"Работа с одаренными детьми на уроках ОБЖ"
статья по обж (6 класс) на тему
Статья, освещающая опыт работы с одаренными детьми 5-6 классов на уроках ОБЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_odarennymi_detmi_na_urokah_obzh_v_5_kiseleva_m.v.docx | 31.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности работы с одаренными детьми на уроках ОБЖ в 5-6- классах»
Автор: Киселева Мария Владимировна, методист, учитель ОБЖ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 335 Пушкинского района Санкт-Петербурга
В настоящее время в обществе наблюдается повышенный интерес к проблеме детской одаренности, ее выявления и развития одаренных детей в рамках современного образовательного учреждения.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день психологи пришли к мнению, что уровень, особенность и характер развития одаренности — это результат сложного взаимодействия наследственного фактора и социокультурной среды, проявляющийся в различных видах деятельности ребенка – практической, познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной и духовно-ценностной. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. При работе с ребенком нужно учитывать те признаки одаренности, которые уже проявились и те, которые еще могут проявиться в будущем.
На уроках ОБЖ учитель наибольшее внимание уделяет познавательной, коммуникативной, практической и духовно-ценностным видам деятельности обучающихся.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на формирования общих представлений в области безопасности жизнедеятельности человека, является начальным этапом формирования культуры безопасного поведения.
К основным понятиям в культуре безопасности жизнедеятельности относятся: безопасность, комфорт и удобство; сохранение природной и урбанизированной среды; сообщение, передача, сохранение и накопление информации об опасных и вредных факторах, а также способах их устранения; регулирование поведения членов групп и сообществ; обучение безопасному и здоровому образу жизни; сохранение и укрепление физического, социального, духовного и репродуктивного здоровья населения; сохранение и приумножение социокультурных элементов безопасного поведения, в том числе норм, правил, обычаев, традиций, обрядов и т. п.
Целью курса «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у школьников основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека, о выработке у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих и приобретению способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях, адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей.
В работе с одаренными детьми перед учителем ОБЖ стоит ряд важных задач:
- выявление и оценивание уровня творческих и индивидуальных возможностей, интересов и способностей ученика в области основ безопасности жизнедеятельности;
- проведение конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющие учащимся проявить свои способности;
- использование педагогических методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления и творчества;
- организация среды, мотивирующей совершенствовать способности в урочной и внеурочной деятельности через самостоятельную работу;
- воспитание в учащихся целеустремленности, активности в выдвижении перед собой целей, настойчивости и последовательность в их воплощении.
При выявление, развитии и сопровождении одаренного ребенка учитель ОБЖ должен с особым вниманием отнестись к формам работы, используемым на уроке. Прежде всего, урок должен быть интересным для ребенка. Учитель не должен предлагать уже готовые ответы, а должен подталкивать детей к самостоятельному поиску и формированию желания добыть новое знание.
По ФГОС в 5-6-х классах учебный курс «ОБЖ» внесен в рамки внеурочной деятельности. Это позволяет использовать на занятии нестандартные методы, приемы и технологии. Поэтому данные занятия посещают дети, которые изначально мотивированы к его изучении.
Практика показала, что более всего в работе с одаренными учащимися подходят следующие формы работы:
- творческие мастерские,
- круглые столы,
- дебаты;
- занятия исследовательской деятельностью
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
Эти методы и формы дают мне возможность для одарённых учащихся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся, я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Например, на первом уроке ОБЖ каждой в 6 классе каждому учащемуся выдается карта-квест, которую он должен пройти в течении четверти. Каждый урок - новый уровень квеста. За выполнение творческих заданий и активную работу на уроке ученики получают дополнительные балл и повышают уровень в игре. Если задание не выполняется, уровень игрока снижается.
Для выполнения самостоятельных творческих или исследовательских работ предлагаются задания различного уровня. Это дает детям возможность выбрать сложность задания и направление своей будущей деятельности. Например, на уроке в 5-м классе «Загрязнение воды» ребята разделились на несколько групп. Каждая группа выполняла свое задание: группа «исследование» проводили пробы воды в домашних условиях по технологической карте, разработанной на уроке, группа «творчество» подготовили плакат и «вредные советы» на тему охраны водоемов, группа «интеллект» создали и защитили проект «Правила поведения у воды».
Так же одной из важнейших форм работы с одаренными детьми, на мой взгляд, являются предметные олимпиады. Учащиеся 5 и 6 класса принимают участие только в школьном этапе. Но это необходимо для того чтобы мотивировать их участвовать в предметной олимпиаде в более старших классах и поддерживать интерес к предмету. В этом учебном году 75% учащихся, 6х классов школы , посещающих занятия по ОБЖ, приняли участие в школьном этапе олимпиады. Для подготовки учащихся к олимпиадам используется индивидуальный подход, При индивидуальных и групповых занятиях необходимо придерживаться нескольких правил:
− не навязывать учащимся свое понимание вопроса как единственно верное;
− не оставлять без внимания ни один вопрос учащихся.
− не подменять мыслительную работу учащихся своими разъяснениями трудных вопросов.
При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу учащихся. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки .
Перед проведением школьного этапа олимпиады все участники замотивированы на достижение высоких результатов. Если ученик впервые участвует в олимпиаде, его обязательно нужно ознакомить со структурой олимпиадных работ, чтобы он не растерялся на самой олимпиаде. Лучшие результаты обычно показывают те учащиеся, которые уже неоднократно участвовали в олимпиадах и знают, что их ожидает.
Необходимый компонент подготовки к олимпиаде - это рефлексия. На каждом ее этапе ученик должен анализировать, что ему удалось, что не удалось, с какими заданиями он справляется хуже. Для одаренного ребенка важен личностный рост, поэтому без рефлексии достичь роста сложно.
В своей дальнейшей деятельности одной из основных проблем считаю дальнейшее совершенствование системы работы, направленное на развитие творческой личности школьника. Для этого на уроках ОБЖ лучше использовать проблемные ситуации, дифференцированные задания, задания поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...
Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"
Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...
Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"
Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка (из опыта работы)
Статья об эффективности индивидуальной работы с учащимися, имеющими незаурядные способности, цель которой - творческое и интеллектуальное развитие ребе...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...
Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».
Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...