Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
рабочая программа по обж (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛАДУШКИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
«Согласовано» Руководитель МО ___________ О.В. Купцова Протокол № ______ от «_____»_______2015 г. | «Утверждено» Педагогическим советом ___________ протокол №__ Приказом № ______ от «____» ______2015г Директор школы _________ И.А. Кацевич |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
__________________ОБЖ _______________________
(название учебного курса, для изучения которого написана программа)
___________________________10 класс _________________________________
(указание параллели, на которой используется программа)
_________________________Чельцов Алексей Михайлович__________________
(сведения об авторе (фимилия, имя, отчество разработчика программы (одного или нескольких),
________учитель истории и ОБЖ ____________
(должность, квалификационная категория)
г. Ладушкин
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) для 8 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. 5-11 классы». М.: Просвещение, 2011год.
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в объеме 1 часа в неделю (35 часов в год).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
- программу курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: «Программы общеобразовательных учреждений. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. 5-11 классы». М.: Просвещение, 2011год;
- школьный учебник для 8 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О., под редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2011 г., 2012 г.), включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов «Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы». М. Просвещение, 2013г.
Программа курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 8 класса, разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».
Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях. Она включает все темы, предусмотренные программой учебного курса. Изменений в авторскую образовательную программу под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений) не внесено.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих целей:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих задач:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе
Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Персептивные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Виды и формы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на | Примерное количество часов самостоятельной работы учащихся | Дата | |
уроки | обобщающие | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Тема 1. Виды и причины опасных ситуаций техногенного характера | 3 | 2 | 1 | ||
2 | Тема 2. Пожары и взрывы | 5 | 4 | 1 | ||
3 | Тема 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ | 5 | 4 | 1 | ||
4 | Тема 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ | 5 | 4 | 1 | ||
4 | Тема 4. Гидродинамические аварии | 5 | 4 | 1 | ||
5 | Тема 5 Нарушение экологического равновесия. | 6 | 5 | 1 | ||
6 | Тема 6. Безопасное поведение на улицах и дорогах | 5 | 4 | 1 |
№ | Наименование разделов и тем: | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Кол-во часов | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Дата проведения | |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Тема 1. Виды и причины опасных ситуаций техногенного характера (3ч.) | Понятия авария, катастрофа, ЧС | 1 | Изучение нового материала | Виды аварий, масштабы распространения | Уметь работать с текстом учебника, отвечать на вопросы. | Различие между аварией и катастрофой | |||
2 | Характеристика основных видов ЧС техногенного характера и их последствий | 1 | Комбинированный | Типы аварий | Уметь работать с текстом учебника, отвечать на вопросы, давать определение понятий | Устный и письменный опрос | Техногенные происшествия | |||
3 | Причины и стадии развития техногенных происшествий | 1 | Комбинированный | Развитие аварий | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, выделять главное, работать с учебником, отвечать на вопросы | Опрос, письмен-ные задания | Статьи УК по ЧС | |||
4 | Пожары и взрывы ( 5 ч.) | Пожары | 1 | Комбинированный | Пожар, горение условия горения | Знать основные положения урока, делать выводы, выделять главное, работать с источником, отвечать на вопросы | Опрос, письмен-ные задания | Типы горючести материалов | ||
5 | Взрывы | 1 | Комбинированный | Понятие взрыва | Знать основные положения урока,работать с учебником, отвечать на вопросы. | Опрос, письмен-ные задания | Взрывоопасные объекты | |||
6 | Условия и причины возникновения взрывов и пожаров | 1 | Комбинированный | Бытовые и техногенные условия взрывов и пожаров | Знать основные положения урока,работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Действия жильцов при пожаре в доме | |||
7 | Последствия взрывов и пожаров | 1 | Комбинированный | Основные поражающие факторы | Знать основные положения урока,работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Вторичные последствия | |||
8 | Меры пожарной безопасности | 1 | Комбинированный | Соблюдение мер пожарной безопасности. Эвакуация | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Маршрут эвакуации | |||
9 | Аварии с выбросом опасных химических веществ (5 ч.) | Опасные химические вещества и объекты | 1 | Комбинированный | Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Химически опасные объекты (ХОО) | ||
10 | Характеристика АХОВ и их поражающих факторов | 1 | Комбинированный | Показатели АХОВ, токсичность, воздействие на человека | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | История применения АХОВ | |||
11 | Причины и последствия аварий на ХОО | 1 | Комбинированный | Меры безопасности, правила при применении АХОВ | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Дозы отравления | |||
12 | Правила поведения и защитные меры | 1 | Комбинированный | Противогазы. Сигналы оповещения. | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Признаки АХОВ | |||
13 | Первая помощь пострадавшим | 1 | Комбинированный | Меры предосторожности при оказании медицинской помощи | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Симптомы поражения | |||
14 | Аварии с выбросом радиоактивных веществ (5 ч.) | Радиоактивность и радиационно опасные объекты (РОО) | 1 | Комбинированный | РОО, радиационная авария | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Опрос, письмен-ные задания | Виды происшествий на АЭС | ||
15 | Ионизирующее излучение | 1 | Комбинированный | Природа, единицы измерения. | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Биологические эффекты | |||
16 | . | Естественная радиоактивность | 1 | Комбинированный | Сила естественного излучения | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Опрос, письмен-ные задания | Радиоактивные вещества в организме человека | ||
17 | . Характеристика очагов поражения | 1 | Комбинированный | Особенности поражения и принципы защиты | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Опрос, письмен-ные задания | Зоны поражения | |||
18 | Правила поведения населения при радиационных авариях | 1 | Комбинированный | Сигналы при аварии. | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Реабилитация | |||
19 | Обобщающий урок по теме: Радиация | 1 | Комбинированный | Выведение радионуклидов из организма | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | ||||
20 | Гидродинамические аварии (5 ч.) | Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения | 1 | Комбинированный | Плотины и гидроузлы | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Разновидности ГТС | ||
21 | Причины и виды гидродинамических аварий | 1 | Комбинированный | Фазы гидродинамической аварии | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Зоны затопления | |||
22 | Последствия гидродинамических аварий | 1 | Комбинированный | Масштабы аварий. Поражающие факторы. | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Опрос, письмен-ные задания | Вторичные последствия | |||
23 | Меры по защите населения от гидродинамических аварий. | 1 | Комбинированный | Эвакуация. Оповещение населения. | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Опрос, письмен-ные задания | Возвращение в зону эвакуации | |||
24 | Правила поведения при угрозе затопления | 1 | Комбинированный | Роль органов ГО и ЧС | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Опрос, письмен-ные задания | Нормативная база при эвакуации. | |||
25 | Нарушение экологического равновесия (6 ч.) | Экология и экологическая безопасность | 1 | Комбинированный | Биосфера, техносфера, экосистема | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Экологическая безопасность | ||
26 | Биосфера и человек | 1 | Комбинированный | Загрязнение биосферы | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Вещества загрязняющие биосферу | |||
27 | Загрязнение атмосферы | 1 | Комбинированный | Атмосфера. Загрязнение атмосферы | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Ответственность за загрязнение атмосферы | |||
28 | Загрязнение почв | 1 | Комбинированный | Литосфера, почва | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Ответственность за загрязнение почв | |||
29 | Загрязнение воды | 1 | Комбинированный | Факторы влияющие на загрязнение воды | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Ответственность за загрязнение воды | |||
30 | Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ | 1 | Комбинированный | Виды излучений | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Шум. | |||
31 | Безопасное поведение на улицах и дорогах (5 ч.) | Правила для велосипедистов | 1 | Комбинированный | ПДД для велосипедистов | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Уход за велосипедом | ||
32 | Правила для роллинга | 1 | Комбинированный | ПДД для роллеров, как ездить без травм | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Характеристика роликовых коньков | |||
33 | Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 | Комбинированный | Преступление, УК РФ, наказание | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Статьи УК для несовершеннолетних | |||
34 | Как уберечь себя от преступлений | 1 | Комбинированный | Безопасность в общественных местах, на транспорте, способы самозащиты | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Практическое занятие | ||||
Итого | 34 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, УСПЕШНО
ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социалного характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Формы и средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
Школьный учебник для 8 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под общей редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2011,2012 г.).
Дополнительная литература
УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания издательства «Просвещение»:
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные Смирнов А.Т., Хренников Б.О. разработки. Пособие для учителей и методистов.
Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 272 с. - (Библиотека учителя).
Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 112 с.
«Безопасность дорожного движения» для основной школы (под общей редакцией Смирнова А.Т.), который дополняет учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности».
Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 классы: Учебно-методическое пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2006. - 76 с. - (библиотека учителя).
Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс». - М.: Дрофа, 2007. - 170 с. - (Готовые домашние задания).
Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс». - М.: Дрофа, 2007. - 160 с. - (Готовые домашние задания).
Легкобытов А.В. Основы психологической безопасности личности. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 158 с. - (Библиотека учителя).
Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 336 с.
Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование).
УМК «Безопасность дорожного движения»:
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под ред. Смирнова А.Т. Обучение правилам дорожного движения. Методическое пособие. 5-9 кл.
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под. ред. Смирнова А.Т. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В. Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. В 2 частях. Часть первая. (12 плакатов). Часть вторая. (12 плакатов).
Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2008.
Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». А.А. Михайлов. 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2009.
Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2009.
Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы/ В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов.- М.: Дрофа, 2008.-285.
Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-методическое пособие / С.С. Соловьев. 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт.-сост. В.Е. Амелина. – М.: Глобус, 2006.
Оборудование и приборы
1. Плакат «Действия при техногенных авариях».
2. Плакат «Средства и способы защиты в зоне поражения».
3. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».
4. Фильтрующие противогазы ГП-5, респираторы Р-2, ватно-марлевые повязки.
5. Аптечка первой медицинской помощи.
6. Персональный компьютер.
7. Мультимедийный проектор, настенный экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...