Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
рабочая программа по обж (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛАДУШКИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
«Согласовано» Руководитель МО ___________ О.В. Купцова Протокол № ______ от «_____»_______2015 г. | «Утверждено» Педагогическим советом ___________ протокол №__ Приказом № ______ от «____» ______2015г Директор школы _________ И.А. Кацевич |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
__________________ОБЖ _______________________
(название учебного курса, для изучения которого написана программа)
___________________________10 класс _________________________________
(указание параллели, на которой используется программа)
_________________________Чельцов Алексей Михайлович__________________
(сведения об авторе (фимилия, имя, отчество разработчика программы (одного или нескольких),
________учитель истории и ОБЖ ____________
(должность, квалификационная категория)
г. Ладушкин
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) для 8 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. 5-11 классы». М.: Просвещение, 2011год.
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в объеме 1 часа в неделю (35 часов в год).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
- программу курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: «Программы общеобразовательных учреждений. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. 5-11 классы». М.: Просвещение, 2011год;
- школьный учебник для 8 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О., под редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2011 г., 2012 г.), включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов «Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы». М. Просвещение, 2013г.
Программа курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 8 класса, разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».
Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях. Она включает все темы, предусмотренные программой учебного курса. Изменений в авторскую образовательную программу под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений) не внесено.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих целей:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих задач:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе
Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Персептивные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Виды и формы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на | Примерное количество часов самостоятельной работы учащихся | Дата | |
уроки | обобщающие | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Тема 1. Виды и причины опасных ситуаций техногенного характера | 3 | 2 | 1 | ||
2 | Тема 2. Пожары и взрывы | 5 | 4 | 1 | ||
3 | Тема 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ | 5 | 4 | 1 | ||
4 | Тема 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ | 5 | 4 | 1 | ||
4 | Тема 4. Гидродинамические аварии | 5 | 4 | 1 | ||
5 | Тема 5 Нарушение экологического равновесия. | 6 | 5 | 1 | ||
6 | Тема 6. Безопасное поведение на улицах и дорогах | 5 | 4 | 1 |
№ | Наименование разделов и тем: | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Кол-во часов | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Дата проведения | |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Тема 1. Виды и причины опасных ситуаций техногенного характера (3ч.) | Понятия авария, катастрофа, ЧС | 1 | Изучение нового материала | Виды аварий, масштабы распространения | Уметь работать с текстом учебника, отвечать на вопросы. | Различие между аварией и катастрофой | |||
2 | Характеристика основных видов ЧС техногенного характера и их последствий | 1 | Комбинированный | Типы аварий | Уметь работать с текстом учебника, отвечать на вопросы, давать определение понятий | Устный и письменный опрос | Техногенные происшествия | |||
3 | Причины и стадии развития техногенных происшествий | 1 | Комбинированный | Развитие аварий | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, выделять главное, работать с учебником, отвечать на вопросы | Опрос, письмен-ные задания | Статьи УК по ЧС | |||
4 | Пожары и взрывы ( 5 ч.) | Пожары | 1 | Комбинированный | Пожар, горение условия горения | Знать основные положения урока, делать выводы, выделять главное, работать с источником, отвечать на вопросы | Опрос, письмен-ные задания | Типы горючести материалов | ||
5 | Взрывы | 1 | Комбинированный | Понятие взрыва | Знать основные положения урока,работать с учебником, отвечать на вопросы. | Опрос, письмен-ные задания | Взрывоопасные объекты | |||
6 | Условия и причины возникновения взрывов и пожаров | 1 | Комбинированный | Бытовые и техногенные условия взрывов и пожаров | Знать основные положения урока,работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Действия жильцов при пожаре в доме | |||
7 | Последствия взрывов и пожаров | 1 | Комбинированный | Основные поражающие факторы | Знать основные положения урока,работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Вторичные последствия | |||
8 | Меры пожарной безопасности | 1 | Комбинированный | Соблюдение мер пожарной безопасности. Эвакуация | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Маршрут эвакуации | |||
9 | Аварии с выбросом опасных химических веществ (5 ч.) | Опасные химические вещества и объекты | 1 | Комбинированный | Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Химически опасные объекты (ХОО) | ||
10 | Характеристика АХОВ и их поражающих факторов | 1 | Комбинированный | Показатели АХОВ, токсичность, воздействие на человека | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | История применения АХОВ | |||
11 | Причины и последствия аварий на ХОО | 1 | Комбинированный | Меры безопасности, правила при применении АХОВ | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Дозы отравления | |||
12 | Правила поведения и защитные меры | 1 | Комбинированный | Противогазы. Сигналы оповещения. | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Признаки АХОВ | |||
13 | Первая помощь пострадавшим | 1 | Комбинированный | Меры предосторожности при оказании медицинской помощи | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Симптомы поражения | |||
14 | Аварии с выбросом радиоактивных веществ (5 ч.) | Радиоактивность и радиационно опасные объекты (РОО) | 1 | Комбинированный | РОО, радиационная авария | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Опрос, письмен-ные задания | Виды происшествий на АЭС | ||
15 | Ионизирующее излучение | 1 | Комбинированный | Природа, единицы измерения. | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Биологические эффекты | |||
16 | . | Естественная радиоактивность | 1 | Комбинированный | Сила естественного излучения | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Опрос, письмен-ные задания | Радиоактивные вещества в организме человека | ||
17 | . Характеристика очагов поражения | 1 | Комбинированный | Особенности поражения и принципы защиты | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Опрос, письмен-ные задания | Зоны поражения | |||
18 | Правила поведения населения при радиационных авариях | 1 | Комбинированный | Сигналы при аварии. | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Реабилитация | |||
19 | Обобщающий урок по теме: Радиация | 1 | Комбинированный | Выведение радионуклидов из организма | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | ||||
20 | Гидродинамические аварии (5 ч.) | Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения | 1 | Комбинированный | Плотины и гидроузлы | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Разновидности ГТС | ||
21 | Причины и виды гидродинамических аварий | 1 | Комбинированный | Фазы гидродинамической аварии | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Зоны затопления | |||
22 | Последствия гидродинамических аварий | 1 | Комбинированный | Масштабы аварий. Поражающие факторы. | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Опрос, письмен-ные задания | Вторичные последствия | |||
23 | Меры по защите населения от гидродинамических аварий. | 1 | Комбинированный | Эвакуация. Оповещение населения. | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Опрос, письмен-ные задания | Возвращение в зону эвакуации | |||
24 | Правила поведения при угрозе затопления | 1 | Комбинированный | Роль органов ГО и ЧС | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Опрос, письмен-ные задания | Нормативная база при эвакуации. | |||
25 | Нарушение экологического равновесия (6 ч.) | Экология и экологическая безопасность | 1 | Комбинированный | Биосфера, техносфера, экосистема | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Экологическая безопасность | ||
26 | Биосфера и человек | 1 | Комбинированный | Загрязнение биосферы | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Вещества загрязняющие биосферу | |||
27 | Загрязнение атмосферы | 1 | Комбинированный | Атмосфера. Загрязнение атмосферы | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный опрос | Ответственность за загрязнение атмосферы | |||
28 | Загрязнение почв | 1 | Комбинированный | Литосфера, почва | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Ответственность за загрязнение почв | |||
29 | Загрязнение воды | 1 | Комбинированный | Факторы влияющие на загрязнение воды | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Ответственность за загрязнение воды | |||
30 | Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ | 1 | Комбинированный | Виды излучений | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Шум. | |||
31 | Безопасное поведение на улицах и дорогах (5 ч.) | Правила для велосипедистов | 1 | Комбинированный | ПДД для велосипедистов | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Уход за велосипедом | ||
32 | Правила для роллинга | 1 | Комбинированный | ПДД для роллеров, как ездить без травм | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Характеристика роликовых коньков | |||
33 | Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 | Комбинированный | Преступление, УК РФ, наказание | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Устный и письменный опрос | Статьи УК для несовершеннолетних | |||
34 | Как уберечь себя от преступлений | 1 | Комбинированный | Безопасность в общественных местах, на транспорте, способы самозащиты | Знать основные положения урока, работать с учебником, отвечать на вопросы. | Практическое занятие | ||||
Итого | 34 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, УСПЕШНО
ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социалного характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Формы и средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
Школьный учебник для 8 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под общей редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2011,2012 г.).
Дополнительная литература
УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания издательства «Просвещение»:
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные Смирнов А.Т., Хренников Б.О. разработки. Пособие для учителей и методистов.
Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 272 с. - (Библиотека учителя).
Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 112 с.
«Безопасность дорожного движения» для основной школы (под общей редакцией Смирнова А.Т.), который дополняет учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности».
Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 классы: Учебно-методическое пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2006. - 76 с. - (библиотека учителя).
Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс». - М.: Дрофа, 2007. - 170 с. - (Готовые домашние задания).
Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс». - М.: Дрофа, 2007. - 160 с. - (Готовые домашние задания).
Легкобытов А.В. Основы психологической безопасности личности. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 158 с. - (Библиотека учителя).
Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 336 с.
Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование).
УМК «Безопасность дорожного движения»:
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под ред. Смирнова А.Т. Обучение правилам дорожного движения. Методическое пособие. 5-9 кл.
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под. ред. Смирнова А.Т. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В. Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. В 2 частях. Часть первая. (12 плакатов). Часть вторая. (12 плакатов).
Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2008.
Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». А.А. Михайлов. 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2009.
Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2009.
Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы/ В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов.- М.: Дрофа, 2008.-285.
Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-методическое пособие / С.С. Соловьев. 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт.-сост. В.Е. Амелина. – М.: Глобус, 2006.
Оборудование и приборы
1. Плакат «Действия при техногенных авариях».
2. Плакат «Средства и способы защиты в зоне поражения».
3. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».
4. Фильтрующие противогазы ГП-5, респираторы Р-2, ватно-марлевые повязки.
5. Аптечка первой медицинской помощи.
6. Персональный компьютер.
7. Мультимедийный проектор, настенный экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...