Крымская война 1853-1856 гг.
презентация к уроку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РАССМОТРЕТЬ ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ; ОПРЕДЕЛИТЬ УРОКИ ВОЙНЫ И ЗНАЧЕНИЕ; ПРОДОЛЖИТЬ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ВЫДЕЛЯТЬ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА В ТЕКСТЕ, РАБОТАТЬ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ (ФОТОГРАФИИ, КАРТИНЫ), ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ ИЗ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ; ЗАКРЕПЛЯТЬ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН ПО ТЕМЕ, ИСКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ; ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТИННОМ ПАТРИОТИЗМЕ НА ПРИМЕРЕ ЗАЩИТНИКОВ СЕВАСТОПОЛЯ; НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.К. АЙВАЗОВСКОГО ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЦЕЛИ УРОКА:
Организация учащихся. Актуализация знаний по теме «Внешняя политика Николая I в 1826 – 1849 гг ». Изучение новой темы. Закрепление нового материала. Домашнее задание. ПЛАН УРОКА:
Перед вами карта, на которой отсутствует легенда. Какие страны обозначены черным , золотым и синим цветом? Что их связывало? Какая из трех стран пыталась доминировать? В чем это выражалось? 2. Кто изображен на портретах? С каким историческим событием связаны эти люди? Какие последствия для России имело это событие (назовите не менее двух последствий)? АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ по теме «Внешняя политика Николая I в 1826 – 1849 гг » ? ?
«Николаевская» Россия в европейском сообществе. Причины и повод к войне. 1-й этап войны: Россия против Турции. 2-й этап войны: Россия против сил коалиции. Героическая оборона Севастополя. События в Закавказье. Парижский мир. Закрепление новой темы. Уроки Крымской войны. Ключевые понятия темы: «жандарм Европы», сферы влияния, реванш, изоляция, патриотизм. ПЛАН НОВОЙ ТЕМЫ:
«Николаевская» Россия в европейском сообществе Россия при Николае I начала проводить совершенно иную политику на Балканах – политику защиты православного населения, вплоть до политической независимости. У Англии, Франции и др. появилось опасение , что Россия может стать сверхдержавой , которая на западной границе будет окружена зависимыми от неё славянскими государствами. Когда в 1848 г. в Европе разгорелось пламя революций , страхи эти начали подтверждаться, ведь именно участие русского корпуса стало решающим в подавлении венгерского восстания. Даже консерваторы усмотрели в действиях Николая I стремление стать новым Наполеоном , диктующим Европе свою волю. Именно тогда Николай I получил прозвище «жандарм Европы». Но больше всего Запад был недоволен тем, что Россия добилась фактического контроля над Босфором , а во многом и контроля над Турцией . Вступление в Вену Императорских войск под командой Елачича . 1848 г . Т у р ц и я
Причины и повод к войн е ПОВОД : политический конфликт между Россией и Францией из-за спора между православной и католической церковью этих государств за право опеки над христианскими святыми местами в Вифлееме и Иерусалиме, которые находились на турецких землях. Карикатура неизвестного автора на глав союзных государств времени Восточной войны 1. Император Франции Наполеон III. 2. Глава правительства Сардинского королевства Кавур . 3. Королева Великобритании Виктория. 4. Турецкий султан Абдул Меджид . 1 2 3 4 ПРИЧИНЫ : интересы России на Востоке вступили в противоречие с политическими интересами главных европейских держав. Франция и Великобритания стремились расширить границы своего влияния в Восточном Средиземноморье, а Австрия ставила своей целью установить свое господство на Балканах.
4 (16) октября 1853 г. Турция объявила войну России. I - й этап войны: Россия против Турции Главные силы турок (около 40 тыс.) двинулись на Александрополь , а один из отрядов (18 тыс.) пытался через Боржомское ущелье прорваться к Тифлису , но был остановлен, а 14(26) ноября разбит под Ахалцихом 7-тыячным отрядом генерала И. М. Андронникова . 19 ноября (1 декабря) войска русского генерала Бебутова (10 тыс.) разгромили главные турецкие силы при Башкадыкларе . Русский Черноморский флот блокировал турецкие корабли в портах. 18(30) ноября 1853 г. эскадра под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова в Синопском сражении уничтожила турецкий Черноморский флот . Это ускорило вступление в войну Англии и Франции. Вице – адмирал П. С. Нахимов И. Айвазовский. «Синопское сражение» Вопрос, какую дополнительную информацию о сражении дает картина?
Задание: предположите , как изменится ход боевых действий во II -м этапе войны? Почему? Прочитайте §14 «Крымская война 1853 – 1856. Оборона Севастополя» на стр.87 (абз.2). Рассмотрите рисунки №1 – рядовые русской армии и №2 – рядовые английской армии . Сравните вооружение и обмундирование солдат. СДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ ИЗ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ. ПОДТВЕРДИЛАСЬ ЛИ ВАША ГИПОТЕЗА? II - й этап войны: Россия против сил коалиции №1 №2
2 сентября 1854 г. 62-тысячная армия союзников высадилась в Крыму и начала наступление на Севастополь. После неудачи русских войск в сражении на р. Альме главнокомандующий кн. Меншиков принял решение отступать в глубь Крыма. Севастополь был брошен на произвол судьбы. Героическая оборона Севастополя Оборону города-крепости возглавил адмирал В.А. Корнилов . Оборонительные сооружения возводились под руководством талантливого инженера Э.И. Тотлебена . Для защиты подступов с моря у входа в Севастопольскую бухту было затоплено несколько старых кораблей, команды и орудия с которых были направлены на укрепления. Началась 349-дневная героическая Севастопольская оборона. В. А. Корнилов Э. И. Тотлебен И. Айвазовский. «Малахов курган» Картина изображает панораму Севастополя, открывающуюся с высоты Малахова кургана. На первом плане виден своеобразный памятник - крест, выложенный из ядер на месте смертельного ранения В.А. Корнилова. А в дали верхушки мачт многих кораблей Черноморского флота.
Героическая оборона Севастополя Защитники крепости стойко держали оборону, совершали дерзкие вылазки в стан врага, время от времени переходили в контратаки. В этих налетах особенно прославился матрос Петр Кошка . Героиней обороны стала Даша Севастопольская – простая девушка, ставшая первой в русской армии сестрой милосердия. На одном из редутов сражался 10-летний Коля Пищенко . Его отец - матрос Тимофей Пищенко погиб 27 марта на батарее, а Николай, остался при небольших мортирах. Подвергаясь постоянным опасностям, он никак не хотел расставаться с ними, говоря: « Маркелами (мортирами. - Авт.) заведую, при них и умру». Узнав о юном бомбардире исключительной меткости, главнокомандующий русской армией князь М.Д. Горчаков наградил Николая Пищенко серебряной медалью «За храбрость» и приказал отправить его в Петербург в военную школу. Позже медаль заменили на знак отличия Военного ордена. Когда мальчик уезжал в столицу, ему еще не исполнилось одиннадцати лет, но он имел за плечами 11-летний стаж военной службы. Указ Александра II о том, что месяц сражений во время обороны засчитывать за год , распространялся и на Колю.
Героическая оборона Севастополя Николай Иванович Пирогов Н. И. Пирогов был главным хирургом осаждённого Севастополя. Оперируя раненых, он впервые в истории мировой медицины применил гипсовую повязку , дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей и избавив многих солдат и офицеров от ампутации. А за шесть лет до войны Пирогов впервые начал оперировать Поручик Лев Толстой раненых с эфирным обезболиванием в полевых условиях . Всего великий хирург провёл около 10 000 операций под эфирным наркозом. Для ухода за ранеными, Пирогов руководил обучением и работой сестёр милосердия. Это тоже было нововведение по тем временам. Участником героической эпопеи Севастополя был писатель Лев Толстой . За оборону Севастополя он был награждён орденом св. Анны с надписью «За храбрость», медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853—1856 гг.».
Героическая оборона Севастополя Севастополь держался. Помимо первого общего штурма , войска противника провели еще три крупных штурма крепости. Второй был проведен противником 25 марта 1855 г. Бомбардировка города длилась 10 дней , она была сильнее чем во время первого штурма. Севастополь устоял. Противник сосредоточил под крепостью армию в 120 тыс. человек . Третий штурм развернулся 25 мая 1855 г. Главные силы союзники бросили на Малахов курган и редуты, расположенные перед ним: Волынский, Камчатский, Селенгинский . На второй день в атаку пошли 40 тыс. солдат противника. Однако и этот натиск был отбит . Малахов курган устоял, а пока стоял Малахов курган, стоял и Севастополь. Защитники Севастополя несли ежедневные потери. Тяжелой потерей была гибель в марте 1855 г. Истомина. 6 июня развернулся четвертый штурм Севастополя, но он был отбит под руководством Нахимова. 28 июня 1855 г. был смертельно ранен Нахимов . 24 августа (5 сентября) начался последний штурм Севастополя . 27 августа (8 сентября) войска противника взяли Малахов курган, сражение перешло на северную сторону и вскоре Севастополь был оставлен его защитниками. Владимирский собор. Его строительство началось в 1848 г. К 1854 году был возведен только фундамент. С склепе будущего храма были похоронены М. П. Лазарев, В. А. Корни- лов, В.И. Истомин, П.С. Нахимов. И. Айвазовский. «Взятие Севастополя» Вопрос, какой этап обороны крепости изобразил художник? Какую информацию о состоянии противника можно извлечь из представленного сюжета?
Успехи России в Закавказье События в Закавказье. Парижский мир Корпус генерала Н. Н. Муравьева весной 1855 и блокировал 33-тыс. гарнизон Карса . Чтобы спасти Карс, союзники высадил и в Сухуме 45-тыс. корпус Омер-паши , но он встретил на р. Ингури упорное сопротивление русского отряда генерала И. К. Багратиона-Мухранского , который затем остановил противника на р. Цхенисцкали . В турецком тылу развернулось партизанское движение грузинского и абхазского населения. В ноябре гарнизон Карса капитулировал . Омер-паша в феврале 1856 эвакуировался в Турцию . Эта победа смягчила условия будущего мира и ослабила в русском обществе горечь от поражения в Крыму . Парижский мир 1856 г. (основные положения) Все завоеванные в ходе войны области и города возвращались России и Турции; Османской империи гарантировалась целостность и независимость; Черное море объявлялось нейтральным, Россия лишалась права иметь здесь военный флот и базы; Княжества Валахское и Молдавское переходили под верховную власть султана с поручительством договаривающихся держав.
УРОКИ ВОЙНЫ Война показала необходимость немедленного реформирования всех сторон жизни российского общества. После войны произошло перевооружение всех армий нарезным оружием и замена парусного флота паровым. В ходе войны обнаружилась несостоятельность тактики колонн, получили развитие тактика стрелковых цепей и элементы позиционной войны. Опыт Крымской войны был использован при проведении военных реформ 1860—70-х гг. в России и широко применен в войнах 2-й половины XIX в. Закрепление новой темы. Уроки Крымской войны Задание : назовите главные причины поражения России в Крымской войне. Какие выводы заставила сделать эта война: а) о внутренней политике России; б) о внешней политике? 18 февраля 1855 года внезапно скончался император Николай I 19 февраля 1855 г. на российский престол вступил новый император – Александр II
Данилова А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. 8 класс. М. «Просвещение», 2010. Золотарев В.А., Козлов И.А., Шломин В.С. История флота государства Российского. Т.1. 1696 – 1941. М. « Терра », 1996. Энциклопедия для детей. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М. « Аванта+ », 1997. http://historydoc.edu.ru http://www.history.ru/content/view/1177/87/ http://grandwar.kulichki.net/crimean/index.html http://bibliotekar.ru/encW/100/71.htm http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200800702 http://gallerix.ru/album/aivazovsky http://rusmonarch.narod.ru/ http://rusimper.narod.ru/nikolai.html http://dokonline.russianballbusting.com/dokumentalnie-filmi/1704-istoriya-russkih-carey-imperator-aleksandr-ii.html ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Крымская война 1853-1856 г. и ее значение" с использованием ИКТ
В ходе урока выявляются причины и значение Крымской войны в истории России, показан героизм полководцев таких как, Нахимов, Истомин, Корнилов и обыкновенных солдат в этой войне. Также освещается матер...
“КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”.
План открытого урока...
Крымская война 1853-1856
Разработка и презентация к уроку истории в 8 классе по теме: "Крымская война"...
Тест по истории России (8 класс) по теме: Крымская война 1853-1856 гг.
Тест составлен по теме "Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя" по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История Росси" - 8 класс. Тест предназначен для учителей истории и обучающих...
Крымская война 1853 - 1856 гг. Оборона Севастополя
Урок посвящен одному из ключевых событий истории России XIXвека – Крымской войне. В процессе урока учащиеся не только изучают важное историческое событие, но и отрабатывают общеучебные уме...
Крымская война 1853-1856 гг.
Конспект урока по истории 8 класса по теме: "Крымская война 1853-1856 гг."...
Открытый урок "Крымская война" 1853-1856 гг.
Данный урок посвещен событиям Крымской войны. В ней участвовали Россия и её противники-Османская Империя,Англия,Франция и другие государства. В ходе этой войны русский флот в 1853 году разгромил турец...