Рабочая программа и календарно- тематическое планирование обж 7-8 класс фгос
календарно-тематическое планирование по обж (7, 8 класс) на тему
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование обж 7-8 класс фгос
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_i_kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_obzh_7-8_klass_fgos.docx | 77.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Малоархангельского района
Каменская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол №1 от 29 августа 2016г. | Утверждаю Директор школы: _______ Р.А.Курочкина Приказ № 120 от«1» сентября 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЖ
7 - 8 класс
ФГОС
Составитель:
учитель ОБЖ
1-й категории
Ю.Н.Черенков
д. Каменка
2016 - 2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЖ
7 - 8 класс
ФГОС
Составитель: учитель ОБЖ 1-й категории
Ю.Н.Черенков
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать: - потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; - систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз; - наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию; - основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления; законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом; - правила поведения при угрозе террористическою акта; Ученик должен уметь: - предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; - принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; - действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; - оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях. Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для: - обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера; - оказания первой медицинской помощи пострадавшим; - выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
содержание
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе обозначает, прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
Формы обучения учащихся на уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
Методы обучения:
- Методы устного изложения учебного материала (рассказ, объяснение, беседа, лекция с элементами беседы, инструктаж);
- Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций, материальной базы);
- Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
- Практические занятия (решение теоретических и практических задач).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса безопасности жизнедеятельности
Личностные результаты обучения:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Безопасности жизнедеятельности» является (УУД).
- Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Тематический план 7 класс
№ темы | Наименование темы | Количество часов |
1 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 3 |
2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения | 3 |
Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения | 3 | |
3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения | 2 |
Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения | 1 | |
4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения | 5 |
Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения | 3 | |
5 | Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения | 3 |
Защита населения от природных пожаров | 1 | |
6 | Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму | 4 |
7 | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | 3 |
8 | Первая помощь при неотложных состояниях | 3 |
Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по ОБЖ
Класс 7
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час;
Тематический план 8 класс
№ темы | Наименование темы | Количество часов |
1 | Пожарная безопасность | 3 |
2 | Безопасность на дорогах | 3 |
3 | Безопасность на водоемах | 3 |
4 | Экология и безопасность | 2 |
5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия | 5 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения | 4 | |
6 | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 3 |
7 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 8 |
8 | Первая доврачебная помощь при неотложных состояниях | 3 |
Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по ОБЖ
Класс 8
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час;
№ урока | Тема урока | Содержание | Часы | Дата | Основные виды учебной деятельности (УУД) | Д/з | Виды контроля | примечание | |
план | факт | ||||||||
Тема 1 | |||||||||
Пожарная безопасность (3 часа) | |||||||||
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | 1 | Личностные Осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде Метапредметные Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее Выдвигать предположения и доказывать их Определять способы действий при выходе из горящего здания и тушении небольшого возгорания, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | §1.1 | |||||
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | 1 | §1.2 | ||||||
3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах | 1 | §1.3 | ||||||
Тема 2 | |||||||||
Безопасность на дорогах (3 часа) | |||||||||
4 | Причины дорожно – транспортных происшествий и травматизм людей. | 1 | Личностные Осознавать ответственное отношение к учению, быть готовым к саморазвитию и самообразованию Усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при дорожно – транспортном происшествии. Метапредметные Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее Выдвигать предположения и доказывать их Уметь предвидеть возникновение чрезвычайных ситуаций на дорогах по характерным признакам . Уметь принимать обоснованные решения в организации дорожного движения.Уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | §2.1 | |||||
5 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. | 1 | §2.2 | ||||||
6 | Велосипедист - водитель транспортного средства. | 1 | §2.3 | ||||||
Тема 3 | |||||||||
Безопасность на водоемах (3 часа) | |||||||||
7 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях | 1 | Личностные Осознавать ответственное отношение к учению, быть готовым к саморазвитию и самообразованию Усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения на водоемах в различных условиях Метапредметные Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее Выдвигать предположения и доказывать их Уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций на водоемах в различных условиях по характерным признакам их проявления Уметь принимать обоснованные решения Уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | §3.1 | |||||
8 | Безопасный отдых на водоемах. | 1 | §3.2 | ||||||
9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде. | 1 | §3.3 | ||||||
Тема 4 | |||||||||
Экология и безопасность (3 часа) | |||||||||
10 | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека | 1 | Личностные Осознавать ответственное отношение к учению, быть готовым к саморазвитию и самообразованию Усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях при загрязнении окружающей среды Метапредметные Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее Выдвигать предположения и доказывать их Уметь предвидеть возникновение чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления Уметь принимать обоснованные решения с учетом приближающегося чрезвычайного положения и принимать правильные решения. Уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | § 4.1 | |||||
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | 1 | § 4.2 | ||||||
Тема 5 | |||||||||
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке (5 часов) | |||||||||
12 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | Личностные Осознавать ответственное отношение к учению, быть готовым к саморазвитию и самообразованию Усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях Метапредметные Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее Выдвигать предположения и доказывать их Уметь предвидеть возникновение чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления Уметь принимать обоснованные решения с учетом приближающегося чрезвычайного положения и индивидуальных возможностей Уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | § 5.1 | |||||
13 | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия | 1 | § 5.2 | ||||||
14 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | 1 | § 5.4 | ||||||
15 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия | § 5.6 | |||||||
16 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | § 5.8 | |||||||
17 | Обеспечение радиационной безопасности населения | Личностные Осознавать ответственное отношение к учению, быть готовым к саморазвитию и самообразованию Усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях Метапредметные Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее Выдвигать предположения и доказывать их Уметь предвидеть возникновение чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления Уметь принимать обоснованные решения с учетом приближающегося чрезвычайного положения и индивидуальных возможностей Уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | § 5.3 | ||||||
18 | Обеспечение химической защиты населения | § 5.5 | |||||||
19 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | § 5.7 | |||||||
20 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | § 5.9 | |||||||
Тема 6 | |||||||||
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера(3 часа) | |||||||||
21 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера | Личностные Осознавать ответственное отношение к учению, быть готовым к саморазвитию и самообразованию Усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях Метапредметные Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее Выдвигать предположения и доказывать их Уметь предвидеть возникновение чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления Уметь принимать обоснованные решения с учетом приближающегося чрезвычайного положения и индивидуальных возможностей Уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | § 6.1 | ||||||
22 | Эвакуация населения | § 6.2 | |||||||
23 | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | § 6.3 | |||||||
Тема 7 | |||||||||
Здоровый образ жизни и его составляющие (8 часов) | |||||||||
24 | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека | Личностные Формировать осознанное выполнение правил безопасности жизнедеятельности, в том числе уметь преодолевать стресс Проявлять уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи Метапредметные Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее Выдвигать предположения и доказывать их Формировать умение взаимодействовать с окружающими Формировать умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | § 7.1 | ||||||
25 | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность | § 7.2 | |||||||
26 | Репродуктивное здоровье- составляющая здоровья человека и общества. | § 7.3 | |||||||
27 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | § 7.4 | |||||||
28 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | Личностные Формировать осознанное выполнение правил безопасности жизнедеятельности, в том числе уметь преодолевать стресс Проявлять уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи Метапредметные Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее Выдвигать предположения и доказывать их Формировать умение взаимодействовать с окружающими Формировать умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | § 7.5 | ||||||
29 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | § 7.6 | |||||||
30 | Профилактика вредных привычек | § 7.7 | |||||||
31 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | § 7.8 | |||||||
Тема 8 | |||||||||
Первая доврачебная помощь при неотложных состояниях (3 часа) | |||||||||
32 | Первая доврачебная помощь пострадавшим и ее значение | Правила оказания первой помощи | Личностные Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни Метапредметные Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее Выдвигать предположения и доказывать их Уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника Освоить приемы при оказании первой помощи пострадавшим | § 8.1 | |||||
33 | Первая доврачебная помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами | Правила оказания первой помощи при отравлениях аварийно химически опасными веществами | Личностные Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни Метапредметные Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее Выдвигать предположения и доказывать их Уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника Освоить приемы при оказании первой помощи при отравлениях аварийно химически опасными веществами | § 8.2 | |||||
34 | Первая доврачебная помощь при травмах. Первая доврачебная помощь при утоплении | Правила оказания первой помощи при травмах и утоплении | Личностные Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни Метапредметные Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее Выдвигать предположения и доказывать их Уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника Освоить приемы при оказании первой помощи при травмах. Уметь оказывать первую помощь при утоплении. | § 8.3 | |||||
Итого 34 часа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс у чебнику "Биология .Животные", В.В.Латюшин, В.А.Шапкин....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе, рекомендованной Министерством образования РФ, авт. А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мурзак, А.Л.Ястребов, «Дрофа...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование к учебнику 5 класс ФГОС. Автор-составитель:В.Я.Коровина...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс к учебнику В.Я.Коровиной. ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 2014-2015 учебный год к учебнику "Литература" 6 класс. В двух частях. Под редакцией В.Я.Коровиной, Москва, "Просвещение", 2013г...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии 5 класс ФГОС
Рабочая программа и календарно тематическое планирование по географии для 5 класса , соответствующая требованиям ФГОС ООО...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии 7 кл. ФГОС
Рабочая программа состоит из двух частей: урочной и внеурочной деятельности. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС)....
Рабочие программы и календарно-тематические планирования для 5 - 9 классов (ФГОС)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государствен-ного образовательного стандарта основного общего образования и на основе примерной и авторской программы «Ком...