План- конспект урока по теме "Землетрясение"
план-конспект урока по обж (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План- конспект урока
учителя ОБЖ МБОУ "СОШ №50"
Кошкиной Е. А.
Предмет: основы безопасности жизнедеятельности
класс: 7
Урок:№1
Тема урока :"Землетрясение."
Тип урока: комбинированный
Время проведения: 45 минут
Оборудование:1. Учебник "Основы безопасности жизнедеятельности" 7 класс, под редакцией Смирнова А.Т.
2. Рабочая тетрадь обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности 7 класс. К учебнику "Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией Смирнов А.Т.
3. Наглядные пособия(таблицы, плакаты, фотографии)
4. Дополнительная литература( "Этимологический словарь".)
Цель урока: Ознакомить обучающихся с природными явлениями геофизического происхождения, довести до учащихся основные понятия и причины землетрясении ,научить решать практические задания - ситуации.
Задачи урока:
образовательная: изучить правила безопасного поведения при внезапном землетрясении, расширить знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера.
развивающая: развивать умения правильно понимать и истолковывать правила по безопасному поведению при землетрясении.
воспитывающая: воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по безопасности при землетрясении.
Указать на опасные негативные , разрушительные последствия.
Планируемые результаты: Научить видеть обучающимися возможную причину опасностей при землетрясении и освоить правила поведения.
УУД:
познавательные: осознанно находить решения из сложной ситуации, строить речевое высказывание в устной форме и выдвижение гипотез и их обоснование.
коммуникативные: работать в группе над поставленной задачей и вместе находить решения данной проблемы.
регулятивные: ставить и понимать учебные задачи, составлять план и последовательность действий.
личностные: оценивать содержание усваиваемого материала, формировать ответственное отношение к учению, готовности к саморазвитию,самообра-
зованию, владение начальными знаниями адаптации в мире.
Подготовка к уроку:
1.Подбор материала и набор текста.
2.Подбор изображений для слайдов(фрагменты записей об опасных ситуациях, возникающих при землетрясении), ситуативных задач, тестов, кроссворда.
3.Составление и оформление презентаций.
Ход учебного занятия
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. | Организационный момент | Приветствие, нацелить учащихся на урок. | приветствие | Регулятивные: Сформировать взаимоотношения с окружающими ;коммуникативные владение приемами и навыками общения с взрослыми |
2. | Актуализация знаний Фронтальная беседа | Актуализировать имеющиеся у учащихся знания об опасных природных явлениях. На доске вывешивает таблицу-схему "Опасные природные явления" (приложение 1) Вызывает для работы учащихся и объясняет задание: "Разложить перечень стихийных бедствий ( гроза, ураган, наводнение, лесной пожар, землетрясение, цунами, падение космических тел, пыльные бури)на 3 группы-1.геологические явления2. метеорологическое явление, 3.гидрологическое явление" .Подводит итог работы с выставлением оценок в журнал самых активных с мест и отвечающих у доски ребят. Актуализировать имеющиеся у учащихся знаниях о землетрясениях. Предлагает посмотреть репродукцию картины К.Брюллова"Последний день Помпеи ".Показывает слайд с видами разрушений землетрясений. Предлагает выступить ребятам с публикациями из средств массовой информации с примерами крупнейших землетрясений. Подводит класс к теме урока и называет цель урока. | Работа у доски на закрепление домашнего задания 3-х человек с кратким обсуждением проявлений этих природных явлений( класс работает в своих тетрадях).Ребята из класса помогают при затруднении ребятам у доски. Смотрят репродукцию картины, слайд ,слушают учителя и учащихся с докладами , предварительно подготовленными на темы: Сейсмические волны", "Тектонические плиты", "Природа землетрясений.
| Личностные: социально-психологическо го(качество отношений с окружающими людьми) Регулятивные:сформировать взаимоотношения с окружа ющими. Коммуникативные; владение приемами и навыками общения со сверстниками: владение приемами и навыками общения со взрослыми; готовность к коллективным формам деятельности, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения. |
3. | Постановка учебных задач | Озвучивает тему урока. Предлагает записать в тетрадь текст определения "Землетрясение"с пропущенными терминами из предложенного списка.(приложение 2).
Предлагает рассмотреть схему учебника"Сейсмическое районирование нашей планеты" и выписать в тетрадь название сейсмически активных районах в регионах Российской Федерации Предлагает рассмотреть рисунок из учебника "Эпицентр и очаг землетрясений с расходящимися от него волнами . Предлагает зарисовать его ребятам в тетрадь, подписав определения. Предлагает выполнить проверочную работу по контролю результатов первичного запоминания.("Карточки соответствия")(приложение 4). Задает проблемные вопросы: -Когда был изобретен первый сейсмограф? -Кто и когда ввел понятие "магнитуда"? -Поведение домашних животных на приближение землетрясений Предлагает гипотезу: "Может ли человек предугадать когда будет землетрясение" Совместно с детьми подводят итог этого этапа урока. | Записывают в тетради определение темы урока. В рабочих тетрадях(пособие для учащихся общеобразовательных учреждений -7 класс автор А.Т. Смирнов) выполняют задание №3.(Какие регионы РФ из перечисленных ниже относятся к сейсмически опасным регионам? Зачеркните неправильный ответ).(приложение 3). Рисуют рисунок "Эпицентр и очаг землетрясения" с подписывают определения Выполняют проверочную работу по результатам первичного запоминания"Карточки соответствия". Включаются в проблемный диалог ,пытаются ответить на гипотезу о поведении домашних животных, птиц, как предвестников землетрясений. о возможности предугадать землетрясение. | Личностные: развить интерес к способам получения знаний которые выходят за пределы школьных Коммуникативные; владение приемами и навы ками общения со взрослыми готовность к коллективным формам деятельности. Регулятивные:сформировать взаимоотношения с окружа ющими. Познавательные: познакомиться с причина ми землетрясений. |
4. | Открытие нового | Актуализировать представление о последствиях землетрясений. По учебнику вместе с детьми просматривают таблицу "Шкала землетрясений" . Просит детей внимательно просмотреть сюжеты и подготовиться к обсуждению по просмотренному. Предлагает записать кластер "Причины землетрясений" Просит прочитать написанное в тетрадях 1-2обучающихся. | Просмотр таблицы"Шкала землетрясений". Обсуждение по наводящим вопросам учителя. Дети приходят к выводу . что проживают в сейсмоопасном районе Раскрывают словарь ,ищут значение слов "эпицентр", "Сейсмограф", "Магнитуда", пишут в тетрадь определение и читают определение вслух. Пишут в тетради кластер "Причины землетрясений. | Личностные: развить интерес к способам получения знаний которые выходят за пределы школьных Коммуникативные; владение приемами и навы ками общения со взрослыми готовность к коллективным формам деятельности. |
Практическая работа | Разбивает класс на группы. Используя сейсмическую шкалу MSK-86 предлагает детям по рисункам из учебника определить силу землетрясения и записать краткую характеристику(Учебник ОБЖ 7 класс. Автор Смирнов А.Т. п .2.1.стр.28-29) Рекомендует выступить с ответами в мини-сценках о последствиях несоблюдения правил безопасности при землетрясении: Наблюдает и корректирует действие детей, оценивает ответы детей.(Критерии оценок работы детей в группе, Критерии оценки тестов. )(приложение 5) По окончании групповой работы дает детям высказать свое мнение о последствиях и правилах поведения при землетрясении. | Разбиваются на группы по заданиям, смотрят на рисунки и записывают краткую характеристику и количество баллов. Обсуждают и ответы подготавливают в виде мини -сцен о последст виях несоблюдения правил безопасности при землетрясении. | Регулятивные:сформировать взаимоотношения с окружа ющими. Познавательные: познакомиться с причина ми опасных ситуаций в природе, последствиями для человека, последствиями для городов поселков от землетрясений. | |
5. | Первичное закрепление | Предлагает систематизировать полученные знания ,проверить качество усвоения материала и навыков самостоятельной работы заполнив в тетради памятку"Последствия землетрясения".(приложение 6). Читает вслух ситуативные задачи, предлагает высказываться как будут действовать в каждом конкретном случае.(приложение 7) | Заполняют в тетради памятку"Последствия землетрясения". Класс слушает аргументирует.
| Личностные: развить интерес к способам получения знаний которые выходят за пределы школьных. |
Проверочная работа | Предлагает для овладения опытом предыдущих поколений , прочитать в учебнике: Правила поведения при землетрясении". Выдает индивидуально тестовые задания каждому учащемуся.(приложение 8) | Читают и комментируют вслух из учебника "Правила безопасного поведения при землетрясении." Работа выполняется учащимися письменно на листах тестовых заданий. | Коммуникативные; владение приемами и навы ками общения со взрослыми готовность к коллективным формам деятельности. | |
Совместно с детьми учитель делает вывод о человеческой мудрости и вспоминают одну из главных формул ОБЖ . Учитель выводит слайд с высказыванием на доску. | Дети смотрят и проговаривают главную формулу ОБЖ "Предупрежден- значит вооружен и защищен". | Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими. Познавательные: познакомиться с причина ми землетрясений. | ||
6. | Рефлексия | Учитель задает вопросы" Что я знал по теме урока? "Что нового узнали сегодня на уроке?" "Ваше отношение к данной теме урока?" | Отвечают на вопросы учителя, Достижения:"Теперь я умею" Сложности:"На уроке мне было сложно" Предложения:"Что нового я узнал, для меня было важно..." | Личностные: развить интерес к способам получения знаний которые выходят за пределы школьных Коммуникативные; владение приемами и навы ками общения со взрослыми готовность к коллективным формам деятельности. Регулятивные:сформировать взаимоотношения с окружа ющими. Познавательные: Научить правилам безопасного поведения при землетрясении. |
7. | Итог урока | Подводит итог урока. Совместно с детьми оценивает работу каждого ученика. Выставляет оценки в дневник и журнал. Задает вопрос: "Достигли мы цели урока?" | Дети возвращаются к цели урока записанной на доске и отвечают на поставленный вопрос учителя. | Личностные: развить интерес к способам получения знаний которые выходят за пределы школьных Коммуникативные; владение приемами и навы ками общения со взрослыми готовность к коллективным формам деятельности. Регулятивные:сформировать взаимоотношения с окружа ющими. |
8. | Информация о домашнем задании | Записывает домашнее задание на доске по учебнику п.2.1-2.2. ответить на вопросы. Дает творческое задание: Подготовить рисунки-плакаты, напоминающие об опасностях при землетрясении. Продумать алгоритм действия в ситуациях"Действия человека во время", "Действие человека после землетрясения ". Подготовить кроссворд"Сейсмология". |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Приложение
Приложение1.
Таблица-схема "Опасные природные явления"
группа1-геологические явления группа-2-метеорологические явления группа-3 гидрологические явления
Перечень стихийных бедствий: гроза, ураган, наводнения, лесной пожар, цунами, тайфун, землетрясение, пыльные бури, цунами, падение космических тел.
Приложение2.
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка:
Землетрясение- подземные_____________ и______________земной поверхности, которые возникают в результате внезапных___
смещений и _____________ в земной коре.
Слова, которые надо вставить: взрывы. толчки, колебания, кора, волны. разрывы.
Приложение3.
Какие регионы Российской Федерации из перечисленных ниже относятся к сейсмически опасным регионам? Зачеркните неправильные ответы:
Нечерноземье, Северный Кавказ. Байкальский регион, Верховья Дона ,Камчатка, Сахалин, Курильские острова, Якутия, Алтай.
Приложение 4."Карточки соответствия"
Правильно соотнесите определения с расшифровкой его используя линейку и карандаш, соединив записи с правильными ответами.
Сейсмология место где происходит сдвиг горных пород
эпицентр наука о землетрясении
сейсмограф место наибольшего проявлении землетрясения над очагом на земной поверхности
очаг землетрясений
чувствительный прибор, который улавливает и регистрирует подземные толчки, отмечает
их силу направление и продолжительность.
магнитуда мера общего количества энергии, излучаемой при сейсмическом толчке в виде упругих
волн
Приложение 5."Критерии оценок работы в группах".
Оценка "5"- ставиться за полные аргументированные ответы, слаженность работы в группе.
Оценка" 4"- ставиться если все задания сделаны с незначительными недочетами. Даны полные аргументированные ответы.
Оценка" 3" - ставиться если задания сделаны более чем на 50 % и ответы являются неверными.
Оценка" 2"- ставиться если группа проигнорировала задание, отсутствие идей при поиске ответа.
"Критерии обучающих тематических тестов. Порядок оценки."
Максимальное количество баллов при выполнении заданий с выбором одного ответа-5 баллов. Каждое правильное задание оценивается 1 баллом при условии, если обведен только один номер верного ответа. если обведены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не зачитывается.
за 5 правильных ответов- оценка -"отлично", за 4-"хорошо", за 3-"удовлетворительно", за 2- и менее -оценка "неудовлетворительно".
Приложение 6.
Последствия землетрясения
Природные последствия: трещины в почве, провалы на земле и поверхности морского дна, активизация вулканов, возникновение селей. оползней....
Последствия для городов и населенных пунктов: разрушение домов, производственных зданий, обрыв линий электропередач. аварии на химически опасных объектах, прорывы плотин на ГЭС...
Последствия для человека: травмы, ушибы, переломы, порезы, сдавливания. гибель людей по неосторожности, психические потрясения.....
Приложения7.
Ситуационные задачи.
1. Представьте себе ситуацию: находясь дома. по радио вы услышали сообщение о том. что через два часа вашему району угрожает землетрясение. составьте план своих действий и попробуйте его объяснить.
2. Представьте себя руководителем сейсмически опасного региона .Какие заблаговременные защитные мероприятия вы организуете?
3.Выберите из перечисленных мест те, что наиболее безопасны для укрытия в здании(помещении) при землетрясении .Объясните, почему эти места считают наиболее безопасными?
1 место внутри шкафов, комодов, гардеробов. 6. балконы и лоджии.
2.место под прочно закрепленными столами. 7.дверные проемы.
3. места у колонн. 8.места внутри кладовок и встроенных шкафов.
4.места под подоконниками. 9. Углы. образованными внутренними стенами.
5. углы, образованные внутренними перегородками.
Приложение 8.
Тестовые задания.
Выберите один правильный ответ.
1. Прибор для обнаружения и регистрации колебаний земной поверхности в результате землетрясения называется:
а. томографом.
б.барометром
в.сейсмографом
2.Условной величиной, характеризующей общее количество энергии, выделяемой при сейсмическом толчке в виде упругих
волн, является:
а амплитуда
б.магнитуда
в.эпицентр.
3.Энергия землетрясений оценивается в единицах (от 1-9) по шкалам:
а .Рихтера и Бофорта
б. Меркалли и Бофорта
в.Рихтера и Меркалли
4.Что такое землетрясение?
а. подземные удары и колебания поверхности земли
б. область возникновения подземного удара
в. проекция очага землетрясения на земную поверхность.
5. Причиной землетрясений может стать:
а. сдвиг в скальных породах земной коры, вдоль которого один скальный массив с огромной силой трется о другой
б. волновые колебания в скальных породах
в. строительство очистительных сооружений в зонах тектонических разломах.
Литература.
1.Учебники:
ОБЖ -7 класс .Смирнов А.Т. Хренников Б.О. , М., Просвещение ,2014г.
ОБЖ-7 класс .Латчук В,Н . Марков В.В., М., Дрофа, 2010г.
ОБЖ-7 класс Воробьев Ю.Л., М. ,Астрель,2008г.
2. Рабочие тетради по ОБЖ -7 класс. тетради с печатной основой авторов :Смирнов А.Т, М. Просвещение.2013г.
Рабочие тетради по ОБЖ -7 класс. тетради с печатной основой авторов :Воробьев Ю.Л. М., Астрель,2008г.
Рабочие тетради по ОБЖ -7 класс. тетради с печатной основой авторов :Иванюков М. И., Саратов,"Лицей"
3.Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. автор: Латчук В.Н. М., Дрофа, 2014.
4.Тесты
Тестовые задания 8-9 класс Основы безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. автор: Клюев А.В. Ростов-на-Дону, "Легион".2013г.
5.Дидактические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы. Тесты. Контрольные и проверочные работы. Справочные материалы. автор Латчук В.Н., М., Дрофа 2000г.
6.Методические пособия.ОБЖ-7 класс. Латчук В.Н. М, Дрофа, 1999г.
7.Поурочные планы.ОБЖ-7 класс. Засядько Ю.П., Волгоград, Экстремум, 2005г.
8.Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности . К учебнику "ОБЖ.7.класс под редакцией Воробьева Ю .Л., М., Астрель,2008г.
9.Интернет-ресурсы:
сайт "Учительский портал"- ,nsportal. ru
Библиофонд, -bibliofond .ru
Видеоуроки-videouroki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План-конспект урока английского языка в 6 классе УМК «Английский в фокусе» авторы Н.И.Быкова, Дж.Дули и др. Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы.
Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы. Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «Holiday plans» , 1 урок по разделу «Holiday time»...
План конспект урока. Требования к плану урока.
План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».
Изучение план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану; Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...