План- конспект урока по теме "Землетрясение"
план-конспект урока по обж (7 класс) на тему

Кошкина Елена Александровна

План- конспект урока ОБЖ по теме "Землетрясение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemletryasenie.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока

учителя ОБЖ МБОУ "СОШ №50"

  Кошкиной Е. А.

Предмет: основы безопасности жизнедеятельности

класс: 7

Урок:№1

Тема урока :"Землетрясение."

Тип урока: комбинированный

Время проведения: 45 минут

Оборудование:1. Учебник "Основы безопасности жизнедеятельности" 7 класс, под редакцией  Смирнова А.Т.

                 

                          2. Рабочая тетрадь обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности 7 класс. К учебнику "Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией Смирнов А.Т.

                          3. Наглядные пособия(таблицы, плакаты, фотографии)

                          4. Дополнительная литература( "Этимологический словарь".)

Цель урока: Ознакомить обучающихся с  природными явлениями геофизического происхождения,  довести до учащихся основные понятия и причины землетрясении ,научить решать практические задания - ситуации.

Задачи урока:

образовательная: изучить правила безопасного поведения  при внезапном  землетрясении, расширить знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера.

развивающая:      развивать умения правильно понимать и истолковывать правила по безопасному поведению  при землетрясении.

воспитывающая: воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по безопасности  при землетрясении.

Указать на опасные негативные , разрушительные последствия.

Планируемые результаты:  Научить видеть обучающимися возможную причину опасностей  при землетрясении и освоить правила поведения.

УУД:

познавательные: осознанно находить  решения из сложной ситуации, строить речевое  высказывание в устной форме и выдвижение гипотез и их обоснование.

коммуникативные: работать  в группе над поставленной задачей и вместе находить решения данной проблемы.

регулятивные: ставить и понимать учебные задачи, составлять план и последовательность действий.

личностные: оценивать содержание усваиваемого материала, формировать ответственное отношение к учению, готовности к саморазвитию,самообра-

зованию, владение начальными знаниями адаптации в мире.

Подготовка к уроку:

1.Подбор материала и набор текста.

2.Подбор изображений для слайдов(фрагменты записей об опасных ситуациях, возникающих  при землетрясении), ситуативных задач, тестов, кроссворда.

3.Составление и оформление презентаций.


Ход  учебного занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный момент

Приветствие, нацелить учащихся на урок.

приветствие

Регулятивные:

Сформировать взаимоотношения            с окружающими ;коммуникативные

владение приемами и навыками

 общения с взрослыми

2.

Актуализация

знаний

Фронтальная беседа

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания об опасных природных явлениях.

На доске вывешивает  таблицу-схему "Опасные природные явления" (приложение 1) Вызывает для работы учащихся и объясняет задание: "Разложить перечень стихийных бедствий ( гроза, ураган, наводнение, лесной пожар, землетрясение, цунами, падение космических тел, пыльные бури)на 3 группы-1.геологические явления2. метеорологическое явление, 3.гидрологическое явление" .Подводит итог работы с выставлением оценок в журнал самых активных с мест и отвечающих у  доски  ребят.

Актуализировать имеющиеся у учащихся знаниях о землетрясениях.

Предлагает посмотреть репродукцию картины К.Брюллова"Последний день Помпеи ".Показывает  слайд с  видами разрушений землетрясений.

Предлагает выступить ребятам с  публикациями из средств массовой информации  с примерами  крупнейших землетрясений.

Подводит класс к теме урока и называет цель урока.

Работа у доски на закрепление домашнего задания 3-х человек с кратким обсуждением проявлений этих природных явлений( класс работает в своих тетрадях).Ребята из класса помогают при затруднении  ребятам у доски.

 Смотрят репродукцию картины, слайд ,слушают учителя и учащихся с докладами , предварительно подготовленными на темы: Сейсмические волны", "Тектонические плиты", "Природа землетрясений.

 

Личностные:

социально-психологическо

го(качество отношений

с окружающими людьми)

Регулятивные:сформировать

взаимоотношения с окружа

ющими.

Коммуникативные;

владение приемами и навыками

общения со сверстниками:

владение приемами и навыками

общения со взрослыми;

готовность к коллективным

формам деятельности,

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с

со сверстниками и взрослыми

при достижении предметных

и метапредметных результатов

обучения.

3.

Постановка учебных задач

Озвучивает тему урока.

Предлагает записать в тетрадь текст определения "Землетрясение"с  пропущенными терминами из предложенного списка.(приложение 2).

 

Предлагает рассмотреть схему учебника"Сейсмическое районирование нашей планеты" и выписать в тетрадь название сейсмически активных районах в регионах Российской Федерации

Предлагает рассмотреть рисунок из учебника "Эпицентр и очаг землетрясений с расходящимися от него волнами . Предлагает зарисовать его ребятам в тетрадь, подписав  определения.

Предлагает выполнить проверочную работу по контролю результатов первичного запоминания.("Карточки соответствия")(приложение 4).

Задает проблемные вопросы:

-Когда был изобретен первый сейсмограф?

-Кто и когда ввел понятие "магнитуда"?

-Поведение домашних животных на приближение землетрясений

Предлагает гипотезу: "Может ли человек предугадать когда будет землетрясение"

Совместно с детьми подводят итог этого этапа урока.

Записывают в тетради определение темы урока.

В рабочих тетрадях(пособие для учащихся общеобразовательных учреждений -7 класс автор А.Т. Смирнов) выполняют задание №3.(Какие регионы РФ из перечисленных ниже относятся к сейсмически опасным регионам? Зачеркните неправильный ответ).(приложение 3).

 Рисуют рисунок "Эпицентр и очаг землетрясения" с подписывают определения

Выполняют проверочную работу по результатам первичного запоминания"Карточки соответствия".

 Включаются в проблемный

 диалог ,пытаются ответить   на гипотезу  о поведении домашних животных, птиц, как предвестников землетрясений. о возможности предугадать землетрясение.

Личностные: развить интерес

к способам получения знаний

которые выходят за пределы

школьных

Коммуникативные;

владение приемами и навы

ками общения со взрослыми

готовность к коллективным

формам деятельности.

Регулятивные:сформировать

взаимоотношения с окружа

ющими.

Познавательные: познакомиться с причина

ми землетрясений.

4.

Открытие нового

 Актуализировать представление о последствиях землетрясений.

По учебнику вместе с детьми просматривают таблицу "Шкала землетрясений" . Просит детей внимательно просмотреть сюжеты и подготовиться к обсуждению по просмотренному. Предлагает записать кластер  "Причины землетрясений"

Просит прочитать написанное в тетрадях

1-2обучающихся.

Просмотр  таблицы"Шкала землетрясений".

Обсуждение по наводящим вопросам учителя.

Дети приходят к выводу . что проживают в сейсмоопасном районе Раскрывают словарь ,ищут значение  слов "эпицентр", "Сейсмограф", "Магнитуда",  пишут в тетрадь определение и читают

определение вслух.

 Пишут  в тетради кластер "Причины землетрясений.

Личностные: развить интерес

к способам получения знаний

которые выходят за пределы

школьных

Коммуникативные;

владение приемами и навы

ками общения со взрослыми

готовность к коллективным

формам деятельности.

Практическая работа

Разбивает класс на группы. Используя сейсмическую шкалу MSK-86  предлагает детям по рисункам из учебника определить силу землетрясения и записать краткую характеристику(Учебник ОБЖ 7 класс. Автор Смирнов А.Т. п .2.1.стр.28-29)

Рекомендует выступить с ответами в мини-сценках

о последствиях несоблюдения правил безопасности  при землетрясении:

Наблюдает и корректирует действие детей, оценивает ответы детей.(Критерии оценок работы детей в группе, Критерии оценки тестов. )(приложение 5)

По окончании групповой работы дает детям высказать свое мнение о последствиях и правилах поведения при землетрясении.  

Разбиваются на группы по заданиям, смотрят на рисунки и записывают краткую характеристику и количество баллов.

Обсуждают и ответы подготавливают в виде мини -сцен о последст

виях несоблюдения правил безопасности  при землетрясении.

Регулятивные:сформировать

взаимоотношения с окружа

ющими.

Познавательные: познакомиться с причина

ми опасных ситуаций  в природе, последствиями для человека, последствиями для городов поселков от землетрясений.

5.

Первичное закрепление

Предлагает систематизировать полученные знания ,проверить качество усвоения материала и навыков самостоятельной работы заполнив в тетради памятку"Последствия землетрясения".(приложение 6).

Читает вслух  ситуативные задачи, предлагает   высказываться как будут действовать в каждом конкретном случае.(приложение 7)

Заполняют в тетради

памятку"Последствия землетрясения".

Класс слушает  аргументирует.

 

Личностные: развить интерес

к способам получения знаний

которые выходят за пределы

школьных.

Проверочная работа

Предлагает для овладения

опытом предыдущих поколений , прочитать в учебнике:   Правила поведения при землетрясении".

Выдает индивидуально тестовые задания каждому учащемуся.(приложение 8)

Читают  и комментируют вслух из учебника "Правила безопасного поведения  при землетрясении."

Работа выполняется учащимися письменно на листах тестовых заданий.

Коммуникативные;

владение приемами и навы

ками общения со взрослыми

готовность к коллективным

формам деятельности.

Совместно с детьми учитель делает вывод о человеческой мудрости и вспоминают одну из главных формул ОБЖ .

Учитель выводит слайд с высказыванием на доску.

Дети смотрят и проговаривают главную формулу ОБЖ

"Предупрежден- значит вооружен и защищен".

Регулятивные: сформировать

взаимоотношения с окружающими.

Познавательные: познакомиться с причина

ми землетрясений.

6.

Рефлексия

Учитель задает вопросы"

Что я знал по теме урока?

"Что нового узнали сегодня на уроке?"

"Ваше отношение к данной теме урока?"

Отвечают на вопросы учителя,

Достижения:"Теперь я умею"

Сложности:"На уроке мне было сложно"

Предложения:"Что нового я узнал, для меня было важно..."

Личностные: развить интерес

к способам получения знаний

которые выходят за пределы

школьных

Коммуникативные;

владение приемами и навы

ками общения со взрослыми

готовность к коллективным

формам деятельности.

Регулятивные:сформировать

взаимоотношения с окружа

ющими.

Познавательные: Научить правилам

безопасного поведения  при землетрясении.

7.

Итог урока

Подводит итог урока. Совместно с детьми оценивает работу каждого ученика. Выставляет оценки в дневник и журнал. Задает вопрос:

"Достигли мы цели урока?"

Дети возвращаются к цели урока  записанной на доске и отвечают на поставленный вопрос учителя.

Личностные: развить интерес

к способам получения знаний

которые выходят за пределы

школьных

Коммуникативные;

владение приемами и навы

ками общения со взрослыми

готовность к коллективным

формам деятельности.

Регулятивные:сформировать

взаимоотношения с окружа

ющими.

8.

Информация о домашнем задании

Записывает домашнее задание на доске по учебнику п.2.1-2.2. ответить на вопросы.

Дает  творческое задание:

Подготовить рисунки-плакаты, напоминающие об опасностях  при землетрясении.

Продумать алгоритм действия в ситуациях"Действия человека во время", "Действие человека после землетрясения ". Подготовить кроссворд"Сейсмология".

 

 Записывают домашнее

задание в дневник.


Приложение

Приложение1.

Таблица-схема "Опасные природные явления"

группа1-геологические явления           группа-2-метеорологические явления      группа-3 гидрологические явления

Перечень стихийных бедствий: гроза, ураган, наводнения, лесной пожар, цунами, тайфун, землетрясение, пыльные бури, цунами, падение космических тел.

Приложение2.

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка:

Землетрясение- подземные_____________ и______________земной поверхности, которые возникают  в результате внезапных___

смещений и _____________ в земной коре.

Слова, которые надо вставить: взрывы. толчки, колебания, кора, волны. разрывы.

Приложение3.

Какие регионы Российской Федерации из перечисленных ниже относятся к сейсмически опасным регионам? Зачеркните неправильные ответы:

Нечерноземье, Северный Кавказ. Байкальский регион, Верховья Дона ,Камчатка,  Сахалин, Курильские острова, Якутия, Алтай.

Приложение 4."Карточки соответствия"

Правильно соотнесите определения с расшифровкой его используя линейку и карандаш, соединив записи с правильными ответами.

Сейсмология                                                 место где происходит сдвиг горных пород

эпицентр                                                      наука о землетрясении

сейсмограф                                                 место наибольшего проявлении землетрясения над очагом на земной поверхности

очаг землетрясений

                                                                      чувствительный прибор, который улавливает и регистрирует подземные толчки, отмечает

                                                  их силу направление и продолжительность.

магнитуда                                                     мера общего количества энергии, излучаемой при сейсмическом толчке в виде упругих

волн

Приложение 5."Критерии оценок работы в группах".

Оценка "5"- ставиться за полные аргументированные ответы, слаженность работы  в группе.

Оценка" 4"- ставиться если все задания сделаны с незначительными недочетами. Даны полные аргументированные  ответы.

Оценка" 3" - ставиться если задания сделаны более чем на 50 % и ответы являются неверными.

Оценка" 2"- ставиться если группа проигнорировала задание, отсутствие  идей при поиске ответа.

"Критерии обучающих тематических тестов. Порядок оценки."

Максимальное количество баллов при выполнении заданий с выбором одного ответа-5 баллов. Каждое правильное задание оценивается 1 баллом при условии, если обведен только один номер верного ответа. если обведены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не зачитывается.

за 5 правильных ответов- оценка -"отлично",  за 4-"хорошо", за 3-"удовлетворительно", за 2- и менее -оценка "неудовлетворительно".

Приложение 6.

Последствия землетрясения

Природные последствия: трещины в почве, провалы на земле и поверхности морского дна, активизация вулканов, возникновение селей. оползней....

Последствия для городов и населенных пунктов: разрушение домов, производственных зданий, обрыв линий электропередач. аварии на химически опасных  объектах, прорывы плотин на ГЭС...

Последствия для человека: травмы, ушибы, переломы, порезы, сдавливания. гибель людей по неосторожности, психические потрясения.....

Приложения7.

Ситуационные задачи.

1. Представьте себе ситуацию: находясь дома. по радио вы услышали  сообщение о том. что через два часа вашему району угрожает землетрясение. составьте план своих действий и попробуйте его объяснить.

2. Представьте себя руководителем сейсмически опасного региона .Какие заблаговременные защитные мероприятия вы организуете?

3.Выберите из перечисленных мест те, что наиболее безопасны для укрытия в здании(помещении) при землетрясении .Объясните, почему эти места считают наиболее безопасными?

1 место внутри шкафов, комодов, гардеробов.                        6. балконы и лоджии.

2.место под прочно закрепленными столами.                          7.дверные проемы.

3. места у колонн.                                                                         8.места внутри кладовок  и встроенных шкафов.

4.места под подоконниками.                                                       9. Углы. образованными внутренними стенами.

5. углы, образованные внутренними перегородками.

Приложение 8.

Тестовые задания.

Выберите один правильный ответ.

1. Прибор для обнаружения и регистрации колебаний земной поверхности в результате землетрясения называется:

а. томографом.

б.барометром

в.сейсмографом

2.Условной величиной, характеризующей общее количество энергии, выделяемой при сейсмическом толчке в виде упругих

волн, является:

а амплитуда

б.магнитуда

в.эпицентр.

3.Энергия землетрясений оценивается в единицах (от 1-9) по шкалам:

а .Рихтера и Бофорта

б. Меркалли и Бофорта

в.Рихтера и Меркалли

4.Что такое землетрясение?

а. подземные удары и колебания поверхности земли

б. область возникновения подземного удара

в. проекция очага землетрясения на земную поверхность.

5. Причиной землетрясений может стать:

а. сдвиг в скальных породах земной коры, вдоль которого один скальный массив с огромной силой трется о другой

б. волновые колебания в скальных породах

в. строительство очистительных сооружений в зонах тектонических разломах.

Литература.

1.Учебники:

ОБЖ -7 класс .Смирнов А.Т. Хренников Б.О. , М., Просвещение ,2014г.

ОБЖ-7 класс .Латчук В,Н . Марков В.В., М., Дрофа, 2010г.

ОБЖ-7 класс Воробьев Ю.Л., М. ,Астрель,2008г.

2. Рабочие тетради по ОБЖ -7 класс. тетради с печатной основой авторов :Смирнов А.Т, М. Просвещение.2013г.

 Рабочие тетради по ОБЖ -7 класс. тетради с печатной основой авторов :Воробьев Ю.Л. М., Астрель,2008г.

Рабочие тетради по ОБЖ -7 класс. тетради с печатной основой авторов :Иванюков М. И., Саратов,"Лицей"

3.Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. автор: Латчук В.Н. М., Дрофа, 2014.

4.Тесты

Тестовые задания 8-9 класс Основы безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. автор: Клюев А.В. Ростов-на-Дону, "Легион".2013г.

5.Дидактические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы. Тесты.  Контрольные и проверочные работы. Справочные материалы. автор Латчук В.Н., М., Дрофа 2000г.

6.Методические пособия.ОБЖ-7 класс. Латчук В.Н. М, Дрофа, 1999г.

7.Поурочные планы.ОБЖ-7 класс. Засядько Ю.П., Волгоград, Экстремум, 2005г.

8.Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности . К учебнику "ОБЖ.7.класс под редакцией Воробьева Ю .Л., М., Астрель,2008г.

9.Интернет-ресурсы:

сайт "Учительский портал"- ,nsportal. ru

Библиофонд,  -bibliofond .ru

Видеоуроки-videouroki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План-конспект урока английского языка в 6 классе УМК «Английский в фокусе» авторы Н.И.Быкова, Дж.Дули и др. Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы.

Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы. Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «Holiday plans» , 1 урок по разделу «Holiday time»...

План конспект урока. Требования к плану урока.

План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».

Изучение  план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану;  Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...