Здоровьесберегающие технологии на уроках Основ безопасности жизнедеятельности
статья по обж
Здоровье подрастающего поколения является одним из ключевых аспектов развития будущего населения страны, а так же является основой национальной безопасности государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Сорвин Игорь Викторович,
преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ ЦО №41 г. Тулы.
Здоровьесберегающие технологии на уроках
Основ безопасности жизнедеятельности
Здоровье подрастающего поколения является одним из ключевых аспектов развития будущего населения страны, а так же является основой национальной безопасности государства.
В соответствии с ФГОС начального, основного, среднего общего образования формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся является приоритетом деятельности образовательного учреждения. Школа в обязательном порядке должна сформировать у учеников такие понятия как: «здоровый образ жизни», «здоровье».
На уроках ОБЖ большое внимание уделяется решению проблематики этих вопросов. Целью работы является создание условий для формирования здорового и безопасного образа жизни, и воспитания психологически, духовно и физически здоровой личности, которая владеет знаниями, умениями и навыками сохранения и укрепления собственного здоровья и окружающих.
Как говорил Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970гг): «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит не только физическая форма, но и их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
Под понятием «здоровье» Всемирная Организация Здравоохранения определяет следующее: «Это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». Следовательно, исходя, из вышеизложенного можно сделать вывод, что для развития здоровья важно вести физически здоровый образ жизни, развивать творческие способности, общение, чувство юмора, любовь (психическое здоровье), а также воспитать бережное отношение к себе, окружающим, жизни, природе, труду (духовное – нравственное здоровье).
Известно, что обучение детей в школе зависит от состояния здоровья. Здоровые дети чаще всего активные и самостоятельные, но, к сожалению, статистика говорит нам о снижении уровня здоровья подрастающего поколения. Большой процент школьников имеет проблемы со зрением и осанкой. По данным Института Физиологии только 5% выпускников школ считаются абсолютно здоровыми. Для того, чтобы повысить процент здоровых детей, в школах на уроках ОБЖ стараются использовать здоровье сберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии –это система мер по охране и укреплению здоровья детей, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития, что является неотъемлемой частью урока. Учитель старается создать на своих уроках благоприятные условия, для этого необходимо учитывать следующие принципы:
- принцип природоссобразности, о котором говорил Я.А. Коменский, согласно которому построение образовательного процесса должно осуществляться на знаниях природы ребенка и закономерности его развития;
- принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям школьников, соответствовать их индивидуальным возможностям;
- структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности обучающихся (вводная часть, основная и заключительная);
- использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма обучающихся.
Цели, направленные на установку здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ:
- создание педагогических условий для формирования культурного безопасного образа жизни учащихся;
- укрепление материально – технической базы;
- организация образовательного процесса в соответствии с санитарно– гигиеническими нормами и правилами;
- стимулировать у детей желание активной жизненной позиции, быть здоровыми.
Организация уроков ОБЖ по формированию здорового образа жизни осуществляется с учетом основных векторов:
- установка, сохранение, поддержание и укрепление здоровья;
- мотивация ведения здорового образа жизни;
- освоение навыка саморегуляции и самоконтроля, рефлексии;
- формирование коммуникативной функции личности с обществом.
Яркий пример в формировании вышеизложенных принципов в жизни учащихся, это использование многообразия различных видов, форм, методов работы на уроках. Это позволяет сделать процесс обучения наполненным, творческим, интересным, а также позволяет прочно войти знаниям в повседневную жизнь обучающихся. Поэтому на уроках ОБЖ можно использовать следующие формы работы:
- выполнение творческих заданий и проектов;
- постановка проблемных вопросов и обсуждение их в ходе беседы;
- проведение тестирований, анкетировании, опросов.
Ученики в ходе такой разнообразной работы смогут обучится реальным принципам сохранения здоровья, обучатся грамотно использовать собственные ресурсы здоровья, а также сформируют активную гражданскую позицию.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что, использование на уроках ОБЖ форм и методов, позволяющих сочетать в себе умственную деятельность и физическую активность, побуждают интерес детей к формированию здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О. И. Жидкова, В. С. Алексеев, Н. В. Ткаченко Безопасность жизнедеятельности Шпаргалки О. И. Жидкова, В. С. Алексеев, Н. В. Ткаченко Безопасность жизнедеятельности Шпаргалки
Издание содержит информативные ответы на все вопросы курса "Безопасность жизнедеятельности" в соответствии с Государственным образовательным стандартом....
СЦЕНАРИЙ церемонии награждения победителей и призеров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности, физической культуре, технологии, мировой художественной культуре, технологии, экологии, экономике
Материал можно использовать при проведении церемонии награждения победителей и призеров олимпиад по разным предметам, различного уровня....
Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках математики, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности учащихся коррекционной школы.
В данной статье освещается вопрос об использовании здоровьесбережения на уроках математики. Применение на уроках упражнений, заданий, связанных с изучением своего здоровья и умение использовать получе...
Урок (занятие) с использованием информационных технологий Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности Тема: «Электричество» 5 класс
Ляпунова Ольга Юрьевна Урок (занятие) с использованием информационных технологийДисциплина: Основы безопасности жизнедеятельностиТема: «Электричество»5 классВведение....
презентация к уроку с использованием информационных технологий Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности Тема: «Электричество» 5 класс
Приложение к конспеку урока на тему "Электричество" 5 класс Цель. По окончании урока учащиеся должны:а) знать:• почему опасно электричество и в чем это заключается;• как уберечь себя от поражения...
Здоровьесберегающие технологии и организация безопасного образовательного пространства в МБОУ СОШ №7 им. О.Н. Мамченкова
Опыт применения здоровьесберегающих технологий и организации безопасного образовательного пространства в МБОУ СОШ №7 им. О.Н. Мамченкова ...
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности»
Выступление на ШМО классных руководителей по теме: « Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасн...