Пояснительная записка к программе элективного курса «Здоровье человека в условиях Севера»
элективный курс по обж (10 класс) на тему
Курс создан как составляющая часть работы профильной туристко-краеведческой группы в рамках экспериментальной работы школы по НРК ГОС, рассчитан на 30 часов и предназначен для учащихся 10 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pivneva_lchasy.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л. П. Пивнева,
преподаватель БЖД,
МАГУ
Пояснительная записка к программе элективного курса
«Здоровье человека в условиях Севера»
Курс создан как составляющая часть работы профильной туристко-краеведческой группы в рамках экспериментальной работы школы по НРК ГОС, рассчитан на 30 часов и предназначен для учащихся 10 классов.
Актуальность создания программы обусловлена тем, что уровень состояния здоровья школьников постоянно снижается. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, Госкомитета санэпиднадзора Российской Федерации, 53% школьников имеют ослабленное здоровье.
Анализ распространенности различных хронических заболеваний показал, что они диагностируются у 1/3 школьников. В структуре хронической патологии ведущее место занимает болезни органов пищеварения, ЛОР-органов, аллергические. Кроме того, 1/3 школьников имеет морфофункциональные отклонения, среди которых преобладают нарушения органов чувств, нервной системы осанки.
Особого внимания заслуживает вопрос о влиянии регионального фактора на здоровье детей, проживающих на Кольском полуострове. Природно-климатические условия Севера в сочетании с экологическим неблагополучием, активной сезонной миграцией предъявляют к организму высокие требования в процессе учебы, труда и отдыха.
В.П. Бисярина, Ж.Ж. Рапопорт, П.В Мальцев, Е.К. Миняйло, В.И. Мазуревич посвятили свои исследования оценке здоровья и физического развития детей в условиях Севера.
Профессор Н.Р. Деряпа, академик В.П.Казначеев отмечает, что Крайний Север с его климатическими особенностями предъявляет к организму ребенка более повышенные требования, чем в других районах страны.
По мнению исследователей (Данилевский Г.Н., Авцын А.П., Казначеев В.П., Рапопорт Ж.Ж., Пащенко А.П., Бобров Н.И., Бычихин Н.П.) климат Севера в целом способствует возникновению некоторых болезней.
В своих работах ученые говорят о необходимости обратить особое внимание на отрицательное влияние на организм ребенка климатических факторов Севера. Большинство физиологов и клиницистов считают, что неблагоприятное воздействие на организм человека оказывает длительный период низкой температуры воздуха, чрезвычайная неустойчивость погоды, сильные ветры, резкие перепады атмосферного давления, отрицательный годовой баланс солнечной радиации и неравномерное распределение ее в течение года за счет продолжительных периодов полярного дня и ночи, необычный световой режим в эти периоды.
Снижение уровня здоровья детей Крайнего Севера влечет за собой снижение адаптации к школьным нагрузкам и является во многом причиной плохой успеваемости (низкой работоспособности), особенно у подростков в силу незавершенности морфо-функционального развития организма. Именно поэтому в предложенной программе подробно рассматриваются факторы Севера, воздействующие на организм человека и предлагаются меры по их коррекции.
Цель курса – развитие личности через дидактические возможности практическо-исследовательской деятельности.
Гипотеза – если мы знаем факторы воздействия на организм, то можем снизить их вредное влияние путём формирования навыков ЗОЖ и специфических рекомендаций.
Задачи:
- формирование научного мировоззрения обучающихся и сознательного отношения к сохранению собственного здоровья;
- на основе изучения специальной литературы и мониторинга раскрыть факторы, действующие на здоровье и организовать опытно-экспериментальную работу по их эффективному устранению;
- сформировать навыки ЗОЖ как наиболее доступного для сохранения здоровья.
Для этого используются следующие методы:
- .изучение, теоретический анализ педагогической, психологической и медицинской литературы по исследуемой проблеме
- разработка и проведение констатирующего и формирующего экспериментов
- статистический анализ результатов эксперимента
- анкетирование.
Теоретическое значение работы заключается в концентрации разнообразных исследований в русле данной проблемы и научном обосновании методики по укреплению здоровья подростков.
Практическая значимость: полученные данные могут быть использованы в системе школьного обучения по предмету « Основы безопасности жизнедеятельности ».
I блок – рассматривает климато-географические и экологические проблемы Кольского Заполярья (в частности г. Кировска).
II блок – медицинский, рассматриваются психофизиологические особенности развития организма подростка, работа с индивидуальными картами здоровья, разработка индивидуальных рекомендаций, профилактика воздушно-капельных инфекций.
III блок – выживание в горах в экстремальных ситуациях и ЧС природного характера и свободные темы для обсуждения по выбору учащихся.
Научная новизна работы состоит в систематизации научно-методических рекомендаций по коррекции вредного воздействия внешней среды на здоровье подростка в условиях Крайнего
Севера и разработке индивидуальных рекомендаций.
Ожидаемые результаты: улучшение самочувствия, повышение работоспособности подростков, повышение иммунитета и адаптации под воздействием специальных методов лечения и коррекции и в результате сознательного применения навыков ЗОЖ для сохранения здоровья.
№ П\П | ТЕМА | ЧАСЫ |
I | Изучение климато-географических факторов, влияющих на здоровья человека в условиях Крайнего Севера | 12 |
1 | Климат, его влияние на здоровье (температурный режим, атмосферное давление, влажность). | 2 |
2 | Влияние Полярной ночи на здоровье (дефицит солнечного света). | 2 |
3 | Влияние Полярного дня (плюсы и минусы). | 1 |
4 | Активность Солнца и самочувствие. | 2 |
5 | Меры по снижению вредного воздействия факторов Крайнего Севера, обобщение материала. | 3 |
6 | Экологическая обстановка в г. Кировске. | 2 |
II | Изучение состояния здоровья школьников. | 14 |
1 | Анализ здоровья учащихся шк.№2. | 2 |
2 | Психофизиологические особенности развития организма подростка. | 1 |
3 | Индивидуальная работа с картами здоровья. | 12 |
а) | Обработка антропометрических данных (индивидуальных). | 2 |
б) | Составление графиков физического состояния. | 1 |
в) | Знакомство с физкультурными группами и группами здоровья. | 2 |
г) | Практическая работа по составлению индивидуальных рекомендаций при основных нарушениях здоровья (зрение, осанка, профилактика). | 2 |
д) | Составление рекомендаций при соматических заболеваниях. | 2 |
е) | Профилактика соматических заболеваний. | 2 |
4 | Профилактика инфекционных заболеваний. | 1 |
5 | Вакцинация как необходимое условие профилактики инфекционных заболеваний. | 2 |
III | Выживание в горах в экстремальных ситуациях и ЧС природного характера. Свободные темы по выбору учащихся. | 4 |
На втором году обучения предусмотрено изучение элективного курса совместно с технологией в рамках курса «Домашняя медсестра», поэтому рассматриваются не только инфекционные болезни, наиболее часто встречающиеся в районах крайнего Севера, но и соматические заболевания, неотложные состояния в хирургии, требующие особого внимания. При изучении инфекционных болезней рассматриваются воздушно-капельные инфекции с элементами эпидемиологии, клинических проявлений, ухода и профилактики. В других разделах рассматриваются основные проявления, рекомендации по уходу за больными и возможная профилактика.
План
Работы кружка по курсу «Домашняя медсестра»
№ п/п | Тема | Часы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. | Анатомия и физиология органов дыхания. Острый бронхит, причины, проявления, уход. Хронический бронхит, причины, Рекомендации, профилактика. Бронхиальная астма, причины, проявления, ПМП при приступе. Бронхиальная астма, осложнения, их профилактика. Пневмонии, причины, проявления, уход, профилактика. Туберкулёз, эпидемиология, классификация. Туберкулёз, лёгочная форма, её проявления, особенности протекания и лечения. Профилактика туберкулёза. Респираторные инфекции, характерные для условий Севера. Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы. Гипертоническая болезнь, гипертонический криз, ПМП. Ревматизм, причины, проявления, осложнения. Ревматизм, уход за больным, профилактика. Анатомия и физиология ЖКТ. Острый гастрит, причины, рекомендации. Язвенная болезнь желудка, причины, признаки, осложнения. ПМП при осложнениях язвенной болезни желудка. Анатомия и физиология МВС. Острый цистит, причины, признаки, уход. Мочекаменная болезнь, причины, проявления, ПМП при приступе почечной колики. МКБ, рекомендации, профилактика. Болезни суставов. Ревматоидный артрит. Подагра. Хирургия. Асептика, антисептика. ПМП при кровотечениях. Десмургия. Аппендицит, признаки, рекомендации по уходу за послеоперационным больным. Неотложные состояния у детей. Гипертермия, ПМП. Неотложные состояния у детей. Судорожный синдром. Инородные тела уха, горла, носа. Реанимация, показания, правила проведения. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Здоровье человека и окружающая среда" (8 класс)
Рабочая программа элективного курса "Здоровье человека и окружающая среда" разработана для обучающихся 8 класса, рассчитана на 17 часов....
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на о...
Программа элективного курса "Экология человека"
Программа элективного курса "Экология человека" для 9 класса. Включает пояснтительную записку и КТП....
Программа элективного курса «Физиология человека»
Данная программа опубликована в сборнике для учащихся предпрофильной подготовки. Тамбов 2005г. часть 1. с.50 -64. Утверждено методическим советом ТОИПКРО....
Программа элективного курса "Генетика человека", биология 10 класс
Рабочая программа является модифицированной, разработана на основе программы Ю.В Филичевой «Генетика человека».Программа адресована обучающимся 10 класса химико-биологического профиля. Программа...
Программа элективного курса "Генетика человека"
Знание основных генетических законов позволит обучающимся решать генетические задачи из материалов ЕГЭ, а приобретенные навыки самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой позвол...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса по физической культуре для обучающихся 4 классов.
Рабочая программа учебного курса по физической культуре направлена на реализацию инвариантной части учебного плана, подготовлена для обеспечения образовательных запросов обучающихся (связанных с расши...