Рабочая программа 11 класс ОБЖ
рабочая программа по обж (11 класс) на тему
Рабочая программа 11 класс ОБЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_11_klass_obzh.docx | 534.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Малоархангельского района
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
| Принято: педагогическим советом протокол № 1 «29» 08. 2016 г.
| Утверждаю: директор МБОУ «Каменская сош» __________ Р.А. Курочкина Приказ № 120 от «1» 09. 2016 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основы безопасности жизнедеятельности
11 КЛАСС
Базовый уровень.
НА 2016 - 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы:
учитель ОБЖ– 1й категории
Черенков Юрий Николаевич
д. Каменка
2016г.
Приложение 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Примерная программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания курса ОБЖ в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и является логическим продолжением программы курса "Окружающий мир" для учащихся 1-4 классов и курса ОБЖ для учащихся 5-9 классов.
В курсе ОБЖ для 10-11 классов или 11-12 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в ЧС природного, техногенного и социального характера.
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Постановлением Правительства Российской Федерации "О подготовке граждан к военной службе", инструктивными письмами Министерства образования Российской Федерации, Постановлением "СЗ" Главы администрации Орловской области от 22,03.2000 г. в региональную программу курса ОБЖ для учащихся 10-11 или 11-12 классов введен расширенный раздел "Основы военной службы". Этот раздел органично связан с другими разделами курса и направлен на подготовку к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, выполнение конституционного долга, военно-патриотическое воспитание, привитие практических навыков военной службы, прикладной физической подготовке.
В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме общерайонных учебных сборов с юношами 10 или 11 классов на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами районов, или на базе учебных учреждений в конце учебного года. Девушки могут привлекаться к участию в учебных сборах в добровольном порядке. На проведение учебных сборов выделяется 5 дней (35 часов учебного времени, которые тарифицируются преподавателю-организатору ОБЖ в учебную нагрузку в 10 или 11 классах).
Структурно программа курса ОБЖ состоит из 3 содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы военной службы, основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
В программе реализованы требования Федеральных Законов "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", " О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Примерная программа курса ОБЖ рассчитана на 137 учебных часа (из них 35 часов на учебные сборы, и реализуется в 10-11 или 11-12 классах общеобразовательных учреждений.
Предлагаемая учебная программа курса ОБЖ предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками. Вместе с тем разделы "Основы военной службы" в 10 или 11, 11 или 12 классах, подраздел "Учебные сборы" по окончании 10 или 11 классов являются необязательными для девушек. В это время с девушками организуются занятия по специальным программам:
- "Гигиена и охрана здоровья девушек" (журнал "Директор школы" № 8, 98г.) в 10 или 11 классах (приложение 4),
- "Основы медицинских заний и здорового образа жизни" (журнал "ОБЖ" № 7, 99 г.) в 11 или 12 классах.
Программы направлены на формирование нравственного, физического и репродуктивного здоровья женщин, изучение вопросов, связанных с созданием семьи.
Преподавание ОБЖ в 10-11 или 11-12 классах проводит преподаватель-организатор ОБЖ. Занятия с девушками программам могут проводить преподаватели-организаторы ОБЖ, прошедшие курсовую подготовку в областном ИУУ по разделу "Основы медицинских знаний и здоровому образу жизни", учителя биологии, химии, имеющие медико-санитарную подготовку медсестер, или специалисты, имеющие медицинское образование.
В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности".
Настоящая программа является основой для разработки рабочей программы курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях.
10 или 11 класс, тематический план.
Содерж. линии | Разделы, темы программы | Кол-во часов | |
теор | прак |
I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных 11 9
ситуациях
1.Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в по- 5 2
вседневной жизни и правила безопасного поведения.
Правила поведения в условиях вынужденной автоно- 1 1
мии в природных условиях.
- Правила безопасного поведения в ситуациях кримино- 1 генного характера, при проведении массовых мероприятий.
- Уголовная ответственность несовершеннолетних. 1
- Правила поведения в условиях ЧС природного и техно- 1 1
генного характера.
1.5,6. Единая государственная система предупреждения и 1 ликвидации ЧС, ее структура и задачи. Законы и другие
нормативно-правовые акты Российской Федерации по
обеспечению безопасности.
2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособ- 6 7
ности страны.
2.1.ГО, основные понятия и определения. Задачи ГО. 1
- Современное ядерное оружие, его поражающие факто- 1
ры. - Химическое оружие, аварийноопасные отравляющие 2
вещества, бактериологическое оружие, современные обыч-
ные средства поражения. - Оповещение и информирование населения об опасно- - 1
стях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. - Организация защиты населения от поражающих фак- - 1
торов, ЧС мирного и военного времени. - Средства индивидуальной защиты. - 2
2.7,8. Организация проведения аварийно-спасательных ра- 1
бот в зоне ЧС. Организация ГО в образовательном учреждении.
2.9. Приборы дозиметрического и химического контроля. - 3
II.
2.10.Контрольное занятие по первому разделу. 1
Основы военной службы. 21 54
3.Вооруженные силы Российской Федерации - защитники 10
нашего Отечества.
- История создания ВС РФ, их предназначение на раз- 2
личных этапах развития. - Организационная структура ВС РФ. Виды ВС, рода 5
войск, история войск, предназначение, современное воору-
жение. - Другие вооруженные формирования и силовые струк- 1
туры. - Концепция национальной безопасности. 1
- Основные направления реформ ВС РФ. 1
4. Боевые традиции ВС РФ. 3
- Патриотизм и верность воинскому долгу - основные 1
качества защитника Отечества. - Войсковое товарищество - славная традиция армии и 1
флота. - Дни воинской славы России. 1
5.Символы воинской чести. 3
- Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, 1
доблести и славы. - Ордена - почетные награды за воинские отличия и за- 1
слуги в бою и воинской службе. - Ритуалы ВС РФ. 1
6.Воинская обязанность. 4
- Основные понятия о воинской обязанности. 1
- Организация воинского учета и его предназначение. 1
- Подготовка граждан к военной службе. 1
- Обязанности граждан по медицинскому освидетельст- 1
вованию при постановке на воинский учет.
7.Прикладная физическая подготовка. - 10
7. 1,2,3,4. Комплексы вольных упражнений №1,2 (НФП - - 4
87)
7.5,6,7. Силовые упражнения - 3
7. 8, 9. Гранатометание или кроссовая подготовка. - 2
10. Контрольное занятие. - 1
- Огневая подготовка. 1 9
8. 1. Назначение и тактико-технические данные АК-74. 1
8. 2. Назначение частей и механизмов АК-74. - 1
8. 3. Принцип работы частей и механизмов. - 1
8. 4. Неполная разборка и сборка. - 1
8. 5. Приемы и правила стрельбы. - 1
8. 6. Изготовка и правила прицеливания. - 1
8. 7. Меры безопасности при стрельбе и обращение с ору- - 1
жием.
8. 8, 9. Практические стрельбы из пневматического или ма- - 2 локалиберного оружия.
8. 10. Ручные осколочные гранаты. - 1
9. Учебные сборы. - 35
Примечание: учебные сборы организуются и проводятся в
соответствии с приказом МО и МО № 96/ 134 от 24 февраля 2010 года
«Об утверждении инструкции об организации обучения граждан российской федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах.
III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 8
10. Основы медицинских знаний и профилактика инфекции- 2
онных заболеваний.
10. 1. Сохранение и укрепление здоровья - важная часть 1
подготовки юношей и девушек к трудовой деятельности и
военной службе.
2. Основные инфекционные заболевания, их классифи- 1
кация и профилактика.
Основы здорового образа жизни. 6
ЗОЖ и его составляющая. 1
- Биоритмы и работоспособность человека. 1
11.3. Значение двигательной активности и закаливания 1
организма для здоровья человека.
- Вредные привычки, их влияние на здоровье. 1
- Профилактика вредных привычек. 1
- Контрольное занятие. 1
IV. Итоговое занятие по курсу ОБЖ. 4
Примечание: Итоговая оценка за 10 или 11 класс выставляется с учетом итоговой оценки за учебные сборы.
11 или 12 класс, тематическое планирование
I. Основы военной службы. 20 9
1.Особенности военной службы. 11 2
1.1.Правовые основы военной службы, конститутция Рос- 2
сийской Федерации, Федеральные законы "Об обороне",
"О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и
военной службе"
1.2. Общевоинские уставы ВС РФ - закон воинской жизни. 4
1. 3. Военная присяга - клятва воина на верность Родине - 1
России.
1. 4. Прохождение воинской службы по призыву. 1 2
1. 5. Прохождение воинской службы по контракту. 1
6. Права и ответственность военнослужащих. 2
2. Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и 6
достоинство ВС РФ.
2. 1. Военнослужащий патриот, несущий звание защитника 1
Отечества.
2. 2. Военнослужащий - специалист, в совершенстве вла- 1
деющий оружием и военной техникой.
2. 3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к 1
моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
2. 4. Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдаю- 1
щий Конституцию и законы РФ, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
2. 5. Как стать офицером ВС РФ, высшие военно-учебные 1
заведения.
2.6. Международная (миротворческая) деятельность ВС 1
РФ.
3. Основы военного дела. 3
3. 1. Понятие о бое, виды боя, обязанности солдата в бою. 1
3. 2. Организация мотострелкового отделения, его воору- 1 1
жение и боевые возможности.
3.3. Понятие об опорном пункте в обороне. Порядок ее вы- 1
бора и оборудования.
3.4. Способы передвижения солдата в бою. - 1
4. Строевая подготовка. - 5
4. 1. Элементы строя. Строевая стойка. Повороты на месте. - 1
4. 2. Строевой шаг. Движение строевым шагом. - 2
4. 3. Повороты в движении. - 1
4.4. Выход из строя. Постановка в строй. Подход к на- - 1
чальнику и отход от него.
II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 2 3
5. Основы здорового образа жизни. 1
5.1. Болезни, передаваемые половым путем. СПИД, его 1
профилактика.
6. Основы медицинских знаний и правила оказания первой 1 3
медицинской помощи.
6. 1. Первая медицинская помощь при острой сердечной - 1
недостаточности и остановкке сердца.
6. 2. Первая медицинская помощь при ранениях. - 1
6. 3. Первая медицинская помощь при травмах. - 1
6.4. Итоговое занятие. 1 -
Учебное время за счет резерва.
Приложение 4
Часть II
Основы безопасности жизнедеятельности
Учебная программа для 10-11 классов (профильный уровень)
1. Пояснительная записка
Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
Программа предназначена для углубленного изучения учащимися тем в области безопасности жизнедеятельности с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
Программа состоит из следующих разделов:
- Пояснительная записка.
- Тематический план.
- Содержание учебной программы для 10-11 классов.
- Требования к уровню подготовки выпускников.
- Тематическое и поурочное планирование программы для 10 и 11 классов.
Программа выстроена по трем логически взаимосвязанным модулям.
Модуль 1 (M-I). ОСНОВЫ безопасности личности, общества и государства.
Раздел I (Р-I). Основы комплексной безопасности.
Раздел II (P-II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II (M-II). ОСНОВЫ медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел III (Р-III). Основы здорового образа жизни.
Раздел /V (P-/V). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Модуль III (M-III). Обеспечение военной безопасности государства.
Раздел V (P-V). Основы обороны государства.
Раздел V/ (P-V/). Основы военной службы.
Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Реализация программы поможет также
определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей и потребностей.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах направлено на достижение следующих целей:
• усвоение и закрепление учащимися знаний:
- об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера,
- о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства,
- об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса,
- о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, - об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации,
- об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, при угрозе террористического акта,
- о мерах профилактики наркомании,
- о роли здорового образа жизни для обеспечения демографической безопасности страны,
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности,
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
• усвоение учащимися содержания:
- основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму,
- нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;
• усвоение учащимися знаний:
- о предназначении, основных функциях и задачах Вооруженных Сил Российской Федерации,
- о видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск,
- о руководстве и управлении Вооруженными Силами Российской Федерации,
- об участии Вооруженных Сил России в контртеррористических операциях,
- о государственных и военных символах Российской Федерации;
• формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином Российской Федерации конституционного долга и обязанностей по защите Отечества;
• развитие у учащихся:
- личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях при родного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта,
- потребности в соблюдении норм здорового образа жизни,
- потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности,
- физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:
• умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
• умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (при родного, техногенного и социального характера);
• умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта;
• умение вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
• умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
• умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
• умение формировать навыки в поиске нужной. информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
• умение формировать ключевые компетенции в пони мании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
• умение формировать ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, и пути продолжения своего образования.
В 10 классе предусмотрено проведение учебных сборов (40 ч), в течение которых учащиеся закрепляют и совершенствуют знания и умения по основам военной подготовки (строевая, огневая и тактическая подготовка), а также знакомятся с бытом военнослужащих.
Раздел VI «Основы военной службы» (58 ч) изучается только юношами. Девушки в это время занимаются по программе с углубленным изучением основ медицинских знаний.
Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 11 классе завершается итоговой аттестацией.
2. Тематический план 10-11 классы
№ модуля, | Наименование модуля, раздела, темы | Количество | |||||||||||||||
раздела, | часов | ||||||||||||||||
темы | |||||||||||||||||
M-I | Основы безопасности личности, общества и государства | 26 | |||||||||||||||
р-/ | Основы комплексной безопасности | 19 | |||||||||||||||
Тема | 1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 10 | ||||||||||||||
Тема | 2 | Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций | 4 | ||||||||||||||
Тема | 3 | Современный комплекс проблем безопасности социального характера | 5 | ||||||||||||||
р-// | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 7 | |||||||||||||||
Тема 4 | Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства | 2 | |||||||||||||||
Тема 5 | Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации | 5 | |||||||||||||||
Итоговое задание | |||||||||||||||||
M-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 20 | |||||||||||||||
Р-/1/ | Основы здорового образа жизни | 11 | |||||||||||||||
Тема | 6 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 5 | ||||||||||||||
Тема | 7 | Нравственность и здоровье | 4 | ||||||||||||||
Тема | 8 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | 2 | ||||||||||||||
P-/V | Основы медицинских знаний и оказание первой доврачебной помощи | 9 | |||||||||||||||
Тема 9 | Первая доврачебная помощь при неотложных состояниях | 9 | |||||||||||||||
Итоговое задание | |||||||||||||||||
M-III | Обеспечение вoeнной безопасности государства | 94 | |||||||||||||||
P-v | Основы обороны государства | 36 | |||||||||||||||
Тема | 10 | Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны | 7 | ||||||||||||||
Тема | 11 | Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества | 3 | ||||||||||||||
Тема | 12 | Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государства | 3 | ||||||||||||||
Тема | 13 | Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск | 7 | ||||||||||||||
Тема | 14 | Боевые традиции Вооруженных Сил России | 2 | ||||||||||||||
Тема | 15 | Символы воинской чести | 3 | ||||||||||||||
Тема | 16 | Воинская обязанность | 11 | ||||||||||||||
P-V/ | Основы военной службы | 58 | |||||||||||||||
Тема 17 | Особенности военной службы | 8 | |||||||||||||||
Тема 18 | Военнослужащий - вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил Российской Федерации | 8 | |||||||||||||||
Тема | 19 | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | 4 | ||||||||||||||
Тема | 20 | Прохождение военной службы по призыву | 3 | ||||||||||||||
Тема | 21 | Прохождение военной службы по контракту | 5 | ||||||||||||||
Тема | 22 | Размещение и быт военнослужащих | 3 | ||||||||||||||
Тема | 23 | Суточный наряд, общие обязанности лиц суточного наряда | 3 | ||||||||||||||
Тема | 24 | Организация караульной службы | 3 | ||||||||||||||
Тема | 25 | Строевая подготовка | 6 | ||||||||||||||
Тема | 26 | Огневая подготовка | 2 | ||||||||||||||
Тема | 27 | Тактическая подготовка | 3 | ||||||||||||||
Резервное время | 10 | ||||||||||||||||
Итоговое задание | |||||||||||||||||
Учебные сборы | 35 | ||||||||||||||||
Всего часов | 140+35 |
З. Содержание учебной программы для 10-11 классов
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. ОСНОВЫ комплексной безопасности
Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
- 1. Автономное пребывание человека в природной среде
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, при водящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в при родной среде.
1.2. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.
1. З. Обеспечение личной безопасности на дорогах Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль человеческого фактора в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах.
1.4. Пожарная безопасность. права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
1.5. Правила личной безопасности при пожаре Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
1. 6. Обеспечение личной безопасности на Водоемах В различное Время года
Особенности состояния водоемов в различное время года.
Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды.
1. 7. Обеспечение личной безопасности В различных бытовых ситуациях
Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.
1.8. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.
1.9. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта
Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности В случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке. .
1. 10. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности
Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват заложников, за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем.
Тема 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций
2. 1. Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия
Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, оползни и обвалы, лесные пожары - опасные чрезвычайные ситуации природного характера, приводящие к гибели людей.
2.2. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера
Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.
2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия
2.4. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.
Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности
социального характера '
3. 1. Военные угрозы национальной безопасности России Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.
3.2. Характер современных войн и вооруженных конфликтов
Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.
3.3. Международный терроризм - угроза национальной безопасности России
Терроризм: общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное' явление.
З.4. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления
Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели. Основные черты, которые характеризуют современный терроризм.
З.5. Наркотизм и национальная безопасность России наркотизм как преступное социальное явление по незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли. Основные составляющие наркотизма.
Раздел 11. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства
4. 1. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности
Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан.
4.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи.
Тема 5. Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации
5. 1. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом Правовая основа противодействия терроризму в современных условиях: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 г., NQ 35-ФЗ), Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г., NQ 116).
5.2. Контртеррористическая операция Контртеррористическая операция, ее предназначение и условия проведения, состав группировки сил и средств, включаемых в контртеррористическую операцию. Правовой режим контртеррористической операции. Окончание контртеррористической операции.
5.3. Правила поведения при угрозе террористического акта (разбор ситуационных задач)
Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения, если вы подверглись нападению с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета террористами.
5. 4. Правила поведения при угрозе террористического акта (разбор ситуационных задач)
Обеспечение безопасности при перестрелке.
О порядке приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону.
5.5. Государственная политика противодействия наркотизму
Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (принят в 1997 г.). Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых предусмотрены наказания за незаконные действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами.
Модуль 11. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 111. Основы здорового образа жизни
Тема 6. Здоровый образ жизни и его составляющие
6. 1. Здоровый образ жизни
Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
6.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
6.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычки к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.
б.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
. Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя -- разновидность наркомании. Наркомания -- это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании.
б.5. Правила личной гигиены
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
Тема 7. Нравственность и здоровье
7. 1. Нравственность и здоровье
Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.
7.2. Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики
Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. 7. З. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
7. 4. Семья в современном обществе. Законодательство и семья
Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.
Тема 8. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
8. 1. Сохранение и укрепление здоровья -- важнейшая часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья -- социальная потребность общества.
8.2. основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 9. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
9. 1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская помощь при инсульте.
9.2. Первая медицинская помощь при ранениях
Понятие о ране, разновидностях ран. Последовательность оказания первой медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.
9.3. основные правила оказания первой медицинской помощи Наиболее целесообразная последовательность оказанйя первой медицинской помощи.
9.4. Правила остановки артериального кровотечения Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки, правила наложения жгута.
9.5. Способы иммобилизации и переноска пострадавшего Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего.
9.6. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата
Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Основные правила оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
9.7. Первая медицинская помощь при / черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота
Черепно-мозговая травма, основные причины ее возникновения и возможные последствия. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме.
Травма груди, причины ее возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме груди.
Травма живота, причины ее возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме живота.
9.8. Первая медицинская помощь при травме в области таза, при повреждении позвоночника, спины
Травма в области таза, причины ее возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме в области таза.
Травмы позвоночника и спины, основные виды травм позвоночника и спины, их возможные последствия. Правила оказания первой медицинской помощи при травмах позвоночника и спины. 9.9. Первая медицинская помощь при остановке сердца Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
Модуль 111. Обеспечение военной безопасности государства
Раздел V. Основы обороны государства
Тема 10. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны
10. 1. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.
10.2. основные виды оружия и их поражающие факторы Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва.
Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы.
Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
10.3. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
10.4. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).
10.5. Средства индивидуальной защиты
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.
10. 6. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций
Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
10.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Обязанности учащихся.
Тема 11. Вооруженные Силы Российской Федерации защитники нашего Отечества
11. 1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV-XV вв. Военная реформа Ивана IV Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I Великого, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.
Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
11.2. Памяти поколений - дни воинской славы России Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся В сражениях, связанных с днями воинской славы России.
11.3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
Тема 12. Вооруженные Силы Российской Федерации основа обороны государства
12.1. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России
Основные функции: пресечение вооруженного насилия, обеспечение свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, выполнение союзнических обязательств.
Основные задачи по обеспечению военной безопасности, по опережению вооруженного нападения, в операциях по поддержанию мира; во внутренних вооруженных конфликтах.
12.2. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом
Нормативная база привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации к борьбе с терроризмом. Участие в проведении контртеррористической операции, пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
12.3. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
Значение и роль миротворческой деятельности Вооруженных Сил России, Нормативно-правовая база для проведения миротворческой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Тема 13. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск
13.1. Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Сухопутных войск
13.2. Военно-Воздушные Силы, их состав и предназначение.
Вооружение и военная техника ВВС
13.3. Военно-Морской флот его состав и предназначение.
Вооружение и военная техника ВМФ
13.4. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН
13.5. Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение
13. б. Космические войска, их состав и предназначение 13.7. Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации
Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, их предназначение. Войска гражданской обороны, входящие в состав МЧС России, их задачи в мирное и военное время.
Тема 14. Боевые традиции Вооруженных Сил России
14. 1. Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитника Отечества
Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма.
Воинский долг - обязанность военнослужащего по вооруженной защите Отечества. Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнять воинский долг.
14.2. Дружба и войсковое товарищество - основы боевой готовности частей и подразделений
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество - боевая традиция Российской армии и флота.
Тема 15. Символы воинской чести
15. 1. Боевое Знамя Воинской части
Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы.
Боевое Знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.
15.2. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством.
15.3. Военная форма одежды
Предназначение военной формы одежды и знаков различия
военнослужащих, их воспитательное значение.
Тема 16. Воинская обязанность
16. 1. Основные понятия о воинской обязанности Определение воинской обязанности и ее содержание. Воинский
учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
16.2. Организация Воинского учета
Основное предназначение воинского учета. Государственные органы, осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащих воинскому учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учету.
16.3. Первоначальная постановка граждан на Воинский учет
Время первоначальной постановки граждан на воинский учет.
Состав комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учет.
16.4. Обязанности граждан по Воинскому учету
Основные обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы. 16.5. Обязательная подготовка граждан к военной службе Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе, определенное Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение.
16.6. Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям
Общие требования к качествам военнослужащих, исполняющих обязанности на должностях связи и наблюдения. Водительские и технические должности, прочие воинские должности.
16. 7. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
Предназначение подготовки по военно-учетным специальностям.
Порядок осуществления отбора граждан для подготовки по военно-учетным специальностям. Льготы, предоставляемые гражданину, прошедшему подготовку по военно-учетной специальности, при призыве на военную службу.
16.8. Добровольная подготовка граждан к военной службе Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе
16.9. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет
Основное предназначение и порядок проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Категории годности к военной службе. Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих поступить на учебу в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования.
16.10. Профессиональный психологический отбор и его предназначение
Критерии по определению профессиональной пригодности призывника к военной службе.
16. 11. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы. Пребывание в запасе.
Раздел VI. Основы военной службы
Тема 17. Особенности военной службы
17. 1. Правовые основы военной службы
Положения Конституции Российской Федерации и Федеральных законов Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», определяющие правовые основы военной службы.
17.2. Статус военнослужащего
Общие понятия о статусе военнослужащего. Основные права и льготы военнослужащих. Обоснование некоторых ограничений прав и свобод военнослужащих. Время, с которого граждане приобретают статус военнослужащих.
17.3. Военные аспекты международного права
Общие понятия о «Праве войны». Международные правила, которые необходимо соблюдать военнослужащим в бою. Категории лиц и объектов, которым международным правом предоставлена особая защита.
17.4. Общевоинские уставы
Общевоинские уставы - это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.
17.5. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации
Основное предназначение Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.
17. 6. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации
Основное предназначение Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.
17. 7. Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации
Основное предназначение Устава гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.
17.8. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации
Основное предназначение Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.
Тема 18. Военнослужащий - вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил Российской Федерации
18.1. Основные виды воинской деятельности
Основное предназначение и обусловленность воинской деятельности военнослужащего. Учебно-боевая подготовка, служебнобоевая деятельность, реальные боевые действия.
18.2. основные особенности воинской деятельности Зависимость воинской деятельности от вида Вооруженных Сил и рода войск, от воинской должности и класса сходных воинских должностей. Общие виды и основные элементы воинской деятельности.
18.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина
Общие требования воинской деятельности: внимание, быстрота и гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, способность принимать решения.
18.4. Военнослужащий - патриот
Любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества - основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание - защитник Отечества.
18.5. Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации
Воинская честь и достоинство - неотъемлемое качество военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации. Гуманность и человеколюбие - это неотъемлемое качество российского воина во все времена. Чувство глубокой ответственности за защиту Родины, готовность к преодолению трудностей при исполнении воинского долга.
18. б. Военнослужащий - специалист своего дела Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.
18. 7. Военнослужащий - подчинённый, выполняющий требования Воинских уставов, приказы командиров и начальников
Единоначалие - принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, - постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.
18.8. Oсновные обязанности Военнослужащих
Общие обязанности военнослужащих, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Сущность основных обязанностей военнослужащих и чем они определяются.
Тема 19. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
19. 1. Порядок вручения Боевого Знамени воинской части
Порядок вручения Боевого Знамени воинской части. Когда, кем и от чьего имени воинской части вручается Боевое Знамя. 19.2. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге (принесения обязательства)
Военная присяга. Ее роль и значение для каждого военнослужащего.
Порядок приведения к Военной присяге солдат и матросов, прибывших на пополнение в воинскую часть. Текст Военной присяги. Текст обязательства (для иностранных граждан).
19. З. Порядок Вручения личному составу Вооружения, Военной техники и стрелкоВого оружия
Порядок вручения стрелкового оружия. Порядок закрепления военной техники и вооружения.
19.4. Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации
Предназначение ритуала и порядок его проведения.
Тема 20. Прохождение военной службы по призыву
20. 1. Призыв на Военную службу
20.2. Порядок прохождения Военной службы по призыву Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную
службу по призыву.
Тема 21. Прохождение военной службы по контракту
21.1. Особенности Военной службы по контракту (материал изучается на трех занятиях)
Требования, предъявляемые к гражданину при поступлении на военную службу по контракту. Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
21.2. Альтернативная гражданская служба (материал
изучается на двух занятиях)
Тема 22. Размещение и быт военнослужащих
22. 1. Размещение Военнослужащих
Размещение военнослужащих. Содержание помещений, противопожарная защита, охрана окружающей среды.
22.2. Распределение Времени и повседневный порядок распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка, завтрак, обед и ужин, учебные занятия.
Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.
22.3. Сохранение и укрепление здоровья Военнослужащих
Тема 23. Суточный наряд, общие обязанности суточного наряда
23. 1. Суточный наряд. Общие положения Общие обязанности лиц суточного наряда. 23.2. Обязанности дежурного по роте
Дежурный по роте. Основные обязанности дежурного по роте.
23.3. Обязанности дневального по роте
Дневальный' по роте. Общие обязанности дневального по роте.
Тема 24. Организация караульной службы
24. 1. Организация караульной службы. Общие положения
24.2. Часовой и его неприкосновенность
24.3. Обязанности часового
Тема 25. Строевая подготовка
25.1. Строи и управление ими
25.2. Строевые приемы и движение без оружия Строевая стойка, повороты на месте и в движении.
25.3. Выполнение Воинского приветствия без оружия на месте и в движении
25.4. Выход из строя и Возвращение В строй. Подход к начальнику и отход от него
25.5. Строи отделения, развернутый строй, походный строй
25.6. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении
Тема 26. Огневая подготовка
26. 1. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова
Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата,
его чистка, смазка и хранение.
26.2. Порядок неполной разборки и сборки автомата Приемы и правила стрельбы из автомата.
Подготовка автомата к стрельбе. Меры безопасности при стрельбе.
Тема 27. Тактическая подготовка
27.1. современный бой
Основные виды современного боя.
27.2. Обязанности солдата в бою
Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижения солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускники должны знать:
• основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
• организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций при родного и техногенного характера, в том числе организационные основы борьбы с терроризмом;
- основные принципы здорового образа жизни;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- основы обороны государства и военной службы;
- боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.
Выпускники должны уметь:
• предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
• грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
• оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
• выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т. д.);
• пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе 'террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребностей в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
Литература
-Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
-Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / [А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; научн. руководитель Г. С. Ковалева; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. - М.:
Просвещение, 2006-2008.
-Рыбин А. Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. / А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.
-Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция). СмирноВ А. Т.
-- Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
-СмирноВ А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
-СмирноВ А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
-СмирноВ А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
-СмирноВ А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
-СмирноВ А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 1 О кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010.
-СмирноВ А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2012.
-Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
-Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму», «О днях воинской славы и памятных датах России» / / Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. - М., 1998; 2003-2007.
-Правила дорожного движения в Российской Федерации (последняя редакция)
-Интернет ресурсы.
Поурочный план по ОБЖ 11 класс
теория | практик. | План | Факт | ||
1. | Основы военной службы. | 20 | 9 | ||
1. | Особенности военной службы | 11 | 2 | ||
1.1 | Правовые основы военной службы, конституция Р.Ф., федеральные законы « Об обороне», «О статусе военнослужащих», « О воинской обязанности и воинской службе». | 2 | |||
1.2 | Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни. | 4 | |||
1.3 | Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России. | 1 | |||
1.4 | Прохождение воинской службы по призыву. | 1 | 2 | ||
1.5 | Прохождение воинской службы по контракту. | 1 | |||
1.6 | Права и ответственность военнослужащих | 2 | |||
2. | Военнослужащий защитник своего Отечества. Честь и достоинство ВС РФ. | 6 | |||
2.1 | Военнослужащий патриот, несущий звание защитника Отечества. | 1 | |||
2.2 | Военнослужащий специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. | 1 | |||
2.3 | Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально – психологическим и профессиональным качествам гражданина. | 1 | |||
2.4 | Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ, выполняющий требования воинских уставов. Приказы командиров и начальников. | 1 | |||
2.5 | Как стать офицером ВС РФ, высшие военно – учебные заведения. | 1 | |||
2.6 | Международная (миротворческая) деятельность ВС РФ. | 1 | |||
3 | Основы военного дела. | 3 | 2 | ||
3.1 | Понятие о бое, виды боя, обязанности солдат в бою. | 1 | |||
3.2 | Организация мотострелкового отделения, его вооружение и боевые возможности. | 1 | 1 | ||
3.3 | Понятие об опорном пункте в обороне. Порядок его выбора и оборудования. | 1 | |||
3.4 | Способы передвижения солдат в бою. | 1 | |||
4 | Строевая подготовка. | 5 | |||
4.1 | Элементы строя. Строевая стойка. Повороты на месте. | 1 | |||
4.2 | Строевой шаг. Движение строевым шагом. | 2 | |||
4.3 | Повороты в движении. | 1 | |||
4.4 | Выход из строя. Постановка в строй. Подход к начальнику и отход от него. | 1 | |||
2. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 2 | 3 | ||
5 | Основы здорового образа жизни. | ||||
5.1 | Болезни, передаваемые половым путем. СПИД, его профилактика. | 1 | |||
6 | Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. | 1 | 3 | ||
6.1 | Первая помощь при острой сердечной недостаточности и остановке сердца. | 1 | |||
6.2 | Первая помощь при ранениях. | 1 | |||
6.3 | Первая помощь при травмах | 1 | |||
6.4 | Итоговое занятие | 1 | |||
7 | День защиты детей. | 1 | |||
Итого 22 + 12 ( 1 час резерв) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...