Открытый урок по ОБЖ 6 класс "Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде"
методическая разработка по обж (6 класс) на тему

Открытый урок по ОбЖ в 6 классе по теме " Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде"

Урок - практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_obzh_6_klass.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый   урок по ОБЖ   6 класс

«Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде»

Урок - практикум

                       

 Подготовил : преподаватель Матвеев Э.В.

г. Кулебаки

2017г.

Взглянуть в глаза опасности смело и хладнокровно есть лучший способ оградить себя от нее.
     «Д. Леббок»

Цели урока:

  • проверка  и закрепление полученных знаний, умений, навыков выживания в условиях дикой природы;
  • формирование креативного и оперативного мышления, умение оценивать свои возможности и способность противостоять трудностям в автономном существовании.

                                             УУД

1. Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов. 2. Регулятивные: Самостоятельно анализировать ситуацию в автономии. 3.Познавательные: Определять и анализировать причины возникновения опасности.

Задачи урока

Обучающие:

  • изучить правила поведения и способы жизнеобеспечения в условии автономного существования и дать знания об основных способах выживания в условиях вынужденной автономии в природных условиях.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные способности, внимание, логическое мышление, наблюдательность, любознательность и совершенствовать творческие способности работы в группе.

Воспитывающие:

  • воспитывать качества личности безопасного типа поведения;
  • воспитание чувства ответственности за свою жизнь и за жизнь товарищей.

Методические приемы: групповая работа

Тип урока: комбинированный (проверка и закрепление изученного материала).            Работа в группах.

Вид урока: урок - практикум

Место проведения: спортивный зал

Оборудование: муляжи для устройства костра,  аптечка первой помощи, иллюстрации съедобных и ядовитых грибов, ягод, плодов, карточки с заданиями, палатки, срез ствола берёзы, карта, компас.

Оформление: плакат с девизом

«Думать –коллективно!

Решать – оперативно!

Отвечать –доказательно!

Бороться- старательно!»

Педагогические технологии;

- игровые технологии,

- технология коллективного взаимообучения.

Учебные вопросы;

- Основные причины вынужденного автономного пребывания человека в природе и подготовка к жизнедеятельности в таких условиях.

- Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде.

- Основные опасности, возникающие при автономном пребывании человека в природе,

- Меры безопасности.

                                                                   Ход урока

1.Вводная часть;

 Приветствие

 Приветствие,  проверка состава класса.

 Вхождение в тему урока.

Учитель называет тему урока и объявляет, что урок будет проводиться в виде практикума    ( учащиеся перед уроком рассаживаются по командам),  ученики сами, исходя из темы урока ,формулируют цель и задачи урока. При необходимости учитель поправляет.

Выживание – это наука, и овладеть ею необходимо не только искателям приключений. Каждый из вас может стать жертвой обстоятельств, а в таких ситуациях полагаться на «авось» просто преступно. Но вы, прошли теоретический курс и необходимую физическую подготовку для выживания в природных условиях. Бросить вызов природе и проверить себя согласились вы, наши шестиклассники.  « Выживает подготовленный! Будьте живы!»

Капитаны:  Назначают ответственных за  организацию бивака, добывания питания, воды, медика.

Учитель: У вас есть ноги, руки, а главное голова. На каждом этапе   будет выдаваться вам все необходимое для выполнения задания.

Выжить или не выжить – зависит только от вас, от силы вашего духа и разума, от психологического настроя и веры в себя. А если ещё к этому прибавить навыки и умение противостоять обстоятельствам, то вы наверняка окажетесь победителем. Не позволяйте беде застигнуть вас врасплох. Я желаю всем удачи – и вперёд, помните, что вы работаете в команде и вы одно целое.

Девиз нашего урока – «Думать – коллективно!

                                         Решать – оперативно!

                                        Отвечать – доказательно!

                                        Бороться - старательно!»

Ученикам предлагается ответить на несколько вопросов:

Вопросы задаются всем ученикам готовность к ответу (поднятая рука).Отвечающего на вопрос назначает капитан команды.

  1. Любите ли вы ходить в походы?
  2. Что такое автономное существование?

Ответ; Автономное существование – это продолжительное существование одного человека или группы лиц без пополнения запасов продовольствия и воды и без связи с внешним  миром.

  1.  Чтобы вы взяли с собой на необитаемый остров? (что-то одно).
  2. Назовите основные причины  вынужденного существования?

Ответ; В условия вынужденной автономии человек может попасть, если он заблудился в лесу, в горах, отстал от группы на маршруте, попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других обстоятельствах.

  1. Вспомните основные задачи, от которых зависит безопасность и спасение человека в условиях автономного пребывания?

Ответ: - преодоление страха и возможного стрессового состояния;

- спасение имущества и запасов продовольствия;

- оказание помощи и самопомощи в случае травмы или ранения;

- построение временного укрытия;

- разведение огня, добыча воды и пищи;

- ориентирование в пространстве и времени для определения маршрута и выхода к людям;

- установление связи или подача сигналов бедствия.

Основная часть

Учитель: Теперь представьте, вы оказались одни в лесу в результате аварии транспортного средства. Кругом безлюдное, совершенно необжитое место, но вам крупно повезло – это конец лета, август. Вы уже огляделись и поняли, что это не шутки, что до ближайшего населенного пункта очень далеко и вам необходимо как-то обустраиваться, приспосабливаться. Может быть, придется пробыть здесь длительное время, пока вас не станут искать или вы сами не найдете дорогу. На месте аварии вы постарались собрать всё необходимое, что может вам пригодиться при выживании.

Команды должны  выполнить  практические задания.

1 команда

  1. Определение севера по компасу.
  2. Определение севера по срезу ствола берёзы.
  3. Определение севера по карте. ( Верхний край карты север)
  4. Карточка (задание с топографическими знаками).
  5. Костёр «шалаш» его предназначение, правильное оборудование места для костра используя муляжи дров изготовить костёр. (для быстрого приготовления и разогревания пищи, снять дерн, перевернутый дерн разложить по кругу с диаметром один метр; выложить из камней круг диаметром один метр)
  6. Оказание первой помощи при ушибе. (  Приложить холод)
  7. Установка палатки или изготовление временного укрытия
  8. Карточки определить по фотографии съедобные, ядовитые грибы и ягоды.
  9. Из подручных средств выложить сигнал бедствия.

2 команда

  1. Определение юга по компасу.
  2. Определение юга по срезу ствола берёзы.
  3. Определение юга по карте (нижний край карты юг).
  4. Карточка задание с топографическими знаками.
  5. Костёр «звёздный» его предназначение, правильное оборудование места для костра, используя муляжи дров изготовить костёр для приготовления пищи( снять дерн, перевернутый дерн разложить по кругу с диаметром один метр; выложить из камней круг диаметром один метр )
  6. Оказание первой помощи при ушибе с ссадиной. ( Обработать рану перекисью водорода, обработать рану вокруг раствором йода ,наложение стерильной повязки,   наложить непромокаемый пакет и холод)
  7. Установка палатки или изготовление временного укрытия
  8. Карточки определить по фотографии съедобные грибы и ягоды
  9.  Из подручных средств выложить знак «Нужна карта и компас»

3 команда

  1. Определение востока по компасу.
  2. Определение востока по срезу ствола берёзы.
  3. Определение востока по карте ( Верхний край карты север по правую руку восток.)
  4. Карточка задание с топографическими знаками.
  5. Костёр «колодец» его предназначение, правильное оборудование места для костра используя муляжи дров изготовить костёр (для просушки одежды и освещения лагеря, снять дерн, перевернутый дерн разложить по кругу с диаметром один метр; выложить из камней круг диаметром один метр )
  6. Оказание первой помощи при ожоге. (Наложить стерильную повязку на место ожога)
  7. Установка палатки или изготовление временного укрытия.
  8. Карточки определить по фотографии съедобные грибы и ягоды
  9. Из подручных средств выложить знак « Место для посадки»

Вопрос командам:

Что нужно делать с добытой в лесу водой, чтобы можно было её пить?

(Прокипятить воду)

Как  приготовить прогорклую (старую) пшённую кашу?

( залить кипячёной водой, довести до кипения, слить и залить кипятком, варить до готовности)

Как можно использовать крапиву?

( для приготовления блюд и остановки капиллярного кровотечения и обеззараживания раны)

Как можно использовать подорожник в медицинских целях?

( Промыть, мелко нарезать,  размять, полученную кашицу приложить к ране, для  

остановки капиллярного кровотечения и обеззараживания раны)

Закрепление пройденного.

  1. Какие виды автономного существования вы знаете?

(Вынужденное и добровольное существование).

  1. Какие задачи ставит любая вынужденная автономия, от решения которых зависит безопасность и спасение людей в первые минуты после аварии?

(Эвакуация из опасной зоны, первая медицинская помощь, устройство временного убежища, осмотр и сбор снаряжения и продуктов.)

Вопрос к учителю.

Каждая команда должна подготовить вопрос к учителю по данной теме.

         

                                                         Вопрос для учащихся, подводим итоги.

Как вы думаете, пригодятся ли знания, полученные при изучении данной темы в реальной жизни?

                                                              Задание на дом.

Придумать кроссворд на тему: «Автономное пребывание в природе».

                       

                                     

  Список использованной литературы.

1.ОБЖ 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. ( А.Т. Смирнов,  Б.О. Хренников) Москва: Просвещение,  2013г.

2.Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях. А. А. Ильин - Москва: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2001г.

Интернет ресурсы:

  1. Nsportal.ru

Задание практикум.

  1. команда

1Определение севера по компасу.

2Определение севера по срезу ствола берёзы.

3Определение севера по карте.

4Карточка задание с топографическими знаками.

5Костёр шалаш его предназначение, правильное оборудование места для костра используя муляжи дров изготовить костёр. 

6Оказание первой помощи при ушибе.

7Установка палатки или изготовление временного укрытия

8Карточки определить по фотографии съедобные, ядовитые грибы и ягоды.

9Из подручных средств выложить сигнал бедствия.

Задание практикум.

  1. команда

1Определение юга по компасу.

2Определение юга по срезу ствола берёзы

3Определение юга по карте.

4Карточка задание с топографическими знаками.

5Костёр звёздный его предназначение, правильное оборудование места для костра используя муляжи дров изготовить костёр

6Оказание первой помощи при ушибе с ссадиной.

7Установка палатки или изготовление временного укрытия

8Карточки определить по фотографии съедобные грибы и ягоды

 9Из подручных средств выложить знак «Нужна карта и компас»

Задание практикум.

3 команда

1Определение востока по компасу.

2Определение востока по срезу ствола берёзы.

3Определение востока по карте.

4Карточка задание с топографическими знаками.

5Костёр колодец его предназначение, правильное оборудование места для костра используя муляжи дров изготовить костёр

6Оказание первой помощи при ожоге. 

7Установка палатки или изготовление временного укрытия.

8Карточки определить по фотографии съедобные грибы и ягоды

9Из подручных средств выложить знак « Место для посадки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 18 «Автономное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует восемнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Автономное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 19 «Добровольное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует девятнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Добровольное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 класс...

6 класс. Тема 4, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 20 «Вынужденная автономия человека в природной среде».

Данная публикация иллюстрирует двадцатый  урок ОБЖ в 6 классе  «Вынужденная автономия человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классо...

6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 21 «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)».

Данная публикация иллюстрирует двадцать первый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)» по программ...

Урок по ОБЖ: «Автономное существование человека в природной среде»

Цель урока: сформировать представление о добровольной автономии человека в природной средеЗадачи урока: - познакомить учащихся с особенностями организации  и подготовки к добровольной автономии;-...

Разработка урока по ОБЖ в 6 классе "Автономное существование человека в природной среде"

Разработка урока по ОБЖ в 6 классе "Автономное существование человека в природной среде"...