разработка урока
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему
«Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriotizm_10_klass_obzh.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок ОБЖ в 10 классе
Тема: «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества».
Цель урока:
формирование патриотического сознания обучающихся через ознакомление с героическим прошлым русского народа.
Задачи урока:
- Обучающая — рассмотреть важнейшие боевые традиции Вооруженных сил РФ. Изучить понятия «патриотизм», «воинский долг»
- Развивающая - пробудить интерес к жизни и деятельности Вооруженных сил РФ. Развитие у обучающихся понимания личной ответственности за защиту Отечества.
- Воспитывающая - воспитывать любовь к Родине, формировать чувство гордости за Вооруженные силы РФ и за свою страну.
Оборудование и наглядные пособия:
- Видеофрагменты из телепередач: «Военная программа». А.Сладкова, «Служу Отечеству», «Антиснайпер» и др.
- Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»- 10 класс, (базовый уровень) А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнёв. Под общей редакцией А.Т. Смирнова - Москва: «Просвещение», 2011 г.
Компьютер.
Видеомагнитофон.
Телевизор.
Ход урока:
- Организационный момент.
«Мозговая разминка» - задание, способствующее включению учащихся в работу по теме урока.
Ученикам предлагается написать несколько ассоциаций со словом «Патриот». На выполнение задания дается 1 мин. В это время необходимо пройтись по классу и понаблюдать за работой учащихся, выслушать варианты ответов, ни в коем случае не критиковать, но обязательно обобщим,. При этом устанавливается контакт с учащимися. И вот она, тема урока - «Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества». Записываем ее на доске.
- Объяснение нового материала.
Учащимся предлагается просмотреть материал учебника по данной теме и сделать необходимые записи в тетрадях.
Затем они должны ответить на контрольные вопросы.
- Что такое традиция?
- Назвать важнейшие боевые традиции ВС РФ.
- Кого можно назвать истинным патриотом Отечества?
- Дать понятие долга.
- Что такое воинский долг?
Боевые традиции - это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с несением воинской службы и образцовым выполнением боевых задач.
Традиции связаны с историей данного войскового коллектива или рода поиск, его профессиональными особенностями героическими событиями или определенным укладом армейского быта. Но есть много общих боевых традиций для всех Вооруженных сил России.
Важнейшими боевыми традициями Вооруженных сил являются:
- Преданность Родине, постоянная готовность к ее защите;
- Верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;
- Верность Военной присяге, воинскому долгу;
* Боевое товарищество;
* Неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, постоянное поддержание боевой готовности, уверенность в своих силах.
Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества русского воина, основа героизма.
Патриотизм - любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Для россиянина его суть заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.
Долг – нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Самыми важными в обществе являются гражданский и патриотический долг перед Отечеством.
В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности, чувство долга принимает различные формы. По отношению к отечеству эта обязанность выражается в гражданском долге; по отношению к вооруженной защите страны - в воинском долге.
Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями государства, общества и назначением Вооруженных сил.
1.Работа на компьютере (длится 15 мин), оставшееся время используется для более глубокого усвоения материала.
2. Просмотр видеофрагментов передач. Учащиеся просматривают видеофрагменты телепередач «Военная программа» А. Сладкова, посвященные созданию регулярной армии России, подвигу крейсера «Варяг» и др., а затем обсуждают просмотренные сюжеты, при этом каждый может высказать свое мнение. Все это помогает более глубокому закреплению материала урока.
III .Определение усвоения изученного материала.
Класс разбивается на две группы: одна решает тест на ПК, другая половина решает тест на карточках.
1.Тест: Боевые традиции Вооруженных Сил России
1. Боевые традиции — это:
а) исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с образцовым выполнением боевых задач и несением воинской службы;
б) определенные правила и требования к несению службы и выполнению боевых задач;
в) специальные нормы, предъявляемые к психологическим и нравственным качествам военнослужащего в период прохождения им воинской службы.
2. Совершение выдающихся по своему значению действий, требующих от человека (воина) личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию, — это:
а) героизм;
б) мужество;
в) воинская честь.
3.Морально-психологическое и боевое качество воина, характеризующее его способность устойчиво переносить длительные физические нагрузки, психическое напряжение и сохранять при этом присутствие духа, в опасных ситуациях проявлять высокую боевую активность, — это:
а) мужество;
б) воинская доблесть;
в) героизм.
4.Самоотверженное, мужественное исполнение военнослужащим своего воинского долга и служебных обязанностей в мирное время — это:
а) воинская доблесть;
б) воинская честь;
в) мужество.
5.Внутренние, нравственные качества, достоинство воина, характеризующие его поведение, отношение к коллективу, к выполнению воинского долга, — это:
а) воинская честь;
б) воинская доблесть;
в) героизм;
6.Из приведенных волевых качеств определите те, которые необходимы для выполнения воинского долга:
а) решительность, выдержка, настойчивость в преодолении препятствий и трудностей, которые возникают в процессе военной службы и мешают ей;
б) агрессивность, настороженность, терпимость к себе и сослуживцам;
в) терпимость по отношению к старшим по званию, лояльность по отношению к сослуживцам, непримиримость к неуставным взаимоотношениям.
7.Воинский коллектив — это:
а) группа военнослужащих, объединенных совместным воинским трудом и общими интересами в военном деле;
б) воинское подразделение одного рода войск, обеспечивающее выполнение поставленного перед ним боевого задания;
в) подразделение военнослужащих, имеющих общие цели и задачи в мирное или военное время.
8.Морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе, влияющая на его сплоченность и боеспособность, — это:
а) войсковое товарищество;
б) воинский коллективизм;
в) воинский долг.
2.Учащимся предлагается просмотреть видеоматериал по данной теме и сделать необходимые записи в тетрадях.
Просмотрев видеоматериал, они должны ответить на контрольные вопросы:
- В каком законе дано определение существа воинского долга, в чем его суть?
- Приведите примеры патриотизма в отечественных войнах России (1812 г. и 1941-1945 гг.).
- Расскажите о подвиге псковских десантников в Чечне.
Что значит для российского воина в современных условиях быть верным верным Военной присяге, Родине? Ответ на этот вопрос сформулирован в Федеральном законе «О статусе военнослужащих»
«Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, -отмечается в законе, - составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:
- быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно защищать своё Отечество;
- строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командира;
- дорожить честью и боевой славой, защитников своего народа, честью воинского звания и вои
сковым товариществом; - совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению
вооружение и военную технику, беречь военное имущество; - быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
- соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Беседа с элементами лекции.
История войн, которые пришлось вести народам России в защите Родины, - это история воинской доблести и славы.
В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, измена Родине всегда не только осуждались, но и карались.
Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812 г. Тогда на защиту Родины встали все: и богатые, и бедные, пожилые и молодые, т.е. все, кому были дороги свобода и независимость Родины.
С первых дней война с Наполеоном стала для народа России Отечественной. Крестьяне добровольно везли в отступавшую армию все, что имели: продовольствие, овес, сено. А враг не мог получить у них сена и фуража ни за деньги, ни силой. Насилие врага вызывало «остервенение народа» (Пушкин). Многие сжигали свои дома, запасы хлеба и корма для скота - лишь бы ничего не попало в руки врага. Героизм народа стал обычным явлением и проявлялся по-разному.
Крестьянина Семена Силаева из Смоленской губернии французы заставляли показать им путь на г. Белый. А он уверял их. что дорога болотистая, мосты сожжены и пройти невозможно. На него направили заряженные ружья - он стоит на своем, предложили золото - не помогает. Так и ушли французы ни с чем. Город был спасен. А пройти можно было легко: все болота в то лето высохли.
В одном из боев во время отступления был тяжело ранен гусар Федор Потапов, по прозвищу Самусь. Его приютили крестьяне. Оправившись от ран, Самусь создал партизанский отряд из крестьян. Вскоре в отряде было уже более 3000 человек. Самусь разработал систему колокольных сигналов, благодаря чему партизаны и жители окрестных деревень знали о движении и количестве неприятеля. Отряд хорошо вооружился, отбивая у врага оружие, достали даже пушку.
Прославилась в народе Василиса Кожина -жена старосты одной из деревень Смоленской губернии. Она вошла в историю под именем старостихи Василисы. О ней в народе сложено немало легенд, в которых часто трудно отличить правду от вымысла. Василиса сколотила отряд из женщин и подростков, вооруженных вилами, топорами и косами. Этот отряд охранял деревню, конвоировал пленных.
Чем дальше продвигалась вражеская армия, тем больше ожесточался русский народ, тем упорнее он защищался. «Можно без преувеличения сказать, что многие тысячи врага истреблены крестьянами», - писал Кутузов.
В наибольшей мере патриотизм и верность Родине проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашей страны. Во время Великой Отечественной войны было множество примеров самопожертвования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вражеского самолета и направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на виселице, но не становился предателем. За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.
Война показала множество примеров патриотизма воинов различных рангов - от рядового солдата до генерала.
Простой солдат татарин Химерен Зинатов оставил знаменитый автограф в каземате Брестской крепости: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 22.7.1941 г.»
В воздушном бою над Львовом 13 июля 1944 г. самолет-истребитель Михаила Девятаева был сбит. Летчик выбросился из объятой пламенем машины с парашютом и попал в плен. Пройдя через муки нескольких фашистских концлагерей, в том числе и через концлагерь Заксенхаузен. Девятаев попал на остров Узедом, где фашистами готовилось сверхмощное оружие (ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2). Работающие на производстве узники концлагеря были заранее приговорены к смерти.
В феврале 1945 г. вместе с десятью другими заключенными Девятаеву удалось захватить немецкий самолет «Хенкель» и на нем совершить побег из плена с «острова смерти». На самолете бывшие узники пересекли линию фронта и передали советскому командованию стратегически важные сведения о засекреченном производстве на острове Узедом.
И в наше время российские солдаты, воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают славные боевые традиции отцов и дедов.Так было в 1969 г. на острове Даманскнй и в 1978-1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике.
Казалось бы, годы предательства, лжи и равнодушия должны были вытравить в людях, особенно в молодежи, историческую память самопожертвования, но этого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников в Чечне показал, что русские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь «за други своя».
Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на безымянной высоте у селения Улус-Керт, в аргунском ущелье Чечни. 90 героев, принявших неравный бой с 2000 вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага. Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие.
IV. Подведение итогов урока.
Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. В разные годы, не мало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехали за границу, но много из них так и не приобрели новую родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее родной, не смотря на привыкание к чужому быту и природе. Поэт Викулов написал:
И ты, великодушная, на диво,
Казни меня забвеньем, коль солгу…
И без меня ты можешь быть счастливой –
Я без тебя Россия не могу.
С.Викулов.
* Когда ты, будущий солдат России, наденешь форму с армейскими погонами, возьмешь в руки автомат и будешь принимать военную присягу, ты произнесешь слова о своей верности воинскому долгу,о том, что ты безоговорочно готов к вооруженной защите страны.
Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство. Вот как об * этом сказал великий писатель И.С.Тургенев: «У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга».
«Первой мерой поднятия безопасности армии должно быть возбуждение в ней народного патриотизма».
Прославленный русский генерал Брусилов.
Сегодня мы говорили о боевых традициях ВСР, важнейшими из которых, являются
Патриотизм.
Преданность Родине.
Верность воинскому долгу.
V.Домашнее задание.
Так как большую роль в воспитании играет семья, то домашнее задание предусматривает изучение каждым учащимся своей семьи. Например, рассказа о члене своей семьи, воевавшем в годы Великой Отечественной воины, о прохождении военной службы родителями.
Литература:
- Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
- Вороненко А.Г. Из истории патриотического воспитания в России. Методические рекомендации для учителей и педагогов дополнительного образования. М.: ИОО МО РФ. - 2004.
- Герои Отечества (Сборник документальных очерков). – М.: МВД России, 2004 г.
- Достоин звания героя (О героях Советского Союза – воспитанниках внутренних войск). – М.: Издательство ДОСААФ, 2006 г.
- Лесняк В.И. Методологические основы героико-патриотического воспитания: Учеб. пособие. – Челябинск: Изд-во «Центр анализа и прогнозирования». - 2006.
Интернет ресурсы:
- http://armyrus.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=73&Itemid=1501/Армия России. Патриотизм, верность воинскому долгу, честь солдата
- http://www.zakonrf.info/zakon-o-statuse-voennosluzhaschih/Федеральный закон "О статусе военнослужащих"
- http://www.zakonrf.info/zakon-o-statuse-voennosluzhaschih/ Конституция Российской Федерации (РФ)
- http://newtimix.nios.ru/archives/9164/ Защитники Отечества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...