Рабочая программа 10 класс
рабочая программа по обж (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31"
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Школа № 31» ___________/О.И. Водопьянова/ Приказ от «___»______________201__г. | СОГЛАСОВАНО Зам. Директора по УВР ____________/А.М. Хидирорв/ Протокол от «___»___________201__г. | РАССМОТРЕНО На заседании ШМО _____________/ _____________/ Протокол от «___»___________201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Основам безопасности жизнедеятельности
(базовый уровень)
10 класс
Составитель: учитель ОБЖ,
Бубич Евгений Геннадьевич
2016 г.
Пояснительная записка
1. Рабочая программа, составленная на основе авторской Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. //
2. Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 класс. / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011.
Цели:воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Задачи:
- воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
- развитие личностных и духовных качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- освоение знаний; об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- овладения умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Актуальность выбора авторской программы для общеобразовательных учреждений. ОБЖ .5-11 классы авторов А.Т. Смирнова, Б.О. Хреникова, М.В.Маслова обусловлена тем, что данная программа соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования.
Количество часов
в неделю: 1 час
в год: 35 часов
Требования к подготовке учащихся
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах; предназначение, структуру и задачи РСЧС;предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;основные виды воинской деятельности;общие обязанности солдата в бою;основные способы передвижения солдата в бою;государственные и военные символы Российской Федерации. Средства массового поражения и их поражающие факторы;
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни
- пользоваться индивидуальными средствами защиты;
- выполнять элементы строевой и тактической подготовки; обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении
Интернет источники:
http://www.it-n.ru/communities – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
http://www.4students.ru/search– Рефераты по безопасности жизнедеятельности
Содержание учебной программы
Раздел I Основы комплексной безопасности
Тема 1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Правила безопасного поведения в природной среде в условиях автономного существования.
Обеспечение личной безопасности на дорогах.
Соблюдение мер безопасности в ситуациях криминогенного характера.
Тема 2 Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Тема 3 Современный комплекс проблем безопасности военного характера
Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона. Характер современных войн и вооруженных конфликтов.
Раздел II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Тема 4 Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения, в чрезвычайных ситуациях.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.
Раздел III Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Тема 5 Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.
Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.
Тема 6 Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации.
Положение Конституции Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности».
Роль государства в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.
Тема 7 Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.
Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения.
Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления.
Тема 8 Уголовная ответственность за участие в террористической и эктремистской деятельности
Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности
Тема 9 Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Правила личной безопасности при угрозе террористического акта.
Раздел IV Основы здорового образа жизни
Тема10 Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности.
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.
Тема 11 Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни.
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.
Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.
Раздел V Обеспечение военной безопасности государства
Тема 12Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны
Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны.
Основные виды оружия и их поражающие факторы.
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Инженерная защита населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Средства индивидуальной защиты.
Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.
Тема 13 Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего отечества
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.
Памяти поколений – дни воинской славы России.
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами
Тема 14 Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации
Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника.
Военно-воздушные силы, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника.
Военно- морской флот, его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ.
Ракетные войска стратегического назначения, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН.
Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.
Войска воздушно-космической обороны, их состав и предназначение.
Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Тема 15 Боевые традиции Вооруженных Сил России
Патриотизм и верность военному долгу – основные качества защитника Отечества. Дни военной славы (победные дни) России; основные формы увековечения памяти российских воинов.
Дружба и войсковое товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений Вооруженных Сил в мирное и военное время
Раздел VI Основы военной службы
Тема 16 Основы подготовки граждан к военной службе
Размещение и быт военнослужащих. Содержание помещений. Противопожарная защита. Охрана окружающей среды. Распределение служебного времени и повседневный порядок.
Назначение и состав суточного наряда воинской части. Подготовка суточного наряда.
Организация караульной службы, общие положения. Наряд караулов, подготовка караулов. Часовой. Обязанности часового.
Строевая подготовка. Отработка строевых приемов и движений без оружия. Отработка правил воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Строи отделения. Строи взвода. Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении.
Огневая подготовка. Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата; чистка, смазка, хранение автомата. Подготовка к стрельбе. Правила стрельбы, ведение огня из автомата. Меры безопасности при стрельбе. Практическая стрельба.
Тактическая подготовка. Основные виды боя. Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижения солдата в бою. Команда, подаваемые на передвижение в бою и порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.
Поурочное планирование учебной программы
Модуль, раздел и тема урока | Наименование раздела и темы | кол-во часов | Домашнее задание | ||||||
Модуль | Раздел | Тема | Урок | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||||
1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 13 | |||||||
1 | Основы комплексной безопасности. | 11 | |||||||
1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 5 | |||||||
1.1. | Автономное пребывание человека в автономной среде | 1 | 01.09.-10.09. | ||||||
1.2. | Обеспечение личной безопасности на дорогах | 1 | 12.09.-17.09. | ||||||
1.3. | Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях | 1 | 19.09.-24.09. | ||||||
2. | Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций | 2 | |||||||
2.1. | Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия, причины их возникновения и возможные последствия | 1 | 26.09.-01.10. | ||||||
2.2. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия, причины их возникновения и возможные последствия | 1 | 03.10.-08.10. | ||||||
3. | Современный комплекс проблем безопасности военного характера | 4 | |||||||
3.1. | Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона | 1 | 10.10.-15.10. | ||||||
3.2. | Характер современных войн и вооруженных конфликтов | 1 | 17.10.-22.10. | ||||||
2 | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | 1 | |||||||
4 | Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | 1 | |||||||
4.1. | Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. РСЧС ее структура и задачи | 1 | 24.10.-29.10. | ||||||
3 | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 5 | |||||||
5 | Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства | 3 | |||||||
5.1. | Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия | 1 | 09.11.-12.10. | ||||||
5.2. | Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния. | 1 | 14.11.-19.11. | ||||||
5.3. | Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности. | 1 | 21.11.-26.11 | ||||||
6 | Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации | 2 | |||||||
6.1. | Положение Конституции Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, | 1 | 28.11.-03.12. | ||||||
6.2 | Роль государства в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации | 1 | 05.12.-10.12. | ||||||
7 | Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. | 2 | |||||||
7.1. | Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения. | 1 | 12.12.-17.12. | ||||||
7.2. | Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления. | 1 | 19.12.-24.12. | ||||||
8 | Уголовная ответственность за участие в террористической и эктремистской деятельности | 1 | |||||||
8.1. | Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности | 1 | 26.12.-30.12. | ||||||
9 | Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта | 1 | |||||||
9.1 | Правила личной безопасности при угрозе террористического акта. | 1 | 12.01.-21.01. | ||||||
II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 5 | |||||||
4 | Основы здорового образа жизни | 5 | |||||||
10 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | 1 | |||||||
10.1 | Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика | 1 | 23.01.-28.01. | ||||||
11 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 4 | |||||||
11.1 | Здоровый образ жизни | 1 | 30.01.-04.02. | ||||||
11.2 | Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. | 1 | 06.02.-11.02. | ||||||
11.3 | Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека | 1 | 13.02.-18.02. | ||||||
11.4 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек | 1 | 20.02.-25.02. | ||||||
III | Обеспечение военной безопасности государства | 13 | |||||||
5 | Основы обороны государства | 13 | |||||||
12 | Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны | 4 | |||||||
12.1 | Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны. | 1 | 27.02.-04.03. | ||||||
12.2 | Основные виды оружия и их поражающие факторы. | 1 | 06.03.-11.03. | ||||||
12.3 | Инженерная защита населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Средства индивидуальной защиты. | 1 | 13.03.-18.03. | ||||||
12.4 | Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении. | 1 | 20.03.-24.03. | ||||||
13 | Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего отечества | 3 | |||||||
13.1 | История создания Вооруженных Сил Российской Федерации | 1 | 03.04.-08.04. | ||||||
13.2 | Памяти поколений – дни воинской славы России | 1 | 10.04.-15.04. | ||||||
13.3 | Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации | 1 | 17.04.-22.04. | ||||||
14 | Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск | 4 | . | ||||||
14.1 | Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Сухопутных войск. Военно-Воздушные Силы, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС | 1 | 24.04.-29.04 | ||||||
14.2 | Военно-Морской Флот, его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН | 1 | 01.05.-06.05. | ||||||
14.3 | Воздушно – десантные войска, их состав и предназначение | 1 | 08.05.-13.05. | ||||||
14.4. | Войска воздушно-космической обороны, их состав и предназначение. Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. | 1 | 15.05.-20.05. | ||||||
15 | Боевые традиции Вооруженных сил России | 2 | |||||||
15.1 | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества. | 1 | 22.05. - 27.05 | ||||||
15.2 | Дружба и войсковое товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений | 1 | 29.05. .- 31.05. | ||||||
6 | Основы военной службы | 40* | |||||||
11 | Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву | ||||||||
12 | Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда | ||||||||
13 | Организация караульной службы | ||||||||
14 | Строевая подготовка | ||||||||
15 | Огневая подготовка | ||||||||
16 | Тактическая подготовка | ||||||||
Всего часов: | 75 |
* - занятия по темам 6 раздела проводятся в форме учебных сборов во внеурочное время
УМК:
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности.10 класс: учеб. Для учащихся общеобразовательных учреждений / [ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.] Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
- Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 кл.: поурочные разработки/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. –М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...