Внеклассное мероприятие: Квест-игра "Наследство Артура Спайдервика"
план-конспект занятия по обж (5, 6 класс)
План-конспект занятия с "олимпиадниками" по теме "Чтение карты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_zanyatiya_s_olimpiadnikami_po_teme_chtenie_karty.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект занятия по теме «Чтение карты».
Цель занятия: изучение основных приемов чтения карты
Задачи занятия:
- дать понятие «чтение карты»;
- формировать знания, умения и навыки, необходимые для чтения карт;
- научить воспринимать карту, как реальную образ местности;
- способствовать развитию логического мышления, внимания
Оборудование: плакат «Спортивная карта», спортивные карты, карточки к теме «Условные знаки», набор цветных карточек, компас, линейка.
Тип занятия: комбинированное.
План занятия
- Вводная часть
- Проверка знаний по предшествующей теме
- Объяснение новой темы: изложение новой информации, практическая работа с дидактическим материалом
- Закрепления пройденного материала. Игра "компас".
- Подведение итогов занятия
Организационный момент.
1. Вводная часть Учащиеся занимают места за партами, готовят письменные принадлежности. Педагог объявляет тему, цель занятия, объясняет требования и план занятия (Обратить внимание на готовность к занятию).
2. Проверка знаний по предшествующей теме. Фронтальный опрос. Прежде чем мы с вами начнем изучать новый материал, давайте вспомним, какую тему мы рассматривали на прошлом занятии.
Ответ: Условные знаки спортивных карт, их классификация. Для проверки знаний я обращаю ваше внимание на цветовую шкалу. Такой подбор цветов не случаен, где используются данные цвета?
Ответ: На цветных спортивных картах. Что означают данные цвета.
Ответ: Синий - гидрография (болото, реки); 3еленый - растительность;
Чёрный - искусственные объекты; Коричневый - рельеф; Желтый – открытые пространства; Красный - судейский цвет (старт, финиш).
Какого цвета не хватает на цветовой шкале и что он означает?
Ответ: Жёлтого, он означает - открытое пространство.
Итак, мы повторили классификацию условных знаков по цвету, как еще классифицируются условные знаки? На какие группы они делятся?
Ответ: Условные знаки классифицируются по изображению и делятся на:
- площадные (болота, поляны, озера)
- линейные (дороги, тропинки)
- точечные (камни, ямы, бугры...)
А сейчас, я хочу проверить, насколько вы усвоили данную тему. (работа с карточками)
Проверяем правильность выполнения задания у доски. Подводим итоги проверки.
3. Объяснение новой темы
Полученные знания на предыдущих занятиях, помогут нам, ознакомится с новой темой нашего занятия «Чтение карты». Что же это такое? Для туристов карта – самый верный проводник. Научившись ее "читать" легко определить характер местности, выбрать правильный и наиболее экономичный путь движения. Хорошая карта раскроет секрет о дорогах, реках, мостах, как пройти к населенным пунктам, где можно сделать привал, где придется идти в гору и какой лес встретится на пути. Но для того, чтобы грамотно "читать" карту необходимо хорошо знать условные знаки - "азбуку карты". Чтобы хорошо прочесть книгу нужно знать только 33 буквы, а для чтения карты существует свыше 150 условных знаков. Поэтому читать карту не так просто, как может показаться с первого взгляда. Так же надо знать правила рисовки условных топографических знаков:
-все условные знаки рисуются на картах вершинами на север;
-надписи наносятся на картах с запада на восток, за исключением названия рек, которые делаются вдоль их течения;
- цифры также наносятся на карту вершинами на север.
Зная это, спортсмены всегда имеют возможность определить направление по карте на север, а это означает, что и на юг, восток, запад.
Чтение карты – это, прежде всего понимания объектов изображенных на карте условными знаками и умение опознавать их на местности.
Результат спортсмена - ориентировщика на дистанции зависит от быстроты и правильности «чтения карты» и его физических качеств.
Но запомните, что в спортивном ориентировании побеждает не всегда самый сильный бегун, нужна еще и техника ориентирования, то есть правильно «читать карту».
Итак, чтение карты включает в себя основные понятия:
- Знание условных знаков;
- Правильно сориентировать карту;
- Определение расстояния на карте и на местности;
- Выбор пути движения
Правильно сориентировать карту – это значит расположить ее так, чтобы верхняя рамка была направлена север, а нижняя на юг. Для этого с помощью компаса найдите направление на север и в этом направлении, заметьте какой либо предмет. Поверните карту так, чтобы ее верх был направлен на этот предмет, и карта будет ориентирована.
Можно другим способом. Встаньте на какую- нибудь линию местности, обозначенную на карте. Например, это будет дорога. Поверните карту так, чтобы направление условного знака дороги совпало с направлением дороги на местности. При этом надо убедиться, что предметы справа и слева от дороги имеют такое же расположение, что и на карте. Если это условие выполнено, то карта ориентирована правильно.
Умение измерить расстояние: чтобы измерить расстояние между двумя точками на карте, необходимо, при помощи линейки измерить это расстояние и пользуясь масштабом карты умножить на величину масштаба.
Например, расстояние между двумя точками 4 см, а масштаб карты 100метров(1:10000), следовательно расстояние будет составлять 4х100=400метров
Правильно сориентировать карту по сторонам горизонта. Для определения сторон горизонта воспользуемся надежным другом ориентировщика - компасом. Стрелка компаса всегда показывает на север. Если стоять лицом к северу, то за вашей спиной будет юг, справа восток, слева запад.
Рассмотрим схему №13.
На ней дана панорама местности под цифрами 1, 2, 3, 4, 5, а внизу 3 схемы этой местности, лишь одна является правильно сориентированной относительно сторон горизонта. Определите, какая из них?
Рассмотрим схему №20, на которой даны фрагменты местности под цифрой 1. Ниже под цифрами 2, 3,4 даны аналогичные варианты, но, правильный ответ только один из них. Найдите его? (Подвести итог).
Выбор пути движения
После того как карта сориентирована, определена точка стояния, можно выбирать путь движения. Выбор пути во многом зависит от характерной местности на карте. Для начинающего ориентировщика, самое разумное, выбор пути по линейным ориентирам. Используйте дороги, тропинки, искусственные сооружения.
Умение быстро выбрать наиболее выгодный для себя путь – большое искусство и овладеть им можно только в многочисленных тренировках и стартах.
Обратите внимание на точки А и Б на спортивной карте. Давайте представим, что от пункта А вам необходимо попасть до пункта Б. Какой путь вы выберите?
4. Закрепления пройденного материала. Игра "компас".
На земле рисуют круг диаметром 2 – 3 метра. На расстоянии примерно 3 м от окружности отмечают стороны света , сверяясь с компасом: север, юг, запад, восток. Участники становятся в круг спиной к центру и слушают команду руководителя: "Юг!", "Север!", "Запад!", "Восток!". Услышав, к примеру, команду "Север!" все должны повернуться в сторону севера. Игроки, стоявшие лицом к югу поворачиваются на 1800, другим достаточно сделать пол оборота направо или налево. Подаются различные команды и играющие принимают соответствующие положения. Тот, кто ошибся (повернулся не в ту сторону), получает штрафное очко. Победителям оказывается участник, получивший наименьшее число штрафных очков.
5. Подведение итогов занятия.
Мы получили первое представление о том, с помощью чего можно читать карту. В заключение хочется напомнить, что, работая над освоением топографической грамотности необходимо помнить главное: изучая теорию, закрепляй знания практикой.
Только долговременная практика работы с картой, с компасом, определение расстояний, может помочь вам стать настоящим мастером по ориентированию на местности, уметь действительно "читать" карту грамотно, без ошибок.
Процесс обучения работе с картой довольно длительный и трудный. Поэтому мы будем продолжать совершенствовать умения и навыки чтения карты различные методы, формы и приемы обучения.
На следующем занятии мы с вами попробуем читать карту на местности. Для этого необходимо принести на следующее занятие компас и спортивную форму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....
Писатель Артур К. Дойл и его литературный персонаж Шерлок Холмс (сценарий внеклассного мероприятия)
Сценарий литературного внеклассного мероприятия, посвященного творчеству писателя Артура Конан Дойла и его литературному персонажу Шерлоку Холмсу...