Рабочая программа дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"
рабочая программа по обж (10 класс) на тему
Рабочая программа для специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 40.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Камский строительный колледж
имени Е.Н. Батенчука
Рабочая программа дисциплины
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
для специальности:
270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовая подготовка)
Рассмотрена
цикловой комиссией преподавателей
строительных дисциплин
________________Н.П. Воронова
«____» ____________ 2016г.
«Утверждаю»
Заместитель директора
по учебной работе
________________Е.А. Закиуллина
«____» ____________ 2016г.
Разработчик: преподаватель первой квалификационной категории
ГАОУ СПО «Камский строительный колледж
имени Е.Н. Батенчука»
Кадыров Д.Х.
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………….5
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………..10
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………12
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений(базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы профессий 270000 Архитектура и строительство, по направлению подготовки 270800 Строительство.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» включена в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина. Изучением дисциплины достигается формирование у студентов представления о единстве успешной профессиональной деятельности с требованием защищенности и безопасности, что гарантирует сохранение здоровья, работоспособности и умение действовать в экстремальных ситуациях.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
-предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
-применять первичные средства пожаротушения;
-ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
-применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
-владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
-оказывать первую помощь пострадавшим;
в результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения полученных профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
102
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68
в том числе:
практические занятия
48
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34
в том числе:
самостоятельная внеаудиторная работа
34
Итоговая аттестация в форме зачета (дифференцированного)
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
1
Раздел I
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Организация защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
29
Тема 1.1.
Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера
Содержание учебного материала
3
1
1. Чрезвычайные ситуации природного характера
2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
3. Чрезвычайные ситуации военного времени
Практическое занятие №1:Порядок действия населения в различных ЧС;
Практическое занятие №2: Расчет параметров движения зараженного облака при авариях на химически опасных объектах.
4
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Выполнить презентацию по темам:
- «Чрезвычайные ситуации»,
- «Оружие массового поражения»
4
Тема 1.2.
Защита населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики
Содержание учебного материала
4
2
1. Вредные факторы производственной среды и их влияние на организм человека
2. Организация защиты населения и территорий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
3. Устойчивость объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций.
Практическое занятие №3: Порядок проверки исправности, сроков испытаний, использования первичных средств пожаротушения;
Практическое занятие №4: Порядок подбора, выдачи и практического использования индивидуальных средств защиты.
Практическое занятие №5: Планирование, подготовка документов и организация эвакуационных мероприятий.
Практическое занятие №6: Практическая отработка эвакуации людей при пожаре, действий при обнаружении заложенного взрывного устройства и поведения, будучи заложником;
8
Самостоятельная работа обучающихся:
2. Составить конспект по теме: «Влияние на организм человека вредных производственных факторов»
3. Работа с нормативными документами:
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 №68 ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
4. . Работа с нормативными документами:
- Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"
6
Раздел II
Основы военной службы и медицинских знаний
72
Тема 2.1.
Основы обороны государства.
Военная служба.
Военно-патриотическое воспитание.
Содержание учебного материала
6
1
1. Основы обороны государства.
2.Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России
3. Организация и порядок призыва граждан на военную службу, и поступление на нее в добровольном порядке
4. Боевые традиции и символы воинской чести.
Практическое занятие №7: «Виды и рода Вооруженных сил Российской Федерации их предназначение и особенности прохождения военной службы»;
Практическое занятие №8: «Знаки различия военнослужащих»;
Практическое занятие №9: «Права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащему»;
Практическое занятие №10: «Общие и специальные обязанности военнослужащих».
Практическое занятие №11: «Правила приема в военные образовательные учреждения профессионального образования гражданской молодежи»;
Практическое занятие №12: «Военно-учетные специальности»
Практическое занятие №13: «Способы бесконфликтного общения и поведения»
Практическое занятие №14: «Ритуал принятия Военной присяги»
26
Самостоятельная работа обучающихся:
5. Работа с нормативными документами: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"
6. Работа с нормативными документами: Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
7. Изучение требований Дисциплинарного устава Вооружённых Сил Российской Федерации
8. Выполнение презентаций по темам:
- «Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации»
- «Дни воинской Славы»
- «Символы воинской чести»
9. Работа с нормативными документами: «Положение о Боевом знамени Вооруженных Сил Российской Федерации»
10. Подготовка к контрольной работе
17
Контрольная работа
2
Тема 2.2.
Основы медицинских знаний и
здоровый образ жизни
Содержание учебного материала
4
2
1. Здоровый образ жизни и его составляющие
2. Факторы, разрушающие здоровье
Практическое занятие №15: «Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при кровотечении, при травмах опорно-двигательного аппарата, при отравлении аварийно-химическими отравляющими веществами, при ожогах; Проведение реанимационных мероприятий».
10
Самостоятельная работа обучающихся:
11. Выполнение презентаций по теме: «Факторы, разрушающие здоровье и их профилактика»
12. Подготовка к зачету
7
Всего:
102
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Безопасность жизнедеятельности»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект плакатов, макет участка местности учебного заведения;
- индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи;
- медицинские средства защиты, санитарная сумка;
- первичные средства пожаротушения (в т. ч. все виды огнетушителей);
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор, компьютер, экран, средства программного обучения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Основы военной службы: учебник / В.Ю.Микрюков. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.
2. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко. -5-е изд., стер. – М.:КНОРУС, 2013.
3. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.Ю.Микрюков. – 5-е изд., стер. - М.:КНОРУС, 2013.
4. Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие.-М.:ИНФРА-М: Академцентр, 2013.
5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. Э.А.Арустамов, Н.В. Косолапова и др. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009г.
6. Первая медицинская помощь: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений П.В.Глыбочко и др. М.: Издательский центр «Академия», 2009г.
Дополнительные источники:
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. спец. учеб. заведений. С.В.Белов, В.А. Девисилов и др. – М.: Высш. шк, 2008г.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. – М.: Издательский центр «Академия», 2006г.
3. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум - Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
4. Алексеев В.С., Мурадова Е.О., Давыдова И.С. Безопасность жизнедеятельности в вопросах и ответах: учебное пособие – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.
5. Учебно-практическое пособие по оказанию первой медицинской помощи на месте происшествия после несчастного случая на дороге. «Библиотека инженера по охране труда» 2006г.
6. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учеб. для студ. высш. учеб. заведений Б.С.Мастрюков .- М.: Издательский центр «Академия», 2006г.
7. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
Журналы:
1. «Основы безопасности жизнедеятельности»,
2. «Военные знания».
Справочная правовая система:
1.«Консультант Плюс»
Нормативно-правовые источники:
- Федеральный закон от 21.12.1994г. № 68-ФЗ (ред. от 25.11.09) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
- Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"
- Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 (ред. от 16.07.09)
«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
- Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ (ред. от 14.03.09) «Об охране окружающей среды»
- Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
- Федеральный закон от 28.03.1998г. № 53-ФЗ (ред. 21.12.09) «О воинской обязанности и воинской службе»
- Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
- Постановление Правительства РФ от 11.11.2006г. № 663 «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации»
10. Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Утвержден указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495
Интернет-сайты:
1. Официальный сайт МЧС России- http://www.emercom.gov.ru/
2. http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/pie/body/8/first-aid/first-aid.htm
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
- Оценка выполнения:
- практических работ;
- внеаудиторной самостоятельной работы.
- Устный опрос
- Тестирование
- Контрольная работа
- Зачет (дифференцированный)
Знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности, быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящего на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения полученных профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по спе...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельности и Основы безопасности жизнедеятельности
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация сельского...