Воспитательный процесс на уроках ОБЖ
статья по обж на тему
Патриотическое воспитание - это воспитание важнейших духовно-нравственных ценностей личности. Патриотизм в России является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательный процесс на уроках ОБЖ | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный процесс на уроках ОБЖ.
(статья)
Воспитательный процесс на уроках ОБЖ базируется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, нравственного, воинского воспитания обучающихся. Воспитательная работа является основной частью общеобразовательного процесса.
Я считаю, что воспитательная работа является основной частью общеобразовательного процесса. Воспитание на уроках ОБЖ и внеурочных мероприятиях базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных сил Российской Федерации.
Эффективность воспитательного процесса достигается созданием необходимых условий для учебы, всесторонним информационным обеспечением и требовательностью к обучающимся с уважением их личного достоинства. Основной формой этого процесса является систематическая и целенаправленная, как коллективная, так и индивидуальная работа с учащимися.
В моём понимании преподаватель-организатор ОБЖ - не просто предметник, а прежде всего воспитатель, играющий важную роль в формировании личностных качеств обучающихся.
Поэтому ему нужна своя, разработанная с учетом содержания и специфики преподаваемого учебного предмета программа воспитания - целенаправленная система мероприятий, нацеленная на формирование личности безопасного типа поведения, подготовку старшеклассников к военной службе, воспитание патриотизма, толерантности, милосердия, пропаганду здорового образа жизни, профилактику вредных привычек, наркомании, токсикомании. Эта воспитательная программа должна обеспечивать единство воспитания и обучения, быть тесно взаимосвязанной с разрабатываемой преподавателем-организатором ОБЖ рабочей программой. Важное место в процессе формирования гражданина и патриота у обучающихся занимает предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Чтобы каждый урок и внеурочное мероприятие стали для школьников решением важных и интересных актуальных проблем, касающихся их личных интересов, которые их волнуют. Для более достоверной информации по вопросам, изучаемым в рамках курса ОБЖ необходимо привлекать специалистов: медицинских работников, представителей органов внутренних дел, МЧС, военкомата, других государственных и общественных структур.
Я считаю, что моя работа, только тогда имеет положительный результат, когда изученные нормы и правила применяются моими учениками в повседневной жизни. Формирование патриотических чувств и сознания у обучающихся формируется за счет разнообразных форм патриотического воспитания (урочная деятельность, внеурочная деятельность, оборонно-спортивная направленность).
Основные направления воспитательной работы, используемые мною, как преподавателем - организатором ОБЖ.
- Безопасность;
- Патриотизм;
- Гражданственность;
- Нравственность;
- Интеллект и общение;
- Здоровье и ЗОЖ.
Основные цели воспитательной работы преподавателя - организатора ОБЖ:
1.Содействовать разностороннему развитию личности, в том числе активной гражданской позиции и чувству патриотизма.
2.Воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
2.Формировать готовность к самостоятельному нравственному и профессиональному выбору на основе гражданско-патриотических и духовных ценностей.
3.Развивать потребность и способность к самосовершенствованию и самореализации, необходимых гражданину для прохождения военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации.
4.Формировать у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
Основные задачи воспитательной работы преподавателя - организатора ОБЖ:
1.Через систему уроков и внеурочных мероприятий воспитывать патриотическое отношение к историческому и героическому наследию России, своей национальной культуре.
2.В проводимой воспитательной работе акцентировать внимание на воспитание граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.
3.Обеспечивать развитие черт личности необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; создавать условия для проявления творческих способностей и личностной самореализации школьников.
4.Формировать у учащихся в учебной и внеурочной работе целостное миропонимание на основе современного научного мировоззрения.
5.Формировать в учебной деятельности основы культуры здоровья и ведения здорового образа жизни.
Составной частью подготовки по курсу ОБЖ и одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений я считаю, призвано стать патриотическое воспитание обучающихся.
Актуальность патриотизма и его необходимость во все времена очень точно выразил известный русский педагог и общественный деятель Л.В.Вахтёров: «Любовь к родине — это потребность всякого здорового сердца». Мужество, жертвенность, героизм, любовь к Отчизне, народу - основные качества патриотизма.
Главной задачей патриотического воспитания является формирование на примерах отечественной истории, культурных ценностях и традициях личности гражданина-патриота. Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ не может быть оторвано от патриотического воспитания в школе в целом (уроки истории, обществознания, литературы). Но курс ОБЖ занимает главенствующее место в патриотическом воспитании учеников.
В школе организована система военно-патриотического воспитания, которая включает:
- усвоение курса ОБЖ;
- знакомство с военной историей и воспитание на историческом опыте России;
- общефизическую подготовку;
- занятие военно-прикладными видами спорта;
Патриотическое воспитание - это воспитание важнейших духовно-нравственных ценностей, которое включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к народу и его героическим свершениям, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному служению обществу и государству. Формирование патриотизма необходимо начинать, как можно раньше, учитывая возрастные особенности обучающихся.
Составные части патриотического воспитания:
Военно-патриотическое воспитание:
- Взаимодействие с организацией ветеранов Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил, воинами-интернационалистами, военкоматом района, воинской частью, с правоохранительными органами.
Гражданско-патриотическое воспитание:
- Взаимодействие с правоохранительными органами, организациями ПСО, ГО, МЧС, ГИБДД. Изучение основ законодательства.
Культурно-патриотическое воспитание:
- Воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. Экскурсионная программа, посещение музеев, выставок, концертов.
Образование - как часть патриотического воспитания:
- Введение патриотического компонента в рамках учебных предметов, таких как история, обществознание, русская литература, ОБЖ.
В нашей школе проводится следующая работа по формированию военно-патриотических качеств личности:
- Особое внимание уделяется отечественным достижениям в науке, культуре и т.д. Проведение целевых уроков посвященных знаменательным событиям и датам, выдающимся личностям Отечества. Проведение викторин, конкурсов во время предметных недель (исследовательские работы учащихся, разработки буклетов, презентаций).
- Одним из важнейших аспектов военно-патриотического воспитания является военно-прикладная физическая подготовка граждан к защите Отечества. (обучающиеся школы активно участвуют в районных соревнованиях по пулевой стрельбе из мелкокалиберной винтовки, «Кроссе наций», «Лыжне России», «Военно-спортивном ориентировании», «Военно-спортивных тестах», где неоднократно становились победителями и призерами соревнований.
- Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над памятниками павшим воинам на Богородском кладбище; мемориальная акция «Свеча памяти», вахта памяти - возложение цветов к Пискаревскому мемориалу; проведение митингов и т.п.).
- Проведение экскурсий, уроков Мужества (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и тыла к Дню Победы, акция «Солдатский треугольник» и др).
- Встречи школьников с военнослужащими, ветеранами. Осуществляется координация всей работы по воспитанию школьников на боевых традициях (встречи с воинами-интернационалистами, ветеранами Великой Отечественной войны и др) .
- Особую роль в воспитании патриотизма играет семья. Пример родителей, старшего поколения родственников, гордость за их отвагу и доблесть позволяет осознать принадлежность к судьбе Отечества, с гордостью относиться к светлым событиям и славным историческим победам (Акция «Бессмертный полк» и др.)
Российский патриотизм интегрирует в себе общероссийское чувство гражданина и этнической родины. Опросив старшеклассников (69 чел.) мы получили следующие результаты, из которых можно сделать вывод, что патриотическое воспитание в нашей школе, находится на высоком уровне. Большинство учащихся считают себя патриотом (75%) и гражданином (88%)своей Отчизны.
Российский патриотизм интегрирует в себе общероссийское чувство гражданина, хотя Россия многонациональная и многоконфессиональная страна. Патриотизм в России является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация учебно – воспитательного процесса на уроках биологии/экологии и во внеурочной деятельности
Результативность опытно - эксперементальной деятельности на уроках биологии/ экологии и во внеурочной деятельности....
Гуманитаризация учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства
В статье раскрываются вопросы о проблеме, которая была актуальна во все времена, а именно, о воспитании в подрастающем поколении высоконравственных качеств через призму изобразительного искусства....
Использование дифференцированных методов в воспитательном процессе на уроке немецкого языка
Общеизвестен факт, что нет обучения без воспитания. Они сосуществуют, взаимодополняя друг друга. В процессе обучения, наряду с социокультурным, развивающим, учебным аспектом должен п...
Экологизация учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы...
Воспитательный процесс на уроках ОБЖ
В данной статье описывается актуальность патриотизма, как части воспитательного процесса....
Игра как воспитательный процесс на уроках английского языка
В статье рассматриваются вопросы реализации воспитательного потенциала урока английского языка.Также обсуждается игра как метод обучения и воспитания на уроках английского языка....
Учителя и ученики в учебно-воспитательном процессе (на уроке и во внеурочное время).
Педагогический процесс уникален по многим причинам. Одна из главных − субъект-субъектный характер обучения и воспитания. Никакого положительного результата нельзя достигнуть без учета личностног...