рабочая программа обж фгос 7 класс
рабочая программа по обж (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Калуги
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № _ от _____
Утверждено
приказ № __
от ______2015
Рабочая программа учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
7 класс, базовый уровень
Разработана
Беличенко Е.А.
учителем ОБЖ
2015
Пояснительная записка
Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:
• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечению профилактики асоциального поведения обучающихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Общая характеристика учебного предмета «ОБЖ»
Программа по направлению «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В программу внесены изменения: увеличено количество часов в 7 классе на изучение раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» (уменьшено количество часов на изучение раздела «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ»), что связано с необходимостью более тщательного изучения правил оказания первой помощи.
Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в базисном учебном плане
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с базисным учебным планом основного общего образования изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой параллели (всего 102 ч), в 7 классе 34 часа (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения ЗОЖ в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье..
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек
Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявлении высшей человеческой способности – любви.
Ценность семьи – как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
При изучении тематики ОБЖ можно выделить три основных вида учебной деятельности школьников:
1. Учебно-познавательную, включающую:
изучение нового учебного материала на уроках;
выполнение домашней работы с учебной литературой для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.
2. Аналитическую, включающую:
установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;
планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.
3. Практическую, цель которой — формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения.
Выдача учебников по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» каждому учащемуся не предусматривается. Учебники по данному предмету используются для отбора учебного материала при подготовке к урокам. Комплекты учебников по учебному предмету хранятся в кабинете и используются учителем в качестве дидактического раздаточного материала на уроках и для индивидуальной работы с учащимися. Домашнее задание учащимся по учебникам по предмете «Основы безопасности жизнедеятельности» не задаются.
Содержание курса ОБЖ
7 класс
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Понятие о чрезвычайных ситуациях природного характера и их классификации. Опасные природные явления, стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации природного характера. Классификация ЧС природного характера. Опасные природные явления, характерные для России.
Понятие о чрезвычайных ситуациях геологического происхождения. Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Расположение вулканов на Земле, извержение вулканов.
Понятие о чрезвычайных ситуациях метеорологического происхождения. Ураганы, и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Смерчи.
Понятие о чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения. Наводнения. Виды наводнений и их причины. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика. Цунами и их характеристика. Снежные лавины.
Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения. Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Эпизоотии и эпифитотии.
Защита населения РФ от ЧС.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения. Защита населения от последствий землетрясений. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения. Защита населения от последствий ураганов и бурь.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения. Защита населения от последствий наводнений. Защита населения от последствий селевых потоков. Защита населения от цунами.
Защита населения от природных пожаров. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.
Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека. Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Первая помощь при неотложных состояниях. Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Первая помощь при тепловом, солнечном ударе, отморожении, ожоге, укусах змей и насекомых. Общие правила транспортировки пострадавшего.
Тематическое планирование
7 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ темы | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (26 ч) | ||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч) | ||
1 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 ч)
| Различают природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека. Характеризуют и анализируют основные природные явления геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения. Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуаций. Анализируют, в чем их сходство и различия. |
2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (3ч) 2.1 Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия. 2.2 Правила безопасного поведения населения при землетрясении. 2.3 Расположение вулканов на Земле, извержение вулканов. | Характеризуют ЧС геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни и обвалы). Объясняют причины возникновения ЧС геологического происхождения. Моделируют выполнение правил безопасного поведения при ЧС геологического происхождения, характерных для региона проживания обучающихся |
3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (2 ч) 3.1 Ураганы, и бури, причины их возникновения, возможные последствия. 3.2 Смерчи. | Характеризуют ЧС метеорологического происхождения (бури, смерчи, ураганы) Объясняют причины возникновения ЧС метеорологического происхождения. |
4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. (5 ч) 4.1 Наводнения. Виды наводнений и их причины. 4.2 Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. 4.3 Сели и их характеристика. 4.4 Цунами и их характеристика. 4.5 Снежные лавины. | Характеризуют и объясняют ЧС гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины). Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при ЧС гидрологического происхождения, характерных для региона проживания обучающихся. |
5 | Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (3 ч) 5.1 Лесные и торфяные пожары и их характеристика. 5.2 Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. 5.3 Эпизоотии и эпифитотии. | Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождении, характерных для региона проживания обучающихся. Анализируют причины возникновения природных пожаров и ЧС биолого-социального происхождения. |
Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС (8 ч) | ||
2 | Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения. (3 ч) 2.2 Защита населения от последствий землетрясений. 2.3 Последствия извержения вулканов. Защита населения. 2.4 Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения. | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС природного характера. Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в условиях ЧС природного характера. Моделируют действия населения по сигналам оповещения о ЧС природного характера. Анализируют причины возникновения землетрясений, наводнений, оползней, обвалов, ураганов, бурь, цунами, селей). Записывают рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения во время наводнений и других ЧС природного характера. Записывают порядок своего поведения при угрозе возникновения селя в нескольких ситуациях (во время нахождения в помещении, в горах и т.д.) Составляют план личной безопасности при возникновении цунами с учетом характеристик этого явления. |
3 | Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения. (1 ч) 3.1 Защита населения от последствий ураганов и бурь. | |
4 | Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения. (3 ч) 4.1 Защита населения от последствий наводнений. 4.2 Защита населения от последствий селевых потоков. 4.3 Защита населения от цунами. | |
5 | Защита населения от природных пожаров. (1 ч) 5.1 Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | Сравнивают и анализируют способы тушения лесных пожаров. Характеризуют меры пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать в лесу в зависимости от условий погоды и цели похода в лес. |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ (2 ч) | ||
6 | Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. (2 ч) 6.1 Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. 6.2 Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. | Характеризуют терроризм как преступление, не имеющее оправдания и представляющее одну из самых серьезных угроз национальной безопасности России. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности. Вырабатывают привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность. |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 ч) | ||
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч) | ||
7 | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека. (3 ч) 7.1 Психологическая уравновешенность. 7.2 Стресс и его влияние на человека. 7.3 Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. | Характеризуют общие понятия о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья. Анализируют состояние своего здоровья. Описывают особенности физического, психического и социального развития человека. Вырабатывают индивидуальную систему ЗОЖ. |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (5 ч) | ||
8 | Первая помощь при неотложных состояниях. (5 ч) 8.1 Общие правила оказания первой помощи. 8.2 Оказание первой помощи при наружном кровотечении. 8.3 Оказание первой помощи при ушибах и переломах. 8.4 Первая помощь при тепловом, солнечном ударе, отморожении, ожоге, укусах змей и насекомых. 8.5 Общие правила транспортировки пострадавшего. | Характеризуют общие правила оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приемы оказания первой помощи при наружном кровотечении, при ушибе, переломах, тепловом и солнечном ударе, укусах змей и насекомых. Отрабатывают правила транспортировки пострадавших. |
Учебно-методическое и материальное обеспечение курса
Учебно-методический комплект
Нормативно-правовые документы:
- Конституция РФ
- Правила дорожного движения РФ
- Семейный кодекс РФ
- Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года
- Уголовный кодекс РФ
- Федеральный закон «О гражданской обороне»
- Закон «Об образовании»
- Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
- Федеральный закон «О пожарной безопасности»
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
- Федеральный закон «О противодействии терроризму»
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
- Федеральный закон «О гражданской обороне»
- Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, под ред. А.Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2013.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, под ред. А.Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2013.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, под ред. А.Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2013.
Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы/ под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой М: Просвещение, 2013
Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, И.В. Маслов Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник ситуативных задач 10-11 класс/ под ред. А.Т. Смирнова, М: Просвещение, 2010
О.В. Пахнутова Основы безопасности жизнедеятельности. Мы и дорога. Элективный курс, Волгоград: Учитель, 2008
Технические средства обучения
Компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер
Средства программного обучения и контроля знаний
Презентации к урокам
Компьютерные тесты
Учебные видеофильмы на цифровых носителях по действиям населения в условиях ЧС
Стенды и плакаты
Средства индивидуальной защиты
Противогазы
Аптечка медицинская
Методы и формы обучения:
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Виды и формы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Нормы оценки знаний, умений, навыков по основам безопасности жизнедеятельности.
1. Полнота правильность ответа
2. Степень осознанности, понимания изучаемого материала.
3. Умение пользоваться пособиями, приборами средствами защиты.
4. Умение и правильность выполнения упражнений и нормативов.
Оценка «5»
- полно излагается изученный материал;
- дается правильное определение изученных понятий;
- понимает материал, обосновывает свое суждение;
- применяет свои знания на практике, приводит необходимые примеры (самостоятельные составленные);
- материал излагает последовательно и правильно.
- правильно выполняет упражнения и нормативы.
Оценка «4»
- ответ удовлетворяет требованиям критериям оценки «5», допускается 1-2 ошибки, которые сам исправляет 1-2 недочета в последовательности изложенного вопроса или выполняемого упражнения и норматива.
Оценка «3»
- учащийся показывает знание и понимание темы, но материал излагается неполно;
- допускает неточности в определении понятий и формулирование ответа;
- не умеет точно, глубоко и доказательно обосновать суждения и привести свои примеры.
- допускает более 2 недочётов при выполнении упражнений и нормативов.
Оценка «2»
- учащийся обнаруживает незнание большой части изучаемой темы.
- беспорядочно и неумело изучает материал
- не может привести примеры.
- не знает правил безопасного поведения в экстремальных ситуациях
- не умеет правильно выполнять установленные упражнения и нормативы
- не умеет оказывать первую медицинскую помощь при травмах и несчастных случаях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа 5-9 класс к УМК Spotlight для 5-х классов (Английский в фокусе), авторы: Ваулина Ю.Е., Джени Дули, Подоляко О.Е., Вирджиния Эванс. (ФГОС)
Данная программа разработана с учетом требований ФГОС.Содержит КТП уроков в 5 классе на 105 уроков (3 часа в неделю, 35 учебных недель)....
Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс
Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения, воспитания и развития детей, УУД, тематическое планирование....
Рабочая программа для 9 класса по курсу « Изучение английского языка в образовательной области «Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных ФГОС»
Рабочая программа и КТП для дополнительного изучения английского языка...
Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина
Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...
Примерные рабочие программы, соответствующие ФГОС ООО, ФГОС СОО
Рабочие программы по физике А.В. Шаталиной предметной линии "Классический курс" 10-11 классов под редакцией Парфентьевой Н.А. авторов учебников Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чару...