«Разработка урока ОБЖ в 5 классе»
учебно-методический материал по обж (5 класс) на тему
Разработка урока по ОБЖ 5класса по теме "Чрезвычайные ситуации природного характера" в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozheniya_kusakina_285-337-099.docx | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Разработка урока ОБЖ в 5 классе»
Тема : «Чрезвычайные ситуации природного характера».
Комбинированный урок на основе системно - деятельностного метода обучения.
Дидактическая цель: познакомить учащихся с общим понятием «чрезвычайная ситуация природного характера», показать основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, дать краткую характеристику опасных природных явлений, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации природного характера.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
-знать основные опасные и чрезвычайные ситуации природного характера;
-знать и уметь применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
-умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников.
Метапредметные результаты: (представлены в формате маршрутного листа-приложение1)
Регулятивные УУД:
- формулировать учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
-наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся ;
-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
-самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия;
-умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя.
Познавательные УУД :
-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-выделять явление из общего ряда других явлений;
-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- понимать целостный смысл дополнительной информации к контексте темы урока;
-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
-резюмировать главную идею текста;
-работать с дополнительными текстами и заданиями
Коммуникативные УУД:
-умение воспринимать информацию на слух
- умение точно и грамотно излагать свои мысли,
-строить понятные для одноклассников высказывания и аргументировать свою позицию;
- проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
-контролировать свои действия в коллективной работе.
Личностные УУД:
-умение соблюдать дисциплину
-понимать смысл поставленной задачи
-давать позитивную самооценку результата учебной деятельности.
Оборудование: учебник, маршрутные листы, презентация, таблица, карточки заданий.
План урока.
- Организационный момент.
- Фронтальная проверка д.работы.
- Актуализация опорных знаний.
- Формулирование темы и цели урока.
- Изучение нового материала.
- Применение полученных знаний I.
- Применение полученных знаний I I.
- Получение новых знаний (работа с учебником)I I I.
- Применение полученных знаний IV.
- Мотивация к рассмотрению рекомендаций специалистов по безопасному поведению при ЧС природного характера.
- Работа с учебником (приложение 3 стр. 181-184 учебника).
- Домашнее задание.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока.
1.Организационный момент (учащиеся слушают и выполняют требования учителя).
Приветствую учащихся. Сообщаю, что сегодня для достижения цели урока они будут действовать в соответствии с маршрутным листом, в котором отражены все этапы урока, их планируемые действия и критерии оценки, достигнутых ими результатов. Раздаю маршрутные листы учащимся (приложение 2), которые они должны подписать. Напоминаю, что после 2,3,4,6,7,8,9 этапов урока они должны выставить себе заслуженное число баллов в соответствии с критериями этапов. А на 13 этапе они должны подсчитать суммарное количество набранных баллов и выставить себе оценку за урок.
2.Фронтальная проверка д.работы.
Учащиеся открывают учебник, зачитывают вопросы 1-4 на странице 75 и активно отвечают на вопросы, формулируя полный ответ в соответствии с вопросами.
3.Актуализация опорных знаний ( учащиеся слушают выступление учителя, сопровождающееся соответствующим конспектом на доске).
Наша планета Земля имеет четыре оболочки: литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу. Во всех оболочках Земли происходят различные процессы- явления, которые мы называем природными. Если явление происходит в твердой оболочке Земли- литосфере, то говорят, что оно носит геологический характер, если в водной оболочке(гидросфере)- гидрологический, если в воздушной оболочке(атмосфере)- метеорологический, если в биосфере(в оболочке, в которой существует жизнь во всех ее проявлениях)- биологический. Прошу детей привести примеры известных вам природных явлений.
Приведенные детьми примеры явлений записываю на доске в два столбика ( условно разделяя на благоприятные и неблагоприятные). Задаю детям вопрос: «Почему я записала приведенные вами примеры в два различных столбика? По какому признаку я их разделила?» (Дети отвечают, что одни из них благоприятные для человека, а другие нет).
4.Формулирование темы и цели урока ( мотивирую детей на самостоятельное формулирование темы и цели урока).
Сообщаю учащимся, что опасные природные явления, которые несут реальную угрозу жизни и здоровью человека, называют стихийными бедствиями, и ситуацию, которая складывается на территории, где происходит это явление - чрезвычайной ситуацией.
Задаю вопросы: Как вы думаете, какие явления мы будем рассматривать в курсе ОБЖ? ( Дети отвечают - неблагоприятные.)
А почему? ( Дети отвечают, что они несут угрозу жизни и здоровью человека.) Если дети дают не полный ответ, то прошу их произнести название предмета и дать полный ответ.
Исходя из всего вышесказанного нами, прошу детей сформулировать тему урока и цели урока, используя слова: познакомиться, научиться распознавать, действовать.
5. Изучение нового материала (учащиеся самостоятельно изучают опасные природные явления по таблице - приложение 3)
6.Применение полученных знаний I . Самостоятельная работа.
Раздаю учащимся бланки для внесения названий опасных природных явлений. Показываю презентацию с картинами пронумерованных опасных природных явлений : извержение вулкана, смерч, наводнение, сель, ураган, оползень, землетрясение, обвал. Учащиеся должны внести в бланк ответов соответствующие названия явлений. Выдаю карточки с правильными ответами для самопроверки.
7.Применение полученных знаний I I. Самостоятельная работа.
Раздаю учащимся карточки (приложение 4) с заданиями для установления соответствия между явлениями и их характеристиками и бланки для ответов. Выдаю карточки с правильными ответами для взаимопроверки ответов учащимися.
8.Получение новых знаний (работа с учебником)I I I.
Учащиеся объединяются в две группы по желанию. На страницах 77,79, 80,82 находят информацию о территориях, на которых часто происходят изучаемые природные явления. Раздаю учащимся карточки для установления соответствия между названиями опасных природных явлений и территориями, где они чаще всего происходят (приложение 5). Выдаю бланки для внесения ответов. Выдаю карточки с правильными ответами для самопроверки в группе.
9.Применение полученных знаний IV. Самостоятельная работа.
Раздаю учащимся карточки (приложение 6). Учащиеся вставляют пропущенные в предложениях слова. Выдаю карточки с правильными ответами для самопроверки .
10.Мотивация к рассмотрению рекомендаций специалистов по безопасному поведению при ЧС природного характера.
Говорю учащимся, что целью урока было: познакомить вас с общим понятием «чрезвычайная ситуация природного характера», показать основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, дать краткую характеристику опасных природных явлений, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации природного характера. Но еще одной неотъемлемой задачей курса является необходимость знать и уметь применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, которые нам дают специалисты. Прошу перейти к следующему этапу урока.
11.Работа с учебником (приложение 3 стр. 181-184 учебника).Учащиеся рассматривают формат приложения и самостоятельно рспределяют подпункты приложения между собой для домашнего задания.
12.Домашнее задание( учащиеся самостоятельно записывают домашнее задание в дневники).
13.Подведение итогов. Рефлексия. Учащиеся считают количество набранных баллов за урок. Выставляют себе оценку за урок. Думают: достиг ли ты цели на уроке, что получилось, а что не получилось. Прошу сначала встать тем, кто поставил себе за урок «5»,затем «4» и «3».
Приложения
Приложение 1
Этап урока | УУД, формируемые у учащихся на этапе урока | |
1 | Организационный момент | Регулятивные УУД: -умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя Личностные УУД: -умение соблюдать дисциплину -понимать смысл поставленной задачи |
2 | Фронтальная проверка д.работы | Регулятивные УУД: -умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя - умение точно и грамотно излагать свои мысли -строить понятные для одноклассников высказывания и аргументировать свою позицию - проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности Личностные УУД: -умение соблюдать дисциплину -понимать смысл поставленной задачи -давать позитивную самооценку результата учебной деятельности |
3 | Актуализация опорных знаний | Регулятивные УУД: -умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя Познавательные УУД : -объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, классифицировать Коммуникативные УУД - умение воспринимать информацию на слух -строить понятные для одноклассников высказывания и аргументировать свою позицию - проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности Личностные УУД: -умение соблюдать дисциплину -понимать смысл поставленной задачи -давать позитивную самооценку результата учебной деятельности |
4 | Формулирование темы и цели урока | Регулятивные УУД: - формулирование учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно -умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя Коммуникативные УУД - умение точно и грамотно излагать свои мысли -строить понятные для одноклассников высказывания и аргументировать свою позицию - проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности Личностные УУД: -умение соблюдать дисциплину -понимать смысл поставленной задачи -давать позитивную самооценку результата учебной деятельности |
5 | Изучение нового материала | Регулятивные УУД: -умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя -работать с дополнительными текстами и заданиями -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов -понимать смысл поставленной задачи |
6 | Применение полученных знаний I | Регулятивные УУД: - волевое преодоление препятствий (саморегуляция) -умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя -самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия Познавательные УУД : - сравнивать, обобщать факты и явления -выделять явление из общего ряда других явлений Личностные УУД: -понимать смысл поставленной задачи -давать позитивную самооценку результата учебной деятельности |
7 | Применение полученных знаний I I | Регулятивные УУД: -волевое преодоление препятствий (саморегуляция) -умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя -наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся Познавательные УУД : -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов - сравнивать, сопоставлять характеристики и явления -выделять явление из общего ряда других явлений -находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности) Личностные УУД: -понимать смысл поставленной задачи -давать позитивную самооценку результата учебной деятельности |
8 | Получение новых знаний (работа с учебником) I I I | Регулятивные УУД: - волевое преодоление препятствий (саморегуляция) -умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя -наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся -принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность Познавательные УУД : - сравнивать, и обобщать факты -ориентироваться в содержании текст -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте явлений и территорий -находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности) Коммуникативные УУД -контролировать свои действия в коллективной работе --умение договариваться - проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности Личностные УУД: -умение соблюдать дисциплину -понимать смысл поставленной задачи -давать позитивную самооценку результата учебной деятельности |
9 | Применение полученных знаний IV | Познавательные УУД : -работать с дополнительными текстами и заданиями - волевое преодоление препятствий (саморегуляция) -умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя -самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия Личностные УУД: -понимать смысл поставленной задачи -давать позитивную самооценку результата учебной деятельности |
10 | Мотивация к рассмотрению рекомендаций специалистов по безопасному поведению при ЧС природного характера | Коммуникативные УУД - умение воспринимать информацию на слух Личностные УУД: -умение соблюдать дисциплину -понимать смысл поставленной задачи |
11 | Работа с учебником Приложение 3 стр 181-184 | Личностные УУД: -умение соблюдать дисциплину -понимать смысл поставленной задачи Коммуникативные УУД -умение договариваться. Познавательные УУД : -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов |
12 | Домашнее задание | Личностные УУД: -понимать смысл поставленной задачи |
13 | Подведение итогов, рефлексия | Личностные УУД: -давать позитивную самооценку результата учебной деятельности Регулятивные УУД: - анализировать свою учебную и познавательную деятельность - самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха |
Характеристика опасных природных явлений
Приложение 3
Опасные природные явления | Класс чрезвычайной ситуации (характер происхождения явления) | Характеристика |
землетрясение | Геологического | Подземные толчки и колебания земной поверхности, вызываемые процессами, происходящими в земной коре. |
наводнение | Гидрологического | Временное затопление значительной части суши в результате подъема уровня воды в водоемах, реках, озерах. |
оползень | Геологического | Смещение массы земли под действием собственного веса по берегам водоемов, рек и по горным склонам. |
обвал | Геологического | Быстрое отделение и падение массы горных пород на крутом склоне. |
сель | Гидрологического | Стихийно формирующийся в руслах горных рек поток, состоящий из воды, обломков горных пород и песка |
ураган | Метеорологического | Шквалистый ветер со скоростью 120 км в час ( в любое время года) |
буря | Метеорологического | Сильный ветер, скорость достигает 60 - 100км в час. |
смерч | Метеорологического | Атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и часто распространяющийся до поверхности земли. |
Маршрутный лист Приложение 2
Этап урока | Что делаем | Критерии оценки | баллы | |
1 | Организационный момент | Выполняем требования учителя. | нет | |
2 | Фронтальная проверка д.работы | Отвечаем на вопросы 1-3 стр 75 | 1б за каждый верный ответ | |
3 | Актуализация опорных знаний | Внимательно слушаем учителя Формулируем понятия, приводим примеры | 1б –за каждый верный ответ | |
4 | Формулирование темы и цели урока | Формулируем тему и цели урока | 1б- за каждый верный ответ | |
5 | Изучение нового материала | Изучаем таблицу природных явлений | нет | нет |
6 | Применение полученных знаний I | Угадать ,какие явления изображены на фотографиях презентации 1)записываем на листочках напротив каждой буквы явление, показанные на картинках. 2) самопроверка | 3балла- если все правильно 2 балла- если одна или две ошибки 1 балл- если более двух ошибок | |
7 | Применение полученных знаний I I | Самостоятельно устанавливаем соответствие между характеристиками и явлениями на карточке 1)заполняем таблицу 2) взаимопроверка (по кругу передаем листки) | 3балла- если все правильно 2 балла- если одна или две ошибки 1 балл- если более двух ошибок | |
8 | Получение новых знаний (стр 77,79, 80,82 учебника) I I I | 1)Объединяемся в две группы по желанию - на страницах 77,79, 80,82 находим информацию о территориях, на которых часто происходят изучаемые явления 2) на карточке устанавливаем соответствие между явлениями и территориями.3) самопроверка | 3балла- если все правильно 2 балла- если одна или две ошибки 1 балл- если более двух ошибок | |
9 | Применение полученных знаний IV | Допиши предложения (вставь пропущенные слова) | 3балла- если все правильно 2 балла- если одна или две ошибки 1 балл- если более двух ошибок | |
10 | Сообщение учителя | Слушаем учителя | нет | нет |
11 | Работа с учебником (Приложение 3 страницы 181-184) | Рассматриваем формат приложения 3 на страницах 181-184, распределяем материал между собой для домашнего задания. | нет | нет |
12 | Домашнее задание | Записываем в дневник п.4.1, сообщения стр 181-184 | нет | нет |
13 | Подведение итогов ,рефлексия | Считаем количество баллов .Выставляем себе оценку за урок .Подумать, достиг ли ты цели на уроке, что получилось, а что не получилось. | За 17-13 баллов «5» За 12-7 баллов «4» За менее 7 баллов «3» |
Приложение 4
II Установи соответствия
1 | Подземные толчки и колебания земной поверхности | а | смерчь |
2 | Скользящее смещение масс грунта под действием собственного веса | б | землетрясение |
3 | Шквалистый ветер, скоростью 120 км в час | в | наводнение |
4 | Атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке | г | ураган |
5 | Падение масс горных пород на крутом склоне | д | сель |
6 | Временный поток, возникающий в горах | е | обвал |
7 | Временный подъем уровня воды в водоеме | ж | оползень |
Приложение 5
III Установите соответствие
1 | Бури, ураганы, смерчи | А | Сахалин |
2 | Наводнения | Б | Сочи |
3 | Оползни | В | Сибирь |
4 | Землетрясения | Г | Ярославская область |
Приложение 6
IV Вставьте пропущенные слова
1ВАРИАНТ
- Явления, происходящие в твердой оболочке Земли, являются природными явлениями характера.
- Причиной чрезвычайной ситуации природного происхождения являются бедствия и опасные природные явления.
- Из всех природных бедствий стоят на первом месте по числу человеческих жертв.
- В результате действия предметы, автомобили, дома могут отрываться от земли и переноситься на дальние расстояния.
- Сель- стихийно формирующийся в руслах рек поток, состоящий из воды, обломков горных пород и песка. .
IV Допиши предложения
- ВАРИАНТ
1)Интенсивность измеряется в баллах(от 1 до 12).
2)По количеству человеческих жертв занимают второе место после землетрясений.
3)Смерч - атмосферный вихрь, возникающий в облаке и часто распространяющийся до поверхности земли.
4)Селевой поток состоит из , обломков горных пород и песка.
5)Бури и ураганы- это опасные явления метеорологического характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...