. Отвечают на вопросы и выполняют задания, приведенные после каждого параграфа главы 7 учебника для 8 класса под ред. А.Т.Смирнова. По итогам изучения темы выполняют контрольные задания. |
21 | Эвакуация населения | Эвакуация; план эвакуации учреждения; средства индивидуальной защиты, правила эвакуации | |
22 | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Инженерная защита населения; защитные сооружения ГО, предназначение, правила поведения в убежищах | |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 часов) | |||
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (7 часов) | |||
Тема 1. Здоровый образ жизни и его составляющие (7 часов) | |||
23 | Здоровье как основная ценность человека | Здоровье, ЗОЖ. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека | Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие. Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общественной составляющей здоровья человека и общества. Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики инфекционных заболеваний и вредных привычек, записывают правила в дневник безопасности. Формулируют кратко свое понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень. Отвечают на вопросы и выполняют задания, приведенные после каждого параграфа главы 8 учебника для 8 класса под ред. А.Т.Смирнова. По итогам изучения темы выполняют контрольные задания. |
24 | Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие | Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. Общие понятия о ЗОЖ | |
25 | Репродуктивное здоровье - составляющая здоровья человека и общества | Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества. | |
26 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | |
27 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | Неинфекционные заболевания. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | |
28 | Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек | Привычка. Вредная привычка. Пагубные пристрастия. Вредные привычки и их влияние на здоровье Химическая зависимость (алкоголизм, наркомания, табакокурение). Профилактика вредных привычек | |
29 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. Здоровье, иллюзия, бред, демография. | |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа) | |||
Тема 1. Первая помощь при неотложных состояниях (4 часа) | |||
30 | Первая медицинская помощь пострадавшим и ее назначение (практическое занятие) | Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Основные правила оказания ПМП, признаки жизни, признаки смерти | Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приемы оказания первой помощи при отравлении АХОВ, при травмах, при утоплении. Отвечают на вопросы и выполняют задания, приведенные после каждого параграфа главы 9 учебника для 8 класса под ред. А.Т.Смирнова. По итогам изучения темы выполняют контрольные задания. |
31 | Первая медицинская помощь при отравлении аварийно химически опасными веществами (АХОВ) (практическое занятие) | Правила оказания ПМП при отравлении угарным газом, хлором и аммиаком | |
32 | Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие) | Обморожение; обморок, симптомы обморочного состояния; ожог, степени ожога; эпидермис. Средства оказания ПМП при травмах | |
33 | Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие) | Признаки появления отека легких, признаки синего утопления. Причины смерти в первые минуты после спасения утопающего. Средства оказания первой медицинской помощи при утоплении | |
Итого: 33 часа + 1 час резервное время |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическая литература
Нормативная и правовая литература
- Конституция Российской Федерации
- Уголовный кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон «О гражданской обороне»
- Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
- Федеральный закон «О пожарной безопасности»
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
- Федеральный закон «О противодействии терроризму»
Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура
- Телевизор
- DVD-плеер
- Проектор
- Компьютер
Средства программного обучения и контроля знаний
- Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»
- Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»
- Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
- Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
Стенды, плакаты
Стенды
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
- Пожары, взрывы
- Правила дорожного движения
- Пожарная безопасность
- Правила оказания медицинской помощи
Средства индивидуальной защиты
Средства защиты дыхания
- Ватно-марлевые повязки
- Противопылевые тканевые маски
- Респираторы
- Противогазы (типа ГП-5, ГП-7. ПДФ-7, ИП-4М и т. п.)
Средства медицинской защиты
- Аптечка индивидуальная (типа А-2 и т. п.)
- Индивидуальный перевязочный пакет ит. п.
- Противохимический пакет (типа ИПП-8и т. п.)
- Жгут
- Шина
Аудиовизуальные пособия
Учебные видеофильмы
- Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
- Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
- Действия населения при химически опасных авариях
- Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения
- Действия в зоне затопления
- Стихийные бедствия
- Пожарная безопасность
- Сам себе МЧС
- Правила дорожного движения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя
- основная литература
- А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 64 с.
- А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. – учебник для общеобразовательных учреждений, 6 издание. М.: Просвещение, 2008 г.
- А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.- 176 с.
- дополнительная литература
- Хрипкова А.Г. «Гигиена и здоровье». Медицинская литература.
- Правила дорожного движения.
- Журнал «ОБЖ».
- Я.Я.Мейнгот, Н.М.Потылицина. Теоретические и практические основы медицинских знаний. Красноярск. 2006г.
Литература для ученика
- основная литература
- А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. – учебник для общеобразовательных учреждений, 6 издание. М.: Просвещение, 2010 г.
- дополнительная литература
- Курение и профилактика в школе. А.А Александров, В.Ю.Александрова Москва 1996г. «Медиа Сфера»
- Не допускать беды. А Г.Макеева Москва. Просвещение 2003г.
- Школа без наркотиков. Под ред. Л.М. Шапицывой и Е.И. Казаковой. Санкт-Петербург. Образование-культура. 2002г.
УМК:
- А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 64 с.
- А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. – учебник для общеобразовательных учреждений, 6 издание. М.: Просвещение, 2008 г.
- А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.- 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...